Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межбюджетные трансферты




В связи с тем, что нижестоящие уровни государственного управления имеют очень усеченный перечень источников доходов, то проблемы, связанные с поиском финансовых ресурсов, обостряются еще и тем, что существует некоторый временной разрыв между движением средств из нижестоящего бюджета в федеральный и затем обратно. Поэтому возникает острая необходимость в финансовой помощи одного уровня бюджета другому, что носит название межбюджетных трансфертов (процесс передачи денежных средств из одного бюджета другому).

Выделяются обусловленные трансферты, предполагающие, во- первых, наличие определенных условий их предоставления, во- вторых, финансовую ответственность и отчетность получателей трансфертов. Эти трансферты направляются на реализацию проектов общенационального характера, без которых эти проекты не могут быть реализованы (дорожное строительство, охрана окружающей среды и т.д.). Безусловные трансферты представляют собой денежные средства бюджетополучателей и расходуются ими по своему усмотрению (трансферты на выравнивание уровня жизни населения, на выполнение государством своих функций перед гражданами, закрепленных в Конституции РФ).

Трансферты призваны выполнять следующие функции:

1. Возмещать бюджетам нижестоящих уровней расходы на услуги общенационального назначения, если эти расходы превышают поступления в бюджет;

2. Способствовать устранению проблем, возникающих в связи с горизонтальными диспропорциями, в том числе решению социальных проблем, связанных с региональными экономическими спадами;

3. Служить местным органам самоуправления стимулом по активизации их деятельности в наращивании налогового потенциала.

В Федеральном бюджете создаются 3 специализированных фондов для оказания финансовой помощи субъектам Федерации.

1. Фонд финансовой поддержки субъектов РФ создан для выравнивания бюджетной обеспеченности жителей субъектов РФ по текущим расходам путем.

2. Фонд компенсаций создан для финансирования выполнения федеральных законов, в основном в социальной сфере.

3. За счет средств Фонда софинансирования расходов осуществляется стимулирование приоритетных расходов регионов и финансовая поддержка социальных реформ.

Межбюджетные трансферты, предоставленные субъектам РФ из федерального бюджета, приведены в таблице 8.

Таблица 8 – Межбюджетные трансферты из федерального бюджета за 2010 год

Виды трансфертов млрд. рублей % к итогу
Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, в том числе: 456,4 59,9
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации 397,0 52,1
Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности субъектов Российской Федерации 59,4 7,8
Субсидии из Федерального фонда софинансирования расходов 34,6 4,5
Субвенции из Федерального фонда компенсаций 231,2 30,3
Иные межбюджетные трансферты субъектам Российской Федерации 40,2 5,3
Итого межбюджетные трансферты субъектам Российской Федерации 762,4 100,0

 

Межбюджетные трансферты в РФ представляются в следующей форме:

1. Дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе в твердой сумме для покрытия кассового разрыва. При этом методе устанавливается не только сумма разрыва, но и время разрыва между доходами и расходами. Дотации могут применяться и для финансирования социальных или экономически важных проблем, если нижестоящий бюджет не регулируется другими методами. Недостатками данного вида финансовой помощи является отсутствие контроля за использованием выделенных средств, что в итоге порождает иждивенчество.

2. Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

3. Субвенция означает участие вышестоящего бюджета путем предоставления бюджетных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в целевых мероприятиях нижестоящего бюджета. При субвенции также заранее оговаривается сумма и сроки финансирования из вышестоящего бюджета.

4. Бюджетный кредит определяется как «форма финансирования бюд­жетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и воз­мездной основах».

При наличии самостоятельности каждого из уровней бюджета между ними существуют определенные отношения, которые реализуются с помощью бюджетного механизма.

Бюджетный механизм – это совокупность методов аккумуляции средств в бюджете, методов и форм выделения средств из бюджета и межбюджетных отношений.

В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:

- методы аккумуляции средств из бюджета;

- методы и формы выделения средств из бюджета;

- методы и формы межбюджетных отношений.

Функционируют звенья бюджетного механизма с помощью методов (приемов), способов, условий, определяющих объем и движение бюджетных ресурсов.

Так, различают 2 метода аккумуляции средств в бюджет:

- налоговые методы, связанные с аккумулированием средств в виде налогов и налоговых поступлений (таможенные тарифы, лицензионные сборы, др.);

- неналоговые методы – доходы от использования государственного и муниципального имущества, продажи государственного имущества, доходы от реализации государственных запасов, доходы от внешнеэкономической деятельности, штрафы, пени, имеющие неналоговый характер.

Выделение средств из бюджета осуществляется через:

- бюджетное финансирование – это выделение бюджетных средств на принципах безвозвратности, бессрочности, бесплатности;

- бюджетное кредитование – это выделение средств из бюджета на условиях срочности, платности, возвратности;

Для оказания финансовой помощи таким бюджетам применяется механизм межбюджетного регулирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.