КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Первые философы Запада
Зарождение философского знания Лекция №2 План: 1.Философия Древнего Востока: общая характеристика. 2.Философская школа Буддизма. 3.Философские школы древнего Китая: конфуцианство и даосизм. 4.Зарождение философии в Древней Греции: Милетская школа, натурфилософские идеи Гераклита, Демокрита, Пифагора. 5.Полемика софистов и Сократа. Чаще всего первым философом Запада называют первого древнегреческого философа Фалеев из Милета. Философское учение Фалеса (625-547 гг. до н. э.) можно свести к положению «все — из воды, и все разрешается в воду». Это суждение является философским, так как оно: 1) противоречит чувственной достоверности, 2) трактует воду не только как генетическое (что было характерно для мифологии), но и как субстанциальное начало, сущность, основу всего; 3) содержит в себе возможность понять мир на основе одного исходного принципа, 4) высказывает нечто о происхождении вещей без иносказаний и притч, характерных для мифологического мышления. Суждение о том, что все существующее есть в сущности единое материальное начало (вода), делает Фалеса первым греческим философом. Такое объяснение исходит из представления о возникновении философии как результате борьбы Логоса против мифа. Продолжение этой борьбы мы находим у друга и ученика Фалеса Анаксимандра (610—540 гг. до н. э.), автора первого прозаического сочинения на греческом языке «О природе». Анаксимандр считает первоначалом, лежащим в основании сущего, «апейрон», или «беспредельное». «Апейрон» характеризуется качественной (отсутствием конкретных свойств и структуры) и количественной (отсутствием какого-либо предела) неопределенностью. Но, в отличие от Фалеса, Анаксимандр пытается ответить на вопрос, каким образом из первоначала происходят вещи. Возникновение космоса из «апейрона» есть процесс утраты «апейроном» неопределенности через возникновение «стихий» или элементов мира (воды, огня, воздуха, земли) и их постоянного взаимодействия. Обратный процесс — утрата вещами своей определенности происходит в силу стремления отдельных элементов расширить свои пределы, нарушить меру, «стать всем», что ведет к «апейронизации» космоса. Наиболее важен вывод Анаксимандра о том, что есть «справедливость», или естественный закон, восстанавливающий равновесие стихий. Другие авторы предлагают считать первым греческим философом, а соответственно и первым философом Запада Пифагора (ок. 580-500 гг. до н. э.) Основанием для подобной оценки служит представление об этическом характере философского знания. Именно у Пифагора философия впервые получает свое имя — любовь к мудрости и свой статус — быть соединением мистериального, логического и нравственного начал. Философ — не мудрец и не просто ученый, а «ученый», стремящийся к мудрости. Моральная установка Пифагора отличается от моральной установки Гераклита, и именно она делает его первым философом. Гераклит считает божественную истину недоступной лишь для толпы, но не для аристократического ума. Поэтому считает для себя возможным пророчествовать, т. е. говорить как бы от лица самой божественной истины. Пифагор же считает, что истина доступна только Богу, а человек может лишь стремиться к ней. Для этого он должен заботиться о своей душе, нравственности, быть самокритичным и рефлексивным. Математическое знание, по Пифагору, не самоценно, оно лишь наиболее подходящая форма для символического выражения божественных тайн.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |