Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы социальной защиты инвалидов, пожилых и одиноких людей

Вопросы для проверки знаний

  1. Дайте определение понятиям «Потребность», «Уровень жизни», «Минимальный потребительский бюджет семьи», «Потребительская корзина», «Прожиточный минимум», «Бедность».
  2. Охарактеризуйте систему потребностей.
  3. Раскройте действие закона возвышения потребностей?
  4. Под влиянием каких факторов развиваются потребности?
  5. Какие Федеральные законы определяют правовое поле социальной работы с малоимущими?
  6. Что такое «Индексация» и «Компенсация», назовите механизм их действия.

7. Как определяется экономическая эффективность социальных выплат.

Тема 20

(Лекции - 2 часа, практические – 2 часа)

1. Законодательная база социальной работы с данной категорией лиц.

  1. Проблемылиц с ограниченными возможностями и пути их решения.
  2. Социальная работа с пожилыми гражданами.
  3. Одиночество как социальная проблема.

1 вопрос

Законодательная база социальной работы с данной категорией лиц.

Разработаны и приняты законы, которые обеспечивают социальную защиту, помощь и поддержку гражданам пожилого возраста и инвалидам. К ним относятся:

Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. № 340 – 1;

Закон РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487 –1;

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 20.04.96 № 36 – ФЗ);

Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5 – ФЗ «О ветеранах»;

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122 – ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

Федеральный закон от 1995 г. № - ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134 – ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Федеральный закон от 1995 г. № - ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» определил новую концепцию инвалидности (не ограничение трудоспособности, как было раньше, а ограничение жизнедеятельности – в соответствии с международными нормами), определил основополагающие понятия (инвалид, ограничение жизнедеятельности, медико-социальная экспертиза).

В законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ст.3) сформулированы основные принципы социального обслуживания этой категории граждан:

- Соблюдение прав человека и гражданина;

- Предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

- Равные возможности в получении социальных услуг;

- Преемственность всех видов социального обслуживания;

- Ориентация на индивидуальные потребности граждан;

- Ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан, нуждающихся в социальном обслуживании.

Важнейшим документом, который определяет основные направления социальной работы с пожилыми гражданами, является Закон Саратовской области «О социальной защите населения в Саратовской области» от 10 января 2000 г. № 7 – ЗСО. Закон определяет один из принципов социальной защиты населения как приоритетность предоставления социальных услуг пожилым и инвалидам.

Государственное регулирование социальной защиты исходит из того, что должны быть формированы материальной предпосылки для сохранения или возвращения определенных групп пожилых граждан и инвалидов на путь самостоятельной активности деятельности в сфере трудовых отношений, быта, досуга и т.д.

Законодательная база социальной работы находится в стадии становления. Ее развитие является одним из признаков формирования новой модели комплексной поддержки лиц пожилого возраста, инвалидов и одиноких.

Дальнейшее развитие законодательной базы в сфере защиты людей, которые нуждаются в дополнительных гарантиях со стороны общества и государства в силу своего состояния, осуществляется по двум направлениям:

1. С точки зрения общих глобальных проблем – изменение общего мнения о проблемах этих людей, формирование среды жизнедеятельности, создание системы социальной помощи;

2. С точки зрения отдельного индивида – создание необходимых условий для адаптации к новым жизненным обстоятельствам с учетом индивидуальных особенностей.

 

2 вопрос

Проблемылиц с ограниченными возможностями и пути их решения.

 

Инвалидность – ограничение в возможностях, обусловленное физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность быть интегрированным в обществе и принимать участие в жизни семьи и общества на том же основании, что и другие члены общества.

Инвалид – любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и социальной жизни в силу недостатка будь то врождённого или приобретённого, физических или умственных возможностей.

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеванием, последствием травм и дефектов, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Инвалидом признаётся лицо, прошедшее медико-социальную экспертизу, получившее комплексную экспертную оценку состояния здоровья и степени жизнедеятельности.

Причины инвалидности устанавливаются законодательством. По степени выраженности дефектов разделяют три группы инвалидности, лицам до 16 лет присваивается категория «ребёнок-инвалид».

Первая группа инвалидности даётся сроком на два года, вторая и третья – на один год. Категория «ребёнок-инвалид» - от 6 мес. До 2 лет, от 2 до 5 лет, и до 16 лет. Без срока переосвидетельствования присваивается группа инвалидности мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет с необратимыми анатомическими дефектами.

В нашей стране рассчитывается показатель инвалидности, основанный на соотношении инвалидов как к численности работающих, так и к общей численности населения.

Динамика числа инвалидов в нашей стране такова. В стране более 9 млн чел. Ежегодно регистрируется еще около 1 млн чел.

Проблемы инвалидности не могут быть поняты вне социокультурного контекста, в котором живёт человек. Инвалидность, ограничение в возможностях не может относиться к разряду чисто медицинских явлений. Значительно большее место в понимании этой проблемы и преодолении её последствий имеют социально-медицинский, чисто социальный, экономический, психологический и другие факторы.

Вот почему технологии социальной помощи лицам с ограниченными возможностями основываются на социально-экологической модели социальной работы. Согласно этому подходу, лица с ограниченными возможностями имеют функциональные затруднения не в результате заболевания, отклонения или недостатка в развитии, а вследствие неприспособленности физического и социального окружения к их специальным потребностям из-за предрассудков общества. Социально-экологическая модель применима к анализу не только проблем инвалида, но и к анализу различных уровней социальных групп.

Непрерывный рост инвалидности, увеличение внимания к каждому инвалиду, повышение представлений о ценности личности, необходимости защищать её права определяет важность социально-реабилитационной деятельности.

Для социальной адаптации инвалида должна быть разработана индивидуальная программа его реабилитации. Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями – одна из наиболее важных и трудных задач системы социальной помощи и социального обслуживания. Программа должна составляться специалистами учреждения, проводившего медико-социальную экспертизу, в течение месяца со дня признания инвалидом. Данная программа обязательна для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления и другими организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Она содержит реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с базовой программой реабилитации, а также мероприятия, в оплате которых принимает участие сам инвалид, либо другие лица и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер. Индивидуальная программа реабилитации – система мероприятий, направленных на развитие возможностей инвалида и членов его семьи. Главной особенностью социальной работы при осуществлении реабилитационных мероприятий является координация широкого спектра услуг.

Медицинская реабилитация проводится в рамках федеральной базовой программы обязательного медицинского страхования населения РФ за счёт федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Профессиональная реабилитация состоит из:

Профессиональная ориентация;

Профессиональное образование;

Профессионально-производственная реабилитация;

Трудоустройство.

Для этого устанавливаются квоты при приёме на работу, создаётся определённое количество рабочих мест, резервируются рабочие места по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства, организуется обучение новым профессиям, устанавливаются трудовые льготы.

Социальная реабилитация состоит из:

Социально-средовой ориентации;

Социально-бытовой ориентации.

Абилитация – комплекс услуг, направленных на формирование новых и мобилизацию имеющихся ресурсов развития человека. Абилитация может представлять собой одно из приоритетных направлений в социальной работе с лицами с ограниченными возможностями, хотя многие их приёмов, реализация которых предполагается в рамках данного направления, могут быть осуществлены в русле социальной реабилитации.

До 80-х годов в России наиболее очевидная социальная помощь инвалидам оказывалась в домах- интернатах. Эта сложившаяся традиционная форма медико-социальной помощи нетрудоспособным гражданам помимо положительных имеет и отрицательные стороны (монотонный образ жизни, необходимость изменения жизненного стереотипа для пожилого человека и др.). Эти обстоятельства делают дома- интернаты малопривлекательными для инвалидов, заставляя их “ не торопиться” с переездом в дом- интернат. Возможность как можно дольше оставаться в привычных домашних условиях представилась со времени появления должности социального работника в системе учреждений социальной защиты. Именно эти реальные лица стали оказывать социально- бытовые услуги нетрудоспособным гражданам, в которых они постоянно нуждались.

На первых этапах развития социальной помощи нетрудоспособным гражданам акцент был сделан на надомное обслуживание. С учетом этого обстоятельства была разработана квалификационная характеристика социального работника, определены его должностные обязанности. Вместе с тем в реальной социальной помощи нуждаются и инвалиды, находящиеся в домах-интернатах. До последнего времени организация медико-социальной помощи в этих учреждениях возложена преимущественно на медицинских работников, которые в ущерб организации медицинского обслуживания осуществляют несвойственные им функции по социально- бытовой, социально- психологической и социально- средовой адаптации лиц, находящихся в домах- интернатах.

В связи с указанными обстоятельствами возникла необходимость очертить круг обязанностей специалистов по социальной работе в домах-интернатах и на основании этого показать целесообразность введения этой категории работников в стационарных учреждениях.

По месту проживания (пребывания) всех инвалидов можно разделить на 2 категории:

- находящихся в домах- интернатах;

- проживающих в семьях.

Указанный критерий - место проживания - не следует воспринимать как формальный. Он теснейшим образом связан с морально- психологическим фактором, с перспективой дальнейшей судьбы инвалидов.

Известно, что в домах- интернатах находятся наиболее тяжелые в соматическом отношении инвалиды. В зависимости от характера патологии взрослые инвалиды содержаться в домах- интернатах общего типа, в психоневрологических интернатах, дети- в домах- интернатах для умственно отсталых и с физическими недостатками.

Деятельность специалиста по социальной работе также определяется характером патологии у инвалида и соотносится с его реабилитационным потенциалом. Для осуществления адекватной деятельности социального работника в домах-интернатах необходимо знание особенностей структуры и функций этих учреждений.

Дома-интернаты общего типа предназначены для медико-социального обслуживания инвалидов. В них принимаются граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды 1 и 2 групп старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать.

Задачами этого дома- интерната являются:

- создание благоприятных условий жизни, приближенных к домашним;

- организация ухода за проживающими, оказание им медицинской помощи и организация содержательного досуга;

- организация трудовой занятости инвалидов.

В соответствии с основными задачами дом- интернат осуществляет:

- активное содействие в адаптации инвалидов к новым условиям;

- бытовое устройство, обеспечивая поступивших благоустроенным жильем, инвентарем и мебелью, постельными принадлежностями, одеждой и обувью;

- организацию питания с учетом возраста и состояния здоровья;

- диспансеризацию и лечение инвалидов, организацию консультативной медицинской помощи, а также госпитализацию нуждающихся в лечебные учреждения;

- обеспечение нуждающихся слуховым аппаратами, очками, протезно- ортопедическими изделиями и кресло- колясками;

- в соответствии с медицинскими рекомендациями организацию трудовой занятости, способствующей поддержанию активного образа жизни.

В домах- интернатах общего типа находятся инвалиды молодого возраста (от 18 до 44 лет). Они составляют около 10% всего контингента проживающих. Более половины из них - инвалиды с детства, 27,3% - вследствие общего заболевания, 5,4% - в связи с трудовым увечьем, 2,5% - прочие. Состояние их отличается значительной тяжестью. Об этом свидетельствует преобладание инвалидов 1 группы (67,0%).

Наибольшую группу (83,3%) составляют инвалиды с последствиями поражения центральной нервной системы (остаточные явления детского церебрального паралича, полиомиелита, энцефалита, травмы спинного мозга и др.), 5,5% - инвалиды вследствие патологии внутренних органов.

Следствием различной степени нарушений функции опорно-двигательного аппарата является ограничение двигательной активности инвалидов. В связи с этим 8,1% нуждаются в постороннем уходе, 50,4% передвигаются с помощью костылей или кресло- колясок и только 41,5% - самостоятельно.

Характер патологии сказывается и на способности молодых инвалидов к самообслуживанию: 10,9% из них не могут себя обслужить, 33,4% обслуживают себя частично, 55,7% - полностью.

Как видно из приведенной характеристики молодых инвалидов, несмотря на тяжесть состояния здоровья, значительная часть из них подлежит социальной адаптации в самих учреждениях, а в ряде случаев и интеграции в общество. В связи с этим, большое значение приобретают факторы, влияющие на социальную адаптацию молодых инвалидов. Адаптация предлагает наличие условий, способствующих реализации имеющихся и формированию новых социальных потребностей с учетом резервных возможностей инвалида.

В отличие от пожилых людей с относительно ограниченными потребностями, среди которых преобладают витальные и связанные с продлением активного образа жизни, молодые инвалиды имеют потребности в получении образования и трудоустройстве, в реализации желаний в области развлекательного досуга и спорта, в создании семьи и др.

В условиях дома- интерната при отсутствии в штате специальных работников, которые могли бы изучить потребности молодых инвалидов, и при отсутствии условий для их реабилитации возникает ситуация социальной напряженности, неудовлетворенности желаний. Молодые инвалиды, по существу находятся в условиях социальной депривации, они постоянно испытывают дефицит информации. Вместе с тем, оказалось, что повысить свое образование хотели бы только 3,9%, а получить профессию - 8,6% молодых инвалидов. Среди пожеланий доминируют запросы в отношении культурно- массовой работы (у 418% молодых инвалидов).

Роль специалиста по социальной работе состоит в том, чтобы создать особую среду в доме - интернате и особенно в тех отделениях, где проживают молодые инвалиды. Терапия средой занимает ведущее место в организации образа жизни инвалидов молодого возраста. Основным направлением является создание активной, действенной среды обитания, которая побуждала бы молодых инвалидов на “самодеятельность”, самообеспечение, отход от иждивенческих настроений и гиперопеки.

Для реализации идеи активизации среды можно использовать занятость трудом, любительские занятия, общественно-полезную деятельность, спортивные мероприятия, организацию содержательно- развлекательного досуга, обучение профессиям. Такой перечень мероприятий не должен осуществляться только лишь специалистом по социальной работе. Важно, чтобы весь персонал был ориентирован на изменение стиля работы учреждения, в котором находятся молодые инвалиды. В связи с этим, специалисту по социальной работе необходимо владение методами и приемами работы с лицами, обслуживающими инвалидов в домах-интернатах. С учетом таких задач, специалист по социальной работе должен знать функциональные обязанности медицинского и вспомогательного персонала. Он должен уметь выявить общее, сходное в их деятельности и использовать это для создания терапевтической среды.

Для создания положительной терапевтической среды специалисту по социальной работе необходимы знания не только психолого-педагогического плана. Нередко приходится решать вопросы и юридические (гражданского права, трудового регулирования, имущественные и др.). Решение или содействие в решении этих вопросов будет способствовать социальной адаптации, нормализации взаимоотношений молодых инвалидов, а, возможно, и их социальной интеграции.

При работе с молодыми инвалидами важно выявление лидеров из контингента лиц с положительной социальной направленностью. Опосредованное влияние через них на группу способствует формированию общих целей, сплочению инвалидов в ходе деятельности, их полноценному общению.

Общение, как один из факторов социальной активности, реализуется в ходе трудовой занятости и проведения досуга. Длительное пребывание молодых инвалидов в своего рода социальном изоляторе, каким является дом-интернат, не способствует формированию навыков общения. Оно носит преимущественно ситуативный характер, отличается поверхностью, нестойкостью связей.

Степень социально-психологической адаптации молодых инвалидов в домах- интернатах в значительной мере определяется их отношением к своей болезни. Оно проявляется либо отрицанием болезни, либо рациональным отношением к заболеванию, либо “уходом в болезнь”. Этот последний вариант выражается в появлении отгороженности, подавленности, в постоянном самоанализе, в уходе от реальных событии и интересов. В этих случаях важна роль специалиста по социальной работе как психотерапевта, который использует различные методы отвлечения инвалида от пессимистической оценки своего будущего, переключает кого на обыденные интересы, ориентирует на положительную перспективу.

Роль специалиста по социальной работе состоит в том, чтобы с учетом возрастных интересов, личностно- характерологических особенностей обеих категорий проживающих, организовать социально-бытовую и социально-психологическую адаптацию молодых инвалидов.

Оказание содействия в поступлении инвалидов в учебное заведение является одной из важных функций участия социального работника в реабилитации этой категории лиц.

Важным разделом деятельности социального работника является трудоустройство инвалида, которое может быть осуществлено (в соответствии с рекомендациями врачебно- трудовой экспертизы) либо в условиях обычного производства, либо на специализированных предприятиях, либо в надомных условиях.

При этом специалист по социальной работе должен руководствоваться нормативными актами о трудоустройстве, о перечне профессий для инвалидов и др. и оказывать им действенную помощь.

При осуществлении реабилитации инвалидов, находящихся в семьях, и тем более живущих одиноко, важную роль приобретает морально- психологическая поддержка этой категории лиц. Крах жизненных планов, разлад в семье, лишение любимой работы, разрыв привычных связей, ухудшение материального положения - вот далеко неполный перечень проблем, которые могут дезадаптировать инвалида, вызвать у него депрессивную реакцию и явиться фактором, осложняющим собственно весь процесс реабилитации. Роль специалиста по социальной работе состоит в соучастии, в проникновении в сущность психогенной ситуации инвалида и в попытке устранить или хотя бы смягчить воздействие ее на психологическое состояние инвалида.

Психологические аспекты социальной работы с людьми с ограниченными возможностями.

Необходимость интеграции технологий социальной работы и методов прикладной психологии в первую очередь определяется спецификой людей с ограниченными возможностями (ОВ) как объектов “ социальной терапии”.

Среди проблем людей с ОВ, особенно молодых, чаще всего фигурируют одиночество, низкая самооценка и отсутствие социальной уверенности в себе, депрессия, ощущение стигматизированности и отверженности из-за своих недостатков, психологическая и физическая зависимость, профессиональное самоопределение и трудоустройство, а также мучительная неспособность обсуждать свои трудности. Весьма острыми являются такие проблемы сексуальной и семейной жизни, как установление и развитие взаимоотношений с противоположным полом и возможные медицинские противопоказания к деторождению.

Можно предположить, что острота физических, социально- экономических и, главное, психологических проблем гораздо выше в случае не врожденной, а приобретенной аномалии (инвалидности), становящейся сильным стрессогенным фактором и принципиально меняющей жизненный сценарий человека и, в какой-то степени, его ближайшего окружения.

Одна из основных психологических проблем людей с ОВ - это проблема маргинальности и аутоидентичности, то есть того, к какой группе относит себя такой человек - к “ миру нормальных” или к “миру неполноценных”. Как показывает практика, в большинстве случаев люди по мере возможности стараются скрывать свои недостатки, чтобы предстать в глазах окружающих частью мира “нормальных” людей. Если же это не удается, то человек с ОВ либо уходит в социальную самоизоляцию, либо в процессе коммуникации с нормальными людьми ощущает себя особенно неполноценным из-за гиперопеки и сочувствия с их стороны. В этой связи основными психологическими условиями социальной адаптации человека с ОВ могут являться осознание им реального положения дел и адекватная самооценка, эмоциональная уравновешенность, адекватные межличностные отношения и нахождение своей профессиональной ниши на ранке труда и занятости.

Авторство социальной модели (иногда ее обозначают как “интерактивную модель”, или “модель взаимодействия”) принадлежит главным образом самим людям с ОВ. В фокусе этой модели находиться взаимосвязь между отдельным человеком и окружающей его средой (в том числе обществом), причем ограниченные возможности не рассматриваются как часть человека и как его вина: человек может стараться ослабить последствия своего недуга, но ощущение ограниченности своих возможностей вызвано не недугом, а отношением людей и барьерами, существующими в окружающей среде (архитектурой, социальной организацией, психологическим климатом и пр.). Иначе говоря, ограниченные возможности как проблема есть результат социального и экономического притеснения внутри общества, поэтому людей с ОВ скорее можно рассматривать как притесняемую группу, чем как аномальную или трагическую.

В этой связи концепция независимой жизни рассматривает человека с ОВ и его проблемы в свете его гражданских прав, а не с точки зрения его патологии, и ориентируется на устранение физических и психологических барьеров в окружающей среде с помощью специальных служб, методов и средств. Очевидно, что именно в сфере социальной работы, предполагающей, по определению, профессиональную поддержку, защиту и помощь социально-уязвимым категориям населения, должны быть предоставлены условия для социальной реабилитации, адаптации и интеграции людей с ОВ.

С другой стороны, независимая жизнь представляет собой наличие альтернатив и возможность выбора, который человек с ОВ может сделать с помощью социальных служб, причем критерием независимости является не степень его дееспособности и самостоятельности в условиях отсутствия помощи, а качество жизни в условиях предоставляемой помощи. В свою очередь, понятие помощь включает в себя ее характер, способ оказания, контроль и результат. Иногда бывает трудно принимать помощь, но и не менее трудно ее оказывать.

В связи с вышеизложенным важны не только содержание и технологии социальной работы, но и ее психологическая окрашенность. Одним из самых распространенных и, по-видимому, наиболее адекватных для “помогающих профессий” (типа социальной работы и недирективной консультативной психологии) является гуманистический подход (К.Роджерс и др.). Согласно этому подходу, для нормального существования человека, предполагающего формирование его высокой самоценности, необходимы активизация внутренних ресурсов позитивного развития личности (“личностного роста”), гуманность и возможность выбора. С другой стороны, с позиций экзистенциальной психологии одним из важнейших стремлений личности является обретение смысла своего существования, и для человека важнее не то, что с ним случилось, а свое отношение к случившемуся (В.Франкл).

В этой связи весьма важной задачей социального работника является перевод клиента из позиции объекта социального воздействия, предполагающего пассивную общественную и личностную позицию, внешний локус контроля, отказ от самостоятельного принятия решений и зависимость, стереотипичность мышления и поведения и пр., в позицию способного к саморазвитию, активного и креативного субъекта социального воздействия. В рамках двусторонних отношений “социальный работник-клиент” последний должен быть стимулирован на активный выбор в виде самостоятельного принятия решений, Возможно, социальному работнику было бы гораздо легче принимать решения самому, но это привело бы к возрастанию неуверенности клиента в своих силах и его зависимости от социального работника. Так, например, в социальных учреждениях интернатного типа нередко возникает “приобретенная беспомощность”: убедившись в своей не способности влиять на решения, которые касаются их судьбы, клиенты, не пытаясь воздействовать на ход событии, впадают в депрессию, что может приводить к росту заболеваемости и смертности. В этой связи социальные работники могут помочь клиентам активнее участвовать в решении повседневных вопросов (например, содействовать созданию советов клиентов и советов их семей как органов коллективного мнения), а также сделать более проницаемыми границы между интернатом (или семьей) и обществом.

Как показывает практика, одним из наиболее важных и в то же время проблемных вопросов в жизни людей с ОВ является выбор профессии и трудоустройство. Профессиональное самоопределение должно включать в себя два принципиально важных условия: активность субъекта профессионального выбора и обеспечение квалифицированной развивающей помощи со стороны социального работника с целью обоснованного и адекватного выбора профессии. В часто встречающихся случаях, когда затруднения человека с ОВ в профессиональном самоопределении вызваны нерешительностью и неуверенностью в своих силах, особое значение приобретает помощь в осознании и правильной оценке своих особенностей с позиции их профессиональной значимости, а также информация о профессиях, в которых именно такие качества могут обеспечить успешность деятельности. Идеальным результатом представляется формирование у человека с ОВ умения осознанно и самостоятельно планировать свой личный профессиональный маршрут и определять пути его реализации.

В принципе настоящая независимость предполагает независимость не только физическую, сколько психологическую, не взирая на наличие аномалии и степень ее тяжести. Естественно, социальный работник не в состоянии решить все психологические проблемы клиента, но может этому содействовать, применяя методы психологического консультирования, оказания экспресс-психологической помощи, работы с посттравматическим стрессом и осуществляя, фактически, психосоциальную работу, что особенно важно в условиях существующего в стране дефицита практических психологов.

Одним из важнейших факторов успешности медико-социально-психологической реабилитации является ближайшее микросоциальное окружение людей с ОВ. В частности, их семьи по прежнему остаются основными источниками помощи, обычно сопряженной с физическим и эмоциональным стрессами, а перечень разного рода проблем (медицинских, материально-бытовых, психологических, педагогических, профессиональных и др.), возникающих в семье в связи с частичной или полной недееспособности какого-либо из ее членов, бесконечен. С психологической точки зрения очень важно нейтрализовать две часто встречающиеся в семьях крайности в отношении к человеку с ОВ: либо его воспринимают как обузу, усложняющую существование и затрудняющую личное “выживание”, либо на нем сосредотачивается внимание всей семьи и он подвергается гиперопеке. Выступая в различных ролях (консультанта, защитника интересов, помощника и др.), социальный работник может способствовать разрешению возникающих проблем, формированию правильного отношения к недееспособному родственнику и в целом - нормализацией внутрисемейных отношений. Помимо индивидуальной работы с семьей, целесообразно проводить групповые занятия и содействовать объединению семей (и клиентов) со сходными проблемами.

Одним из основных принципов работы с пожилыми людьми и инвалидами является уважение к личности. Необходимо уважать и принимать клиента таким, каким он есть.

Профессиональная компетентность социального работника заключается, безусловно, в знаниях геронтологических и психологических особенностей возраста, учете, принадлежности клиентов к той или иной социальной группе. Потребности, интересы, увлечения, мировоззрение, ближайшее окружение, жилищно- бытовые, материальные условия, уклад жизни клиентов- это, и многое другое, находится в поле зрения подлинного профессионала, что, несомненно, дает возможность выбрать оптимальную технологию социальной помощи, грамотно определить проблему и пути ее решения. Как говорят зарубежные технологи, необходимо открыть “ три ящика стола”: Что случилось? (В чем проблема?). Почему? (Что явилось причиной?). Как помочь? (Что я могу сделать?). Данный прием помогает социальным работникам, психологам, медикам оказать содействие человеку в адаптации к окружающей действительности, к реальным и непростым условиям внешнего и внутреннего мира.

Таким образом, социальная работа с людьми с ОВ своей целью имеет их физическое и, главное, социальное и психологическое благополучие, а с методологической точки зрения представляет собой психосоциальный подход с учетом особенностей личности и конкретной ситуации. Конкретные усилия, согласно социальной модели, должны быть направлены не только на помощь людям в борьбе с их недугами, но и на изменения в обществе: необходимо бороться с негативными установками, рутинными правилами, “ступенями и узкими дверьми” и предоставить для всех людей равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности.

3 вопрос

Социальная работа с пожилыми гражданами.

В ХХI веке одним из основных событий в демографической сфере будет старение населения. По данным ООН в настоящее время старое население составляет 17,8 % всего населения при норме 14 %. Технологические изменения приводят к увеличению продолжительности жизни.

Прогрессирующий процесс старения носит глобальный характер. Его закономерности:

  1. Постарение сельского населения (выше, чем в городах – 22,1 % и 17,2 % граждане нетрудоспособного возраста). Многие сельские районы имеют ярко выраженный геронтологический характер. Формируются настоящие сельские гетто: это отдаленные районы, в которых отсутствует инфраструктура, население которых 5-6 человек (или дворов).
  2. Существенное влияние имеет миграционный процесс.
  3. Идет феминизация старения: до 50 лет женщин примерно столько же, сколько и мужчин; 60 и старше – женщин 69,1 %; старше 70 – 75,8. судьба одиноких пожилых женщин тяжела. В Швеции существует движение вдов и вдовцов – своеобразная форма помощи людям, попавшим в экстремальную ситуацию. Считается, что к 2030 году количество одиноких пожилых женщин (не имевших семьи, детей) увеличится в 3 раза.
  4. Одинокие пожилые все чаще становятся объектами агрессии (в основном из-за жилья), женщины – со стороны родственников, мужчины – знакомых.
  5. Существенные региональные различия: более интенсивно процесс старения идет в развитых промышленных центрах (таких, как Москва, Санкт-Питербург, Саратов).

Это объективная, необратимая тенденция. Ее социальные последствия должны выражаться в разработке эффективной геронтологической политики как важнейшей составной части социальной политики, усилении внимания к вопросам теории и практических исследований. Должна происходить плюрализация социальных услуг для пожилых людей.

При том, что в последнее время достаточно эффективный механизм предоставления социальных услуг и удовлетворения насущных потребностей пожилых людей, в его работе есть и определенные недостатки: недостаточен спектр этих услуг, мало внимания уделяется вопросам теории и практических исследований в области социальной геронтологии, не всегда в работе учитываются запросы, потребности и социально-психологические особенности пожилых людей.

Пожилые – люди, прожившие относительно долгую жизнь, вследствие чего они уже испытывают определенные психофизические ограничения независимо от наличия или отсутствия заболевания, в некоторых случаях они функционально нетрудоспособны или им необходима помощь со стороны. По данным Всемирной организации здравоохранения, возраст от 60 до 74 лет признан пожилым, от 75 до 89 лет – старческим, от 90 лет и старше – возрастом долгожителей (20, с. 236-237).

Пожилые люди как особая социально-демографическая группа нуждаются в повышенном внимании общества и государства и представляют собой специфический объект социальной работы.

Если учесть, что около 23 % населения страны являются пожилыми и старыми людьми, а тенденция увеличения их доли в общей массе населения сохраняется, становится ясно, что проблема социальной работы с пожилыми имеет общегосударственное значение. Важнейшей составной частью социальной политики государства является геронтологическая политика.

Основополагающие принципы геронтологической политики:

Принцип суверенитета пожилого человека

Принцип опоры на собственные силы

Принцип дифференциации социальной политики

Принцип геронтологической профилизации специалистов

Принцип расширения свободы выбора пожилого человека

Принцип социальной защиты пожилого человека

Принцип регионализации геронтологической политики.

Принцип суверенитета пожилого человека – свобода волеизъявления, недопустимость консервации социальных стереотипов по отношению к пожилым людям. Социальные стереотипы по отношению к пожилым: старость - это болезнь, для которой характерен визуальный эффект: стоматологические дефекты, обвисшая кожа, седые волосы; фобии – дисморфобия (изменение внешности), страх старости (особенно у женщин); старость - это агрессивное поведение (например, в общественном транспорте). Консервации стереотипов способствуют условия жизни, СМИ, свободные ниши в образовании, организации досуга. Пропагандируется монофункциональность пожилого человека. Следует менять логику рассуждений, отказаться от понятия пожилого возраста и старости как возрастной периферии.

Принцип опоры на собственные силы – защита интересов пожилого человека не должна превращать его в пассивный объект. Старики не столько хотят быть объектами заботы, сколько хотят сами заботиться о ком-то. Как правило, они являются объектами контроля, регламентации. Специалисты ожидают определенного стереотипа поведения пожилого человека: благодарность, соответствие требованиям специалиста. В закрытых учреждениях наблюдается феномен госпитализма. Следствие – угасание личности в эмоциональном плане и уход в прошлое.

Существуют две формы осуществления этого принципа: 1. формирование культуры заблаговременного обеспечения существования (превентивная, рассчитанная на молодежь); 2. развитие различных практик межпоколенного взаимодействия: волонтерская работа с детьми, работа о студентами, взаимопомощь. Следует создавать центры такого взаимодействия. Пожилые люди должны выполнять разные социальные роль, быть агентами позитивных социальных изменений, например, вместе с детьми и подростками взяться за озеленение улицы. Эта объективная задача решает в то же время проблему эмоциональной тупости у детей.

Принцип дифференциации социальной политики – предполагает геретерогенность общества. В старческом возрасте насчитывается до 40 когорт. Специалисту необходимо выбрать форму социальной помощи, изучать потребности геронтологической группы. Следует отметить недопотребление этой группой медицинских, культурных, образовательных услуг.

Принцип геронтологической профилизации специалистов – работа с пожилыми людьми во всех сферах требует геронтологического образования.

Принцип расширения свободы выбора пожилого человека – при достижении пенсионного порога происходит давление администрации, семьи на людей пенсионного и предпенсионного возраста, в результате чего они бросают работу. Существует практика дискриминации по возрасту. Направления социальной геронтологии при осуществлении данного принципа: карьера позднего возраста; разработка профессионального маршрута.

Принцип социальной защиты пожилого человека – организация правовой защиты, свободного времени, жилья. Существуют особые проблемы, которые требуют действия этого принципа:

Старческая преступность (из-за осознания своей ненужности). Следует создавать сеть социальных учреждений ресоциализации пожилых людей девиантного поведения;

Суициды среди пожилых;

Агрессия по отношению к пожилым.

Принцип регионализации геронтологической политики, который требует учитывать местные условия.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Малообеспеченные группы населения как объект социальной работы | Охрана здоровья как социальная проблема
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 4721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.