КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Количественные и качественные изменения МТС
Основные параметры МТС. МИРОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА И СТРУКТУРА ПЕРЕВОЗОК ЛЕКЦИЯ 4 1. Основные параметры МТС. 2. Критерии национальных и макрорегиональных особенностей в работе транспорта. 3. Внутриотраслевые сдвиги и тенденции МТС. 4. Транспортная отрасль и мирохозяйственных связи. 5. Противоречия развития транспортной системы. Мировая транспортная система (МТС) – это все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности. МТС сформировалась в XX в.. Общая длина транспортной сети мира (без морских путей) превышает 35 млн. км., что в 740 раз превышает длину экватора и в 80 раз расстояние от Земли до Луны. Для характеристики МТС используют следующие показатели: 1) сеть путей сообщения; 2) работу транспорта; 3) основные грузо- и пассажиропотоки. Работа транспорта определяется размерами и структурой перевозок грузов и пассажиров. Перевозку грузов измеряют при помощи: 1) массы грузов, которая в мире превышает 100 млрд. т. в год.; 2) грузооборота (в начале 50-х гг. ХХ в. мировой грузооборот составлял около 7 трлн. ткм, в 2000 г он достиг 50 трлн. ткм). По мере роста грузооборота происходили изменения в его структуре. В 50-е гг. ХХ в. лидерами по грузообороту были морской (52%) и железнодорожный транспорт (31%). Доля трубопроводного и автомобильного была незначительной (4 и 7,5% соответственно). На современном этапе происходит снижение доли железных дорог и внутренних водных путей в перевозках грузов и увеличение доли морского и трубопроводного транспорта. На морской транспорт приходится около 80% международных (в т.ч. межконтинентальных) перевозок. Грузовладельцы оплачивают судовладельцам в виде фрахта за перевозки грузов в международных морских сообщениях 105 – 110 млрд. $ ежегодно, что равно приблизительно 7 % стоимости мирового экспорта. Значительное повышение роли жидкого и газообразного топлива и сырья, быстрое развитие нефтехимической промышленности способствовали повышению роли трубопроводного транспорта. В действительности более 80% всех грузов перевозит автомобильный транспорт, морской – всего 3,5%. Однако поскольку средняя дальность перевозок на автомобильном транспорте составляет всего 30 км, а на морском 7 – 8 тыс. км, то грузооборот морского оказывается намного большим. На первоначальных стадиях индустриального развития в структуре грузооборота большой удельный вес имели сырье и топливо, вследствие чего транспортная составляющая в цене товара достигала 30 – 40%. В настоящее время под воздействием НТП, она снизилась у потребителя до 5 – 10% Пассажирские перевозки измеряют численностью перевезённых пассажиров и пассажирооборотом. Все виды транспорта ежегодно перевозят более 1 трлн. пассажиров. Пассажирооборот увеличился с 2,5 трлн. пасс-км в 1950 г. до 19 трлн. в 2000 г. Основные транспортные и пассажиропотоки бывают меж- и внутриконтинентальные. Межконтинентальные перевозки массовых (наливных, газообразных, насыпных) грузов осуществляют преимущественно морским транспортом. На морской транспорт также приходится основная часть межконтинентальных перевозок генеральных (штучных) грузов (автомобилей). Во внутриконтинентальных перевозках грузов и пассажиров главную роль играют автомобильный и железнодорожный транспорт, в перевозках нефти – трубопроводный. Перспективы развития мирового транспорта в XXI веке зависят от темпов роста мировой экономики и мировой торговли, а также от геополитической ситуации в мире и регионах. По прогнозам можно ожидать относительно умеренного роста перевозок. Доля транспорта в мировом ВВП колеблется от 4 до 15%. В перевозках участвуют свыше 650 млн. автомобилей, 40 тыс. морских судов, 10 тыс. рейсовых самолетов, 200 тыс. локомотивов. Количество этих транспортных средств растёт. В 70–90-е гг. протяжённость железных и шоссейных дорог в целом стабилизировалась. В США и странах Западной Европы в последние годы сокращается сеть железных дорог вследствие конкуренции со стороны автомобильного транспорта. Происходит качественное изменение транспортной сети мира: растёт протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твердым покрытием, сети трубопроводов большого диаметра.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |