Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие конкуренции, ее виды и методы




Тема 11. Конкурентоспособность продукции и предприятия

Литература

  1. Экономика предприятия: Учебник/под ред. А.Е. Карника, М.Л. Шухгальбер – М.: Инфра-М, 2004- с.127-131
  2. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебн. Пос. – 2-ое изд. – М.:Финансы и статистика, 2002. – с. 176-179.
  3. Экономика предприятия / Под ред. В.Я.Хрипача. – Мн.: Экономпресс, 2001. – с.210-245
  4. Экономика предприятия: учеб. пособие/ Л.Н. Нехорошева и др./ - 3-е изд. – Мн.:Выш.шк. 2005, - с.226-230.
  5. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Проф. Н.А.Сафронова. – М.: «Юристъ», 1998. – с. 284-288.
  6. Экономика предприятия: Учебник для вузов / В.Я.Горфинкель и др. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – с.102-106.

 

Вопросы:

  1. Понятие конкуренции, ее виды и методы.
  2. Оценка конкурентоспособности предприятия и продукции.
  3. Управление конкурентоспособностью предприятия.
  4. Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции и предприятия.

 

Каждое предприятие должно иметь свою стратегию для достижения эффективной работы в острой конкурентной борьбе за рынки сбыта продукции.

В самом общем виде под конкуренцией понимается соперничество между лицами заинтересованными в достижении одной и той же цели.

Различают два понятия: «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность продукции (товара)».

Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал.

Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которые обеспечивают удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов.

Экономическая конкуренция – это рыночное соперничество экономически обособленных товаропроизводителей, столкновение их интересов, связанных с реализацией продукции и получения максимальной прибыли.

Борьба за потребителя является непременным условием существования предприятия на рынке. А это, как показывает, опыт зарубежных стран вынуждает предприятия постоянно искать новые виды продукции, услуг высокого качества, вести приемлемую для потребителя ценовую политику.

Как показала практика хозяйствования, уровень жизни, структура и эффективность производства, качество продукции и услуг гораздо лучше в условиях рыночной конкуренции, чем в других хозяйственных системах, включая и ту, которая базируется на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании. Конкуренция, как показало время, одно из важнейших условий развития рыночной экономики.

Однако, нужно иметь в виду, что возможности рынка не безграничны и не решают всех социально-экономических проблем. Более того, признание конкуренции, как одной из движущихся сил прогресса, имеет вторую теневую сторону: банкротство, безработица. В нивелировании этих проблем велика роль государства.

Понятием, противоположным конкуренции, является монополизм. В условиях монополии на рынке имеется один или небольшая группа покупателей (продавцов), которые устанавливают «правила игры», определяя товарную и ценовую политику. В результате общество несет повышенные издержки из-за уменьшения на рынке коммерческих предложений по товарам и услугам. Однако, следует иметь в виду, что монополизм это нормальная реакция производителя (покупателя) на отсутствие конкурента.

Как определить, какое положение занимает на рынке производитель: монополист он или нет? В соответствии с индексом Харфинала-Хиршмана безопасным с точки зрения монополизации является рынок, который состоит из 10 и более конкурентных фирм, при этом доля крупного из них не более 31% объема продаж, двух –44%, трех – 54%, четырех – 64%.

В целях создания условий для развития конкуренции в Республике Беларусь принят ряд законодательных актов (Постановление об антимонопольной политике и др.).

В маркетинге различают 3 формы конкуренции

  • Функциональная – возникает из-за того, что любую потребность можно удовлетворить разными способами. Могут ли конкурировать между собой лодки и велосипеды, лодки и автомашины? Например, для занятия туризмом используются лодки, велосипеды, автомашины и т.д. Поэтому эти товары конкурируют друг с другом.
  • Видовая конкуренция – возникает вследствие наличия товаров, предназначенных для одной и той же цели, но имеющих различия по каким-либо существенно важным характеристикам, (различные магнитофоны, компьютеры).
  • Предметная конкуренция – в результате выпуска идентичных товаров, различающихся только качеством изготовления (радиоприемники, автомобили).

В предпринимательской практике, кроме того, существуют и недобросовестные формы конкуренции: экономический и промышленный шпионаж, подделка продукции конкурентов, обман потребителей, переманивание специалистов и т.д.

Выделяют два основных метода конкуренции: ценовой и бесценовой.

1. Ценовой метод основан на ценовой политике предприятия на рынке, при котором главный упор делается на снижение или повышение цены на товары при приблизительно одинаковом их качестве и потребительской стоимости. Успех принадлежит предприятию, у которого более низкие затраты на производство и реализацию.

2. Бесценовой метод заключается в повышении качества, технического уровня товара. На современном этапе развития мировой экономики является основным методом конкуренции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.