Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек




План:

1. Образы человека в истории философской мысли.

2. Загадка антропосоциогенеза.

3. Биологическое и социальное в человеке.

4. Смысл человеческого существования; вопрос о гуманистической мере прогресса.

В современной философии есть раздел, посвященный иссле­дованию человека,— «философская антропология». Под тем же названием и с теми же целями существует основанная в 20-х годах XX в. философская школа, главными представителями ко­торой являются немецкие философы М. Шелер (1874—1922), Г. Плеснер (1892—1985) и А. Гелен (1904—1976). Проблема чело­века — центральная в философском мировоззрении, средоточи­ем которого является вопрос об отношении человека к миру и к самому себе. Первые философы Индии, Китая, Греции об­ращали к человеку призыв: «Познай самого себя!» Кант, как из­вестно, полагал, что сферу философии «можно подвести под следующие вопросы: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен де­лать? 3. На что я смею надеяться?»; все они охватываются по­следним: «4. Что такое человек?»1. Наиболее значимо для фило­софа выявление того, что есть лучшего во всем сущем и каковы возможности человека в освоении этого лучшего. Ведущая проблематика философии человека — ценностно-практическая (аксиопраксиологическая), хотя онтология и гносеология также вовлечены в философско-антропологическое рассмотрение.

Специфика философского подхода к постижению челове­ка, согласно распространенному ныне пониманию2, состоит в том, что философию интересует человек в его направлен­ности к совершенствованию. Он рассматривается как суще­ство, действующее в соответствии с идеалом, с представле­нием о том, как должно быть, каков совершенный способ или результат активности, идеальная модель поведения или образцовое изделие.

Осмысление того, что такое человек, и ценностный строй мировоззрения, в рамках которого идет это осмысление, тесно взаимосвязаны. Макс Шелер в работе 1927 г. писал, что в западной культуре есть три традиционных круга представлений, дающих разные понятия человека1:

Теологическая антропология, основанная на иудейско-христианских представлениях о творении, Адаме и Еве, рае и гре­хопадении.

Философская антропология, опирающаяся на греко-антич­ное понятие человека как разумного существа, у которого есть «разум», логос (речь и способность постигать «чтойность»), фронесис, mens, ratio. «С этим воззрением тесно связано уче­ние о том, что в основании всего универсума находится надче­ловеческий «разум», которому причастен человек, причем только он один из всех существ».

Естественно-научная антропология, отстаивающая положе­ние о том, что «человек есть достаточно поздний итог развития Земли, существо, которое отличается от форм, предшествующих ему в животном мире, только степенью сложности соединения энергий и способностей, которые сами по себе уже встречаются в низшей по сравнению с человеческой природе».

Пример ценностного подхода к пониманию человека дает позиция Шелера, предлагающего свой вариант философской антропологии. Он считает, что человек двойственен, существует в двух разных плоскостях. Во-первых, в сфере реального, где действуют витальные инстинкты и потребности, главные из них — голод, половое влечение, жажда власти. Во-вторых, в сфере идеального, где царят идеи и ценности. Направленность к идеальному отличает человека от животных. Сущность челове­ка — духовная, она выражается в его способности к усмотрению безусловных ценностей. Из нее вытекают различные пережива­ния: любовь, отчаяние, решимость к свободе, почитание высше­го. Дух противоположен жизни, реальному, где господствуют витальные влечения, он ставит человека выше витальных влече­ний, поднимает его над миром. Вместе с тем лишь дух, укоре­нившийся во влечениях, обладает жизненной силой. Развитие духовного есть осуществление божественного. Дух позволяет че­ловеку относиться к миру объективно, незаинтересованно. Но­ситель духа — личность. «Только человек — поскольку он лич­ность — может возвыситься над собой как живым существом, и, исходя из одного центра, как бы по ту сторону пространствен­но-временного мира. Сделать предметом своего познания все, в том числе и себя самого»2.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.