КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гипотезы исследования
Цель и задачи исследования
Цель исследования — конечный результат научного исследования. Целью социологического исследования может быть получение новых знаний об объекте исследования, его структуре, взаимодействии с другими объектами. В качестве цели исследования нередко выступают прогнозы основных направлений развития изучаемых явлений или процессов. Нередко в отчетах о социологических исследованиях можно обнаружить неправильные определения цели исследования, например, такие: «Исследование состояния дисциплины в трудовом коллективе» или «Изучение причин текучести кадров». В этих примерах изложены, скорее, задачи исследования, а не его цель. Целью прикладного исследования будет не сам процесс исследования, а то, что следует за ним. Иначе говоря, формулировка цели должна давать ответ на вопрос: «Для чего проводится исследование, какую пользу предполагается получить после его завершения?» Конкретизируется цель задачами исследования. Например, при изучении ценностных ориентации студентов, цель исследования может быть: определить условия и факторы для создания в университете благоприятного социовоспитывающего пространства, активно содействующего формированию гражданской позиции студентов, определяющей их отношение к происходящим событиям, понимания своего места в обществе; разработать предложения по оценке работы кадров, ответственных за ведение воспитательной работы. Задачи исследования — это действия, которые планируется совершить для достижения цели; это своеобразные ступеньки, по которым надо пройти, чтобы достигнуть конечного результата. «Изучить...», «составить...», «проанализировать...» — такими словами часто начинаются формулировки задач исследования. Если цель исследования выражается одним или несколькими предложениями, то задачи часто излагаются на десятках страниц, их может быть много в рамках одного исследования. Задачи исследования бывают различных типов: основные (главные, наиболее существенные) и не основные (частные, производные, дополнительные). К первым относят те, которые прямо направлены на достижение цели исследования. Назначение вторых — конкретизация, уточнение основных задач. Получение побочных, второстепенных выводов. Например, при исследовании ценностных ориентации студентов, задачами исследования могут быть: Выяснить иерархию основных ценностных ориентации современной молодежи, Выяснить, какие социальные институты, по мнению самой молодежи, являются основополагающими при формировании гражданской позиции до поступления в вуз. Выяснить, какие социальные институты, структурные подразделения и общественные организации университета являются основополагающими при формировании гражданской позиции во время учебы в вузе, а также определить, существует ли зависимость между наличием сформированной собственной позицией и уровнем доверия к различным социальным институтам и структурам университета (ректорат, деканаты, профессорско-преподавательский состав, общественные объединения (БРСМ, профсоюзы и др.), кураторы, работники психологической службы, работники идейно-воспитательной службы и т. д.). Задачи исследования в процессе своей разработки должны быть согласованы (скоординированы) с гипотезами.
Гипотезы исследования — это обоснованное предположение о структуре социальных объектов, механизме их внутренней динамики, взаимодействии с внешними факторами или другими объектами, а также тенденциях и основных направлениях (перспективах) развития. По сути дела, исследование - это проверка выдвинутой гипотезы. Гипотезы можно классифицировать: § по степени общности предположений - гипотезы-основания и гипотезы-следствия; § по степени разработанности и обоснованности - первичные и вторичные; § по содержанию предположений о предметной области проблемы - описательные и объяснительные; § с точки зрения задач исследования - основные и неосновные. § гипотезы должны соответствовать целям и задачам исследования; § опираться на известные социологические теории, истинность которых доказана; § не противоречить проверенным, научно подтвержденным эмпирическим фактам; § основываться на репрезентативной информации; § проверяться методами и средствами, не выходящими за рамки возможностей социологической лаборатории. Например, при исследовании ценностных ориентации студентов, гипотезой исследования может быть: предварительный анализ проводимых ранее локальных социологических исследований позволяет сделать предположение: причина в слабой мотивации формирования личности современного студента с основополагающими ценностями заключается в недостаточной идейно-воспитательной работе профессорско-преподавательского состава и структурных подразделений.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |