Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство

Вопрос

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вопрос

Структура гражданского общества

В экономической сфере: негосударственные объединения и предприятия: кооперативы, акционерные общества, частные предприятия, конкуренция, рыночные отношения;

В социальной сфере: семья, частная жизнь человека, этнические, религиозные объединения; органы самоуправления на местах; не государственные СМИ;

В политической сфере: группы по интересам (профсоюзы, организации рабочих, фермеров, предпринимателей, ремесленников и др.), которые в отличие от партий они не стремятся к власти, но влияют на нее; а также свобода слова, борьба за права человека.

В духовной сфере: нравы, традиции, обычаи; наличие свободы совести (вероисповедания).

Итак,

- развитие и расцвет гражданского общества происходит в результате крушения феодального строя, хотя предпосылки его возникали и раньше;

- гражданское общество и государство сосуществовали постоянно в диалектическом единстве, представляя как бы две стороны одной медали;

- в структурах гражданского общества рождается гражданин, свободная личность;

- посредством гражданского общества на человека оказывается дополнительное социальное влияние, общественное сознание пропитывается духом экономической, социальной и духовной свободы, ценностями правового государства.

Исторические типы:

− община;

− социальные образования (сословие, социальная группа, класс);

− общество как совокупность граждан страны;

− мировое сообщество граждан

Современные экономические реформы в Российской Федерации призваны обеспечить хозяйственную свободу в качестве основы гражданской независимости личности. Приватизация позволяет частным лицам приобретать в собственность часть государственного имущества. Трудовые коллективы получили право арендовать государственные предприятия, приобретать на акционерной основе объекты промышленности, торговли, сферы услуг.

2 Экономические, политические и юридические основы формирования гражданского общества в России зафиксированы в ее Конституции. Россия является демократическим правовым государством.

В стране гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка добросовестной конкуренции, свобода экономической деятельности.

Каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Каждый вправе иметь имущество на правах частной собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им.

3 Становление российского гражданского общества предполагает не только права и свободы, но и гражданскую ответственность, независимый суд и прокуратуру, совершенное законодательство. Для развития гражданского общества в России необходимы экономическая и политическая стабильность.

В процессе формирования гражданского общества в России намечается тенденция решать противречивые социальные явления в рамках переговорного процесса и согласования, создав механизм социального партнерства, регулирующий трудовые и иные социальные отношения. Этот процесс длителен.

Главное условие успеха построения системы партнерства состоит в содержании и сроках проведения экономических преобразований, в успешном функционировании других сфер гражданского общества.

Гражданское общество современной России включает немало организаций, в которые входят трудовые коллективы. В 1992 г. оформился Российский союз трудовых коллективов. Он поставил перед собой следующие задачи: развитие самоуправления; осуществление законодательной инициативы, независимой экспертизы проектов и решений органов власти относительно предприятий; представительство и защита интересов членов трудовых коллективов в государственных, общественных и судебных органах. Два вывода:

• гражданское общество в нашей стране делает хотя и первые, но существенные шаги;

• становление гражданского общества у нас имеет свою специфику, однако в целом развивается в направлении, по которому пошли демократические страны Запада.

Общественная палата признана обеспечивать согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества Российской Федерации путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики;

2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений:

3) проведение общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов органов местного самоуправления;

4) осуществления общественного контроля (контроля) за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с законом;

5) выработка рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации;

6) оказание информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации.

Гражданское общество в России характеризуется отставанием в своем развитии. Причины здесь самые различные, но в немалой степени повинны и "горькие последствия азиатчины" (выражение В.И.Ленина), многовековая феодальная эксплуатация народа, самодержавно-крепостнический общественный строй, ничем неприкрытое подавление личности, культ силы власти государства и ее держателей. Часто незрелость гражданского общества в России нынешние публицисты и журналисты объясняют злой волей "демонов революции": Ленина, Троцкого, Сталина, "совдепии", "партократии" и так далее. Но это не совсем так. Известно, что процесс становления гражданского общества охватывает века и связан в немалой степени с переходом от традиционных феодальных обществ к индустриальным формам развития. А он, как известно, в России начался с большим опозданием, фактически после отмены крепостного права в 1861 г. До этого в России отсутствовал свободный рынок труда, третье сословие едва формировалось, Россия была аграрной страной, практически не появились еще субъекты гражданского общества. Самодержавие и бюрократия действовали бесконтрольно, решительно пресекали легальную деятельность каких-либо общественных оппозиционных сил. Даже в первое десятилетие ХХ века гражданское общество в России находилось на начальной стадии становления. Сдерживающим фактором выступала и сельская община, которая недоброжелательно относилась к индивидуальному предпринимательству, культивировала круговую поруку, иждивенчество, верноподданичество, чинопочитание, лишала своих членов чувства личного достоинства, обожествляла деспотизм и его носителей.

Коренных перемен в этом вопросе не произошло и в период социалистического развития. Элементы гражданского общества имелись, но они носили порой формальный характер, излишне заорганизованный и контролируемый сверху государственной властью. Нередко элементы гражданского общества вытеснялись в нелегальную сферу и не оказывали существенного влияния на общественное сознание. Все это приводило к тому, что активность граждан чаще всего выглядела показной, парадной или принудительной (стоит вспомнить избирательные кампании прошлых лет).

Специалисты связывают трудности становления гражданского общества в России с удивительным переплетением в социальной реальности и в традициях качеств и свойств, характерных для абсолютно противоположных форм гражданского общества: сознательного (с единственным центром, осуществляющим управление с помощью командной системы) и стихийного (с полицентрическим управлением, наличием автономии в деятельности структурных элементов). В России приоритетной формой гражданской жизни была первая форма, при которой жизнедеятельность социума программировалась верховной государственной властью.

В постсоветский период наоборот на передний план выдвигается стихийная форма. Ставка здесь сделана на разрушение до основания прежних устоев жизни, на противопоставление государственной сфере общественных формирований. Стихийная и сознательная формы просто-напросто поменялись местами. Границы государственного регулирования оказались сдвинутыми и размытыми. Это привело к крайне негативным последствиям. Национальный доход в России с 1991 по 1993 гг. уменьшился на 40%. Сокращается численность населения.

Сложность формирования гражданского общества в России связана и с недостаточным распространением в обществе политической культуры, отсутствием у многих граждан социальной ответственности. Между тем именно наличие социальной ответственности - непременного атрибута гражданского общества - облегчает и ускоряет данный процесс. По мнению исследователей, в ней сливаются правовые, нравственные и эстетические ценности, создается духовно-идеологическая база для осознания человеком неразделимости своих прав и обязанностей. Социальная ответственность выступает как регулятор деятельности не только индивидов, но и социальных групп, различных общественных организаций.

Формирование гражданского общества происходит при наличии правового государства, которое присущими ему средствами ограничивает, с одной стороны, злоупотребления чиновничества, всевластие бюрократии, с другой стороны, не допускает вседозволенности, своеволия, произвола толпы. Правовое государство воплощает в своей деятельности не узкоклассовый или корпоративный интерес, а всеобщий. Оно стремится к созданию "открытого общества", где конфликтные ситуации разрешаются законным путем, методом консенсуса, другими конструктивными средствами. В России слаба не только экономическая база гражданского общества, а именно нет подлинной экономической свободы, многообразия форм собственности, здорового рынка. Игнорируются духовно-идеологические факторы. Так, профессор Лукашева Е. считает, что обществу, воспитанному на принципах трудовой коллективистской морали, пытаются навязать принципы самого крайнего индивидуализма, характерного для ранних стадий буржуазного общества. Перечеркивание всего ценного, что было в истекшее время, ведет к расколу общества и перекрывает пути к его единению и солидарности, ослабляет государство. А слабое государство не может быть по-настоящему правовым. Дискредитация прошлого создает не легитимную, взрывоопасную обстановку в стране.

Итак, гражданское общество в России существует, развивается. Но этот процесс идет болезненно. Сбывается предупреждение некоторых западных политологов, что в России, как и в ряде стран Восточной Европы, возможен не только государственный тоталитаризм, но и тоталитаризм, идущий снизу, из самого гражданского общества. Подлинное гражданское общество рождает широкое самоуправление во всех сферах жизни. Правовое государство бдительно стоит на защите принципа самоорганизации всех негосударственных организаций, гарантирует свободу личности, ее основные права и интересы. К сожалению, ныне существующее гражданское общество носит конфликтный, агрессивный характер. Одной из важных причин конфликтности выступает социальная поляризация, возникшая на основе не до конца продуманных экономических экспериментов. Соотношение душевых денежных доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан в России составляет 15 раз (цифра невиданная в практике западных стран!). И это официальная статистика. Ряд российских ученых полагают, что эта цифра в реальности значительно выше. Средний класс, в связи с этим, не может выполнять роль социальной опоры - он слишком малочислен, хотя по мнению социологов достигает 25-27 %.

Для оздоровления общественной жизни и ее нормализации требуются серьезные усилия в разных областях. Прежде всего речь идет о создании прочного экономического фундамента гражданского общества на основе конкуренции разных форм собственности, социально ориентированной хозяйственной деятельности с использованием механизма государственного регулирования экономики.

В социальной сфере главной задачей является преодоление социальной неустойчивости, поддержка среднего класса, где ядро должны составлять наиболее квалифицированные специалисты производства и непроизводственной сферы.

В духовно-идеологических отношениях стоит вопрос о разумном заимствовании зарубежного опыта как универсального средства решения отечественных проблем. Надо отказаться от коммерциализации культуры, образования, науки, а в шкале ценностей восстановить в своих правах духовность, патриотизм, гуманизм, сострадание, честность, бескорыстие.

Только совокупность мер позволит продвинуть вперед процесс развития российского гражданского общества, обеспечивая его адекватной этому феномену формой.

Итак,

1. Гражданское общество - определенный рубеж в поступательном развитии человеческого общества, в становлении цивилизации. Оно выступает посредником между индивидом и обществом. В его недрах формируется личность, осознающая себя обладателем неотчуждаемых прав и свобод и несущая перед обществом ответственность за свою деятельность, поведение, труд.

2. Существенными признаками гражданского общества являются экономическая, социальная, политическая и духовная свобода его членов, их право и способность самостоятельно решать свои экономические и социально-политические проблемы. Гражданское общество - это социальная организация, независимая от государства и существующая наряду с ним, представляющая собой совокупность, многообразие форм самодеятельности людей и служащая для удовлетворения их потребностей и интересов.

3. Социальная стабильность достигается в том случае, когда государство и его институты в полной мере отражают запросы и требования гражданского общества. В условиях демократии гражданское общество не ставит своей целью подрыв государства. Оно лишь стремится ограничить тенденции бюрократизации и централизации, осуществить определенный общественный контроль за его деятельностью, согласовать интересы различных социальных общностей.

Как уже отмечалось выше, важнейшим условием формирования гражданского общества является создание для граждан социальных гарантий. Гарантом выступает государство, роль которого после экономического кризиса начала ХХ века начинает постепенно усиливаться (этатизм).

У этатизма есть две основные формы проявления: первая приводит к всеобщему контролю над всеми серами общественной жизни и насаждению обществу тоталитарного государства, вторая – к созданию социального государства.

Социальное государство
Тоталитарное государство, как крайняя степень вмешательства в жизнь общества

Социальное государство – это особый способ высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством деятельности государства в социальной, экономической и др. сферах, обеспечивая в нем социальную справедливость и солидарность.

"Социальное государство", выросшее из "политического государства", было создано после второй мировой войны в ряде передовых стран Запада, когда социальные функции государства были закреплены в их Конституциях. В развитии социального государства можно выделить несколько значительных этапов.

Первый этап. 1910 год в Англии, Франции, Германии было введено всеобще социальное страхование.

Идеи государства благоденствия и сам этот термин впервые появились в общественно-политической мысли Германии в 80-е гг. XIX столетия. Данное понятие было введено немецким государствоведом, экономистом Лоренцом фон Штейном.

Стремясь ослабить влияние партии социал-демократов, правительство О. фон Бисмарка подготовило тогда серию законов о страховании рабочих промышленных предприятий. Как указывалось в правительственном заявлении по этому поводу, лечение социальных недугов требует применения не только репрессивных мер против социал-демократов, но и заботы о “благосостоянии рабочих”.

Социальная политика была возведена в ранг официальной доктрины Германии. Она получила закрепление в Веймарской конституции 1919 г. – первой европейской конституции, наделившей граждан социальными правами (правами на объединение в профсоюзы, защиту от безработицы, охрану здоровья и трудоспособности). С конца XIX в. отдельные меры в области социальной политики начинают осуществлять и другие государства, однако ее развитие было прервано экономическим кризисом 30-х гг.

Процессы формирования идеологии общественного благоденствия возобновились после второй мировой войны.

Второй этап. В период всемирного экономического кризиса начала ХХ в. были сделаны первые шаги в социализации экономики США Т. Рузвельтом, который стал президентом в 1932 в период великой американской депрессии.

Главной причиной создавшейся ситуации большинство ученых считает неравное распределение богатства: с одной стороны – кучка олигархов; с другой – оставшаяся часть общества. Средний класс не имел достаточно количества денег и не обладал в условиях перепроизводства товаров покупательской способностью. Обрушился крупный бизнес. В результате закрытия промышленных предприятий без работы оказалось более 8 млн. чел. Каждый второй домовладелец оказался не платежеспособным и становился бездомным. Цены на фермерскую продукцию упали настолько, что фермеры уничтожали товар. К 1932 году количество безработных было 15 млн. чел. – 30% всей рабочей силы, что вместе с членами их семей составляло практически половину населения США. К 1933 г. лопнули более 5 тыс. банков, капиталы вывозились за границу. Президентом были приняты ряд радикальных мер, позволивших вывести страну из столь страшного кризиса.

Инициатива президента и его правительства получила название «Нового курса Рузвельта». Рассмотрим хронологию вывода страны из кризиса.

1 шаг. Так как все банки были закрыты, а деньги хранились дома и не работали на экономику, Рузвельт обращается по радио к гражданам каждую неделю, объясняя каждое свое решение. Его слушает не менее 80 млн. чел. Он объяснял, что хранящиеся дома деньги, необходимо нести в банки, чтобы их обезопасить. Ему поверили.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формирование гражданского общества | Результаты «Нового курса»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.