Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Востока




Лекция №3

1. Школы и периоды в древнеиндийской философии

В философии Древней Индии различаются две группы школ (даршан). В первую, ортодоксальную, включается шесть даршан: санкхья, йога, нъяя, вайшешика, пурва-миманса, веданта. Во вто­рую — три: буддизм, джайнизм, локаята (иногда в качестве тре­тьей неортодоксальной даршаны называется адживика).

Даршаны первой группы нередко объединяют попарно, по­скольку санкхья близка к йоге, ньяя к вайшешике, пурва-ми­манса к веданте. Кратко охарактеризуем их.

1. Санкхья (пере­числение, рассмотрение). Одна из самых древних школ, основа­телем ее считается легендарный мудрец Капила (VII в. до н.э), а пик влиятельности санкхьи приходится на середину I тысяче­летия нашей эры. Все многообразие Вселенной рассматривается как результат взаимодействия двух первоначал — материального (пракрита) и идеального (пуруши). Пракрита (прасоздательни-ца) — источник различных качеств и производящих сил мира. Пуруша (человек, мужчина) — бездеятельный и бескачествен|ный дух, сближаемый с атманом. Задача познания и самосовер­шенствования — понять устройство мира, независимость пурущи от пракрита, самодостаточность духа, отождествить свою сущность с ним, разъединить пракрита и пурушу в себе и тем самым достичь освобождения — мокши. Вариант теистической санкхьи представлен в знаменитом и по сей день религиозно-философско-поэтическом произведении — Бхагавадгите.

2. Йога (связь, усилие), основателем ее считается Патанджали (II в. до н. э. или II в. н.э.) — автор «Йогасутры». Йога переводит в практическое pycлo намеченные санкхьей пути и методы освобождения. Йогин, разделяющий, посредством активных усилий и сосредоточенности, своего пурушу от своей пракрити, идет к Высшему Пуруше, обладающему сакральной сверхценно­стью и именующемуся Ишварой — Господом, Владыкой. Для этого разработан «восьмеричный» метод йоги: строгое соблюде­ние религиозных предписаний и нравственных требований, осо­бенно ахимсы — непричинения вреда живым существам; конт­роль над организмом с помощью физических и дыхательных упражнений; концентрация чувств, внимания, созерцания,— та­ким образом последовательно устраняется зависимость от все более тонких составных Пракрити. И наконец, достигается со­стояние транса (самадхи), когда всякое различение исчезает, прекращается даже размышление и наступает освобождение.

3. Ньяя (правило, логика). Даршана основана Готамой (II в. до н. э. или II в. н.э.). Исходный текст — «Ньяясутра». Сторон­ники школы считают, что к освобождению следует идти, пресе­кая привязанности человеческого Я к объектам, обращаясь к атману в себе, являющемуся органом чистой мысли. Главный путь к этому — познание. Отсюда сосредоточенность даршаны на проблематике гносеологии и логики, которые развивались в тесном взаимодействии и полемике с соответствующими иде­ями буддизма. Исследуя способы познания, философы ньяи по­строили классификацию видов достоверного и недостоверного знания, разработали различные формы логического вывода. В мировоззренческих вопросах ньяя в основном следовала по­ложениям вайшешики. 4. Вайшешика (различение). Школа основана Канадой (I в. до н. э. или I в. н.э.), создателем «Вай-шешикасутры». В основе метафизики вайшешики лежат идеи теизма, атомизма, а также реализма схоластического типа. По­следний вайшешика отстаивала в споре с буддистами, защищая тезис о том, что категории, подобно вещам, обладают реальным самостоятельным существованием. Согласно вайшешике, абсо­лютное божественное Я — Ишвара творит из атомов миры, под­держивает их и разрушает с помощью особой ценностно-каузаль­ной силы — адришты (невидимое), действующей по закону кармы. Знание — выявление системы мира. В ней различаются семь видов реальности, каждая из которых имеет множество форм. Так, субстанция — носитель качеств и действий, имеет девять форм: пять элементов-стихий: земля, вода, огонь, воздух, эфир (акаша) и еще четыре элемента — пространство, время, душа-атман, ум-манас (орган координации данных сознания).

5. Пурва-миманса (букв.: первое исследование). Основателем школы считается Джаймини (4-5 вв. до н. э.), автор «Мимансасутры». Эта даршана возникла в целях сохранения Вед и ведийского ритуала. Веды понимаются как фундаментальная священная, совершенная, несущая дхарму реальность. Она име­ет изначальную словесную природу, лишь частично проявляю­щуюся в звуках человеческой речи. Следствием исполнения ри­туала является освобождение. Последнее понимается как избав­ление от страданий и наслаждение плодами ритуалов. Миманса способствовала поддержанию общинно-кастовой организации и всего ценностного строя культур брахманизма и индуизма.

6. Веданта (завершение Вед). Основоположником данной шко­лы и автором «Ведантасутры» («Брахмасутры») считается Бадараяна (IV—III вв. до н. э.). Веданта представляет собой фи­лософскую разработку идей Упанишад и Бхагавадгиты о Брах­мане как Божественном первоначале, об Атмане-духе и об осво­бождении как следствии преданности (бхакти) Божеству и по­знания тождественности своей сущности Атману и Брахману. В классической веданте существует три главных направления. Шанкара (788—820), вероучитель шиваизма, творчески переос­мысливая идеи буддизма, создает строго монистическую адвайта (недвойственную) веданту. Согласно Шанкаре, многообразие мира иллюзорно и в то же время объективно. Абсолютно реален лишь Брахман, а все остальное создано его творческой си­лой — майей. Атман человека по сути тождествен Брахману. Освобождение и блаженство достигаются путем такого позна­ния, в котором сливаются познающий, познаваемый абсолют и само познание. Шанкара полагает возможным освобождение от уз кармы при жизни — дживанмукти. Рамануджа (XI—XII вв.), ве­роучитель вишнуизма, разрабатывает не строго монистический вариант адвайта-веданты — вишишта (различающая) адвайта. Полагает, что Вселенная и души обладают относительной реаль­ностью, а Атман человека есть часть божественного духа. Мадхва (XIV в.), другой вишнуитский вероучитель, строит систему дуа­листической — двайта веданты. Утверждает, что мир, индивиду­альные души — не создания майи, не иллюзия, а особая, отлич­ная от Брахмана, реальность. В Новое время идеи веданты нашли свое продолжение в учениях Рамакришны (1836—1886), Свами Вивекананды (1969—1902), Ауробиндо Гхоша (1872—1950), Сарвепалли Радхакрйшнана (1908-1975) и др.

Неортодоксальные школы. 1. Буддизм — мировая религия (наряду с христианством и исламом) и философское учение. Основан в Индии в VI в. до н. э. Сиддхартхой Гаутамой (623-544), названны Буддой просветленным, пробудившим­ся). Главное произведение буддизма — Типитака (три корзины), записанные в 80-х гг. I в. до н. э. на Цейлоне, на языке пали. Более тысячи лет буддизм был широко распространен в Ин­дии, но к началу второго тысячелетия оказался почти полно­стью вытесненным из страны, успев к этому времени сущест­венно повлиять на индуизм и укорениться во многих областях далеко за ее пределами. Основные ветви буддизма — хинаяна и махаяна. Хинаяна (малая колесница) — «узкий путь спасе­ния», близкое к первоначальному буддизму направление, в рамках которого развивается учение о том, что освобождение есть главным образом дело личного совершенствования чело­века, посвятившего этому жизнь. Достигают нирваны самые совершенные — архаты. Махаяна (большая колесница) — «ши­рокий путь спасения», направление, в котором произошло обожествление Будды, развитие его культа и почитания совер­шенных людей (боддхисаттв), а также образование монашеских общин (сангх). Согласно махаяне, возможности спасения ши­роко открыты мирянам, а боддхисаттва — человек, сострадаю­щий другим людям и показывающий им путь освобождения. Вначале буддизм был преимущественно этическим учением, альтернативным брахманистскому. С буддийской точки зрения соблюдение ведийских ритуалов бесполезно. Будда, по преда­нию, уклонялся от обсуждения «метафизических проблем», считая более важным научить людей тому, как навсегда изба­виться от страданий. Главные идеи первоначального буддиз­ма — «четыре благородные истины» и «восьмеричный путь спа­сения». Четыре благородные истины: 1. Жизнь полна страда­ний. 2. Привязанность к жизни — корень страданий. 3. Можно пресечь корень страданий. 4. Есть путь пресечения корня стра­даний. Это восьмеричный путь спасения, он — срединный, от­вергающий и аскетизм, и чувственные наслаждения. Правиль­но поняв истины, следуя правильному внутреннему настрою и поведению, человек достигнет нирваны (затухание, остыва­ние, распутывание паутины). Будда сравнивает нирвану с уга­сающим пламенем, не получающим поддержки. Она есть отре­чение от жажды жизни, невозмутимость, самодостаточность -полное освобождение. Вокруг этого ядра складывается фило­софско-религиозное учение. Все существует по закону причин­ности — закону зависимого возникновения (пратитья-самутпа-да). Ненавистью нельзя прекратить ненависть, поэтому добром надо отвечать и на добро, и на зло. Безусловно благое состоя­ние — нирвана, она выше добра и зла. Бытие Бога, души, лич­ности не абсолютно, не имеет субстанциональной основы. Ис­тинное бытие — сверхбытие-небытие, которое невыразимо в конкретных характеристиках. Оно может быть отождествлено с нирваной и великой пустотой — шуньей. Буддизм не призна­ет принципиального различия между субъектом и объектом, духом и материей. Состояния страдания и избавления от стра­даний — не только субъективны, они суть объективные реалии различных уровней. Страдание — это не только мучения, вы­зываемые желаниями, но и волнение, пульсация (вспыхивание и затухание) энергетических психофизических элементов бы­тия — дхарм. Избавление от страданий, освобождение есть од­новременно прекращение волнения дхарм. Личность, душа, Я не есть некая неразложимая целостность, это результат дей­ствия нескольких наборов дхарм, распадающихся при освобож­дении. Тогда разрушается причинная связь, приводящая к рож­дению нового существа и возобновлению страданий. Достиже­ние нирваны — не следствие благодати, а величайшее завоевание самого освобождающегося — победа над собой. Как сказано в Дхаммападе (популярном произведении из Типита-ки), никакое божество не сможет «превратить у такого челове­ка победу в поражение». Основные философские школы хина­яны — вайбхашика и саутрантика, махаяны — йогачара и мадхьямика. 2. Джайнизм — индийская религия и философ­ское учение, схожие с буддийскими. Основатель — Вардхамана (VI в. до н. э.), называемый Махавйра (Великий герой) и Джи­на (Победитель). Два основных направления джайнизма: ди-гамбары («одетые сторонами света», т. е. нагие) и шветмбары («одетые в белое»). В онтологии джайнизма дуализм сочетается с плюрализмом. Из девяти ее категорий две важней­шие — джива (живое) и аджива (неживое). Джива — вечная, живая, духовная сущность — субстанция множества отдельных душ-джив, находящихся на разных уровнях развитости и спо­собных (хотя бы потенциально) к познанию и деятельности. Аджива — сущность остальных (материальных) субстанций. К последним относятся вещество, состоящее из атомов, пространство, время и др. Изменения в мире происходят по закону кармы. В несовершенном состоянии джива связана с адживой, страдает от этой зависимости, находясь во власти сансары. Со­вершенное состояние — нирвана, мокша. Освободившиеся джи-вы поднимаются на вершину Вселенной и пребывают там в со­стоянии духовной чистоты и блаженства, сохраняя свою инди­видуальность. Правильное познание и строгое выполнение нравственных требований и предписаний ведут к освобожде­нию. Наиболее важным считается соблюдение ахимсы. 3. Локаята (чарвака) («мирская» от лока — мир). Основателем уче­ния считается легендарный мудрец Брихаспати (ок. V в. до н. э.). Произведений локаяты не сохранилось, ее идеи дошли в критическом изложении сторонников других даршан. Локаятики признают истинно существующим только то, что доступ­но чувственному восприятию, оно же признается единственно надежным источником познания. Утверждается, что каждое яв­ление есть осуществление заложенной в нем изначально собст­венной, индивидуальной природы (свабхавы). Все существую­щее, в том числе и сознание, рассматривается как результат взаимодействия материальных первоэлементов. Поэтому отвер­гается учение об Атмане, карме-сансаре, освобождении, утвер­ждается, что индивидуальное существование полностью пре­кращается со смертью, смысл жизнь — в удовольствии, особен­но — чувственном. Вульгарный материализм и сенсуализм локаяты вполне последовательно дополняется гедонизмом.

История индийской философии делится на три крупных периода. 1. Ведийский период (примерно с X по V в. до н. э.). В это время идет становление индийской философии. В неко­торых произведениях корпуса Вед, особенно в упанишадах (где представлены диалоги по отвлеченным вопросам, рассуждения о бытии в целом), появляется философская трактовка миро­воззренческих вопросов. 2. Классический или брахмано-буд-дийский (с V в. до н. э. по X в. н.э.). В этот период, после возникновения буддизма (ставшего впоследствии ведущим философским направлением эпохи) и джайнизма, в условиях острых философско-религиозных споров, сформировались основные классические даршаны. 3. Индуистский — с XI в. н. э. К этому времени влияние буддизма существенно ослабе­вает и философская деятельность протекает в основном в рус­ле культуры индуизма. Главными философскими направления­ми становится веданта, вобравшая в себя многие достижения других ортодоксальных даршан и буддизма, а также ньяя, все больше сосредоточивавшаяся на разработке логико-гносеологи­ческих, методологических проблем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.