Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свобода и ответственность личности




Ценность свободы — это ценность личного, целенаправлен­ного совершенствования существования (жизни, действитель­ности). Свобода есть гуманистическая ценность, поскольку она утверждает достоинство человека как творца, значимость его самоопределения к благу. В самом общем виде свобода — это такое состояние человеческой жизни, которое характеризует меру того, насколько личность самостоятельно выбирает и осу­ществляет лучшее из возможного. Рационалист Г. Лейбниц пи­шет: «Детерминироваться разумом к лучшему — это и значит быть наиболее свободным». В европейской культуре преоблада­ет понимание свободы как познанной и освоенной необходи­мости. Подразумевается необходимость благая. Для античной философии — это необходимость космического порядка — логоса, средневековой — воли и разума Бога, Нового време­ни — законов природы, человеческого естества, мирового духа, общества, трансцендентных ценностей. Для постмодернистов, провозглашающих принципиальный ценностный плюрализм, главное в свободе — свобода коммуникации, дискурса, текста, интерпретации. Свобода — универсалия культуры, атрибут соб­ственно человеческого, ценностно ориентированного, способа жизнедеятельности. Она — мера освоения, «очеловечения» бы­тия. Существуют различные степени свободы. Степень свободы определяется тем, насколько многообразны и упорядоченны принятые человеком ценности, высоки приоритеты, велики внутренние и внешние возможности выбора целей и средств их осуществления, насколько он достигает гармонии с собой, с другими людьми, природным миром, бытием в целом.

Философы различают положительную и отрицательную свободу. Отрицательная — «свобода от» — это независимость от чуждых человеку природных, общественных или иных сил, от­сутствие внешнего, пресекающего волеизъявление принужде­ния. Достигается эта свобода через изменение внешних обсто­ятельств (в борьбе за свободу, независимость, самостоятель­ность) и/или через изменения внутреннего настроя (борьба с собой, самоограничение, отказ от желаний и намерений, от­даляющих от высших целей). Так, в концепции прав челове­ка — ведущей начиная с Нового времени в западной гумани­тарной мысли, непременной принадлежностью свободы счита­ется единство личной независимости и самоограничения, проявляющееся в нераздельности прав и обязанностей лично­сти. «Свобода состоит в возможности делать все, что не при­носит вреда другому. Осуществление естественных прав каждо­го человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми права­ми» (Декларация прав человека и гражданина, 1789). Принцип равной свободы (суверенности) людей органично связан с принципами самоопределения личности и ненасилия. Суще­ствует еще одна трактовка отрицательной (негативной) свобо­ды как возможности выбора чего угодно, в том числе и зла. Однако в рамках классической традиции европейской филосо­фии (античной, средневеково-христианской, новоевропейской) такого рода выбор относится не к свободе, а к произволу. Кант, например, считает свободной только волю к добру. По­ложительная — «свобода для» — это самоосуществление через освоение мира: преобразование неблагоприятных (чуждых или отчужденных) обстоятельств в благоприятные (свои), наращи­вания многообразия и целостности личного существования В этом духе строится идеал Просвещения — свободное разви­тие каждого как условие свободного развития всех. Без «свобо­ды от» «свобода для» недостижима. Но путь отречения, вы­бранный в качестве главного, ведет к мироотрицанию (как, например, в некоторых направлениях индуизма и буддизма), к сворачиванию, упрощению, сужению существования.

Возможности свободы соразмерны степени ответственности. Чем могущественнее человек, чем шире его возможности, тем значительнее благие или неблагие последствия его выбора, тем больше его «авторство» в мире и, следовательно, ответствен­ность. Многие мыслители (Б. Паскаль, И. Кант, С. Кьеркегор, Ф. М. Достоевский, Н. А. Бердяев, М. Хайдеггер и др.) рас­сматривают свободу и как основу достоинства человека, и как бремя, отягощающее грузом ответственности. Ж. П. Сартр даже говорит об «обреченности человека на свободу». Э. Фромм, исследовавший феномен «бегства от свободы», утверждает, что от нее можно избавиться, лишь отказавшись от себя, от подлинно­го решения своей жизненной задачи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.