Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подвижной состав автомобильного транспорта




Значение и классификация автомобильных дорог.

Эксплуатационные свойства и конструкция подвижного состава

Эксплуатационные свойства, обеспечивающие движение подвижного состава, существенно зависят от конструкции и технического состояния подвижного состава, его систем и механизмов.

Чем совершеннее конструкция подвижного состава и лучше его техническое состояние, тем выше эксплуатационные свойства подвижного состава. Поэтому подвижной состав, его системы и механизмы конструируются таким образом, чтобы он имел определенные эксплуатационные свойства, требуемые для заданных условий эксплуатации и обеспечивающие эффективное использование подвижного состава.

На рис. 2 показана связь эксплуатационных свойств с системами и механизмами подвижного состава с учетом наибольшего влияния систем, механизмов и их технического состояния на эксплуатационные свойства.

Рис. 2. Связь эксплуатационных свойств с системами и механизмами подвижного состава

Автомобильные дороги имеют огромное значение в экономике страны. Крайне осложняет положение дел с автоперевозками слабое развитие автодорожной сети и ее неудовлетворительное состояние.

Несовершенное качество дорог увеличивает стоимость перевозок на 30 – 50%, расход горючего повышается в 1,5 раза, стоимость эксплуатации автомобиля возрастает в 2 – 3 раза, а срок службы уменьшается на 30%.

Автомобильная дорога представляет собой комплексное сооружение, состоящее из отдельных конструкций, элементов и сооружений. Комплексы вспомогательных сооружений на дорогах предназначены: для обслуживания подвижного состава — автозаправочные станции и станции технического обслуживания; для отдыха пассажиров и автотуристов — мотели, автовокзалы и дорожные гостиницы; на перегонах между ними — остановочные пункты, станции, площадки отдыха.

В зависимости от административного подчинения, экономического и культурного значения автомобильные дороги подразделяются на дороги:

общегосударственного значения — предназначены для дальних автомобильных сообщений, соединяют между собой столицы союзных республик, крупные промышленные и культурные центры, а также дорожную сеть с магистральными дорогами соседних государств;

областного и краевого значений — соединяют районные центры между собой и с центром своей автономной республики, края или области — с общей сетью дорог, а также с важнейшими станциями или пристанями;

районного значения — соединяют районные центры (отдельные сельские населенные пункты, фермерские хозяйства, сельскохзяйственные предприятия) между собой и со станциями железных дорог и пристанями. Такие дороги соединяют также расположенные на данной территории предприятия со станциями железных дорог, пристанями, дорогами общей сети;

курортные — служат преимущественно для пассажирских сообщений в курортных районах;

подъездные — соединяют крупнейшие города и промышленные центры с тяготеющими к ним районами;

городские и дороги населенных мест (улицы); промышленных предприятий (сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств и предприятий лесного хозяйства) — служат для внутрихозяйственных перевозок.

Техническое качество автомобильной дороги зависит от ее значения в народном хозяйстве: чем больше транспортный поток на дороге, тем выше требования к ее техническому качеству.

Число автомобилей, проходящих по дороге через данное сечение в единицу времени (сутки, час), называется интенсивностью движения. Она не является постоянной по всей длине дороги, в течение года и суток, поэтому для расчетов используют среднегодовую суточную интенсивность.

Автомобильные дороги в зависимости от интенсивности движения и значения их в общей дорожной сети делятся Строительными нормами и правилами проектирования автомобильных дорог (СниП) на 5 категорий (Таблица 1)

Категории автомобильных дорог

Таблица 1.1

Категория дороги Расчетная перспективная интенсивность движения авт./сут.
I II III IV V Более 7000 Более 3000 до 7000 Более 1000 до 3000 Более 200 до 1000 Менее 200

 

Наиболее эффективными для использования автотранспорта являются дороги 1-й и 2-й категорий, так называемые автобаны, оборудованные заправочными станциями, дорожными гостиницами, освещением, дорожными знаками и т.д. Подобных дорог в России пока всего лишь 21 тыс. км.

Основными транспортно – эксплуатационными показателями автомобильных дорог являются: расчетная скорость движения автомобилей, расчетная нагрузка, габариты мостов и тоннелей, пропускная и провозная способность, а также показатели безопасности движения.

Расчетная скорость — это наибольшая скорость, с которой автомобили могут двигаться на всем протяжении дороги безаварийно.

Расчетная нагрузка необходима для расчетов прочности дорожных покрытий и инженерных сооружений, а также проверки устойчивости земляного полотна. Она характеризуется нагрузкой на ось и массой расчетного автомобиля, находящегося в колонне; обозначается HP или Нс определенной цифрой, которая указывает массу автомобиля (в тоннах), например, Н-10, Н-13, Н-ЗО.

Пропускная способность дороги предопределяет число автомобилей, которые могут пройти по ней с заданной скоростью.

Пропускная способность дороги зависит от числа полос движения, скорости движения транспортных средств и состояния проезжей части.

К подвижному составу автомобильного транспорта относятся автомобили и автопоезда (автомобили-тягачи, прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски).

По назначению грузовой подвижной состав подразделяется на транспортный, предназначенный для перевозки груза, и специальный, предназначенный для различных нетранспортных работ, выполняемых при помощи установленного на нем оборудования. К специальному подвижному составу относятся автокраны, автолавки, автобетономешалки, пожарные и санитарные автомобили, автомобили для нужд коммунального хозяйства и т. д.

На автомобильном транспорте общего пользования используется подвижной состав общего назначения — с кузовом типа бортовая платформа, называемый бортовым (бортовой автомобиль, бортовой прицеп), и специализированный — автомобили, прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски транспортного назначения, кузова которых специально приспособлены для перевозки одного определенного или нескольких однородных грузов. Специализированный подвижной состав широко применяется в народном хозяйстве.

В зависимости от типа установленного двигателя автомобили и автомобили-тягачи бывают с бензиновыми, с дизельными двигателями, газобаллонные и электрические. Автомоби л и с бензиновыми двигателями составляют основную часть автомобильного парка страны. Бензиновые двигатели установлены на автомобилях особо малой и средней грузоподъемности.

Автомобили с дизельными двигателями — грузовые автомобили большой и особо большой грузоподъемности. Расход топлива у них на 30—40% ниже, чем у автомобилей с бензиновыми двигателями (при меньшей стоимости дизельного топлива). Недостатки их использования —- высокая первоначальная стоимость, большие габаритные размеры и собственная масса, повышенная шумность и дымление. Газобаллонные автомобили работают на дешевом топливе. Наиболее целесообразно использовать их в крупных городах, имеющих газопроводы от крупных месторождений газа или предприятий газовой промышленности. Недостатки использования: установка дополнительной аппаратуры в системе питания, строительство специальных заправочных станций, невозможность использования их на большие расстояния.

Основные преимущества применения электромобилей бесшумность работы и отсутствие отработавших газов. Их целесообразно использовать для городских перевозок мелких партий грузов, особенно если погрузка или выгрузка этого груза выполняется внутри помещения предприятий, складов и т. д. Недостатки использования: небольшой радиус действия и высокая масса.

По проходимости автомобили делятся на дорожные (ограниченной проходимости), повышенной и высокой проходимости.

Дорожные автомобили предназначены для работа: на дорогах с покрытием и без покрытия (грунтовых).

Автомобили повышенной и высокой проходимости предназначены для работы в тяжёлых дорожных условиях и по бездорожью.

Автомобили-тягачи подразделяются на седельные и буксирные.

Седельные тягачи — работают в сцепке с полуприцепами и не имеют кузова. На раме автомобиля-тягача установлено опорно-сцепное устройство, соединяющее тягач с полуприцепом.

Буксирные выполняются на базе шасси грузовых автомобилей и предназначены для работы с прицепами-тяжеловозами, для чего оборудуются сцепными устройствами.

Прицепной подвижной состав состоит из прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков.

Прицепы буксируются автомобилями и автомобилями-тягачами, соединяясь с ними при помощи буксирного приспособления и дышла. В зависимости от числа осей прицепы делятся на одноосные, двухосные и многоосные. Многоосные прицепы используют в основном для перевозки различных грузов большой массы и негабаритных грузов. Грузоподъемность их может достигать 100 т и более. Многоосные прицепы являются и многоколесными.

Прицепы-роспуски применяют для перевозки длинномерных грузов. Они бывают одноосными и двухосными. Расстояние между автомобилем и прицепом-роспуском может меняться при перевозке груза различной длины. Это достигается благодаря тому, что дышло имеет отверстия по длине, и прицеп-роспуск крепят в определенном положении фиксаторами.

Полуприцепы предназначены для работы в сцепке с седельными автомобилями-тягачами. Они могут быть одноосными, двухосными и трехосными. Оси располагаются в задней части полуприцепа. В передней части находятся сцепное устройство для соединения с автомобилем-тягачом и стойки с катками для поддержания отцепленного полуприцепа в устойчивом положении.

Автопоезд это автомобиль или автомобиль-тягач в сценке с одним или несколькими прицепами либо автомобиль-тягач с полуприцепом.

Применение автопоездов обеспечивает наиболее полное использование имеющегося запаса мощности автомобилей и автомобилей-тягачей, повышение производительности по сравнению с одиночными автомобилями, снижение расхода топлива на 1 т-км (на 1 т перевезенного груза), снижение себестоимости перевозки груза. Кроме того, применение автопоездов дает возможность уменьшить потребность в водителях, т.е. дает экономию людских ресурсов, что имеет важнейшее значение для народного хозяйства.

Грузовые автомобили и прицепной подвижной состав классифицируются по грузоподъемности и типу кузова.

Номинальная грузоподъемность автомобилей устанавливается заводом-изготовителем и показывает максимальную нагрузку (массу перевозимого груза). Нагрузка определяется дорожными условиями работы автомобилей, т. е. зависит от того, перевозится ли груз по дорогам с твердым покрытием или по грунтовым.

Автомобили, прицепы, полуприцепы в зависимости от грузоподъемности в тоннах подразделяются на следующие классы:

Особо малой грузоподъемности до 0,5 т.

Малой грузоподъемности от 0,5 до 2.0 т.

Средней грузоподъемности от 2,0 до 8,0 т.

Большой грузоподъемности от 8,0 до 16,0 т.

Особо большой грузоподъемности – 16 и более тонн.

На шасси автомобилей, прицепов и полуприцепов устанавливают кузоваразличных типов: бортовая и безбортовая платформы, самосвальный кузов, цистерна, фургон, панелевоз, фермовоз, кузов для перевозки длинномерных грузов (лесовоз, трубовоз, металловоз и т. д.).

Безбортовые платформы устанавливают на подвижной состав, предназначенный для перевозки негабаритных и большой массы грузов.

Самосвальные кузова устанавливают на подвижном составе, предназначенном для перевозки и механизированной выгрузки навалочных и насыпных грузов. Автомобили с самосвальным кузовом называются автомобилями-самосвалами.

Цистерны предназначены для перевозки наливных и насыпных пылящих грузов. Цистерна представляет собой герметический резервуар, изготавливаемый из углеродистой или нержавеющей листовой стали либо алюминиевых сплавов, разделенный внутри перегородками для уменьшения гидравлических ударов, возникающих при резком торможении.

Фургон – закрытый кузов, внутри которого могут быть оборудованы приспособления для перевозки определенного груза.

Панелевозы и фермовозы предназначены для перевозки крупноразмерных панелей и ферм в, вертикальном или наклонном положении.

Кузов лесовозов, трубовозов и металловозов имеет специальное оборудование для размещения длинномерных грузов и устойчивости их во время перевозки.

Важнейшие параметры автомобилей и автопоездов (габаритные размеры, предельные полные массы и осевые нагрузки) регламентированы Правилами дорожного движения и требованиями, согласованными между странами Европейского сообщества высота автомобилей с грузом не должна превышать 4 м, ширина — 2,5 м; предельная длина одиночного автомобиля независимо от количества осей может быть не более 12 м, для автопоездов в составе седельного автомобиля-тягача с полуприцепом или автомобиля с одним прицепом — не более 20 м, с двумя и более прицепами — не более 24 м.

Максимальная осевая нагрузка − показывает нагрузку полной массы автомобиля, приходящуюся на наиболее нагруженную ось, как правило, на заднюю. Этот показатель является существенным для определения маршрута следования подвижного состава при перевозках груза, так как для ряда дорожных сооружений (мосты-, путепроводы) действуют ограничения по нагрузкам на оси автомобилей.

Дорожные автомобили в зависимости от предельно допустимых осевых нагрузок подразделяются на группы А и Б. Осевая нагрузка определяется на наиболее нагруженную ось (при ее расстоянии до смежной оси 3,0 м и более), для ее измерения принята размерность тс. К группе А относятся автомобили и автопоезда с предельной осевой нагрузкой не более 10 тс, к группе Б — не более 6 тс.

Автомобили и автопоезда, у которых осевая нагрузка больше 10 тс, относятся к группе внедорожных.

Эксплуатационные свойства подвижного состава. Для оценки эксплуатационных качеств подвижного состава установлена система измерителей и оценочных параметров, позволяющая сравнивать отдельные конструкции и модели автомобилей между собой.

Основными эксплуатационными качествами грузовых автомобилей, позволяющими определить степень наиболее эффективного их использования в заданных условиях эксплуатации, являются грузовместимость, использование массы, скоростные свойства, безопасность движения, топливная экономичность, долговечность, прочность и надежность, проходимость, удобство использования и ремонтопригодность, запас хода.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 3856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.