КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная защита детей и молодежи
Вопросы для проверки знаний 1. Дайте определение понятий «девиация», «девиантное поведение», «социальная норма». 2. Какие Федеральные законы определяют правовое поле социальной работы с носителями девиантного поведения? 3. Назовите основные виды девиантного поведения. 4. Какие факторы влияют на формирование девиантного поведения? 5. Назовите формы работы с носителями девиантного поведения. 6. Раскройте сущность профилактики девиантного поведения.
Тема 16 (Лекции - 4 часа, практические занятия – 4 часа)
Литература: 1. Брутман В.И. и др. Ранее социальное сиротство как комплексная медико–социально-педагогическая проблема. М., 1994.
6. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. - Воронеж, 1996. 7. Теория и методика социальной работы. – С.232-240. 8. Технологии социальной работы. - С.323-343. Дополнительная литература: Аналитический материал по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения // Вестник образования. – 2001. - № 16. – С.3-5. Бородин Д.Ю. Основные направления деятельности Московского центра социально-психологической помощи подросткам «Четвертый мир» // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1995. - № 2. С.60-66. Брызгалов М. Вернуть подростка обществу (социально-реабилитационный центр) // Социальное обеспечение. – 2001. - № 7. – С.26-27. Гольцова Т. Мы лечим социальные недуги (социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних) // Социальная защита. – 2002. - № 2. – С.7-12. Демецова М.Е. Дети как объект благотворительности // Социс. – 2001.- № 12. Журавлева Н. Зона безопасности для сирот: [Группы постинтернатной адаптации] // Социальная защита. – 2001. - № 5. – С.32-38. Из детского дома во взрослую жизнь: Программа социальной адаптации детей-сирот – выпускников детских домов // Социальная защита. – 2002. - № 3. – С.14-22. Ковалева О. За те же деньги – другая работа (опыт работы семейного детского дома) // Социальная защита. – 2001. - № 9. – С.31-33. Миловидов Г.Е., Михайлов А.С. Спецшкола: социально-психологические особенности подростков и рецидивы // Социс. – 1992. - № 9. – С.96-99. Черенкова Т. Схема совместных действий разных ведомств в оказании помощи детям и подросткам из семей с факторами соц.риска и из неблагополучных семей (методика) // Социальная защита. – 2001. - № 12. – С.27-30.
Социальная защита детей и подростков вытекает из международных обязательств государств по соблюдению «Конвенции о правах ребёнка» и других правовых документов мирового сообщества, касающихся положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В нашей стране она базируется на Концепции государственной молодёжной политики, которая регламентирована Указом Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики» от 16 сентября 1992 года № 1075 и Постановлением Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодёжной политики в РФ» от 3 июня 1993 года № 5090-1. Кроме того, в рамках Концепции государственной молодежной политики была принята президентская программа «Молодёжь России» (15. 09.1994). Для реализации государственной молодёжной политики 16 сентября 1992 года был создан Комитет РФ по делам молодёжи, преобразованный в 1997 году в Государственный комитет РФ по делам молодёжи. Объектами государственной молодежной политики являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, а также молодые семьи и молодёжные объединения. Цели государственной молодежной политики: - Содействие развитию молодого поколения; - Недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста; - Создание условий для более полного включения молодёжи в социально-экономическую, политическую, культурную жизнь общества; - Расширение возможностей молодого человека в выборе жизненного пути; - Реализация инновационного потенциала молодёжи в интересах общественного развития и развития самой молодёжи. Государственная молодежная политика осуществляется на следующих принципах: Участие; Социальные компенсации; Принцип гарантий; Принцип приоритета. Молодёжь (в широком смысле) – обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности. Молодёжь (в узком смысле) – социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей. Выделяют различные слои молодёжи: городская, сельская, работающая, студенческая и т.д. В различные исторические эпохи границы молодости, критерии её возрастной периодизации существенно менялись. В отечественной социологии наиболее часто возрастные границы молодёжи определяются периодом 15-29 лет. Молодёжь может пониматься как: - Определённый этап жизненного цикла; - Социальный статус; - Молодёжная субкультура (как целостное образование внутри господствующей культуры). Молодёжь является объектом изучения многих наук (социология, демография, педагогика и т.д.). В социологическом изучении молодёжи выделяют четыре направления: 1. Психоаналитическое направление (Р. Бенедикт, Э. Эриксон и др.); 2. Структурно-функциональное направление. В его рамках осуществляется анализ молодёжи как социально-демографической группы; 3. Культурологическое направление. Рассматривает молодёжь с точки зрения феноменологии человеческой культуры. (Маннгейм, С. Кучел и др.); 4. Социальное развитие молодёжи. Участвуя в процессе социальной жизни, молодежь реализует свои важнейшие социальные функции. В настоящее время у молодёжи как особой социально-демографической группы наблюдается значительное количество социальных проблем, которые условно можно разделить на три большие группы: 1)Проблемы, связанные с семейным функционированием молодёжи: - Уменьшение численности молодёжи; - Деторождение несовершеннолетних; - Высокая частота разводов. 2)Проблемы здоровья молодёжи: - Низкий уровень здоровья школьников; - Увеличение числа детей с ограниченными возможностями; - Рост количества хронических заболеваний среди молодых людей; - Употребление молодёжью алкоголя, наркотиков, табакокурение. 3)Проблемы социального функционирования молодёжи: - Прерывание обучения; - Молодёжная безработица; - Агрессивное поведение и насилие среди молодёжи; - Криминализация в молодёжной среде. В связи с этим молодёжи необходима многоплановая, многоуровневая социальная защита. На сегодняшний день существует две модели социальной работы с молодёжью: Интегративная. Охватывает молодёжь в широком смысле. Интегративная модель социальной работы должна способствовать социализации молодёжи. В этом аспекте социальная работа практически соотносится с социальной педагогикой. Дефицитная. Ориентирована на социально уязвимые группы молодёжи, группы риска. Социальная работа с молодёжью – профессиональная деятельность по оказанию помощи, как отдельному молодому человеку, так и молодёжным группам в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах. Основной задачей социальной работы с молодёжью является выработка у молодёжи способности самостоятельно решать свои проблемы, её активизация. В соответствии со «Сборником нормативных документов по тарификации труда работников системы органов по делам молодёжи» можно воспроизвести следующую структуру социальных служб: Центр социально-психологической помощи молодёжи; Центр информации для молодёжи; Центр ресоциализации несовершеннолетних и молодёжи; Консультационный центр для подростков и молодёжи; Приют для подростков. В нашем регионе в соответствии с областным законом «О социальной защите населения в Саратовской области» социальная работа с молодёжью может осуществляться в следующих учреждениях: Центр социального обслуживания населения; Центр социальной помощи женщинам, семье и детям; Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних с приютом или без него; Социальный приют для детей и подростков. Решение молодёжных проблем при всей их специфике невозможно осуществить в отрыве от системы поддержки семьи, образования, здравоохранения и т. д. Сравнительный анализ организации деятельности социальных служб для молодёжи позволяет сделать вывод о том, что основное внимание должно быть уделено: - Разработке законодательного обоснования социальной защиты молодёжи; - Приоритетности создания социальных служб государственным структурам при поддержке общественных формирований и молодёжных инициатив. В связи с этим, особую роль приобретает использование зарубежного опыта и технологий социальной работы с молодёжью, таких как: - Мобильная социальная работа с молодёжью, предполагающая контролирование молодёжных групп, не склонных обращаться в социальные службы и склонных к девиантному поведению, агрессивности. - Предоставление различных возможностей альтернативного поведения; - Создание специальных гендерных молодёжных центров.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |