Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специального образования в Уральском регионе

Характеристика современного этапа развития

Как уже было сказано выше, современные тенденции в развитии специального образования Уральского региона проявились уже в конце прошлого века, о чем упомянуто в предыдущей главе данного пособия. Обозначим, хотя бы вкратце, каждую из них.

Тенденция первая заключалась в потребности пересмотра оценочных критериев развития детей с ОВЗ и в особенности - детей с умственной отсталостью.

Тенденция вторая проявилась в стремлении преодолеть обособленность и закрытость учреждений специального образования, проявлении признаков сближения общего и специального образования, организация вариантов интегрированного обучения детей с ОВЗ в условиях учреждений общего образования.

Тенденция третья была обусловлена необходимостью изменения содержания учебно-воспитательной работы специальных школ-интернатов в сторону усиления практической направленности обучения и деятельности в развитии детей с ОВЗ.

Тенденция четвертая – обозначившееся стремление к раннему выявлению нарушений детского развития и своевременному оказанию коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ.

В Уральском регионе указанные тенденции изначально подкреплялись, принимаемыми региональными органами власти и управления, официальными документами. Так, в Свердловской области принимается «Программа развития образования Свердловской области до 2000 г.», В Пермской – «Программа стабилизации и развития образования Пермской области на период до 2000 года». Подобные программы разрабатываются и принимаются и в других территориях Уральского региона. В каждой из перечисленных Программ включен раздел, посвященный развитию специального образования как неотъемлемой части общего образования. Тем самым региональные власти признавали значимость данной системы в общей инфраструктуре единого образовательного пространства региона.

В связи с тем, что кафедра специальной педагогики и психологии Уральского государственного педагогического университета принимала непосредственное участие в разработке данных разделов (в частности, автор этих строк был разработчиком Концепций развития специального образования для каждой территории, которые затем легли в основу региональных Программ), то хотелось бы остановиться на основных перспективных направлениях развития специального образования в Уральском регионе как они нам виделись в то время. Приведем их здесь в обобщенном виде:

  • развитие специального образования на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений (С(К)ОУ) и общеобразовательных дошкольных и школьных учреждений и постепенный переход от унитарной к интегрированной системе обучения при условии сохранения исторически сложившихся форм получения образования детьми с психофизическими недостатками в развитии;
  • разработка организационно-педагогических условий для включения детей с отклонениями в психофизическом развитии в процесс обучения массовой общеобразовательной школы, адаптация их к новым условиям получения образования на основе коррекционно-развивающих и реабилитационных технологий;
  • расширение функций специальных (коррекционных) образовательных учреждений на основе использования принципа дополнительности (оценка, прогнозирование развития, консультирование и психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение детей в условиях коррекционного образовательного учреждения и семьи; создание условий для обучения детей с тяжелыми и глубокими формами детского недоразвития и др.);
  • формирование развивающей среды в специальных коррекционных школах и школах-интернатах путем совершенствования системы дополнительного образования, детско-родительских и семейных отношений, включения детских коллективов С(К)ОУ во все виды и формы сотрудничества и соревнования и наравне с другими детьми;
  • разработка технологий, направленных на выявление и коррекцию отклонений в развитии детей раннего возраста на основе изучения сенсомоторных операций и ранних проявлений признаков адаптивности-дезадаптивности у детей, отнесенных к группе «риска»;
  • развитие дистантных форм получения образования детьми-инвалидами и их социализации;
  • создание патронажных служб для постинтернатной адаптации и реабилитации детей-сирот с недостатками психофизического развития;
  • развертывание региональных служб диагностики, оценки и прогнозирования развития детей с особыми потребностями и консультирования населения.

Каждое, из перечисленных направлений развития специального образования, нашло свое воплощение в практической деятельности региональных образовательных систем. Однако уровень их реализации в каждой территории Уральского региона оказался различным, что в большей мере было обусловлено отсутствием в системе общего и специального образования регулирующих механизмов, направленных на удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ вне зависимости от организационных условий получения ими образования.

Так, практическая реализация направления, связанного с развитием интегрированного обучения детей с ОВЗ, через короткий период времени стала существенно опережать развитие научных исследований в этой области педагогических знаний, что стало негативно сказываться как на содержании учебно-воспитательного процесса, так и на принятии обоснованных управленческих решений в ходе открытия все новых и новых специальных коррекционных классов при общеобразовательных школах муниципального уровня подчиненности. Кроме того, обозначилось противоречие между потребностями в кадрах для новых подразделений специального образования и возможностями трудоустройства на новые рабочие места подготовленных специалистов. Дело в том, что именно в эти годы существенно сократилось количество детей школьного возраста в целом и освобождающиеся педагоги, как правило, устраивались на новые рабочие места в системе специального образования, что существенно снижало эффективность работы с учащимися в специальных классах, поскольку эти педагоги не имели специальной подготовки в области коррекционной педагогики и психологии. Нельзя не сказать и о том, что учащиеся специальных классов оказались в не равных условиях по сравнению с их сверстниками из специальных коррекционных школ в плане медицинской и психологической помощи, поддержки и сопровождения, социально-бытовой ориентировки и социально-трудовой адаптации в период школьного обучения, социальной поддержки малообеспеченных семей с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья.

Вместе с тем, на ухудшение условий обучения детей из специальных коррекционных классов сказалось отсутствие четкой схемы финансирования этой категории учащихся в системе общего образования и отсутствие взаимодействия между региональными и муниципальными органами власти и управления в вопросах оказания разносторонней помощи детям с ОВЗ в процессе школьного обучения.

В силу названных выше причин количество педагогов со специальным дефектологическим образованием в процентном отношении стало снижаться даже в таком благополучном регионе как Свердловская область. Так, на начало 90-х годов в г. Екатеринбурге в системе специального образования работало около 70% дефектологов, а в 2005 году их количество упало до 42%. В целом по Свердловской области этот спад не так существенен, тем не менее отрицательная динамика стала очевидной. Рост количества вновь открывающихся классов коррекционной направленности в системе общего образования и тенденции в обеспечении системы специального образования кадрами отражены в таблицах 12, 13.

Анализ процесса включения детей с психофизическими отклонениями в развитии в систему общеобразовательных школ показывает, что в последние годы происходит динамичный рост количества включенных классов и учащихся в них. По данным Н.Л.Лестовой (2006) в Пермской области количество умственно отсталых детей, обучающихся в специальных коррекционных классах, выросло с 472 учеников в 1995 году до 1809 человек в 2005 году. В исследовании С.В.Соловьевой (2006) представлены данные о том, что количество детей с ограниченными возможностями, обучающихся в системе общеобразовательных школ Свердловской области, на начало 2006 года превысило количество таких детей, обучающихся в системе специальных коррекционных школ (11179 учащихся против 9913).

 

Таблица 12

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дошкольного возраста в Уральском регионе | Сравнительная характеристика распространенности нарушений развития среди детской популяции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.