Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исполнение бюджета




Исполнение бюджета — это действия по мобилизации и использова­нию бюджетных средств. В процессе исполнения бюджета участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица — платель­щики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

Утвержденный бюджет передается на исполнение по принципу «единой кассы», т.е. все доходы бюджета зачисляются на единый счет, с которого и расходуются. Кассовое исполнение бюджета осуществляется двумя методами – казначейским и (или) банковским.

При казначейском исполнении казначейство аккумулирует доходы, осуществляет расходы и передает остатки бюджетных средств на счета центральному банку, т.е. все операции отражаются на счетах казначейства. В Российской Федерации устанавливается только казначейское исполнение бюджетов.

При банковской системе кассовое исполнение бюджета передается центральному банку страны.

Само исполнение бюджета, т.е. организация поступления доходов и расходов, осуществляется министерствами: по доходам – министерством финансов, по расходам – соответствующими министерствами.

Для исполнения бюджета Минфин составляет роспись доходов и расходов.

Бюджетная роспись - это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета. В ней детально расписаны доходы и расходы в соответствии с бюджетной классификацией.

Исполнение бюджета по доходам включает зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации; возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм; зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством Российской Федерации; уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

Исполнение бюджета по расходам предусматривает принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств.

По расходам бюджет исполняется специальными субъектами - участниками бюджетных правоотношений, называемыми главным распорядителем бюджетных средств, распорядителями бюджетных средств, получателями бюджетных средств.

Главный распорядитель средств федерального бюджета - это орган испол­нительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополуча­телям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, ут­верждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходи­мости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использо­ванием бюджетополучателем бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями. В качестве распорядителей бюджетных средств выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям.

Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) — это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функ­ций некоммерческого характера (управления, обороны, проведения социально- культурных мероприятий и др.) и финансируемая в смет­ном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.

Главный распорядитель имеет следующие права и полномочия:

1) определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств;

2) составляет сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

3) составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета. Получателями бюджетных средств являются бюджетные учреждения, иные организации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год;

4) имеет право на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов;

5) осуществляет контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, представления отчетности;

6) осуществляет контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в управление собственность РФ, субъектов РФ или муниципальных образований;

7) готовит и предоставляет органу, ответственному за контроль исполнения соответствующего бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, а также отчет о выполнении задания по предоставлению государственных и муниципальных услуг.

Важный этап бюджетного процесса — контроль за исполнением бюджета, осуществляемый:

- Счетной палатой;

- Министерством финансов – ведущий орган государственного финансового контроля;

- Федеральным казначейством;

- Федеральной службой по финансовому мониторингу;

- Федеральной службой финансово-бюджетного контроля;

- Федеральной налоговой службой;

- Банком России;

- Федеральной службой по финансовым рынкам;

- Федеральной таможенной службой.

Финансовый контроль – это совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования.

Главной задачей финансового контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства посредством обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущение нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств.

В Российской Федерации контроль за исполнением бюджета осуществляется в форме парламентского и административного контроля.

Парламентский контроль, осуществляемый соответствующими представительными органами, предполагает:

- право соответствующих представительных органов власти на получение от органов исполнительной власти необходимых сопро­водительных материалов при утверждении бюджета; на получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об ис­полнении бюджета; на утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;

- право создавать собственные контрольно-счетные органы (Счет­ную палату РФ, контрольно-счетные палаты представительных орга­нов власти субъектов РФ и местного самоуправления) для проведе­ния внешнего аудита бюджетов;

- право вынесения оценки деятельности исполнительных орга­нов по исполнению бюджетов.

Административный контроль осуществляется Министерством фи­нансов РФ, Казначейством РФ, финансовыми органами субъектов РФ и местного самоуправления, главными распорядителями бюд­жетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений.

Административный контроль предполагает право:

- проводить проверки главных распорядителей и получателей бюджетных средств; получать информацию, необходимую для контроля за соблю­дением бюджетного законодательства;

- требовать устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства;

- давать обязательные для исполнения указания по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства, оформлять до­кументы, служащие основанием для наложения мер ответственности.

Казначейство РФ осуществляет контроль за операциями с бюд­жетными средствами главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей, уполно­моченных банков, других участников бюджетного процесса.

Министерство финансов РФ проводит внутренний аудит главных распорядителей бюджетов, распорядителей бюджетов, бюджетопо­лучателей, а также может осуществлять аудит бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в части средств, получаемых ими из федерально­го бюджета.

Министерство финансов РФ организует финансовый конт­роль и аудит юридических лиц — получателей гарантий Правитель­ства РФ, бюджетных кредитов и инвестиций.

Созданная для це­лей контроля Счетная палата РФ по указанию Совета Федерации и Государ­ственной Думы проводит в министерствах, ведомствах, учреждениях и на предприятиях проверки вопросов, связанных с формированием и исполнением доходной части федерального бюджета и использо­ванием бюджетных средств. Ежеквартально она представляет в Совет Федерации и Государственную Думу отчеты о ходе исполнения федерального бюджета и дает ежегодное заключение по Отчету Пра­вительства РФ об исполнении бюджета.

Заключение Счетной палаты по Отчету Правительства РФ об ис­полнении федерального бюджета включает:

- заключение по каждому разделу и подразделу функциональ­ной классификации и главному распорядителю бюджетных средств о том, сколько средств из кассовых расходов использовано по целе­вому назначению, а также указание случаев нецелевого использова­ния бюджетных средств с выявлением руководителей органов госу­дарственной власти или бюджетополучателей, принявших решение о нецелевом использовании бюджетных средств, и должностных лиц Казначейства РФ, допустивших осуществление платежа;

- заключение по каждому разделу и подразделу функциональ­ной классификации и главному распорядителю бюджетных средств сверхбюджетных ассигнований либо росписи бюджетных расходов;

- заключения по каждому случаю финансирования расходов, не предусмотренных в утвержденном федеральном бюджете, либо рос­писи бюджетных расходов.

В заключение по Отчету об исполнении бюджета входит также ряд анализов, характеризующих различные стороны исполнения бюджета.

Полномочия и функции субъектов бюджетного процесса представлены в табл. 6.

Таблица 6 – Полномочия и функции участников бюджетного процесса в РФ

Субъекты Функции
Министерство финансов РФ 1. Составление проекта 2. Разработка программ государственных заимствований 3. Принятие финансовых законов 4. Последующий контроль за исполнением бюджета
Государственная Дума 1. Рассмотрение и утверждение бюджета 2. Утверждение отчета об исполнении бюджета
Совет Федерации 1. Рассмотрение и утверждение бюджета 2. Отклонение и принятие законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год
Правительство РФ 1. Разрабатывает предложения по совершенствованию финансового механизма 2. Обеспечивает проведение в РФ единой финансовой политики 3. Представляет в Государственную Думу РФ проект федерального бюджета
Министерство экономического развития РФ 1. Прогноз федерального бюджета
Федеральная налоговая служба (входит в состав Министерства финансов) 1. Составление проекта федерального бюджета и расчетов к нему
Президент РФ 1. Подписание и обнародование закона о федеральном бюджете на соответствующий год
Счетная палата РФ 1. Организация и осуществление контроля за исполнением бюджета 2. Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов 3. Ежеквартальное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета 4. Финансовая экспертиза финансовых законов.
Федеральное казначейство (входит в состав Министерства финансов) 1. Осуществление учета операций и управление движением бюджетных средств на счетах казначейства 2. Регулирование межбюджетных отношений в процессе исполнения федерального бюджета 3. Осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства получателями бюджетных средств

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.