Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наряду с процессом обучения осуществляется процесс учения – это целенаправленная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в определенной области




Если же воспитанник ставит перед собой воспитательные цели и способен реализовывать их, то одновременно он выступает субъектом и объектом процесса воспитания. В этом случае речь идет о процессе самовоспитании.

Если же процесс образования объединяет в себе обучение и учение, т.е. обучаемый самостоятельно усваивает знания, приобретает умения и навыки, то речь идет о самообразовании. Самообразование включает четыре основных направления: образовательный, профессиональный, психолого-педагогический и общекультурный. Объединяющим воспитание, обучение и образование является педагогический процесс. Педагогический процесс - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определённой воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Педагогический процесс подразумевает активное взаимодействие субъект-объектов педагогической сферы (родителей, учителей, руководителей, детей, учащихся, сотрудников, воинов, персонал и др.)

Целью отечественной педагогики является всестороннее, гармоничное развитие личности, что предполагает единство ее образованности, воспитанности и общей развитости. Поэтому процесс обучения призван осуществлять три взаимосвязанные функции – образовательную, воспитательную и развивающую.

Образовательная функция, прежде всего, предполагает усвоение научных знаний, формирование общенаучных специальных и умений и навыков. Научные знания включают факты, понятия, законы и закономерности, теории, обобщенные представления об окружающем мире. Специальные умения и навыки включают в себя только специфические только для соответствующей учебной дисциплины и отрасли науки практические умения и навыки.

Кроме специальных умений и навыков в процессе образования обучаемые овладевают общеучебными умениями и навыками, которые связаны со всеми учебными дисциплинами, такие как навыки работы с книгой, справочным и библиографическими материалами, рациональной организации учебного труда и др.

Одновременно с образовательной процесс обучения реализует и воспитательную функцию, формируя у обучаемых нравственные, трудовые, эстетические, этические представления, взгляды, убеждения, мировоззрение, способы соответствующего поведения и деятельности в обществе, систему идеалов, отношений, т.е. определенную систему свойств и качеств личности. Обучение и воспитание, в свою очередь, развивают личность.

Все три функции в потоке влияний учебного процесса осуществляются не параллельно, а находятся в сложно переплетающихся связях: одна предшествует другой, является ее причиной, другая является ее следствием, но и одновременно условием активизации первопричины.

В процессе формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которых человек усваивает социальный опыт, происходит его социализация. В курсе «Психология в деятельности сотрудников ОВД» мы с вами рассматривали факторы формирования личности. Среди факторов социализации личности также выделяют: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы. (Схема)

Макрофакторы (страна, государство, общество, культура) – это социальные и природные детерминанты социализации и развития личности, обусловленные ее проживанием в составе больших социальных общностей.

Мезофакторы (нация, региональные условия, тип поселения, средства массовой информации) – детерминанты социализации личности, обусловленные ее проживанием в составе общностей средней величины.

Микрофакторы (семья, учебно-воспитательные учреждения, ближайшее окружение, религиозные организации, трудовой коллектив) – детерминанты социализации личности, относящиеся к воспитанию и обучению людей в малых группах.

Человек является не только объектом и субъектом социализации, но может быть и жертвой неблагоприятных условий социализации (инвалиды, сироты, лица с девиантным поведением). Поэтому жизненно важны исследования недавно появившейся отрасли науки - социально-педагогической виктимологии.

Она изучает развитие людей с физическими, психическими, социальными и личностными дефектами и отклонениями, а также тех, чей статус (социально-психологический, правовой, социально-экономический) в условиях конкретного общества создает предпосылки для неравенства, недостаточные возможности для физического, культурного, психического, эмоционального и социального развития. Социально-педагогическая виктимология разрабатывает цели, принципы и формы, а также методы профилактики, минимизации или компенсации, коррекции обстоятельств, в результате которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.

Виды жертв неблагоприятных условий социализации:

1) реальные - инвалиды, люди с психико-соматическими дефектами и отклонениями;

2) потенциальные –

- люди с пограничными психическими состояниями; мигранты из страны в страну, из региона в регион и др.;

- дети, родившиеся в семьях с низким моральным, экономическим и культурным уровнями;

- представителей инонациональных групп в местах компактного проживания другого этноса;

3) латентные - высокоодаренные люди, условия социализации которых недостаточны для развития и реализации их способностей, о чем ни они, ни их близкие даже не подозревают.

Названные категории жертв не всегда представлены в чистом виде. Часто первичные дефекты, отклонения от нормы или какое-то объективное обстоятельство (неблагополучная семья, сиротство, инвалидность) вызывают вторичные изменения в развитии человека, формируют неадекватные или ущербные отношения к миру, к себе. Нередко происходит наложение нескольких неблагоприятных факторов: дети-сироты, выпускники детских домов становятся бомжами, преступниками, некоторые заканчивают жизнь самоубийством; инвалиды, в силу только физических недостатков, не могут получить желаемого образования, у них ограничено общение, они не могут реализовать себя до конца в духовной сфере, порой также становятся бомжами или самоубийцами.

Факторы, приводящие человека к числу жертв неблагоприятных условий социализации:

1) имеющие постоянный характер (сиротство, инвалидность);

2) появляющиеся на определенном возрастном этапе (алкоголизм, наркомания, социальная дезадаптация);

3) неустранимые (инвалидность);

4) факторы, которые можно предотвратить или изменить (противоправное поведение).

Осознание человеком себя жертвой процесса социализации связано не только с наличием объективных показателей, но и с установками общества и ближайшего окружения человека, с определенными индивидуальными его особенностями. Отношение к жертвам неблагоприятных условий социализации определяется установками, стереотипами общества. Динамика роста или спада количества жертв и их типов зависит от особенностей развития общества.

Задачи педагогики: (Схема)

- научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания

- исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса

- выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания

- разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления

- разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания

- исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства

- разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения педагогического опыта и инновационных процессов

- изучение исторического пути развития педагогики, выявление ценного и поучительного на сегодняшний день

- анализ идей, содержания и лучшего опыта в системах образования за рубежом, особенно в развитых странах, участие в международных педагогических проектах, что может способствовать улучшению подготовки специалистов в России.

 

 


Вопрос 2. Отрасли педагогической науки. Связь педагогики с другими науками

 

Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В её структуру входят: (Схема)

- общая педагогика является ядром в этой системе, изучает общие закономерности образования, воспитания, обучения, развития личности;

- возрастная педагогика изучает возрастные аспекты обучения и воспитания (дошкольная педагогика (отрасль педагогики, изучающая особенности обучения, воспитания и развития детей в дошкольный период), школьная педагогика (отрасль педагогики, изучающая особенности обучения, воспитания и развития людей в процессе получения ими образования в средней школе), педагогика взрослых (андрогогика), акмеология – исследует взрослого человека(молодого, среднего и пожилого возраста);

- коррекционная педагогика – сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых детей), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушением речи) и др.;

- частные методики (предметные дидактики), исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов;

- история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные исторические эпохи;

- отраслевая педагогика (общая, военная, спортивная, педагогика высшей школы, производственная и др.);

- народная педагогика – отрасль педагогики, занимающаяся изучение традиционных народных методов и приемов обучения и воспитания;

- профессиональная педагогика – отрасли педагогики, ориентированные на изучение процессов обучения, воспитания и подготовки представителей различных профессий;

- Педагогика неформального образования – отрасль педагогической науки, изучающая неформальные (нетрадиционные) методы и способы обучения и воспитания;

- методология и теория педагогики – специальная составная часть педагогики, уделяющая главное внимание разработке ее методологических и теоретических проблем.

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы заявляют о себе её новые отрасли: философия образования, сравнительная педагогика, социальная педагогика, превентивная педагогика и др.

Различные отрасли педагогики позволяют выявить качественное своеобразие педагогических явлений, их связи с другими общественными феноменами, определить специфику педагогики как науки, ее роль и место в системе отраслей знаний.

Педагогика не может не опираться на результаты исследований других наук, из которых она берет для себя то, что необходимо для более правильного и всестороннего рассмотрения изучаемых ею феноменов. Характер взаимосвязи педагогики с другими науками определяется тем, что требуется самой педагогике и содержанием того, что изучает конкретная отрасль знаний. Так педагогика в разработке своих проблем использует данные многих смежных наук: при определении целей воспитания – философии, социологии, психологии, физиологии, аксиологии, этики, эстетики, истории, медицины и др.; при изучении объём, структуры, логики изложения учебно-воспитательной информации – математики, статистики, логики, теории информации, теории коммуникации, кибернетики и др. (Схема)

Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Психология изучает законы функционирования психики человека. Предметом же педагогики являются закономерности целенаправленного изменения этой психики педагогическими средствами. Учёт психологии позволяет педагогике более точно и правильно понять сущность психики, личности и группы и, опираясь на эти знания, наиболее эффективно изучать педагогические явления и процессы. Более трёх столетий назад основатель педагогики Я.А.Коменский отмечал, что даже столяр, чтобы изготовить стол, должен знать породу дерева, его свойства, способы обработки. Неужели же человек настолько проще, чем дерево, что некоторые учителя считают возможным «формовать» его, не зная природы и свойств его души, способов воздействия на неё.

Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи способствовали созданию педагогических концепций и теорий и указывали направление педагогического поиска. Методологическая функция философии по отношению к любой науке, в том числе и к педагогике, проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. Она является также теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций.

Связь педагогики с другими науками не исчерпывается философией и психологией, для которых общим является изучение человека как личности. Педагогика тесно связана и с науками, изучающими его как индивида. Это биология (анатомия и физиология человека), антропология и медицина.

Проблема соотношения природных и социальных факторов в развитии человека – одна из центральных для педагогики. Она же является важнейшей и для биологии, изучающей индивидуальное развитие человека.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретённые или врождённые отклонения в развитии. В педагогике разрабатывается система средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и усваиваются позиции, роли, ценности, облегчающие процессы социализации, компенсируя имеющиеся дефекты или снижая их тяжесть.

Физиология позволяет педагогике учитывать особенности строения тела и закономерности работы нервной системы человека, показывать их роль и значение в обучении, воспитании и развитии людей.

Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений. Поэтому не случайно устанавливается взаимодействие между педагогикой, социологией, экономикой, политологией и другими социальными науками.

Экономические науки дают возможность педагогике принимать во внимание и учитывать закономерности развития производственных отношений, а также четко представлять те экономические процессы, в условиях которых происходит обучение и воспитание людей.

Социология - наука о наиболее общих законах развития окружающей действительности и общества, она позволяют педагогике учитывать социальные особенности жизни и деятельности людей и принимать во внимание закономерности социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Политология раскрывает для педагогики проблемы, связанные с влиянием политических явлений и процессов на обучение и воспитание.

Науки о трудовой деятельности позволяют педагогике правильно формировать у людей качества, необходимые для различных видов профессиональной деятельности.

Этнология позволяет педагогике правильно учитывать национальные и другие особенности людей, которые всегда являются представителями этнических общностей и которые, кроме того, имеют свой специфический национальный опыт обучения и воспитания.

Исторические науки показывают педагогам историческое своеобразие развития человека и общества, воспитания и образования и т.д. в различные периоды развития людей и общества.

Связь педагогики с другими науками может осуществляться в следующих формах:

- использование педагогикой основных идей, теоретических положений других наук;

- творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках;

- применение в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и др.;

- участие педагогики в комплексном изучении человека.

 


Вопрос 3. Задачи педагогики в деятельности сотрудников органов внутренних дел

Современный специалист, в том числе, юрист, сотрудник органов внутренних дел – это педагог с широким кругом интересов, что требует от него психолого-педагогических знаний.

В структуре профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел воспитательный компонент выступает одной из обязательных и важнейших составляющих.

Подструктурами профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел являются:

- познавательно-прогностическая (когнитивная);

- коммуникативная (общение);

- организационно-управленческая;

- воспитательная.

Каковы же задачи профессиональной педагогики в деятельности органов внутренних дел? (Схема)

- исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса;

- обоснование содержания обучения, воспитания, психологической подготовки сотрудников ОВД;

- выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания;

- разработка эффективных форм организации педагогического процесса, методов педагогического воздействия;

- разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания;

- исследование особенностей и содержания деятельности сотрудников ОВД как педагогов;

- определение путей формирования и развития служебно-педагогического мастерства сотрудников ОВД;

- изучение и критическое осмысление педагогического исторического наследия;

- прогнозирование развития педагогического процесса.

Процесс гуманизации и гуманитаризации высшего образования, являющийся стержневым в реформировании образовательной системы, предусматривает для выпускника образовательных учреждений МВД России обязательное ориентирование на глубокое знание закономерностей и условий формирования личности современника, соотношения природных и социальных факторов в становлении его психики, осознание форм освоения человеком действительности и закономерностей межличностных отношений в быту и организованном коллективе, овладение навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач, как в семье, так и в служебном коллективе.

Цель изучения дисциплины «Педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел»: теоретическая и практическая подготовка курсантов и слушателей к организации и осуществлению педагогической деятельности в органах внутренних дел; развитие умений и навыков педагогического характера, позволяющих успешно осуществлять профессиональную деятельность.

Основные задачи дисциплины:

- сформировать у курсантов и слушателей научное мировоззрение и общественно-активную гражданскую позицию;

- вооружить курсантов и слушателей системой научных знаний в области обучения, воспитания, развития и педагогической подготовки сотрудников органов внутренних дел;

- сформировать педагогическое мышление, профессионально-педагогическую направленность и способности;

- воспитать у сотрудников органов внутренних дел высокую педагогическую культуру.

Требования к знаниям и умениям по дисциплине «Педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел».

В результате изучения дисциплины курсант (слушатель) должен:

иметь представление:

- о значении педагогики в правоохранительной деятельности при решении правовых проблем в интересах укрепления законности и правопорядка;

- о правовом воспитании населения;

- о процессах воспитания и обучения кадров правоохранительных структур;

знать:

- категории педагогики;

- цели, содержание и задачи обучения, воспитания, развития и педагогической подготовки сотрудников органов внутренних дел;

- методы изучения педагогической деятельности, её особенностей в различных условиях службы и повседневной жизни;

- принципы, методы и формы обучения и воспитания;

- пути совершенствования педагогической культуры сотрудников органов внутренних дел;

уметь:

- составлять педагогическую характеристику личности и коллектива;

- осуществлять педагогический анализ поведения людей, учебных занятий, воспитательных мероприятий;

- формулировать педагогические цели и задачи в профессиональной деятельности и соответственно им строить общение;

- реализовывать требования принципов обучения и воспитания в работе с людьми;

- творчески применять методы обучения и воспитания;

- опираться на рекомендации педагогики при организации и руководстве служебной деятельностью подчинённых;

- правильно применять методы педагогического воздействия в общении и грамотно строить общение в процессе профессиональной деятельности;

- организовывать систему непрерывного повышения педагогической культуры всех категорий сотрудников.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.