Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первые философы Запада




Зарождение философского знания

Лекция №2

План:

1.Философия Древнего Востока: общая характеристика.

2.Философская школа Буддизма.

3.Философские школы древнего Китая: конфуцианство и даосизм.

4.Зарождение философии в Древней Греции: Милетская школа, натурфилософские идеи Гераклита, Демокрита, Пифагора.

5.Полемика софистов и Сократа.

Чаще всего первым философом Запада называют первого древнегреческого философа Фалеев из Милета. Философское учение Фалеса (625-547 гг. до н. э.) можно свести к положе­нию «все — из воды, и все разрешается в воду». Это суждение является философским, так как оно: 1) противоречит чувствен­ной достоверности, 2) трактует воду не только как генетиче­ское (что было характерно для мифологии), но и как субстан­циальное начало, сущность, основу всего; 3) содержит в себе возможность понять мир на основе одного исходного принци­па, 4) высказывает нечто о происхождении вещей без иноска­заний и притч, характерных для мифологического мышления. Суждение о том, что все существующее есть в сущности еди­ное материальное начало (вода), делает Фалеса первым грече­ским философом. Такое объяснение исходит из представления о возникновении философии как результате борьбы Логоса против мифа. Продолжение этой борьбы мы находим у друга и ученика Фалеса Анаксимандра (610—540 гг. до н. э.), автора первого прозаического сочинения на греческом языке «О при­роде». Анаксимандр считает первоначалом, лежащим в основа­нии сущего, «апейрон», или «беспредельное». «Апейрон» ха­рактеризуется качественной (отсутствием конкретных свойств и структуры) и количественной (отсутствием какого-либо пре­дела) неопределенностью. Но, в отличие от Фалеса, Анакси­мандр пытается ответить на вопрос, каким образом из перво­начала происходят вещи. Возникновение космоса из «апейрона» есть процесс утраты «апейроном» неопределенности через возникновение «стихий» или элементов мира (воды, огня, воз­духа, земли) и их постоянного взаимодействия. Обратный про­цесс — утрата вещами своей определенности происходит в силу стремления отдельных элементов расширить свои пределы, на­рушить меру, «стать всем», что ведет к «апейронизации» кос­моса. Наиболее важен вывод Анаксимандра о том, что есть «справедливость», или естественный закон, восстанавливаю­щий равновесие стихий.

Другие авторы предлагают считать первым греческим фило­софом, а соответственно и первым философом Запада Пифаго­ра (ок. 580-500 гг. до н. э.) Основанием для подобной оценки служит представление об этическом характере философского знания. Именно у Пифагора философия впервые получает свое имя — любовь к мудрости и свой статус — быть соединением мистериального, логического и нравственного начал. Фило­соф — не мудрец и не просто ученый, а «ученый», стремящий­ся к мудрости. Моральная установка Пифагора отличается от моральной установки Гераклита, и именно она делает его пер­вым философом. Гераклит считает божественную истину недо­ступной лишь для толпы, но не для аристократического ума. Поэтому считает для себя возможным пророчествовать, т. е. говорить как бы от лица самой божественной истины. Пифа­гор же считает, что истина доступна только Богу, а человек мо­жет лишь стремиться к ней. Для этого он должен заботиться о своей душе, нравственности, быть самокритичным и рефлек­сивным. Математическое знание, по Пифагору, не самоценно, оно лишь наиболее подходящая форма для символического выражения божественных тайн.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.