Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Железнодорожный транспорт. Возникновение и развитие железнодорожного транспорта относится к первой половине XIX в




Сухопутный транспорт.

Возникновение и развитие железнодорожного транспорта относится к первой половине XIX в. и связано с бурным ростом капиталистического способа производства. Родина этого вида транспорта – Великобритания.

Железнодорожный транспорт – вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов по рельсовым путям в вагонах (поездах) с помощью локомотивной тяги. Железнодорожный путь – комплекс сооружений и устройств, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеёй для движения подвижного состава железнодорожного транспорта. Основные элементыжелезнодорожного пути: верхнее строение, земляное полотно, инженерные сооружения (мосты, тоннели…).

Железнодорожный транспорт относится к внутриконтинентальному виду транспорта. Обслуживая перевозки в государствах какого-либо региона, он приобретает значение международного вида транспорта. Железные дороги не всегда образуют единую систему из-за разной ширины колеи. Западная Европа, за исключением Пиренейского полуострова и Финляндии, имеет единую колею. В РФ колея соответствует западноевропейской, но шире восточноевропейской. В других регионах в пределах одного государства разная колея.

Достоинства железнодорожного транспорта: высокая пропускная и провозная способность; надёжность работы благодаря независимости от климатических условий (исключение – обрыв электрических проводов при стихийных бедствиях); возможность сооружения путей сообщения на любой сухопутной и водной территории при наличии паромов; непосредственная связь с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями любых отраслей экономики (отдельные отрасли имеют свои подъездные пути для выхода на магистральную сеть); массовость перевозок в сочетании с низкой себестоимостью и достаточно высокой скоростью доставки; более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта.

Недостатки железнодорожного транспорта: «привязка» к колее; высокая первоначальная стоимость основных фондов (вагон дороже автомобиля, но дешевле воздушного или морского судна); высокая металлоёмкость, трудоёмкость, низкая производительность труда.

Технология работы железнодорожного транспорта сложная. Это связано с привязкой к железнодорожной колее. Основой технологии работы является теория расписаний (график движения); план формирования поездов по направлениям движения; согласованный план формирования поездов на магистральном направлении с графиком работы подъездных путей предприятий, имеющих связь с магистральной сетью железных дорог.

Принципы работы железных дорог:

1. на занятый перегон не может выйти другой поезд (для повышения пропускной способности перегоны дробятся на участки);

2. движение осуществляется только поездами (пассажирскими, грузовыми, почтовыми, смешанными), которые переформировываются по маршруту движения;

3. грузы следуют между сортировочными станциями, на которых переформировываются поезда;

4. управление транспортным процессом производится через диспетчерский центр;

5. смена бригады паровоза производится через 100 – 120 км (забор воды необходим через 600 – 800 км); современная тяга позволяет менять бригаду через 200 – 300 км, а локомотив – через 1000 км;

6. перевозка происходит при разной ширине колеи;

7. отправки грузов – повагонные, мелкими партиями, поездные или маршрутными поездами (характерны для перевозки навалочных грузов).

К подвижному составу железнодорожного транспорта относятся: локомотивы (грузовые, маневровые, электропоезда для пригородного сообщения и метрополитена) и вагоны (грузовые, пассажирские, специальные, специализированные по виду груза).

На Западную Европу приходится 3/4 протяжённости железных дорог. Единую транспортную систему железные дороги образуют в Северной Америке и Западной Европе (плюс часть государств Восточной Европы). В СНГ – самостоятельная система железных дорог. В развивающихся странах железнодорожная сеть развита недостаточно. Во многих из них, например, Афганистане, Чаде, Нигере, Мальдивские о-вах, Буркина-Фасо, Бурунди, Йемене и др., она вообще отсутствует.

Таблица 2

Первая десятка стран мира по длине железных дорог, 2011

страна длина, км страна длина, км
1. США 226 427 6. ФРГ 41 896
2. РФ 87 157 7. Австралия 37 855
3. Китай 77 834 8. Аргентина 31 409
4. Индия 63 327 9. Франция 29 213
5. Канада 46 688 10. Бразилия 28 857

Также железнодорожная сеть превышает 10 000 км в следующих странах: Японии, Польше, Украине, ЮАР, Италии, Мексике, Великобритании, Испании, Казахстане, Швеции, Румынии.

Для характеристики работы железнодорожного транспорта на современном этапе развития всё большее значение приобретают не количественные, а качественные показатели, в частности, электрифицированность. Электрифицированность железных дорог в Восточной и Западной Европе намного выше, чем в Северной Америке. Но в Европе не все направления электрифицированы; на электрифицированных направлениях разные стандарты (например, по напряжению). По длине электрифицированных железных дорог первое место занимает РФ (40 тыс. км), затем идут ФРГ, Франция, Италия, Индия и Китай.

В Северной Америке и Западной Европе все государства связаны общерегиональной сетью (в Европе после сооружения тоннеля под Ла Маншем добавилась Англия; со Скандинавскими странами связь осуществляется через мосты и железнодорожные паромы).

Западная Европа связана с Китаем посредством Восточной Европы через дороги разной колеи. Других межрегиональных сетей нет. Существуют проекты подводных тоннелей, соединяющих Европу с Африкой; РФ с США, но пока они не имеют основы. Железнодорожная сеть формировалась 200 лет, но пока не привела к единой мирохозяйственной системе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 941; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.