КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие конкуренции, ее виды и методы
Тема 11. Конкурентоспособность продукции и предприятия Литература
Вопросы:
Каждое предприятие должно иметь свою стратегию для достижения эффективной работы в острой конкурентной борьбе за рынки сбыта продукции. В самом общем виде под конкуренцией понимается соперничество между лицами заинтересованными в достижении одной и той же цели. Различают два понятия: «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность продукции (товара)». Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал. Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которые обеспечивают удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов. Экономическая конкуренция – это рыночное соперничество экономически обособленных товаропроизводителей, столкновение их интересов, связанных с реализацией продукции и получения максимальной прибыли. Борьба за потребителя является непременным условием существования предприятия на рынке. А это, как показывает, опыт зарубежных стран вынуждает предприятия постоянно искать новые виды продукции, услуг высокого качества, вести приемлемую для потребителя ценовую политику. Как показала практика хозяйствования, уровень жизни, структура и эффективность производства, качество продукции и услуг гораздо лучше в условиях рыночной конкуренции, чем в других хозяйственных системах, включая и ту, которая базируется на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании. Конкуренция, как показало время, одно из важнейших условий развития рыночной экономики. Однако, нужно иметь в виду, что возможности рынка не безграничны и не решают всех социально-экономических проблем. Более того, признание конкуренции, как одной из движущихся сил прогресса, имеет вторую теневую сторону: банкротство, безработица. В нивелировании этих проблем велика роль государства. Понятием, противоположным конкуренции, является монополизм. В условиях монополии на рынке имеется один или небольшая группа покупателей (продавцов), которые устанавливают «правила игры», определяя товарную и ценовую политику. В результате общество несет повышенные издержки из-за уменьшения на рынке коммерческих предложений по товарам и услугам. Однако, следует иметь в виду, что монополизм это нормальная реакция производителя (покупателя) на отсутствие конкурента. Как определить, какое положение занимает на рынке производитель: монополист он или нет? В соответствии с индексом Харфинала-Хиршмана безопасным с точки зрения монополизации является рынок, который состоит из 10 и более конкурентных фирм, при этом доля крупного из них не более 31% объема продаж, двух –44%, трех – 54%, четырех – 64%. В целях создания условий для развития конкуренции в Республике Беларусь принят ряд законодательных актов (Постановление об антимонопольной политике и др.). В маркетинге различают 3 формы конкуренции
В предпринимательской практике, кроме того, существуют и недобросовестные формы конкуренции: экономический и промышленный шпионаж, подделка продукции конкурентов, обман потребителей, переманивание специалистов и т.д. Выделяют два основных метода конкуренции: ценовой и бесценовой. 1. Ценовой метод основан на ценовой политике предприятия на рынке, при котором главный упор делается на снижение или повышение цены на товары при приблизительно одинаковом их качестве и потребительской стоимости. Успех принадлежит предприятию, у которого более низкие затраты на производство и реализацию. 2. Бесценовой метод заключается в повышении качества, технического уровня товара. На современном этапе развития мировой экономики является основным методом конкуренции.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |