Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное обеспечение




Вопросы для проверки знаний

1. Дайте определение понятия «Социальное обслуживание».

2. Какие Федеральные законы определяют правовое поле социального обслуживания?

3. Назовите основные элементы системы социального обслуживания.

  1. Назовите основные формы, виды, функции, принципы социального обслуживания.

5. Каковы принципы социального обслуживания?

6. Назовите этапы посредничества при конфликтах.

  1. Что представляет собой территориальная (район, город, область, другие административные единицы) социальная служба?

 

Тема 13

(Лекции - 2 часа, практические занятия – 2 часа)

1. Сущность социального обеспечения.

  1. Система социального обеспечения.
  2. Организационно-правовые основы системы социального обеспечения.
  3. Виды социального обеспечения. Пособия, их система в России.
  4. Пенсионное обеспечение и особенности его технологии (виды начисления, перерасчет, льготы).

 

1 вопрос. Сущность социального обеспечения.

Необходимой составляющей социальной политики государства является социальное обеспечение. Социальное обеспечение в государственно-организованном обществе – это сфера пересечения жизненно важных интересов граждан, отношения собственности и распределения, правовых приёмов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека.

Социальное обеспечение – система мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Социальное обеспечение – устойчивая и сформированная система конкретных мер, проводимых, контролируемых и управляемых государством, в неразрывном двухстороннем взаимодействии со всем обществом и его различными структурами, направленная на реализацию экономических, социальных и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение и реализацию прав и свобод, необходимых для динамичного повышения уровня и качества жизни.

К конституционным признакам социального обеспечения относятся:

- Объективные основания, вызывающие потребность в социальном обеспечении (болезнь, старость, безработица, инвалидность и т. д.);

- Особые фонды, источники социального обеспечения;

- Особые способы предоставления средств к существованию;

- Закрепление правил предоставления социального обеспечения в законе.

Социальное обеспечение как особый институт современного государства должен являться показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

2 вопрос

Система социального обеспечения

Социальное обеспечение представляет собой целостную систему. Её структура состоит из нескольких элементов (субъект, цель, средства, объективные основания, управление, объект и контроль как обратная связь).

Цель
Схема. Система социального обеспечения

 

Субъект
Объект
Управление
Средства

 

 


Объектом социального обеспечения служат люди, нуждающиеся в помощи; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию и не способные решить свои проблемы без посторонней помощи.

Субъектом социального обеспечения являются структуры, которые осуществляют социальное обеспечение, управляют им. Это и государственная власть в целом, закрепляющая необходимость социального обеспечения в социальной политике путём принятия законодательных актов; и государственные органы федерального, регионального и муниципального уровня; благотворительные и частные организации.

Целевое предназначение социального обеспечения состоит в том, сто оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию нуждающихся. Этой цели подчиняется вся деятельность субъекта, в соответствии с которой организуется управление, подбираются адекватные средства социального обеспечения.

Средствами социального обеспечения являются предметы, приспособления, действия, с помощью которых достигаются цели деятельности (материальные ресурсы, медикаменты, приемы психотерапии, профессионализм работников). Чем богаче арсенал средств, которыми располагают и владеют социальные службы, тем успешнее их деятельность.

Объективные основания социального обеспечения при всём их различии воздействуют на способность человека к труду в направлении её временного или постоянного ограничения или полной утраты.

Управление социальным обеспечением включает в себя

- оценку состояния объекта;

- планирование и принятие решения;

- координацию;

- организационное и материально-техническое обеспечение;

- подбор, подготовка и воспитание кадров для социальных служб.

Контроль служит обратной связью субъекта и объекта. Контроль бывает двух видов:

- формальный (контроль вышестоящими органами нижестоящих);

- социальный (обращение граждан, общественные опросы и т. д.).

Основными принципами социального обеспечения на современном этапе являются

- принцип адресности социальной помощи (предоставление помощи нуждающимся с учётом их индивидуальных потребностей);

- принцип гарантированности (обязательное предоставление помощи нуждающимся);

- принцип дифференцированного подхода при определении видов и размеров помощи;

- принцип комплексности (возможность предоставления нуждающимся одновременно нескольких видов помощи);

- принцип самостоятельности местных органов власти в организации и проведении мероприятий по оказанию социальной помощи в сочетании с централизованными мерами.

- принцип социального реагирования (пересмотр социальных нормативов в связи с ростом стоимости жизни, повышения МРОТ и прожиточного минимума).

Основные источники финансирования социального обеспечения:

- пенсионный фонд РФ;

- фонд социального страхования РФ;

- другие фонды социального страхования;

- ассигнования из государственного бюджета всех уровней;

- средства муниципалитетов;

- общественные фонда социального обеспечения.

Осуществляется социальное обеспечение органами социальной защиты, органами здравоохранения, народного образования, предприятиями и учреждениями.

 

 

3 вопрос

Организационно-правовые основы системы социального обеспечения.

На сегодняшний день право на социальное обеспечение наиболее полно закреплено в ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, в которой говорится, что «каждый человек имеет право на … жизненный уровень.., который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости и иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам».

В Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой в России в 1991 году, закреплено право каждого на социальное обеспечение по старости, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях, право на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения. Государство обеспечивает защиту материнства и младенчества, права детей, инвалидов. Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи, в соответствии с декларацией, должны обеспечивать уровень жизни не ниже устанавливаемого законом прожиточного минимума. В Российской Федерации правооснову социального обеспечения составляют Конституция РФ, Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Закон «О государственных гарантиях гражданам, имеющим детей» и др.

Право на социальное обеспечение гарантируется каждому человеку Конституцией РФ (ст.39).

В нашей стране законодательство регулирует предоставление гражданам различных видов пенсий, пособий, компенсационных выплат, льгот и т. д. (более ста видов услуг).

В нормативно-правовой базе, существующей на настоящий момент времени законодательно закреплены следующие положения:

- всеобщность социального обеспечения;

- применение дифференцированного подхода в обеспечении различных социально-демографических групп и слоёв населения;

- использование комплексных мер по социальному обеспечению населения;

- стремление государства зафиксировать размер социальных выплат с учётом минимального потребительского бюджета;

- демократизация условий назначения и получения социальных выплат;

- предоставление возможности судебной защиты прав человека в этой области;

- Большое значение для становления эффективной системы социальной защиты населения имеет реализация на практике принципа адресности, предусмотренного российским законодательством. При этом используются различные критерии дифференциации групп населения. К числу таковых относятся:

- специфика видов общественно полезной деятельности (военнослужащие, государственные служащие работники МВД и т. д.);

- уровень материального достатка и т. д.

Важной положительной чертой российского законодательства в области социального обеспечения является принцип многообразия и всесторонности социального обеспечения, согласно которому гражданин вправе получать одновременно различные виды социального обеспечения.

Ведущими организационно-правовыми формами социального обеспечения в настоящее время выступают:

- социальное страхование;

- национальная система социального обеспечения.

Система социального страхования, являющаяся основой для социального обеспечения граждан, базируется на деятельности различных фондов, являющихся самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Независимость этих фондов в значительной мере повышает эффективность социального обеспечения.

 

4 вопрос. Виды социального обеспечения. Пособия, их система в России.

Основные виды социального обеспечения:

- пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные);

- пособия (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им полутора лет; по безработице, ритуальное, семейное);

- социальное обеспечение престарелых, нетрудоспособных граждан и семей, имеющих детей.

Пенсия – денежное обеспечение, получаемое гражданами РФ в старости, при потере трудоспособности, за выслугу лет и по случаю потери кормильца.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию, в связи с трудовой или иной общественно - полезной деятельностью устанавливается социальная пенсия.

Пособие – одна из форм материального обеспечения граждан.

Назначается: по беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, в других оговоренных законодательством случаях.

 

Пособие по беременности и родам выплачивается за 70 календарных дней отпуска до родов и столько же после родов. В случае осложненных родов оплачивается 86 календарных дней, а при рождении двух и более детей – 110 календарных дней.

Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 года установлено ежемесячное пособие на ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения – до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в размере 70% минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом..

На детей одинокой матери пособие выплачивается органами социальной защиты населения по месту жительства матери с ребенком. При этом размер его увеличивается на 50% по сравнению с пособием, выплачиваемым на детей, воспитываемых в полных семьях.

Пособие по безработице является средством социальной защиты временно не занятого населения, применяется в странах с рыночной экономикой. В РФ пособие может выплачиваться, начиная с 11-го дня с момента обращения гражданина в государственную службу занятости вплоть до решения вопроса о трудоустройстве. Сроки выплаты пособия – не менее 26 календарных недель для лиц, потерявших работу и 13 недель – для лиц, ищущих ее впервые.

Размер пособия по безработице для лиц, потерявших работу, устанавливается в процентном отношении к основной средней заработной плате (но не менее 50% ее суммы), а для лиц, ищущих работу впервые, - в процентном отношении к минимальной заработной плате (не менее 75%). На время получения пособия по безработице, трудовой стаж не прерывается.

Пособие по временной нетрудоспособности – при решении вопросов о порядке исчисления фактического заработка для расчета размера пособия по временной нетрудоспособности следует руководствоваться Положением "О порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию".

 

 

5 вопрос. Пенсионное обеспечение и особенности его технологии (виды начисления, перерасчет, льготы).

В соответствии с законодательством, пенсии подразделяются на государственные и негосударственные. Законом устанавливаются трудовые и социальные пенсии. В связи с трудовой и иной общественно - полезной деятельностью назначаются пенсии:

- по старости (по возрасту);

- по инвалидности;

- по случаю потери кормильца;

- за выслугу лет.

Выплата пенсий, предусмотренных законодательством для военнослужащих и приравненных к этой категории граждан, их семьям, а также социальных пенсий, осуществляется за счет средств, ассигнуемых в Пенсионный фонд РФ из республиканского бюджета. Пенсия, выплачиваемая на основе действующего законодательства, не облагается налогом.

Право на пенсию по возрасту имеют мужчины по достижении 60 лет со стажем работы не менее 25 лет, женщины по достижении 55 лет, со стажем работы не менее 20 лет.

Пенсии по старости устанавливаются в размере 55% заработка и сверх того 1% заработка за каждый год трудового стажа, превышающий требуемый для установления пенсии. Размер пенсии не может превышать 75 % заработка. Минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне минимального размера оплаты труда.

Максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии, а пенсии, назначенной в связи с работой под землей или другими вредными условиями труда, - трех с половиной размеров.

Размер пенсии повышается на 1% за каждый год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20%.

Пенсия назначается пожизненно.

Соответствующая пенсия назначается ранее при обращении за ней в определенных законодательством случаях:

- пенсии по старости за выслугу лет – со дня прекращения работы (службы), если обращение за ней последовало не позднее одного месяца со дня оставления работы;

- пенсии по инвалидности – со дня установления инвалидности, если обращение за ней последовало не позднее 12 месяцев с этого дня;

- пенсии по случаю потери кормильца – со дня смерти кормильца, если обращение за ней последовало не позднее 12 месяцев со дня его смерти.

Пенсионные отношения в России на современном этапе регулируются Законом "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20 ноября 1990 г. с учетом изменений и дополнений, внесенных последующими законами РФ и другими нормативными актами.

В соответствии с действующим законодательством определяется порядок реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, а также условия этого обеспечения отдельных категорий трудящихся.

Действующим законодательством предусматриваются надбавки к трудовым пенсиям при наличии необходимых оснований: уход за инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся в посторонней помощи, достигшим 80-летнего возраста, по заключению лечебного учреждения и т.д.

Работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полном размере, а также предусмотрена надбавка за каждый проработанный год, перерасчет пенсии производится в связи с увеличением трудового стажа или заработка после выхода на пенсию на основе действующих нормативных актов. Установлены определенные правила и для пересчета других видов пенсий.

Социальная пенсия устанавливается гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно-полезной деятельностью. В круг лиц для ее назначения входят: инвалиды I и II групп, в т.ч. инвалиды с детства, а также инвалиды III группы; дети, ставшие инвалидами в возрасте до 1 года, дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей; граждане достигшие 60 или 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Назначение и выплата социальных пенсий осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ. Она не зависит от участия граждан в общественно-полезном труде и устанавливается в размере, которая зависит от минимальной трудовой пенсии по старости и начисляется в определенном соотношении.

Переход к рыночным отношениям потребовал создания обновленной пенсионной системы, построенной на страховых принципах. Важным шагом по пути формирования такой системы стало создание Пенсионного фонда РФ, образованного в соответствии с Законом "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20 ноября 1990г. и предназначенного для аккумуляции средств на финансирование выплаты пенсий. Средства Фонда формируются из следующих источников:

- страховых взносов предприятий и организаций;

- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в т.ч. фермеров;

- страховых взносов работающих граждан;

- ассигнований из государственного бюджета РФ на выплату пенсий военнослужащим и лицам, приравненным к этой категории, их семьям и выплату социальных пенсий.

Т.о., Пенсионный Фонд РФ представляет собой внебюджетный механизм целевого формирования средств и финансирования выплат государственных пенсий и пособий. размер взносов на социальное страхование, уплачиваемых в ПФ РФ ежегодно определяется органами государственной власти.

Согласно Положения о Пенсионном Фонде РФ, его средства направляются на выплату государственных пенсий; пособий по уходу за ребенком в возрасте старше 1,5 лет; оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда, его органов и другие мероприятия, связанные с его деятельностью.

С переходом к рыночным отношениям важное место отводится созданию негосударственных пенсионных фондов в соответствии с Указом Президента РФ "О негосударственных пенсионных фондах" от 16 сентября 1992 г. Суть таких фондов состоит в том, что граждане и работодатели перечисляют пенсионные взносы на именные счета в негосударственные пенсионные фонды. Специализированные компании должны обеспечивать сохранность этих вкладов, защиту от инфляции, гарантированное увеличение размеров на основе без рискового инвестирования активов фонда и направление прибыли на именные счета граждан.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 7254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.