Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая среда

Развитие науки и технологий, передовой экономики охватило государства, в которых проживает так называемый «золотой миллиард». Бурное внедрение информатизации и коммуникаций, привело к тому, что первостепенное внимание уделяется уровню менеджмента, совершенствованию системы организации и управления всеми отраслями жизнедеятельности общества. И, наконец, лидерство человека. Именно человек, высокий уровень его образования, профессиональной подготовки, деловой и общественной активности становится движущей силой общества. Подготовка мировой экономики к переходу в информационное общество не могла не сказаться и на ситуации в России. Изменения экономической структуры общества – сокращение доли материального производства и увеличение долей вторичных и третичных секторов – следствие не только экономических реформ.

Для сегодняшнего состояния российской экономической среды характерно следующее. За 90-е годы объем ВВП России сократился в 2 раза. По совокупному размеру Россия уступает США в 10, Китаю – в 5 раз. После кризиса 1998 года размер ВВП на душу населения сократился до 3500 $. Это в 5 раз ниже среднего показателя стран «большой семерки». В экспорте доля сырьевых отраслей составляет 70 % от общей промышленной продукции. Объем иностранных инвестиций в российскую экономику составляет 11,5 млрд. долларов, а в Китае – 43. В настоящее время совокупные денежные доходы россиян составляю не более 10 % аналогичного показателя жителей США.

Ухудшились ключевые показатели, определяющие качество человеческого капитала нации. На международных рынках наукоемкой продукции доля России составляет менее 1 %, в то время, как США занимают 36, а Япония – 30 % этих рынков.

Ровно год назад, по прогнозу Международного валютного фонда, только снижение основных экономических показателей - валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт - должно было составить не менее девяти процентов. Почти к стопроцентной планке могла приблизиться годовая инфляция. Внешний долг, продолжавший нарастать, представлялся абсолютно неподъемным. Не просматривалось перспектив хотя бы частичного погашения внутренних долгов - зарплат, пенсий, стипендий, детских пособий, социальных выплат. Банковская система в России была разрушена.

Сейчас аналитики признают, что Россия совершила крутой поворот. Началось восстановление промышленного производства. Только в мае 1999 года его рост превысил 6 %. По расчетам известнейшего шведского экономиста, в недалеком прошлом советника Президента Ельцина, Андерса Аслунда, в целом за 1999 год промышленный прирост достигнет как минимум пяти процентов. И что характерно, определяют этот рост те отрасли, которые прежде не могли конкурировать с импортом на своем же внутреннем рынке.

По словам того же А. Аслунда, хотя российской экономике и помог неожиданный скачок мировых цен на нефть, рост промышленного производства происходит все же не за счет добычи и экспорта сырья, а, прежде всего, за счет перерабатывающих отраслей. Подтверждается это и тем, что, по оценкам институтов ООН – ЮНКТАД-ЮНИДО, объем именно промышленного, а не сырьевого экспорта из России к 2002-2003 годам возрастет примерно наполовину благодаря расширению рынка сбыта для российской продукции в развивающихся странах.

В отраслях химии, целлюлозно-бумажной, производства стройматериалов, медикаментов, текстиля, продуктов питания, по расчетам западных экспертов, объем производства возрастет на небывалые для России с конца восьмидесятых годов величины — до 30 %.

Количество бартерных сделок сокращается, деньги опять становятся главным инструментом экономического развития. Нельзя сбрасывать со счетов и фактор резкого, более чем в четыре раза, обесценивания рубля, который сузил внутренний рынок для импортных товаров, расширив зону маневра для отечественных производителей.

Многие эксперты, в том числе министр финансов США Лоуренс Саммерс, подчеркивают, что между сегодняшней Россией и Россией пятилетней давности огромная разница. И добилась она этого, прежде всего, благодаря взвешенной и компетентной политике руководства страны. Российские экономисты поняли, что стране нельзя навязывать искусственные рецепты реформ, мало соответствующие ее историческим условиям. То, что применимо в Польше или Индонезии, далеко не всегда годится даже для отдельного российского региона.

Л. Саммерс выразил новую тенденцию в отношении Запада к сегодняшней российской экономике: «Страны, их правительства и сами граждане являются творцами своих судеб, а финансовая помощь - лишь некое подспорье для проведения реформ».

Следует добавить, что по журнал «Central and Eastern Europe», опубликовав результаты опроса ведущих экономистов мира, отметил, что Россия среди стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза (всего 27 стран) за прошедший год поднялась с 22 на 13 место. Оценка производилась по критериям: деловая этика (19 место), интеграция в мировую экономику (12 место), власть закона (14 место), производительность (12 место), валютная стабильность или инновационный климат (15 место). Причем, по таким критериям, как интеграция в мировую экономику, производительность, впереди из бывшего Советского Союза только прибалтийские страны, а по валютной стабильности - страны Прибалтики, Азербайджан и Казахстан.

Доходы различных групп российского общества, как было отмечено выше, резко сократились. Российские потребители различным образом реагируют на ситуацию: во-первых, пытаются увеличить свои ресурсы, работая в двух–трех местах, вновь вступая на рынок занятости, часто работая полный рабочий день (многие пенсионеры), сокращая накопления; во-вторых, изменяют способ совершения покупок, сокращая потребление, выбирая более дешевые товары, больше покупая продукты и услуги с помощью знакомых и из других источников; в-третьих, изменяют способ принятия решений, меньше рискуя и покупая продукцию более высокого качества, лучше разбираясь в ценах.

Распределение доходов в среде трудящихся имеет большое влияние на покупательское поведение этих потребителей. Наличие дохода у широких масс населения обычно ведет к большому спросу на товары представителей среднего класса. Однако в России имеется особая тенденция. Около 10 % людей с наиболее высокими денежными поступлениями получает почти в 13 раз больше, чем 10 % людей с самыми низкими поступлениями. В странах Западной Европы эта разница равна 4. Применительно к маркетингу это сказывается на проблеме расширения определенных рынков (автомобилей, домов, текстиля), торговых марках, политике цен и структуре распределения потребительских товаров.

Размеры и структура потребления продуктов питания средним россиянином также коренным образом изменились. В1998 году потребление рыбы снизилось на 62 %, мяса – на 24 %.

Специалисты по маркетингу прекрасно понимают значение таких основополагающих факторов, как валовой национальный продукт, процентные ставки, инфляция, безработица, личный доход и норма сбережений. В тяжелые времена потребители откладывают покупку дорогих товаров, таких, например, как крупные бытовые электроприборы, автомобили и дома. Они сокращают расходы на путешествия, развлечения и предметы роскоши. И, наоборот, в благополучные времена потребители с ростом дохода и количества свободных средств удовлетворяют свой отложенный спрос на дорогостоящие товары и услуги.

Зная об этих тенденциях, маркетологи должны приводить в соответствие с ними уровень материально-технических запасов фирмы и манипулировать элементами маркетинга, чтобы правильно реагировать на настроение покупателей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социо-культурная среда | Маркетологам следует принимать во внимание следующие тенденции изменения природной среды
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.