Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аристотель




Взгляд на философию как на науку, стремящуюся к знанию строгому, доказательному, понятийному, систематическому, от­личает Аристотеля из Стаги (384-322 гг. до н. э.). Идею логи­ческого единства человеческих знаний, почерпнутую в плато­новской Академии (Аристотель был учеником Платона), он успешно применяет к эмпирическому исследованию, заклады­вая научные основы философии, логики, риторики, психоло­гии, физики, политики, этики, эстетики.

Особенности философии Аристотеля выясняются в процес­се сопоставления ее с платонизмом. Для Аристотеля, как и для Платона, высшее начало есть безусловное благо. Но в отличие от Платона, оно перестает быть за пределами ума и бытия, а природа вполне постижима. Аристотеля скорее интересует порядок мира и его рациональное, научное изучение, чем во­прос о происхождении этого порядка вещей. Если Платон ста­вил перед собой задачу обоснования мировоззрения, выходя­щего за пределы человеческой жизни, и всегда рассматривал временное с точки зрения вечного, чувственное с точки зрения сверхчувственного, то Аристотель ищет реализации идеального»_ чувственном мире, пытаясь соединить опыт и умозрение. Если в творчестве Платона очень сильны мифологический и эсхатологический элементы, то Аристотель стремится исклю­чить по возможности мифологически-религиозные схемы из философского объяснения. Черты философского стиля Аристо­теля — понятийность, систематичность, отдифференцированность методов решения философских проблем. Философия Аристотеля порождена стремлением к научной определенности и точности предмета и методов философского исследования, логической стройности философского знания и выработке ме­ханизма его передачи. В целом можно согласиться с В. С. Со­ловьевым, который противопоставил философию Платона и философию Аристотеля как оппозицию «философии жизни» и «философии школы».

В то же время философское учение Аристотеля бесспорно представляет собой преобразование платоновской теории идей и тесно связано с платонизмом. Для Аристотеля, как и для Платона, общее предшествует частному, определяет его, а ис­точник знания лежит в самом разуме.

Философское учение Аристотеля можно разделить на три части: теоретическую, практическую и пойетическую. Теорети­ческая философия изучает общие начала бытия и знания по­средством интеллектуального созерцания. Ей соответствуют та­кие науки, как метафизика, физика и математика. Практическая философия изучает начала, которыми человек руководствуется в своей нравственной и политической деятельности. Соответст­вующие науки — этика, экономика, политика. Творческие науки включают в себя поэтику и риторику. Из сочинений Аристотеля к теоретической философии относятся «Физика», «Метафизи­ка», «О душе», к практической — «Никомахова этика», «Поли­тика».

Особое место в творчестве Аристотеля занимают логиче­ские сочинения или «Органон». Хотя сам термин «логика» Аристотелю не принадлежит, но именно он создал эту науку как область гуманитарного знания. Логические трактаты Ари­стотеля были объединены его первым издателем Андронником Родосским (I в. до н. э.) под общим названием «инстументальных книг» или «Органона». Цель «Органона» — пропедевтиче­ская: познакомить с теми орудиями, методами, процедурами, при помощи которых строится наука. Критерием научности знания, по Аристотелю, является доказательность, а непосред­ственно очевидными истинами, не нуждающимися в доказате­льстве,— логические законы мышления: закон противоречия («ничто не может сразу быть и не быть»), закон исключенного третьего («между тем, чтобы иметь и не иметь, третьего не мо­жет быть»).

Логические исследования привели Аристотеля к обнаруже­нию двух важнейших для трансформации платонизма обстоя­тельств. Во-первых, идея блага — верховная царица в плато­новском мире идей — не может подчинять себе идеи вещей, так как вещь относится к категории сущности, а благо — к ка­тегории качества. Во-вторых, благо как относящееся к катего­рии качества не существует само по себе, но лишь как принад­лежащее какой-либо сущности.

Учение Аристотеля о категориях имеет двойственный логи­ко-онтологический характер. «Категории» — основные роды или разряды бытия и соответственно основные роды понятий о бытии, тех общих понятий, без которых ничто не мыслится. Аристотель выделяет 10 таких категорий: сущность, качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, об­ладание, положение.

Категория «сущность» является ключевой для онтологии Аристотеля. Одно из аристотелевских определений сущности гласит: «Сущность есть то, что никогда не бывает сказуемым, а всегда только подлежащим». То есть всякая сущность сущест­вует сама по себе, а не в чем-то другом. При переводе на ла­тинский язык греческое слово «сущность» перевели как «суб­станция», а принадлежащее сущности как «акциденция». У Аристотеля мы встречаемся только со словом «сущность», но оно имеет двойственный смысл: 1) как синоним субстанции, 2) как суть какого-либо предмета. Платоновские «идеи» Аристо­тель стал называть «формами» именно для того, чтобы подчерк­нуть, что идеи не обособлены в «умном месте» за пределами чувственно-воспринимаемого мира, а действуют в этом мире как начала, изнутри формирующие вещи. «Сущность вещей не может быть отрешена от того, чего она есть сущность»,— гово­рит Аристотель.

Этой, отличной от платоновской, трактовке идей способст­вовали не только логические исследования Аристотеля, но и его естественно-научные интересы, связанные с убеждением в несомненном существовании знания о природе. Природа для Аристотеля — это соединение бытия и становления, а не чис­тое становление, как для Платона.

Предметом метафизики Аристотеля является не только ис­следование высших родов бытия, но и поиск его первопричин. Аристотель указывает четыре первопричины бытия, которые порознь исследовались греческой философией от Фалеса до Платона. Это материальная, формальная, движущая и целевая первопричины. По сути они могут быть сведены к материаль­ной и формальной.

Материя понимается Аристотелем как чистая потенция быть чем-угодно, лишенная каких-либо свойств, качеств, величины и строения. Именно Аристотель ввел в философию сам термин «материя» (букв.: строительный материал, лес) как обозначение субстрата, лежащего в основе всего сущего (латин­ский эквивалент «mater rerum» означает «мать вещей»). Фор­ма — это деятельное начало, переводящее потенциальное бы­тие в действительное, определяющее суть вещей. Всякая вещь в природе является результатом слияния формы и материи. Соединение материи и формы осуществляется посредством движения. Источник же этого движения — форма всех форм, чистая форма — неподвижен, един, деятелен. Суть деятельно­сти божественного перводвигателя состоит в мышлении как безграничной деятельности, не соединенной ни с чем матери­альным и в этом смысле являющейся полной осуществленностью, т. е. энтелехией. Бог или перводвигатель — конечная цель всех типов движения и всех форм жизни, присущих при­роде. Характеристика божественного перводвигателя как веч­ного, неизменного и разумного приводит Аристотеля к рас­смотрению материи как содержащей в себе задатки всех форм, как устремленности к определенным формам, а не чистой бес­форменности. Мир вечен, так как его существование обуслов­лено двумя вечными началами — перводвигателем и первоматерией.

Подобно тому как вещи есть сплав материи и формы, оду­шевленные существа, по Аристотелю, есть соединение души и тела. Душа есть осуществленность (энтелехия) живого органи­ческого тела, осуществление «присущей телу возможности быть живым». То есть душа не представляет собой некой самостояте­льной сущности, отделенной от тела, как у Платона, она нераз­рывно связана с телом и является его подлинной сущностью. Душа есть принцип, дающий жизнь. Цель живой природы - воплотить разум, но достигается она путем развития, т. е. одно­временно существуют различные ступени достижения этой цели. В соответствии с этим Аристотель различает три разно­видности души: растительную (выполняет функции рождения, питания, роста), чувствующую (ощущения и движение) и разум­ную (познание, самоопределение). При этом высшая ступень развития души не может существовать без низших. Аристотель отрицает бессмертие души в платоновском смысле, но в то же время признает, что активный разум (интеллект) как высшая способность души имеет сверхчувственную и сверхтелесную природу, лишен индивидуальности и вечен.

В основании этики Аристотеля лежит принцип объективной целесообразности — системообразующий принцип его философ­ского учения в целом. В человеке заложено внутреннее стремле­ние к благой цели, т. е. цели, преследуемой ради нее самой. Это стремление к счастью. Но счастье, по Аристотелю,— это успешная деятельность, приносящая удовольствие, поскольку чело­век — активное существо, а само счастье — не вещь, а действие. Высший принцип счастья — мера. Каждый человек стремится к успешному осуществлению своей деятельности и, следователь­но, к своему собственному благу. Общее назначение человека, по Аристотелю,— это «деятельность души, согласованная с суж­дением» или добродетель. Следует иметь в виду, что во времена Аристотеля добродетель — это не делание добра другому, а соот­ветствие своему назначению, добротность. Счастлив, добродете­лен тот, кто поступает наилучшим образом при данных обстоя­тельствах, так как ошибаться можно различными способами, а поступать правильно — единственно верным.

Соответственно разделению человеческой деятельности на практическую и теоретическую добродетели Аристотель делит на две группы — этические и дианоэтические. К этическим добродетелям Аристотель относит мужество, благоразумие, щедрость, величавость, правдивость, дружелюбие, любезность, ровность, честолюбие. Они зависят от способности разума под­чинять своим требованиям страсти и желания. Сознательно-на­меренный характер действий — важная черта добродетельных поступков. Этические добродетели являются результатом сво­бодного выбора, опыта и привычки и представляют собой «зо­лотую середину», если рассматривать их с точки зрения сущ­ности, и крайнее совершенство по своему значению.

Принцип «золотой середины» Аристотеля — это моральное правило, предполагающее в качестве условия своего примене­ния в каждом конкретном случае самостоятельное размышле­ние. Стыд, по Аристотелю, хотя и проявляется на физиологи­ческом уровне, вызывается нравственными причинами.

К дианоэтическим добродетелям Аристотель относит муд­рость, разумность и рассудительность (фронезис). Высшей из них является мудрость, поскольку она связана с созерцанием высших принципов бытия и Бога. Таким образом, нравствен­ным идеалом Аристотеля является созерцательная деятельность разума, отрешенная от тревог и суеты практической жизни. Этот идеал вполне соответствует интеллектуалистической тра­диции античной этики.

Этика для Аристотеля, как и для Платона, соподчинена по­литике. Город-государство — это горизонт всех моральных цен­ностей и единственно возможная форма общежития. Цель го­сударства, по Аристотелю,— воспитание граждан в духе добро­детели. Оно, как и для большинства античных философов, стоит выше семьи, частных лиц и относится к своим членам как целое к частям. Хотя во времени семья и община предшествуют государству, государство есть первое по своей природе. Человек — это политическое (общественное) животное. Ари­стотель указывает: «А тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государст­ва — либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек». Хотя общность местожительства, удобства обме­на, гарантия личных прав — необходимые для возникновения государства условия, само государство появляется лишь тогда, когда образуется общение между родами и семьями ради бла­гой жизни.

Высшим государственным благом является справедливость, т. е. то, что служит общей пользе, право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения. Отношения власти и подчинения бывают, по Ари­стотелю, трех родов: 1) господские (отношения господина и раба), 2) брачные (отношения мужа и жены), 3) отцовские (отношения отцов и сыновей).

Как высший вид общения государство включает в себя об­щение между свободными и равными людьми, гражданином является только тот, кто умеет и властвовать, и подчиняться, тот, кто принимает участие в законосовещательной, военной или судебной деятельности. Раб, по Аристотелю,— это только «одушевленная собственность», «говорящее орудие», по приро­де предназначенное к подчинению, поэтому рабы не принад­лежат к составу государства. У ребенка способность решать на­ходится в неразвитом состоянии, у женщины она лишена дей­ственности, поэтому они, по Аристотелю, лишь потенциально принадлежат государству (являются гражданами).

Как мы уже отмечали, для Аристотеля существенный при­знак высшего блага состоит в его достижимости. Благо не яв­ляется совершенством «вообще», некоторой самостоятельно су­ществующей идеей. Критикуя Платона, Аристотель показывает, «что все существующее стремится не к одному благу, а каждое к своему собственному». Даже если бы существовало благо, которое одинаково обнаруживалось бы в различных вещах, то человек не мог бы ни овладеть им, ни осуществить его. Исхо­дя из этого, Аристотель критикует идеальное государство Пла­тона. В противовес Платону, оспаривавшему право на личное владение для воинов-стражей и даже выдвигавшего для них проект общности жен и детей, Аристотель считает индивидуаль­ную собственность и семью основой устойчивого государства. Источник распрей лишь усиливается с введением общности собственности и семьи, так как человеку по природе свойст­венно более заботиться о своем, нежели об общем. Любовь к своей семье есть нравственное начало, на котором зиждется государство — источник радости и дружбы. Уничтожив индиви­дуальную собственность и семью, мы лишили бы человеческую деятельность ее сильнейших мотивов.

При рассмотрении государственного устройства Аристотель, в отличие от Платона, рассуждает не об «идеальной» конститу­ции, а о наилучшей при данных общественных обстоятельствах и условиях. Проанализировав вместе со своими учениками госу­дарственную практику 158 греческих государств, Аристотель со­здает свою классификацию форм государственного устройства. Основанием его классификации служат два критерия: 1) при­надлежность власти в государстве — одному, нескольким или большинству; 2) цель власти — общее благо или собственная выгода. К «правильным» формам государства Аристотель отно­сит монархию, аристократию и политик). К «неправиль­ным» — тиранию, олигархию и демократию. Из отклоняющихся видов наихудший для Аристотеля — тирания, наиболее умерен­ный — демократия.

Подобно тому как во всем наилучшее есть мера, так и в государстве счастье наиболее обеспечено там, где нет ни чрез­мерного богатства, ни чрезмерной нищеты, где в управлении преобладают люди среднего достатка и управляют ради общей пользы. Но является ли эта форма государства наилучшей из всех возможных? На этот вопрос Аристотель не дает прямого и окончательного ответа.

Аристотель не только подвел итог развитию античной мыс­ли до Платона включительно, но и создал дифференцирован­ную систему знаний и сам стиль научного мышления. Факти­чески Аристотель разработал понятийный аппарат, которым философия пользовалась на всем протяжении своей истории до настоящего времени. Широчайший охват всех областей зна­ния, присущий творчеству Аристотеля, не мог не привести с противоречивости его философского учения. Это породило многообразие интерпретаций его философии, основанное на выделении той или иной стороны его учения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.