Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационно-консультационные организации

Роль сельскохозяйственной консультационной организации заключается в получении научных достижений от разработчиков, их адаптации непосредственно к конкретным условиям производства обслуживаемой зоны и обеспечении их масштабного распространения. При этом консультанты оказываются своего рода переводчиками с языка науки на язык практического совета. Также консультанты призваны обеспечить оперативную обратную связь сельхозтоваропроизводителей с научными организациями, что является важным условием успешного функционирования аграрной науки, аграрного сектора экономики в целом.

Соответственно, консультанты должны иметь не только высокий уровень знаний по специальности, но и навыки в общении, обучении, подготовке и выработке технологических и управленческих решений. Данный широкий спектр требований вытекает из задач, стоящих перед консультационной организацией и совершенно очевидно, что все консультанты не могут в равной степени отвечать перечисленным требованиям. Поэтому любая консультационная организация будет многоуровневой: двух и более.

Верхний уровень, как правило, региональный, отвечает за научно-методическое сопровождение всей консультационной деятельности, решение сложных задач. В инновационной деятельности именно он обеспечивает связь с научными и обучающими организациями, научно-методическое руководство специалистами низших уровней, организацию испытаний, опытной и демонстрационной деятельности, обучение кадров организации и многое другое.

Деятельность специалистов консультационной организации второго уровня, районных или межрайонных сельских консультационных центров (СКЦ) связана со следующим:

получением и обработкой информации о каждом новшестве, применимом в конкретных условиях сельскохозяйственной деятельности в пределах обслуживаемой зоны, при необходимости адаптацией его к этим условиям и восприятию сельскими товаропроизводителями;

привлечением внимания к новшеству потенциальных пользователей путем распространения информации о нем в различных информационных средствах, на выставках, семинарах и др.;

обучением в целевых группах представителей сельскохозяйственного производства приемам (формам и методам) использования новшества;

оказанием индивидуальной консультационной помощи клиентам в определении и даже приобретении необходимых материалов, оборудования и т.п. для освоения новшества, в выполнении работ по его реализации.

Третий уровень образуют, так называемые, полевые консультанты, имеющие еще более узкий круг задач и в основном обеспечивающие непосредственную работу с конкретными товаропроизводителями (рис. 9.3).

 

 
Рис. 9. 3. Схема зон обслуживания консультантами сельских клиентов.

 

Деятельность консультанта, как отмечал А.В.Чаянов, призвана обеспечить доведение новых знаний до представителей агарного сектора экономики и освоение ими новых знаний. Однако перед консультантом не безропотные исполнители его воли, как отмечает А.В.Чаянов, а самостоятельные хозяева, организующие и ведущие свое хозяйство согласно своей воле и своему разумению. Никто не может помимо их самих распорядиться их хозяйством, никто не в праве приказать им что-либо. Поэтому «работник общественной агрономии является деятелем не столько техническим, сколько социальным. Объектами его деятельности являются люди, их психика, их воля и сознание, а не только поле, скот и другие предметы хозяйства»[16].

Наиболее известными являются следующие модели консультационных организаций[17]:

- консультационные службы, организованные на базе крупных региональных многопрофильных или отраслевых университетов (так называемая модель "land-grant" университетов), сельскохозяйственных колледжей и профильных школ;

- самостоятельные некоммерческие консультационные организации, поддерживаемые государством;

- фермерские организации или объединения по оказанию консультационных услуг;

- частные консультационные организации.

Каждая из представленных моделей обладает рядом преимуществ перед другими моделями, и имеет недостатки, часто весьма существенные.

Не заостряя внимание на рассмотрении достоинств и недостатков данных вариантов, следует отметить, что в Центральной Европе, в странах с переходной экономикой, одним из наиболее эффективной оказалась самостоятельная некоммерческая сельская консультационная и обучающая организация Латвии. Она имеет неплохо оснащенный и хорошо укомплектованный высококвалифицированными специалистами научно-методический и обучающий центр в г. Елгава и по одному сельскому консультационному центру в каждом административном районе, созданному на базе бывшего районного управления сельского хозяйства. Конечно, в настоящее время из бывших работников этих управлений среди консультантов остались всего несколько человек – остальные не смогли переквалифицироваться в консультантов из бывших чиновников, хотя и обладали хорошим уровнем квалификации. Стереотипы поведения многим не удалось преодолеть и перейти от чиновничьего статуса, к статусу помощника и советника агрария.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность инновационной деятельности в АПК | Охрана труда и техника безопасности на рабочем месте
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.