КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Украинские земли в первой половине XIX в
Социально-экономическое развитие Украины в первой половине XIX в. Общественно-политические движения в первой половине XIX в. Западно-украинские земли под властью Австрии (конец XVIII - первая половина XIXвв.). Духовная жизнь Украины. Состояние и развитие культуры в Украине в первой половине XIX века.
С конца XVIII века до 1917 года, на протя-жении 150 лет, Украина была разделена между соседними иноземными государствами: 80 процентов её территории находилось в подчинении Российской империи, остальная часть входила в состав Австрийской империи. Первая половина XIX века в истории Украины занимает особое место. Именно в этот период начался распад феодально-крепостнической системы и формирование в её недрах нового общественного уклада - капиталистического. В сельском хозяйстве это проявилось, прежде всего, в том, что хозяй-ства помещиков и зажиточных крестьян стали все более вовлекаться в ры-ночные отношения. С этой целью они создавали промышленные предпри-ятия по переработке сельскохозяйственного сырья, использовали усовершен-ствованные орудия труда, новые системы обработки земли, вовлекались в процессы отраслевой специализации и т.д. Однако капиталистические изме-нения в сельском хозяйстве до 1861 года были ещё слабыми. Основной сферой формирования нового способа производства была промышленность. С конца XVIII века на основе развития мелкотоварного производства возникла мануфактура, а позже и фабрика. Ведущую роль в промышленном строительстве играли купеческие капиталы. Развитие капиталистической промышленности сопровождалось созда-нием рынка наёмного труда. В условиях становления товарного производства происходило зарождение новых классов - буржуазии и наемных рабочих. Рабочий класс Украины формировался, прежде всего, за счет крестьянства. Особенностью формирования пролетариата Украины было то, что оно происходило на интернациональной базе: не только из различных групп местного украинского населения, но и за счет россиян, белорусов, молдаван, поля-ков и других. Они или сами приходили и поселялись в Украине, или их переселяло царское правительство в Украину. Это обстоятельство сыграло важ-ную роль в дальнейшем экономическом и политическом развитии Украины. С развитием капитализма происходило и формирование класса буржуазии. Как и в целом по России, в Украине буржуазия формировалась из собственников промышленных предприятий, купцов, ростовщиков, зажиточ- ной верхушки крестьян, городских и сельских ремесленников, а также из части помещиков, превратившихся со временем в капиталистов. Характерной чертой формирования класса буржуазии в Украине было то, что в её составе наряду с украинцами было много россиян, евреев, представите-лей других национальностей, в том числе выходцев из других стран. Развитие капиталистического уклада, оживление товарно-денежных отношений способствовали расширению внутреннего рынка, экономических связей между городом и селом, внутренней торговли. Украина занимала зна-чительное место во внешнем обороте России. Однако развитие торговли сдерживалось неудовлетворительным состоянием дорог, отсутствием железных дорог и слабым развитием водного транспорта. Не способствовало развитию торговли и то обстоятельство, что значительная часть населения Ук-раины находилась в крепостной зависимости, была крайне бедной и не уча-ствовала в товарно-денежных отношениях. Развитие капиталистических отношений благоприятно отразилось на состоянии городов Украины, которые стали превращаться в промышленные и торговые центры. Особенно быстро развивались Киев, Харьков, Екатери-нославль, Житомир, Чернигов, а также приморские портовые города - Одесса, Херсон, Николаев. Со временем товарное производство начинает подрывать основы крепостнической системы. На этой основе обостряются социальные противоречия, особенно в конце 50-х - начале 60-х годов. Перед Россией встала необходимость отмены крепостного права, которое сдерживало экономический прогресс. Российская империя была одной из крупнейших в мире. В XVIII веке здесь окончательно утвердился самодержавно-монархический строй. Ни в одной стране Европы правители не имели такой неограниченной власти, как в России. Бюрократия отличалась здесь особой деспотичностью, а народ бесправием. Российским царям принадлежала абсолютная власть над всеми их подданными во всех сферах жизни. В управлении многочисленными, разбросанными на огромной территории подданными, российские императоры опирались, прежде всего, на армию и бюрократию. Армия охраняла, а при случае и расширяла границы им-перии, обеспечивала внутренний порядок. В Украине, как и в других регионах России, армия была конкретным проявлением российского присутствия. Её многочисленные гарнизоны и форты были разбросаны по всей Украине, а её командиры облагали населе-ние тяжелейшими повинностями. Самой страшной повинностью для украин-цев был призыв в армию на 25 лет. Из-за нечеловеческой муштры и постоянных войн такой срок службы был равносильным смертному приговору. С целью усиления своей власти в Украине, борьбы против прогрессив-ных сил, царское правительство строило здесь систему управления по воен-ному образцу. Были введены должности генерал-губернаторов, которые об-ладали неограниченной властью и проводили в жизнь экспансионистскую политику царизма. Генерал-губернаторы и губернаторы в Украине опирались на поддержку и помощь многочисленных чиновников бюрократического дворянства, как российского, так и украинского. В годы царствования Павла I (1796-1801 гг.) и Александра I (1801-1825 гг.) правительство, опираясь на российское и украинское дворянство, продолжало политику укрепления абсолютизма, полицейско-казарменного ре-жима, дальнейшего закрепощения все новых групп крестьянства, усиления феодально-крепостнической эксплуатации, уничтожения всех проявлений украинской самобытности и национальных отличий. Вскоре перестали упот-реблять само название “Украина”: Левобережную Украину называли Малороссией, Правобережную - Юго-Западным краем, а южную Украину - Ново-россией. Среди украинской элиты, потомков украинской старшины, все более распространялась “малороссийская ментальность”: Украина считалась своеобразной, но органической частью империи. Особенно страдал украинский народ во времена многочисленных войн, которые вела в начале XIX века Российская империя. Российский царизм принимал участие в войнах коалиций европейских государств против наполеоновских войск, а также вел войны с Ираном, Турцией и Швецией. Вторжение в 1812 году 640-тысячной французской армии было для России тяжелым испытанием. Но она сумела ценой больших усилий и тяже-лых потерь не только изгнать захватчиков со своей земли, но и отбросила их до Парижа. Для Украины последствия наполеоновского нашествия были сравнительно легкими. Правда, часть французских войск ворвалась на Волынь, частично разорив её. Украина занимала определенное место в планах Наполеона. Он поддерживал традиционную для Франции политику в отношении Украины, выступал в защиту прав украинского казачества. Политические планы французского императора относительно Украины в период под-готовки к войне с Россией, предусматривали отделение украинских земель от России и разделил их на три части: Правобережная Украина должна была отойти к Великому Герцогству Варшавскому, Волынь была обещана Наполеоном Австрии за помощь, которую она обещала Франции в войне против России. На территории Левобережной и Южной Украины планировалось создание двух государств, так называемых наполеонид, под протекторатом Франции. Наполеон рассчитывал на поддержку украинского населения в борьбе с Россией. Украинское общество разделилось на тех, кто с помощью французских войск надеялся на освобождение от гнета Российской империи, и тех, кто поддерживал российское правительство в войне с Наполеоновской Францией. Большинство украинских дворян поддержало российское прави-тельство еще и потому, что его не устраивали планы французского импера-тора относительно передачи Правобережной Украины Польше. Таким обра-зом, подавляющая часть украинцев отнеслась к нападению Наполеона резко отрицательно и охотно отозвалась на призывы царя подняться на войну против захватчиков. На Левобережье было создано 22 полка добровольцев, которые верой и правдой спасали империю. Общая численность казацких пол-ков достигла 25 тыс. человек. Кроме того, в составе российской армии воева-ло около 75 тысяч украинцев в качестве ополченцев. Некоторые украинские казацкие полки - Ахтырский, Одесский, Черниговский, Киевский и Терно-польский - принимали участие в Бородинском сражении. После катастрофического поражения Наполеона на всех европейских тронах были восстановлены члены королевских династий, потерявшие их после французской революции и войн Наполеона. Страны победительницы: Россия, Англия, Австрия и Пруссия - создали так называемый “Священный Союз”, главной задачей которого стала борьба с революцией. После возвращения российской армии в стране был установлен режим жесточайшей реакции. Символом этой реакции стал генерал Аракчеев - ту-пой, жестокий, малообразованный человек, внедривший в армии жестокие наказания и муштру. С 1816 года он стал основывать так называемые “воен-ные поселения”, превращая села крестьян в военные лагеря, где совмещалась военная муштра и сельское хозяйство. Каждый шаг военного поселенца был регламентирован и регулировался строгими предписаниями. Жениться здесь крестьяне могли только по приказу военного начальства, оно же выбирало и невест для военных поселенцев. Начальство определяло даже количество де-тей в семьях поселенцев. За малейшую провинность, крестьян наказывали. Военные поселения размещались в основном на Украине, делая жизнь украинского народа почти невыносимой. Эти поселения вызывали ненависть и приводили к массовым выступлениям крестьян, при подавлении которых правительство широко использовало армию. Жестокая реакция господствовала и в других странах Европы. В ответ на это среди широких масс населения, особенно среди молодежи, росло недоволь-ство. В разных странах Европы возникали подпольные организации, члены ко-торых обсуждали способы борьбы против реакции, обдумывали планы ограни-чения абсолютизма и установления конституционных порядков, проведения социальных реформ, а также решение национальных проблем - признание прав угнетенных народов. Появились революционные нелегальные организации и в России. Их организаторами стали русские армейские офицеры, преимущественно выходцы из самых знатных родов. Глубоко разочаровавшись в политике Алек- сандра I, они создали тайные общества, ставившие целью свержение самодержавия и установление конституционного строя. Позже этих революционеров стали называть декабристами. Увлеченные идеями свободы, равенства, братства, прав человека и гражданина, они мечтали распространить эти идеи у себя на Родине. Первое тайное общество будущие декабристы создали в Петербурге в 1816 году. Оно называлось “Союз спасения”, просуществовало 2 года. В ян-варе 1821 г. были созданы отдельные организации: Северное общество с цен-тром в Петербурге и Южное общество –в Украине. Руководил Южным обществом Павел Пестель. Программа Южного общества - “Русская правда” предусматривала отмену всякого социального и политического неравенства, отмену крепостного права, модернизацию хозяйства страны, строгую цен-трализацию управления. Однако, несмотря на то, что Пестель действовал в Украине, его идеи не отражали интересы украинского народа. Члены другого тайного общества на Украине –“Товарищества объеди-ненных славян” - склонялись к идее реорганизации империи на федератив-ных началах. В сентябре 1825 года “Товарищество объединенных славян” присоединилось к Южному обществу. В 1823-1825 годах проводились пере-говоры между руководством Южного общества и Польского патриотического движения о возможности совместного выступления против царизма. После смерти царя Александра I в декабре 1825 года члены Северного общества подняли в Петербурге восстание с целью сбросить нового царя Николая I. Восстание провалилось, а все его руководители и участники были арестованы и жестоко наказаны. Подавлено было восстание и Южного обще-ства вУкрайне. Таким образом, первый в истории Российской империи революционный взрыв - восстание декабристов - потерпело поражение. В 1830 году на Правобережной Украине вспыхнуло антироссийское восстание, возглавляемое польской шляхтой. Восстание охватило Королевст-во Польское, Правобережную Украину и Белоруссию. Непосредственными причинами восстания стали: нарушение, дарованной царем Александром I конституции Королевства Польского (1815 г.), подавления либеральной польской оппозиции и патриотических организаций, внедрение цензуры и установление репрессивных полицейских порядков. В борьбе против российского деспотического режима польские пат-риоты рассчитывали на поддержку со стороны украинского населения. Но польским повстанцам не удалось склонить на свою сторону украинских кре-стьян, которые традиционно не доверяли полякам. После подавления восста-ния в 1831 году царизм усилил русификацию Правобережья, от которой пострадали и поляки, и украинцы. Более 60 тысяч польских шляхтичей были лишены дворянских грамот и переведены в крестьянское состояние. Многих участников восстания выслали вглубь России. Многие греко-католики на Правобережной Украине были вынуждены перейти в православие. Киев пре-вратился в центр российской культуры и главную твердыню российской армии. В декабре 1845 - январе 1846 года в Киеве была создана новая тайная политическая организация - Кирилло-Мефодиевское братство (товарищест-во). Организаторами братства были В.Белозерский, Н.Гулак, Н.Костомаров, П.Кулиш, А.Маркевич. В апреле 1846 года членом братства стал Т.Шевченко. Программа товарищества была изложена в “Книге бытия укра-инского народа” и “Уставе Славянского братства Св. Кирилла и Мефодия”. Главные идеи программы - украинское национальное возрождение и пансла-визм. Будущее общество должно было строиться на основах христианской морали, путем осуществления ряда реформ. Идеологи братства разработали программу создания на принципах равенства и суверенитета демократической федерации славянских народов во главе с Украиной. Программа това-рищества предусматривала ликвидацию царского режима и отмену крепост-ного права, создание несословного общества, установление демократических прав и свобод для всех граждан, уравнение в правах всех славянских народов. Члены братства занимались активной общественно-политической дея-тельностью, заботились о развитии образования, собирали средства для от-крытия народных школ. Кирилло-Мефодиевское братство просуществовало всего 14 месяцев. В марте 1847 года царское правительство разогнало това-рищество, а его члены были арестованы. Жестоко наказали Т.Шевченко, его отдали в солдаты с запретом писать и рисовать. В конце XVIII века - первой половине XIX, когда восточные и южные украинские земли были объединены в состав Российского государства, за-падно-украинские земли находились под властью Австрийской империи. В конце XIX века Австрийская монархия была одной из наиболее отсталых феодальных государств Европы. На западно-украинских землях она проводила политику денационализации, стремясь ассимилировать население За-падной Украины, прекратить развитие украинского языка и культуры. Западная Украина очень отставала в социально-экономическом разви-тии от остальных регионов Украины. Австрийское правительство тормозило развитие здесь экономики и прежде всего - промышленности. Большинство городов почти не отличалось от сел, их население занималось в основном сельским хозяйством. Была слабо развита торговля. Основной отраслью экономики оставалось сельское хозяйство. В Гали-ции, в Буковине и на Закарпатье усиливался крепостной гнет. Только в 1836 году был издан закон, который ограничивал барщину, отменил некоторые второстепенные повинности крестьян и запрещал помещикам избивать кре- стьян. Революция 1848-1849 гг. в Австрии, несмотря на её поражение, нанесла серьезный удар по феодальным отношениям, отменив крепостное право и, открыв путь развитию капитализма. В ходе революции мощное развитие получило национально-освободительное движение, возросло национальное са-мосознание населения Западной Украины, его стремление к объединению. Возрождение национального самосознания в Украине началось в первой пол. XIX века под влиянием западных философских систем, французской рево-люции и романтизма, а также вследствие становления украинской националь-ной интеллигенции. В Российской империи украинская интеллигенция вначале была исключительно дворянской. Только очень незначительную её часть со-ставляли дети священников, городских буржуа и казаков. Образованных людей было очень мало. К 1861 году два украинских университета - Харьковский и Киевский - выпустили только 4300 дипломированных специалистов. Со време-нем общее количество интеллигенции возросло, в основном за счет выходцев из украинского народа. Первым университетом на украинских землях, которые входили в состав Российской империи, стал Харьковский университет, основанный в 1805 году по инициативе известного ученого и общественного деятеля В.Каразина. С первых дней своего существования Харьковский университет (и Харьков в целом) стал центром образования, науки и культуры в Украине. С Харьковским университетом связано и возрождение национального самосознания украинского народа. Именно здесь появились периодические изда-ния - “Харьковский еженедельник”, “Харьковский демократ”, “Украинский вестник”, “Запорожская старина” и др. Некоторые факультеты университета со временем превратились в са-мостоятельные учебные заведения: Медицинский, Педагогический, Фарма-цевтический и др. институты. Украинская интеллигенция проявляла интерес к национальной истории, этнографии и фольклору, стремясь сохранить и повысить роль украин-ского языка и культуры. Выдающимся деятелям украинской культуры был Т.Шевченко (1814-1861 гг.) –великий украинский патриот, мыслитель, поэт и художник. На Западной Украине единой социальной группой, имеющей право на высшее образование, было греко-католическое духовенство. Именно оно олицетворяло национальную интеллигенцию. Священники писали книги, основывали религиозные общества, занимались просветительской деятельностью и издавали на украинском языке религиозную литературы. С 1830 года центром культурной национальной жизни Западной Украины становится город Львов, где под влиянием Запада молодые патриоты впитывали в себя идеи романтизма, демократии и либерализма. Состояние и развитие культуры в в первой половине XIX века украин-Украине в первой половине XIX в. ские земли, находясь под властью других Государств, испытывала их влияние и давление, что не могло не отразиться на состоянии культуры. Так, Российская империя проводила в Украине антинародную политику русификации, которая заключалась в запрещении ис-пользования украинского языка в школах и других учебных заведениях и со-сздании различных препятствий на пути развития украинской культуры. Од-нако остановить этот процесс было невозможно. В условиях развивающегося капитализма возростала потребность общества в грамотных людях, в образованных специалистах и ученых. Капиталистические отношения дали толчок росту национального самосознания народа. Таким образом, в Украине культура развивалась в условиях культурно-национального возрождения, под влиянием антикрепостнического освободительного движения. Решающее значение для развития культуры имело образование. В 1802 году было образовано Министерство народного образования. Уже в 1803 году оно утвердило “Предварительные правила народного просвещения”, а в 1804 г. - устав учебных заведений. Согласно “Предварительным правилам” предусматривалось существование четырёх типов школ. В приходских школах, которые создавались при церквах, детей обучали чтению, письму, арифметике и “Закону Божьему”. Второй тип школ - уездные училища -были светскими городскими начальными школами, где на протяжении трёх лет детей обучали русскому языку, арифметике, истории, географии, физике, геометрии, естествознанию и “Закону Божьему”. Гимназии - третий тип учебных заведений - давали среднее образование и право своим выпусникам поступать в университеты или работать преподавателями в начальных школах. Высшее образование давали лицеи и университеты. В Украине было три лицея (в Креминце, Одессе и Нежине) и два университета: в Харькове (открыт в 1805 году) и в Киеве (открыт в 1834 году). Царское правительство сознательно сдерживало рост образования. Количество школ и учеников, которые в них обучались было очень незначительным. Для открытия новых и для нормальной работы уже действующих школ не хватало денег, помещений, учителей. Просвещение имело классовый характер: дети недворянского происхождения не могли получить даже среднее образование. Большинство населения вообще оставалось безграмотным, так как дети крестьян не имели возможности учиться даже в начальных школах. Во всех без исключения школах было запрещено преподавание на украинском языке. Аналогичное положение в области образования было и в западно-украинских землях, где пра-вящие режимы проводили политику германизации, мадьяризации, румыни-зации и ополячивания местного украинского населения. Как и в других регионах Украины, в западных областях украинский язык не допускался в школы. Все немногочисленные средние школы, гимназии для детей духовенства, помещиков, чиновников вели обучение на латинском и немецком языке. В сложных условиях царского самодержавия развивалась наука. Офи-циальными центрами отечественной науки были университеты. Они объединяли вокруг себя лучшие научные и культурные силы общества. Первым на-учно-образовательным центром в Украине стал Харьковский университет. Его преподаватели и студенты большое внимание уделяли изучению украинской истории и культуры. В разное время преподавателями университета были известные ученые и деятели культуры, такие как математик Т.Осиповский, химик А.Ходнев, Н.Бекетов, филолог-славист И.Средневский, писатель П.Гулак-Артемовский и др. После открытия университета Св.Владимира в Киеве интеллектуаль-ный центр Украины переместился из Харькова в Киев. В первой половине XIX века возрос интерес народа к своему историческому прошлому. История борьбы украинского народа за национальную не-зависимость стала любимой темой исследования украинских учёных и писа-телей. История Украины воспринималась молодыми украинскими исследователями преимущественно с позиций идеализации казачества, Запорожской Сечи. Чаще всего они воспевали рыцарские подвиги казаков как самоотверженных защитников Родины, преподносили общественное устройство Сечи как общечеловеческий идеал и проявление социальной справедливости. Большой вклад в развитие исторической нации сделали Д.Бантыш-Каменский, А.Маркович, Н.Костомаров, П.Кулиш. В своих трудах эти историки отстаивали идею самобытности украинского народа, его культуры. Рас-пространение исторических знаний о прошлом Украины было одним из наи-более значительных факторов утверждения массового национального созна-ния. На этой волне возникает интерес украинской молодёжи к украинскому фольклору. Молодые энтузиасты ходили по сёлам, слушали рассказы кресть-ян, записывали интересные слова, выражения, пословицы, поговорки, сказки и предания. В начале века появились первые научные исследования по украинскому языку, пособия языковедения, украинские словари. Известный украин-ский баснописец Л.Глибов организовал “Общество любителей родного языка”. Учёные и литераторы опровергали безосновательные утверждения российских и польских шовинистов о том, что он является диалектом русского или польского языка. Украинские учёные доказали, что украинский язык вполне полноценный, с богатым словарным составом, живописен, поэтичен, музыкален. Новая украинская литература обретала ярко выраженные черты и антифеодальную направленность. В своих произведениях украинские писатели и поэты описывали тяжёлый труд и быт крестьян, провозглашали идеи гума-низма и патриотизма. Родоначальником новой украинской литературы, её новым классиком стал И.Котляревский. Его “Энеида”, написанная на украинском языке, содержит юмористически-сатирическое, однако в целом правдивое, реалистическое изображение жизни и быта украинского народа второй пол. XVIII века. Пьесы И.Котляревского “Наталка-Полтавка” и “Москаль-Чар1вник” положили начало новой украинской драматургии. Одним из выдающихся поэтов той эпохи был П.Гулак-Артемовский - автор многочисленных басен (Наиболее известная из его басен “Пан и Собака”), романтических баллад, стихотворений на бытовые темы. Выдающимся прозаиком того времени был Г.Квитка-Основьяненко. Среди его произведений особое место занимают пьесы, написанные на украинском и русском языках. “Шельменко-денщик”, “Сватание на Гончаровке”, повести и рассказы (“Конотопская ведьма” и др.). В своих произведениях Квитка-Основьяненко высмеивал паразитизм, тунеядство, тупость, злоупотребления помещиков, чиновников и других представителей господствующего класса. И, наоборот, простых людей он показывал умными, честными, искренними, внимательными, т. е. Такими, которые имели моральное преимущество перед “благородными”. Окончательное становление новой украинской литературы, утверждение в ней народности и реализма закрепилось в творчестве великого национального поэта и художника, украинского Кобзаря Т.Шевченко. На-родные по содержанию и высокохудожественные по форме произведения Т.Шевченко поставили украинскую литературу в один ряд с другими не только славянскими литературами, но и позволили ей занять достойное место в мировой литературе. В начале XIX века в Украине начала развиваться журналистика, появились журналы, газеты, альманахи и др. В Укрине продолжало развиваться народное и профессиональное музыкальное искусство. Автором первой оперы “Запорожец за Дунаем” стал С.Гулак-Артемовский. Он же был и автором многих песен на украинскую народную тематику. Продолжало развиваться театральное искусство. Наряду с уже традиционным крепостным театром в Украине появился и профессиональный театр, сначала в Харькове, а потом в Полтаве. На сценах профессиональных театров ставились спектакли как российских и зарубежных драматургов, так и украинские пьесы И.Котляревского, Т.Квитки-Основьяненко, Н.Гоголя и др. Корифеем украинского театра был выдающийся актёр М.Щепкин, бывший крепостной, выкупленный из неволи Котляревским, Новиковым и Волконским. В изобразительном искусстве наблюдался отход от академического классицизма и переход к реализму. Портретная и пейзажная живопись становились более демократичными и реалистичными. Продолжала развиваться архитектура и скульптура. Появились первые пейзажные парки и дендропарки.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |