КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Прикладного социологического исследования. Целью семинарского занятия является приобретение практических навыков студентами
Организация и программа Целью семинарского занятия является приобретение практических навыков студентами. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Тема 15. ПРИКЛАДНОЕ Материалы к семинарскому занятию
Одним из основных способов развития социологического знания является социологическое исследование. Прикладное социологическое исследование — непосредственный сбор, обработка и анализ первичной социологической информации. В данном разделе раскрываются основные методы сбора и анализа данных в прикладных социологических исследованиях, а также этапы проведения исследования. После изучения данного раздела и всех его составляющих компонентов вы должны: - знать основные методы сбора и анализа первичной социологической информации; - владеть навыками проведения социологического исследования
Прикладное социологическое исследование (ПСИ) — непосредственный сбор, обработка и анализ первичной социологической информации. Его основной целью является получение фактов, которые составляют эмпирический базис социологии или имеют самостоятельное прикладное значение. Прикладное социологическое исследование всегда проводится по определенным правилам. Этапы проведение ПСИ. 5. Предварительный: составление программы и плана-графика ПСИ плановых документов исследования. 6. Полевой: подготовка исследовательской группы, подготовка поля исследования, пилотаж, полевое исследование. 7. Упорядочение, обработка и анализ полученной информации. 8. Составление итоговых документов, в которых отражаются результаты ПСИ и методы их получения. Виды социологического исследования. В зависимости от целей ПСИ они делятся на разведывательные, описательные и аналитические. Разведывательное исследование {пилотажное) используется в качестве предварительного этапа масштабных исследований. Оно охватывает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрошенной программе и методике. Разновидностью пилотажного исследования является экспресс-опрос (так называемый зондаж общественного мнения). Описательное исследование применяется в случае исследования большой общности людей, отличающихся разнообразными характеристиками. Такое исследование проводится по разработанной программе и на базе методически апробированного и инструментария. Аналитическое исследование — самый глубокий вид социологического анализа, ставящий своей целью кроме описания изучаемого явления еще и выявление причин, лежащих в его основе. Исходя из частоты проводимых исследований, разделяют точечные и повторные их виды: § точечное исследование (разовое) дает информацию о состоянии объекта анализа, о количественных характеристиках явления или процесса в момент его изучения; § повторное исследование, проводимое последовательно через определенные промежутки времени, основанное на единой программе и инструментарии, дает представление о динамике изучаемого объекта; § панельное исследование — особый вид повторного. Панельное исследование предусматривает неоднократное изучение одной и той же группы лиц через определенные промежутки времени. Непрерывное и оперативное получение данных о явлениях и процессах, происходящих в обществе, называется социальным мониторингом. Изучение социальных процессов методами прикладной социологии начинается с разработки программы исследования. От качества программы, ее научного уровня зависит эффективность всей последующей работы социолога. Программа ПСИ — это теоретический документ, излагающий методологические, методические и организационные принципы, приемы, средства изучения конкретного социального объекта. Требования к объекту ПСИ следующие: 4. четкое обозначение явления по следующим параметрам — профессиональная (отраслевая) принадлежность, пространственная ограниченность, функциональная направленность; 5. определенная временная ограниченность; 6. возможность его количественных измерений; Предмет ПСИ - это те стороны (свойства, отношения) объекта исследования, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению. В пределах одного и того же объекта исследования могут быть несколько предметов исследования. Например, в рамках конкретного школьного коллектива (объекта исследования) в качестве предмета исследования могут выступать: дисциплина учащихся, социально-психологический микроклимат в классах, общественно-политическая активность школьников, их гражданские позиции и ряд других характеристик. Бывает иначе: объект исследования формулируется более узко — досуг подростков, проживающих в данном населенном пункте. Тогда предметом исследования станут: склонность подростков к вредным привычкам (табакокурение, пьянство, наркомания), половая распущенность школьников и другие явления, связанные с поведением представителей данной социальной группы во время досуга. Возможны случаи, когда объект и предмет исследования совпадают. Например, объект исследования - спортивные команды, участвующие в соревновании.. Предмет исследования - все существенные стороны их деятельности, связанные со спортом. Уточнения границ объекта и в определенной мере предмета исследования проводится параллельно с расчетом (обоснованием) выборки исследования. С ее помощью заранее определяются масштабы (объемы) работы социологической группы с целью минимизации затрат на проведение исследований. Генеральная совокупность — это множество (совокупность) всех элементов объектов исследования, ограниченных естественными территориально-временными рамками и программой исследования, а выборочная совокупность — это часть элементов, извлеченная определенным образом из целого и предназначенная для непосредственного изучения (наблюдения). Выборка исследования, как часть объекта исследования, должна по основным социально-демографическим или иным существенным признакам быть подобна объекту в целом. Выборка (или выборочная совокупность) представляет из себя уменьшенную копию (модель) объекта исследования (генеральной совокупности). Социологи считают, что нет, например, необходимости, изучая отношение населения того или иного города к исследуемым проблемам, опрашивать всех жителей этого населенного пункта. Достаточно опросить часть, но эта часть должна быть подобна целому (по полу, возрасту, образованию, социальному положению и другим параметрам, важным для исследуемой проблемы). В качестве основы выборки используют данные переписи населения, статические отчеты, списки сотрудников обследуемой организаций, домовые книги, избирательные списки, картотеки отделов кадров и другие документы, к которым может получить доступ социолог. Типы выборок в прикладном социологическом исследовании: 1. Эмпирическая — применяется в практике небольших по объему исследований. Делится на виды: а) стихийная выборка (выбор «первого встречного»); б) квотная выборка (создается «модель», пропорционально воспроизводящая генеральную совокупность по основным, наиболее существенным признакам). 2. Вероятностная (случайный отбор) — используются приемы теории вероятности. Основные виды вероятностной выборки: а) простая вероятностная выборка (простой случайный отбор) — когда, например, выбираются карточки с номерами респондентов по принципу «жребия»; б) систематическая вероятностная выборка (например, каждый пятый или сотый); в) серийная (гнездовая) — когда отбираются гнезда (цехи, бригады, студенческие группы, другие подразделения генеральной совокупности), иногда полярные по исследуемым качествам (передовые — отстающие, курящие — некурящие, и т. д.). Выборки бывают районированными, если отбору предшествует разделение генеральной совокупности на части (например, школы или больницы области можно разделить на городские и сельские, «благополучные» и «неблагополучные»). Иногда выделяют выборки многоступенчатые (на первой ступени — отбор, например, по районам, на второй — по предприятиям, на третьей — по цехам, участкам). Особый вид многоступенчатой выборки — многофазовый отбор, когда из отобранной выборки отделяется подвыборка меньшего объема. Основным требованием, предъявляемым к любой выборке, является ее репрезентативность, т. е. способность выборочной совокупности отражать характеристики генеральной. Любая выборка в большей или меньшей степени отклоняется от генеральной совокупности. Степень этого отклонения принято называть ошибкой выборки. Выделяют два вида ошибок: 3. случайные ошибки, — связанные со статистическими погрешностями (зависят от динамики исследуемых признаков) и непредвиденными нарушениями процедуры сбора информации (процедурные ошибки, допущенные при регистрации признаков); 4. систематические ошибки, — возникшие из-за неполной объективности выборки генеральной совокупности (недостаток информации о генеральной совокупности, отбор наиболее «удобных» для исследования элементов генеральной совокупности), а также из-за несоответствия выборки целям и задачам исследования. Существует следующая приблизительная оценка результатов выборочного исследования. Повышенная надежность исследования допускает ошибку выборки до 3 %, обыкновенная — до 3—10 % (доверительный интервал распределений на уровне 0,03—0,1), приближенная — от 10 до 20 %, ориентировочная — от 20 до 40 %, а прикидочная — более 40 %. Репрезентативность выборки оценивают на основании предварительного расчета и анализа возможных ошибок. Существуют математические формулы расчета предельной ошибки выборки. Эти формулы, опирающиеся на закон больших чисел, применимы, как правило, только при крупных исследованиях на значительных территориях, с охватом населения страны или региона. При проведении социологических исследований в небольших коллективах выборка определяется преимущественно эмпирическими методами в процессе сбора информации (опросы проводятся до получения устойчивых результатов). При исследовании, например, проблем школьников, учитывая сравнительную однородность единиц наблюдения, расчет выборки можно проводить в период сбора информации одновременно с согласованием объектов исследования. Так, если опросить всех учеников-старшеклассников одной и той же школы и сравнить результаты по каждому классу в отдельности, можно убедиться, что распределение ответов мало различается. Это значит, что можно было бы ограничиться опросом одного или двух-трех классов (если позволяют цель и задачи исследования). Репрезентативность выборки можно определить и иным способом. Опросить вначале предполагаемое количество респондентов (например, 50 % общего количества). Затем собранный массив анкет разделить на две части по статистически случайному принципу. Обработав каждую часть в отдельности и обнаружив, что расхождение в ответах незначительно, можно придти к выводу о возможности в последующих исследованиях уменьшить объем выборки в два раза. Применяют и другие способы. Например, в различные анкеты, используемые в одном исследовании, включают по 2—3 блока одних и тех же (контрольных) вопросов. Затем, начав, скажем, с первой анкеты, постепенно после каждого нового опроса уменьшают объем выборки, обращая внимание на степень искажений ответов по контрольным вопросам. Они должны быть незначительными, в допустимых пределах. Эти и другие подобные им приемы несовершенны, однако помогают будущему социологу накопить определенный опыт в проверке репрезентативности собранной информации.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |