КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная работа с мигрантами
Вопросы для проверки знаний
4. Охарактеризуйте основные направления практической социальной работы с различными категориями семей. Тема 18 (Лекции – 2 часа, практические занятия – 2 часа) 1. Миграция как социальное явление 2. Правовые аспекты соц.работы с беженцами 3. Технологии соц.работы с мигрантами (законспектировать с.178-179 Технология социальной работы. / Под ред. И.Г. Зайнышева)
Литература: Словарь-справочник по социальной работе. - С. 25-26, 49-50,179-182. Социальная работа: Словарь-справочник. – С. 21, 137-138, 180 - 182. Социальная энциклопедия. – С. 33-34, 71, 163 – 168. Теория и методика социальной работы. – Ч.1. – С.285 – 297. Технология социальной работы. / Под ред. И.Г. Зайнышева. – С. 169-180. Задание на дом: подготовить сообщение Социальная энциклопедия. – С.163 – 168. законспектировать с.178-179 Технология социальной работы. / Под ред. И.Г. Зайнышева 1 вопрос Миграция как социальное явление Миграция – сложное соц.явление. Термин (лат. migratio – переселение) обозначает процесс переселения (перемещения) людей, пересекающих границы тех или иных территорий со сменой места жительства навсегда или на длительный срок. По определению ООН, миграция – это перемещение лиц на срок более 6 месяцев. Существует более широкое толкование – все виды движения населения, имеющие общественную значимость (из дома на работу). История человечества издавна знакома с явлением миграции: великое переселение народов, крестовые походы. В России – татаро-монгольское нашествие, освоение русскими новых территорий (например, Сибирь, столыпинские реформы, в советское время: целина, БАМ, урбанизация и т.д. В современном мире 60 млн чел. Находится в движении. Из них около 16 млн – политические беженцы (по определению ООН это люди, имеющие основания опасаться преследований). Последствия неоднозначны: 1. Это необходимое условие для перераспределения трудовых ресурсов и нормального функционирования экономики; 2. Вынужденная миграция порождает острые соц.проблемы (трудоустройство, жилье, медобслуживание. Мигранты попадают в ситуацию маргинализации в силу потери своих «территориальных» корней. Привязанность к определенному месту пребывания оказывает влияние на соматическое и психическое здоровье человека, его этику, чувство хозяина, восприятие природы, а также внутреннего пространства (чувство долга). Эти влияния находят выход на проблемы этноса, продолжения рода, семьи. Обобщая результат данных Федеральной Миграционной службы по социально-демографическим характеристикам вынужденных мигрантов России, можно составить его портрет: замужняя женщина детородного и трудоспособного возраста 40-49 лет, имеющая несовершеннолетнего ребёнка, квалифицированный специалист с высшим образованием, получающая заработную плату. 4 основных типа миграции: 1. эпизодическая (поездки на отдых, учебу); 2. маятниковая (перемещение по относительно - возвратные типы стабильным маршрутам туда и обратно; 3. сезонная (путина у рыбаков); 4. безвозвратная. По степени управляемости:
По отношению к перемещению:
В пределах одной страны – внутренняя; из одной страны в другую – международная (эмиграция – выезд, иммиграция – въезд граждан одной страны в другую). Причины: в основном социально-экономические.
2 вопрос Правовые аспекты социальной работы с беженцами Конвенция ООН «О статусе беженцев» 1951 года. В сентябре 1992 г. РФ присоединилась к Конвенции ООН «О статусе беженцев» 1951 года. В России законодательство начинает разрабатываться в годы Первой мировой войны. До начала 90-х годов отсутствовала законодательная база, регулирующая процессы миграции. В декабре 1991 г. при Министерстве труда РФ был создан Комитет по миграции населения, вскоре преобразованный в Федеральную миграционную службу России (ФМС). На нее, в соответствии с Постановлением Правительства РФ, возложены функции разработки и осуществления государственной политики в области миграции населения и координации работы в этом направлении в РФ. Кроме ФМС мигрантами занимаются службы занятости (Министерство труда и социального развития), Министерство юстиции, МВД, общественные фонды (помощь ассоциациям и общинам беженцев). Основные задачи ФМС: - Разработка федеральных и межрегиональных миграционных программ и обеспечение их реализации; - Распределение средств из республиканского бюджета и контроль за их использованием; - Организация приема и временного размещения, помощь в обустройстве на новом месте; - Разработка и реализация мер в области внешней трудовой миграции; - Защита Прав мигрантов; - Организация контроля за миграционными процессами; - Определение правового статуса лиц, прибывших на территорию РФ. В 1992 г. были разработаны и приняты Правительством РФ «Основные направления миграционной политики России» и первая Федеральная миграционная программа. Приоритетные направления миграционной политики РФ:
В 1993 г. приняты Законы РФ «О беженцах» (пересмотрен и дополнен в 1997 г.) и «О вынужденных переселенцах» (пересмотрен и дополнен в 1995 г.) – ужесточение законодательства. Определены понятия «беженец» и вынужденный переселенец», порядок получения статуса, права, минимальные социальные гарантии, предоставляемые им, процедура предоставления «временного убежища». Согласно ст.1 закона, беженец – это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Вынужденные переселенцы – примерно то же определение, но это граждане РФ и лица, не имеющие гражданства.
3 вопрос Технологии социальной работы с мигрантами 2 основных вида работы с мигрантами:
Основные направления практической социальной работы: 1. Социальное (в контакте с Пенсионным фондом)
В Саратовской области создана и действует Миграционная служба Саратовской области. Отделение Миграционной службы г. Балашова создано по распоряжению администрации Саратовской области от 03.05.94 г. № 439-р г. Саратов «О создании городских и районных отделений миграционной службы» в июле 1999 г. В настоящее время она носит название Балашовское отделение Территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ. Работа отделения Миграционной службы города Балашова, в состав которого входило четыре района, велось по следующим направлениям: 1. Регистрация лиц, желающих получить статус беженца или вынужденного переселенца с последующей передачей данных регистрации Миграционной Службы Саратовской области, где решается вопрос о предоставлении статуса. 2. Регистрация заявления о ходатайстве перед Миграционной службой саратовской области: · О выделении ссуды вынужденным переселенцам и дать разъяснения по вопросам оформления ссуды; · О постановке на учет для получения жилья из специального фонда ФМС России, согласно перечню Приказа ФМС России № 18 от 19. 01. 1995. 3. Дать разъяснения по вопросу постановки на учёт лиц, имеющих право на получение компенсации за утраченное жильё (имущество) в результате вооружённого конфликта в Чечне. 4. Совместно с Миграционной службой Саратовской области и во взаимодействии с администрацией района и в соответствии с законодательством защиты прав мигрантов по приёму, размещению и обустройству вынужденных мигрантов и оказание им помощи в трудоустройстве. 5. Оказывать содействие в предоставлении беженцам и вынужденным переселенцам льгот, установленных законодательством. 6. Обеспечивать защиту прав и социальных гарантий мигрантов в соответствии с законодательством. 7. Осуществление контроля за использованием жилого фонда, построенного за счёт средств ФМС России, вынужденного переселенца и находящегося в ведении Балашовского отделения. 8. Осуществление контроля за использованием работодателями разрешений на привлечение иностранной рабочей силы. 9. Осуществление на территории района миграционного контроля совместно с компетентными органами. 10. Осуществление контроля за прохождением медицинских обследований мигрантов. Предоставление в санэпидемстанцию сведений о количестве выбывших мигрантов с указанием страны выбытия и адреса по месту жительства в районе. За период существования Балашовского отделения Миграционной службы была проведена огромная работа по оказанию помощи вынужденным мигрантам. Официально отделением было зарегистрировано с июля 1994 года по декабрь 1998 года 1442 беженца и вынужденного переселенца. Наибольший пик был зарегистрирован в 1995г. из-за начала военных действий в Чечне. За 4,5 года работы Балашовского отделения МС 25 семей получили ссуду, 16 семей – квартиры. Только за 1998 год было выдано единовременных пособий на сумму 9,1 тыс. рублей (в размере МРОТ на каждого члена семьи).неоднократно руководитель Балашовского отделения МС выезжал в г. Аркадак для регистрации вынужденных переселенцев из Чечни, которых расселили в ЦВР, ходатайствовала перед администрацией о материальной помощи первым семьям, прибывшим из Чечни. Малообеспеченным семьям из Чечни было организовано бесплатное питание. Был заключен договор с магазинами по обеспечению продуктами питания вынужденных переселенцев, находящихся на учёте в Балашовском отделении МС. К празднованию 50-летия Победы в ВОВ были подготовлены списки беженцев ми вынужденных переселенцев-участников боеых действий к поощрению со стороны администрации. Руководителем отделения МС г. Балашова совершались постоянные выезды в военный городок, где производилось строительство жилого дома для вынужденных мигрантов. В соответствии с межведомственной программой мер по регулированию миграции, научных и научно-технических кадров был проведён опрос беженцев и вынужденных переселенцев с целью определения численности, профессионального состава. Руководитель отделения МС г. Балашова принимал непосредственное участие в операциях «Подросток», «Беженец», «Контакт», т.к. дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев относятся к группе риска и в связи с ростом незаконной миграции возрос рост криминализации в Балашовском районе. Анализируя показатели социально-демографических характеристик мигрантов г. Балашова, можно составить портрет: замужняя женщина детородного и трудоспособного возраста, жительница города. Имеет одного ребёнка, квалифицированный рабочий со средним уровнем образования, не работающая. Социально-психологический портрет мигранта г.Балашова (по материалам исследований студентов) 1. Ему присущи эмоциональная устойчивость, стабильность в поведении, реалистическая настроенность. Он обладает самоконтролем, точностью выполнения социальных требований, целенаправленностью. Для него характерна также самоуверенность, напористость, независимость, критичность мышления, стремление к самостоятельным решениям и действиям. У вынужденного мигранта ярко выражены такие черты, как чувство ответственности, обязательность, добросовестность, стойкость моральных принципов. Благодаря этим личностным качествам можно, с определённой степенью вероятности, прогнозировать поведение наших респондентов, попавших в новую социальную среду. Вынужденные мигранты в наименьшей степени склонны оказаться практически беспомощными в новых жизненных ситуациях. У них есть значительный личностный потенциал, чтобы адекватно решить возникающие перед ними проблемы. 2. Попав в новую социокультурную, а значит в определённой степени стрессогенную среду, исследуемые нами беженцы и вынужденные переселенцы оказываются во многих фрустирирующих ситуациях, необходимых для удовлетворения важнейших потребностей. Как показывают результаты, наиболее фрустрированной для мигрантов оказывается потребность в социальном статусе, потребность в реализации себя через профессиональную деятельность. 3. Судя по полученным результатам, мигранты обнаружили более высокие показатели тревожности, меньший запас терпеливого отношения к сложившейся обстановке. Однако более глубокий анализ природы этих состояний показывает, что они не хотят слепо подчиняться обстоятельствам, стремятся понять объективные и субъективные причины, приводящие к этим обстоятельствам. «У них есть определённый эмоциональный и личностный потенциал, благодаря которому они способны «переплавлять» негативные эмоциональные переживания в энергию, необходимую для поиска продуктивных и конструктивных путей решения фрустрируемых ситуаций».
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 3403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |