Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таможенная статистика




Информационные технологии в таможенном деле

 

 

1. Информационные системы и информационные -технологии в таможенном деле

Этим вопросам посвящена глава 40 ТК РФ (ст. 423 — 427), положения которой отражают современные тенденции развития общества и государст­ва, возросшую роль информации в деятельности всех органов государствен­ной власти, в том числе таможенных.

Таможенные органы осуществляют разработку, создание и использова­ние информационных систем, информационных технологий и средств их

обеспечения.

Информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, разрабатываемые и производимые таможенными органами или приобретаемые ими, находятся в федеральной собственности. Правомо­чия собственника осуществляются ФТС России, которая устанавливает по­рядок формирования и использования информационных ресурсов таможен­ных органов, определяет требования к документированию такой информа­ции.

Согласно статье 427 ТК РФ защита информации и прав субъектов, уча­ствующих в информационных процессах и информатизации, соответствие уровня защиты информации определяемой категории информации и кон­троль за соблюдением требований к защите обеспечиваются таможенными органами, в ведении которых находятся информационные ресурсы.

 

 

1. Понятие, цели и виды таможенной статистики —внешней торговли

Таможенная статистика является одним из элементов таможенного де­ла в Российской Федерации и служит изучению и анализу количественной стороны явлений и процессов, происходящих во внешней торговле. С ее по­мощью осуществляется контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, оценка состояния правопорядка в таможенной сфе­ре и т.д.

Ведение таможенной статистики — одна из функций таможенных орга­нов. Она осуществляется в соответствии с ТК РФ (ст. 26—28) и иными нор­мативно-правовыми актами.

Целями таможенной статистики являются:

— обеспечение высших органов государственной власти, иных государ­ственных органов полной, достоверной и своевременной информацией о со­стоянии внешней торговли Российской Федерации;

— контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных по­шлин, налогов;

— анализ состояния и развития внешней торговли России, ее торгового и платежного балансов и состояния российской экономики в целом.

Таможенная статистика подразделяется на таможенную статистику внешнеэкономических связей и специальную таможенную статистику.

Предметом наблюдения и изучения в таможенной статистике внешней торговли является внешнеторговый оборот страны, т.е. экспорт и импорт то­варов в их количественном и стоимостном выражении, а также географиче­ская, направленность экспорта и импорта.

Федеральная таможенная служба определяет объекты статистическо­го наблюдения и учета стран — торговых партнеров по импорту и экспорту и перечень обязательных показателей таможенной статистики внешней тор­говли.

Наиболее полно количественный учет отражает объемы международ­ного товарооборота. Кроме данных о количестве экспортных и импортных товаров таможенная статистика внешней торговли включает стоимостную оценку. Данные таможенной статистики представляются в форме кварталь­ных и годовых публикаций. Издание и распространение данных таможенной статистики внешней торговли на коммерческой основе на внутреннем и внешнем рынках производится исключительно с разрешения таможенных органов России.

Специальная таможенная статистика — это совокупность данных, ха­рактеризующих итоги деятельности отдельных таможенных органов как в целом, так и на отдельных направлениях их деятельности по оперативным, экономическим и правоохранительным составляющим, куда входят следую­щие объекты изучения:

— статистика декларирования, характеризующая вывоз и ввоз товаров по видам таможенных режимов, учитываемых таможенной статистикой внешней торговли;

— статистика таможенных платежей, характеризующая долю и роль та­моженных платежей в формировании доходной части федерального бюд­жета;

— статистика валютного контроля, ведущая учет экспортных товаров в количественном и стоимостном выражении в привязках к срокам поступле­ния и суммам валютной выручки;

— статистика конфискатов, характеризующая количество случаев на­рушений таможенных правил во внешнеторговом обороте;

— статистика международных почтовых отправлений, отражающая учет посылок и других почтовых отправлений, выпущенных с территории России и, наоборот, пропущенных на нее;

— статистика международных перевозок, отражающая учет транспорт­ных средств, пересекающих границу России как на въезд, так и на выезд;

— статистика пассажирооборота, отражающая учет физических лиц, проследовавших через границу России.

Как правило, данные специальной таможенной статистики используют­ся таможенными органами при подготовке справочно-аналитических мате­риалов, позволяющих принимать управленческие решения, и информацион­но-аналитических материалов для информирования о деятельности тамо­женных органов федеральных, а в необходимых случаях — местных органов государственной власти и управления, а также средств массовой информа­ции.

2. Страны происхождения товара

Таможенная политика любого государства по отношению к различным странам не одинакова. Связано это со многими факторами, в том числе с преференциями и запретами на ввоз (вывоз) товаров из какого-либо госу­дарства, которые установлены в конкретной отдельно взятой стране. Анало­гичная ситуация характерна и для России.

Таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу России, производится с учетом таких характеристик товара, как страна его происхождения и классификационный код, присваиваемый това­ру в строгом соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД). Обязанность четко определять эти два важных свой­ства товара вызвана необходимостью применения мер таможенно-тарифно­го регулирования, а также запретов и ограничений, установленных в соот­ветствии с российским Законодательством о государственном регулирова­нии внешнеторговой деятельности, и зависит от страны происхождения товаров.

В главе 6 ТК определен порядок определения этих характеристик. Так, страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соот­ветствии с критериями или в порядке, установленными Таможенным кодек­сом. При этом под страной происхождения товаров может пониматься груп­па стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, ес­ли имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

В то же время товарами, полностью произведенными в данной стране, согласно статье 31 ТК РФ считаются:

— полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее терри­ториальном море или на его морском дне;

— продукция растительного происхождения, выращенная или собран­ная в данной стране;

— животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

— продукция, полученная в данной стране из выращенных в ней живот­ных;

— продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного про­мысла в данной стране;

— продукция морского рыболовного промысла и другая продукция мор­ского промысла, полученная судном данной страны; продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из выше­перечисленной продукции;

— продукция, полученная с морского дна или из морских недр за преде­лами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;

— отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производ­ственных или иных операций по переработке в данной стране, а также быв­шие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные толь­ко для переработки в сырье;

— продукция высоких технологий, полученная на космических объектах, находящихся в космическом пространстве, если данная страна является го­сударством регистрации соответствующего космического объекта;

— товары, изготовленные в данной стране исключительно из вышепе­речисленной продукции.

В отношении определения критериев переработки действуют следую­щие правила: если в производстве товаров участвуют две страны и более, страной происхождения товаров считается страна, в которой были осущест­влены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отве­чающие критериям достаточной переработки (ст. 32 ТК РФ).

Если в отношении отдельных видов товаров или какой-либо страны осо­бенности определения страны происхождения товаров, ввозимых на тамо­женную территорию России, особо не оговариваются, применяется общее правило: товар считается происходящим из данной страны, если в результа­те осуществления операций по переработке или изготовлению товаров про­изошло изменение классификационного кода товаров по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков. Таким образом, законодатель отсылает нас к одному из основополагающих таможенных документов — ТН ВЭД при определении степени переработки товара.

Для определения страны происхождения товаров также используются в порядке, определяемом Правительством РФ, следующие критерии доста­точной переработки:

— выполнение определенных производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;

— изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости ис­пользованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксиро­ванной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).

Помимо того, Кодекс устанавливает ряд случаев, когда действия, про­изведенные над товаром, не отвечают критериям достаточной переработки.

К ним относятся:

—операции по обеспечению сохранности товаров во время их хранения

или транспортировки;

— операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (деле­ние партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);

— простые сборочные операции и иные операции, осуществление кото­рых существенно не изменяет состояние товара, по перечню, определяемо­му Правительством РФ;

— смешивание товаров, происходящих из различных стран, если харак­теристики конечной продукции существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.

Установлены некоторые особенности определения страны происхожде­ния товаров (ст. 33 ТК РФ). Так, товары в разобранном или несобранном ви­де, поставляемые несколькими партиями по причине невозможности их от­грузки одной партией в силу производственных или транспортных условий, а также товары, партия которых разделена на несколько партий в результате ошибки, должны рассматриваться по желанию декларанта как единый товар при определении страны происхождения товаров.

Принадлежности, запасные части и инструменты, предназначенные для использования с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами, считаются происходящими из той же страны, что и машины, оборудование, аппараты или транспортные средства, при условии, что эти принадлежности, запасные части и инструменты ввозятся и используются совместно с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами в комплектации и количестве, которые обычно поставляются с этими устройствами.

Упаковка, в которой товар ввозится на таможенную территорию Рос­сии, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, за исключе­нием случаев, когда упаковка подлежит декларированию отдельно от това­ра. В этих случаях страна происхождения упаковки определяется отдельно от страны происхождения товаров.

По общему правилу, закрепленному в статье 35 ТК РФ, документом, удостоверяющим страну происхождения товаров, может служить деклара­ция о происхождении товара, составленная в произвольной форме, при ус­ловии, что в ней указаны сведения, позволяющие определить страну проис­хождения товаров. В качестве такой декларации могут использоваться ком­мерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам, содержащие заявление о стране происхождения товаров, сделанное изгото­вителем, продавцом или экспортером в связи с вывозом товаров.

Согласно статье 37 ТК РФ представление документа, подтверждающе­го страну происхождения товаров, не требуется, если:

— ввозимые на таможенную территорию России товары заявляются к таможенному режиму международного таможенного транзита или таможенному режиму временного ввоза с полным освобождением от уплаты тамо­женных пошлин, налогов, за исключением случаев, когда таможенным орга­ном обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров являет­ся страна, товары которой запрещены к ввозу в Россию или транзиту через ее территорию в соответствии с международными договорами России или российским законодательством;

— общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через тамо­женную границу, отправленных в одно и то же время одним и тем же спосо­бом одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, составляет менее 20 тыс. руб.;

— товары перемещаются через таможенную границу физическими ли­цами в соответствии с главой 23 ТК РФ и др.

На практике с необходимостью указания страны происхождения товара чаще всего сталкиваются компании, осуществляющие систематические опе­рации по ввозу-вывозу товара на территорию России, в то время как физи­ческие лица, перевозящие товары в сопровождаемом багаже, в большин­стве своем избавлены от этого.

Согласно требованию Таможенного кодекса товары при их деклариро­вании таможенным органам подлежат классификации, т.е. в отношении то­варов определяется классификационный код (классификационные коды) по ТН ВЭД

ТН ВЭД утверждается Правительством РФ исходя из принятых в меж­дународной практике систем классификации товаров. Он представляет со­бой своего рода справочник, в котором содержатся названия всех возмож­ных товаров, разбитых в зависимости от их вида на соответствующие груп­пы и подгруппы. Каждой группе (подгруппе) соответствует определенный числовой код, которые в совокупности и составляют классификационный код конкретного товара, пересекающего таможенную границу России. В за­висимости от этого классификационного кода лицо, перемещающее товар, обязано уплатить соответствующие налоги и сборы, представить необходи­мые разрешительные документы. Кроме того, наличие классификационного кода облегчает таможенным органам осуществление учета ввозимых (выво­зимых) товаров.

Таким образом, ТН ВЭД применяется для осуществления мер таможен­но-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, а также для ведения таможенной ста­тистики внешней торговли России.

3. Товарная номенклатура

внешнеэкономической деятельности

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утвер­ждается Правительством РФ исходя из принятых в международной прак­тике систем классификации товаров и регулируется Таможенным кодек­сом (ст. 39 — 44).

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности —.это классификатор, который применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики внеш­ней торговли.

От ведения товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельно­сти, классификации и кодирования товаров зависит обоснованное начисле­ние и взимание таможенных платежей. В соответствии с принятой системой классификации всем товарам, товарным группам, подгруппам присваивают­ся специальные коды. Кодовая система классификатора позволяет давать необходимую информацию в форме, удобной для ее сбора, передачи и по­следующей обработки.

Таможенные органы России осуществляют ведение ТН ВЭД СНГ, а именно:

— обеспечивают слежение за изменениями и дополнениями междуна­родной основы ТН ВЭД международными пояснениями и другими решения­ми по толкованию этой основы;

— приводят ТН ВЭД СНГ в соответствие с международной основой;

— обеспечивают опубликование ТН ВЭД СНГ;

— разрабатывают и утверждают пояснения и другие решения по толко­ванию ТН ВЭД СНГ и обеспечивают их опубликование;

— осуществляют иные функции, необходимые для ведения ТН ВЭД СНГ.

Итоговая информация по товарной структуре внешней торговли пред­ставляется в ежеквартальных бюллетенях и ежегодных сборниках «Тамо­женная статистика внешней торговли Российской Федерации».

 

. Участие Российской Федерации




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 3608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.