Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Морской транспорт




Морской транспорт – вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров морскими судами на международных и внутренних (каботажных) линиях.

Каботаж – судоходство между портами одной страны. Большой каботаж осуществляется между портами различных морей (например, судоходство через Панамский канал у США). Малый – между портами одного или смежных морей (например, судоходство по Чёрному морю между Новороссийском и Туапсе).

Морской транспорт в наибольшей степени содействовал интеграции и интернационализации, является важной составляющей мировой транспортной системы. Порты осуществляют подавляющую часть перевозок межрегиональных торговых грузов.

Преимущества морского транспорта: возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок внешнего оборота; небольшие первоначальные вложения в транспортные пути; низкая себестоимость перевозки (морские пути не требуют много затрат на содержание и большого числа занятых); большая производительность, чем у остальных видов транспорта (наибольшая грузоподъемность); незначительные затраты энергии благодаря гладкости пути; почти неограниченная пропускная способность; высокий уровень механизации перегрузочных работ. С НТП происходило совершенствование морских транспортных средств (например, у контейнеровозов большая грузоподъемность и степень безопасности).

Грузоподъёмность – максимальная масса груза, которую транспортное средство способно в определенных условиях поднять в один прием, переместить или перевезти.

Недостатки морского транспорта: низкие скорости; некоторая зависимость от погодно-климатических условий; необходимость создания дорогостоящих портовых хозяйств с высоким уровнем механизации; возможные экологические проблемы при перевалке грузов.

 

Технология работы морского транспорта:

1. линейная – закрепление судов за определенными портами и работа по стабильному расписанию, что позволяет использовать суда более экономично, обеспечивает стабильность загрузки, возможность оптимизации маршрутов движения и перегрузочных работ (например, пассажирские суда, паромы);

2. рейсовая (трамповая) – суда работают по времени, согласованному с заказчиками;

3. фрахт – разовые сдачи в наём для отдельных перевозок во внешней торговле без перехода права собственности. Фрахт – плата за перевозку грузов или пассажиров различными видами транспорта, г.о. морским. Фрахтование – заключение договоров на международные перевозки грузов или пассажиров.

Технология погрузочно-разгрузочных работ отличается тем, что при нехватке мощности или глубины портов перегрузку приходится производить в акватории порта: у береговых причалов, плавучими причалами (понтонами), дебаркадерами (набережными, вынесенными на сваях в акваторию порта), у рейдов, у мест якорной стоянки судов. К ведущим проблемам морского транспорта относятся повышение скорости судов; модернизация старых типов подвижного состава и создание новых; модернизация портов; развитие системы «река – море», «Ро-Ро» и т.д.

Морской транспорт, являясь самым дешевым видом транспорта, обеспечивает 70% международных грузоперевозок, что составляет порядка 4 млрд. тонн. На долю морского транспорта приходится 4/5 грузооборота всех видов транспорта. Грузооборот увеличивается, несмотря на конкуренцию (добыча и поставки на экспорт топлива). Протяженность морских трасс велика – от 8 – 10 тыс. км и более. Тоннаж морского торгового флота превышает 450 млн. т. До середины 70-х гг. ХХ в. половину этого тоннажа составляли танкеры. Но их доля уменьшилась, а доля сухогрузов возросла.

В состав торгового флота входят суда разного типа в зависимости от характера перевозки грузов. Классификация подвижного состава (флота) морского транспорта: специальный, пассажирский, грузовой (сухогрузы, наливные), спортивный, промысловый, вспомогательный (землечерпалки, буксиры, ледоколы, паромы…), плавания (неограниченного морского, ледового, «река – море»).

Основную часть международных морских грузопотоков составляют массовые наливные и навалочные грузы, в млн. т: сырая нефть около 2000, нефтепродукты – 385, железная руда – 458, каменный уголь – 556, зерно – 218, сжиженный природный газ – 102, бокситы/глинозём – 50, фосфориты – 29 (по данным 2006 г). Контейнерная революцияпривела к увеличению транспортировки генеральных грузов (готовых изделий и полуфабрикатов) контейнерными линиями. Уже существуют и кругосветные линии. Годовой объем генеральных грузов оценивается в 792 млн. т.

Морские суда плавают под флагами 160 стран, но примерно 2/3 них приходится на страны «первой десятки» (таблица 1).

Таблица 1

Первые десять стран мира по размерам тоннажа торгового флота, 2007

страна тоннаж, млн. т. страна тоннаж, млн. т.
1. Панама   6. Норвегия  
2. Либерия   7. Япония  
3. Греция   8. Мальта  
4. Кипр   9. Китай  
5. Багамские о-ва   10. США  

Наличие большого флота у некоторых развивающихся стран объясняется тем, что под «удобными флагами» на самом деле плавают суда Японии, США, Великобритании, ФРГ… До недавнего времени в состав десятки входила РФ.

Ранее перевозки обслуживали регионы, омываемые Атлантикой, сейчас возрастает роль Тихого океана. По размерам перевозок первое место принадлежит Атлантическому океану, второе – Тихому, третье – Индийскому. Большое влияние на географию морского транспорта оказывают международные морские каналы, особенно Суэцкий и Панамский.

Морские порты участвуют в мировых экономических связях. Через них проходят главные потоки самых массовых внешнеторговых грузов (руды, топлива). Они обеспечивают бесперебойную работу отраслей промышленности. Постепенно происходит создание специализированных портов по вывозу руды (Тубаран в Бразилии), угля (Ричардс Бей в ЮАР), нефти, зерна и др.

Большинство портов обрабатывает как внешнеторговые, так и внутренние (вследствие каботажа) грузы. Доля международных грузов в различных портах отличается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.