Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 8. Города федерального значения: Москва и Санкт-Петербург

Города федерального значения: Москва и Санкт-Петербург

57 26

Административно-территориальный принцип Национально-территориальный принцип
9 краев 21 республика
46 областей 4 автономных округа
2 города федерального значения 1 автономная область

Национально-территориальные (национально-государственные) образования (26 субъектов) включают:

– 21 республика:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алта й, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордови я, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алани я, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакаси я, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия;

– 4 автономных округа:

Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,

Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ;

– 1 автономная область: Еврейская авт. область

 

Административно-территориальные образования (57 субъектов) включают:

– 9 краев:

1. Алтайский край,

2. Забайкальский край (Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ)

Наименование нового субъекта Российской Федерации - Забайкальский край - дано в связи с его образованием с 1 марта 2008 г., а наименования прекративших существование с 1 марта 2008 г. в качестве субъектов Российской Федерации Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа исключены из части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от 21 июля 2007 г. N 5-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 30, ст. 3745).

3. Камчатский край (Камчатская область и Корякский автономный округ)

Наименование нового субъекта Российской Федерации - Камчатский край - дано в связи с его образованием с 1 июля 2007 г., а наименования прекративших существование с 1 июля 2007 г. в качестве субъектов Российской Федерации Камчатской области и Корякского автономного округа исключены из части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от 12 июля 2006 г. N 2-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 29, ст. 3119).

4. Краснодарский край

5. Красноярский край (Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ и Эвенкийский автономный округ)

6. Пермский край (Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ)

Наименование нового субъекта Российской Федерации - Пермский край - дано в связи с его образованием с 1 декабря 2005 г., а наименования прекративших существование с 1 декабря 2005 г. в качестве субъектов Российской Федерации Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа исключены из части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 13, ст. 1110).

 

7. Приморский край

8. Ставропольский край

9. Хабаровский край

– 46 областей:

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

 

2. На территории Российской Федерации Указом Президента от 13 мая 2000г. были созданы семь федеральных округов РФ:

Северо-Западный,

Центральный,

Южный

Приволжский,

Уральский,

Сибирский,

Дальневосточный

В каждый федеральный округ Президент назначает своего полномочного представителя (Полпреда)

В Положении о полномочном представителе Президента утвержден перечень федеральных округов и распределение регионов по округам.

В Центральный федеральный округ с центром в городе Москве вошли: Белгородская область, Брянская область, Владимирская область. Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярослаская область, г. Москва.

В Северо-Западный федеральный округ с центром в Санкт-Петербурге: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область. Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область. Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ.

В Южный федеральный округ с центром в Ростове-на-Дону вошли: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область.

В январе 2010 года Президент РФ изменил систему федеральных округов.

Из Южногофедерального округа выделился Северо-Кавказский федеральный округ с центром в Пятигорске. В него вошли: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская республика, Карачаево-Черкесская республика, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская республика и Ставропольский край. Полпредом президента в создаваемом округе назначен бывший губернатор Красноярского края Александр Хлопонин.

 

 

В Приволжский федеральный округ с центром в Нижнем Новгороде вошли: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская Республика, Чувашская Республика – Чаваш республики, Кировская область, Нижегородская область,

Оренбургская область, Пензенская область, Пермская область, Самарская область. Саратовская область, Ульяновская область, Коми-Пермяцкий автономный округ.

В Уральский федеральный округ с центром в Екатеринбурге вошли: Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

В Сибирский федеральный округ с центром в Новосибирске вощли: Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край. Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область. Омская область. Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Эвенкийский автономный округ.

В Дальневосточный федеральный ок руг с центром в Хабаровске вошли: Республика Саха (Якутия), Приморский край. Хабаровский край. Амурская область, Камчатская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Корякский автономный округ, Чукотский автономный округ.

 

3. Президент получил возможность назначать глав субъектов федерации по представлению полпредов с последующим утверждением кандидатуры местными законодательными органами. В случае двухкратного отклонения предложенной кандидатуры президент вправе внести ту же кандидатуру после дополнительных консультаций, назначить на полгода ВРИО главы региона. После третьего отклонения – назначить ВРИО и распустить законодательное собрание субъекта Федерации.

4. Изменен принцип формирования совета Федерации. Вывод глав субъектов федерации из состава Федерального Собрания существенно снизил возможности их влияния на политические и социально – экономические процессы в стране в целом.

Хочется привести некоторые высказывания Президента РФ Путина В.В. в период его первого президентства: «Отбирать у людей право выбирать себе руководителей в регионах было бы неправильно... и стало бы элементом неуважения к избирателям. Избрание руководителей субъектов Федерации повышает ответственность руководителей за результаты их труда». (5.05.2000). «Я по–прежнему считаю, что главы субъектов Федерации должны избираться народом. Этот порядок уже утвердился и стал частью нашего демократического государственного строя». (17.05.2000) «У нас нет никакой возможности, но и главное желания укрупнять регионы и ставить во главе регионов назначаемых лиц. Мы эту проблему в истории нашей страны проехали. Так прописано в Конституции, и так должно остаться». (19.12.2002) ( http.//www.kataev. mos.ru.)

В новой ситуации преимущества имеют те губернаторы, у которых сложились устоявшиеся личные связи с президентом и его командой. Современную форму государственного устройства России уже сложно однозначно охарактеризовать как федерацию Она приближается к разновидности децентрализованного унитарного государства.

// Конюшко С.В. Российский федерализм: от «парада суверенитетов» к «вертикали власти».// Вестник Московского Университета. 2006. № 4.

Как можно цивилизованно решить вопрос о сохранении Российского федерализма и предотвратить разбегание народов по национальным квартирам?

Есть несколько точек зрения на данную проблему:

1. Полностью отказаться от национально-государственного устройства России как неоправдавшего себя на практике в многонациональных государствах.

2. Принять принцип национально-культурной автономии для всех национальностей, а не только национальных меньшинств, когда все экономические, политические вопросы будут на высшем, федеральном уровне, а вопросы культуры, образования, религии, искусства - на местном. Отвергнутая ранее Лениным форма объединения в Союз сегодня становится снова актуальной.

3. Восстановить губернское административно-территориальное деление.

4. Создать автономные территории при предоставлении максимальной самостоятельности регионам:

– Южно-Русская автономная территория (Черноземные области, Краснодарский край, Ставропольский край);

– Северо-Русская автономная территория (Нечерноземье);

– Поволжская;

– Уральская;

– Западно-Сибирская;

– Восточно-Сибирская;

– Дальне-Восточная автономная территории.

Какая из предложенных точек зрения получит свое реальной воплощение пока говорить рано, ибо путь перехода от национально-территориального деления к административно-территориальному предполагает добровольное согласие всех народов, проживающих на территории РФ. Но, как показывает практика, этносы, получившие не так давно право самостоятельно решать свою судьбу, пока еще не готовы отказаться от защиты своих национальных интересов и отдать приоритет гражданству.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Субъектов | Формирование гражданского общества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.