Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Охрана здоровья как социальная проблема

Вопросы для проверки знаний

  1. Раскройте законодательную базу социальной работы с пожилыми и инвалидами.
  2. В каких направлениях осуществляется дальнейшее развитие законодательной базы?
  3. Дайте определения понятия «Инвалидность», «Инвалид», «Лицо пожилого возраста».
  4. Почему технологии социальной помощи лицам с ограниченными возможностями основываются на социально-экологической модели социальной работы?
  5. Какая программа должна быть разработана для инвалида?

6. Для чего предназначены дома-интернаты общего типа? Кто принимается в них?

7. Раскройте задачи дома-интерната.

8. Охарактеризуйте психологические аспекты социальной работы с людьми с ограниченными возможностями.

9. Назовите закономерности прогрессирующего процесса старения.

10. Охарактеризуйте основополагающие принципы геронтологической политики.

  1. Покажите, что пожилые люди как особая социально-демографическая группа нуждаются в повышенном внимании общества и государства и представляют собой специфический объект социальной работы.

 

 

Тема 21

(Лекции –2 часа, практические – 2 часа)

  1. Здоровье как личностная и социальная ценность

2. Системы охраны здоровья населения

3. Медико-социальная работа в различных сферах:

а) в наркологии

б) в онкологии

в) в планировании семьи

Литература:

Словарь-справочник по социальной работе. - С. 110 – 112.

Социальная работа: Словарь-справочник. – С. 90-91.

Социальная энциклопедия. – С. 109 – 113.

Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 1997.

Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф.Е.И.Холостовой. – М.: ИНФРА, 2001. –С.224 – 244.

Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М., 2000.

 

1 вопрос

Здоровье как личностная и социальная ценность

Здоровье – это индивидуальная и социальная ценность высшего ранга; оно не может быть заменено или вытеснено никакой другой ценностью или интересом без существенного ущерба для полноты существования индивида. Проблема здоровья неотъемлема от других проблем человечества. Она изменяется вместе с прогрессом общечеловеческой культуры. В то же время дефицит здоровья налагает серьезные ограничения на возможности индивидуального или социального функционирования.

Защита прав личности на охрану ее здоровья - важнейшая функция социальной работы.

Понятие здоровья чрезвычайно сложно и противоречиво. Наиболее обобщенная его трактовка дана в преамбуле Устава ВОЗ: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

Такое понимание:

1. определяет новые подходы к понятию заболевания и инвалидности, что находит свое выражение в появлении термина «люди с ограниченными возможностями;

2. требует внимания к проблемам здоровья не только медиков, но и специалистов по социальной работе.

На состояние здоровья влияют ряд факторов:

- биологические;

- экологические;

- социальные.

Социальные – это:

1) условия труда, характер и уровень его оплаты

2) уровень соотношения занятости и безработицы, потенциальная и актуальная угроза утраты рабочего места и социального статуса

3) профессиональные вредности, т.е. воздействие вредных агентов, связанных с технологией и / или организацией данного вида деятельности. Летчики и ткачихи – профессиональные заболевания, вызванные сильными шумами и вибрациями; химики, парикмахеры – аллергия. Если профессиональные вредности неустранимы, работающие должны получать ряд льгот:

- денежные компенсации за вредность;

- увеличение отпуска;

- снижение возраста пенсии.

Если могут быть устранены и не допущены, должны быть устранены и не допущены. У работников коммуникативных профессий такая «вредность» - люди. Возникают опасности двух видов: агрессивное поведение и профессиональное и личностное саморазрушение под влиянием неконтролируемой эмпатии. Им необходимо обучаться методам самовосстановления, помогающим сохранять личностные ресурсы.

4) уровень и качество питания. Социально разрушающая сила – голод. Помимо прямого голодания разрушающее действие оказывает несбалансированность питания, белково-витаминное голодание. Физиологический минимум – наименьшее необходимое для выживания количество продуктов. Одна из важнейших задач специалиста по социальной работе – оказание помощи людям, очутившимся за чертой физиологического минимума. Виды этой деятельности: своевременное выявление и учет таких лиц, распределение денежных средств, а в первую очередь продуктовой помощи, организация групп взаимопомощи по продовольственному самоснабжению, организация консультирования желающих заняться самоснабжением.

5) Жилищные условия. Существует прямая зависимость между качеством жилья и здоровья. Так, туберкулез – социальная болезнь.

6) Особенности образа жизни. Это все предыдущее + гиподинамия или гипокинезия (гипо – греч. пониженный против нормы, динамис – сила, кинезис – движение). Болезнь цивилизации.

7) Вредные привычки (или зависимости: алкогольная, наркотическая, пищевая и т.д.).

8) Состояние окружающей среды.

9) Уровень и качество развития здравоохранения и санитарное состояние страны.

Медико-социальная помощь – это комплекс проводимых на государственном и муниципальном уровнях интегрированных мероприятий. В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993 г.) медико-социальная помощь – это профилактическая, лечебно-диагностическая, реабилитационная, протезно-ортопедическая и зубопротезная помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами.

Цель медико-социальной работы – достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также неблагополучных в социальном плане.

Объекты медико-социальной работы – различные контингенты лиц, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы.

Особенность медико-социальной работы – в том, что она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей – здравоохранения и социальной защиты населения.

Медико-социальную работу можно условно разделить на профилактическую и патогенетическую.

Профилактическая – это предупреждение социально зависимых нарушений здоровья, формирование установок на здоровый образ жизни, обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья

Патогенетическая – это организация медико-социальной помощи, проведение медико-социальной экспертизы, осуществление реабилитации и коррекции и др.

Проблемы в сфере охраны здоровья граждан:

1. сокращение рождаемости или демографическая депрессия. Сдвиг баланса в сторону пожилых. Территория, на которой свыше 12% проживающих старше 60 лет, считается старой в демографическом смысле. В России таких больше половины.

2. сердечно-сосудистые заболевания.

3. уровень заболеваемости злокачественными новообразованиями.

4. инфекционные и паразитарные заболевания.

5. нервно-психические расстройства.

6. вирусные инфекции (грипп, СПИД).

Мировая практика свидетельствует о том, что специалист по социальной работе должен владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения, поскольку независимо от специализации он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья.

Медико-социальная работа в России как качественно новое направление социальной работы и вид профессиональной деятельности стала развиваться только в 90-е годы 20 века. Ее становление обусловлено современным состоянием здравоохранения, социальной защиты населения, других социальных институтов в условиях реформирования общества.

 

 

2 вопрос

Системы охраны здоровья населения

Здравоохранение – это система государственных, социально-экономических, общественных, медико-санитарных мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья, обеспечение трудоспособности и активного долголетия людей.

Здоровье нации на 20 % зависит от врача, на 80 % - от общества.

В мире действуют три основные формы организации здравоохранения.

1. Государственная система – система с преимущественным обеспечением населения бесплатной медицинской помощью (например, РФ страны СНГ, Великобритания). 2 уровня: общенациональный и муниципальный. Общенациональная служба занимается следующими вопросами: законодательство, санитарная охрана границ, медицинская помощь некоторым категориям больных (неимущим, психически больным, инвалидам войны и т.д.), контроль за высшим медицинским образованием и выпуском медикаментов. Муниципальный уровень – это содержание больниц и амбулаторий, борьба с «социальными болезнями», медицинская помощь материнству и детству, санитарный надзор за своей территорией, профилактические и прививочные мероприятия.

2. Система, основанная на частной собственности. В США принцип частного предпринимательства распространен на всю систему медицинской помощи, и более 60 % расходов на медицинское обслуживание составляют прямые платежи населения. определенным группам населения медицинская помощь оказывается бесплатно или на льготных основаниях. Это – гос.служащие, ветераны войн, неимущие (программа Медикейд), лица старше 65 лет (программа Медикер), психически больные.

3. Система страховой медицины сложилась в большинстве развитых европейских стран. Основной принцип организации: обязательное участие государства в полном или частичном финансировании медицинской помощи населению и обязательная система социального страхования (3-х-сторонний принцип – государство, работодатель, работник).

Смешанные системы – в слаборазвитых странах, очень низкий уровень организации здравоохранения.

Законодательство РФ: Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».

 

 

3 вопрос

Медико-социальная работа в различных сферах:

А) в наркологии

Алкоголизм, наркомания, токсикомания – наиболее значимые социальные болезни. Потребление ПАВ (психоактивных веществ) – это системное биопсихосоциальное явление, социальные, медицинские, экономические, криминальные последствия которого влияют на общественное благосостояние. Основные группы пациентов нарокологического профиля:

§ Группа повышенного риска развития наркогологических заболеваний;

§ Члены семей наркологических больных и их ближайшее окружение;

§ Длительно и часто болеющие пациенты наркологического профиля;

§ Больные, имеющие ярко выраженные социальные проблемы;

§ Инвалиды.

С каждой из этих групп должна вестись медико-социальная работа особой направленности: содействие в получении помощи в связи с заболеванием наркологического профиля и заболеванием, которое является причиной инвалидности: профилактика срывов и рецидивов болезни; содействие в прохождении МСЭК; семейное консультирование и семейная терапия; обеспечение благополучного социального микроокружения; решение проблем трудоустройства; содействие в получении пенсий, социальных пособий и выплат; содействие в решении жилищных проблем, включая помещение в спец.общежития и интернаты; правовая помощь (определение дееспособности, установление опеки и попечительства; контроль за соблюдением режима административного надзора).

Технологии медико-социальной работы предусматривают профилактические, лечебные и специализированные программы.

Профилактические – направлены на предупреждение потребления алкоголя и (или) наркотиков, злоупотребления ими. Объекты – дети, подростки и группы риска.

Лечебные – ранее выявление и направление на лечение больных. Это собственно терапевтические программы, вторичной и третичной профилактики, социально-психологическая помощь членам семей и ближайшему окружению, коррекция статуса больных.

Специализированные – реабилитация, реадаптация, ресоциализация больных. Преодолеваются разрывы и противоречия между личностью и обществом.

 

Б) в онкологии

Онкологический больной находится в состоянии постоянного стресса. Важнейшая проблема – реабилитация больных.

Большое значение имеет профилактическая работа с лицами, имеющими предопухолевые заболевания, с лицами, родственники которых имеют онкологические заболевания, с работаюющими на вредных производствах и проживающими на загрязненных территориях.

Одно из главных направлений работы – с семьями пациента. Первоочередные меры – решение психологических проблем. Как правило, у семей имеются и социальные проблемы. Слабая социальная и психологическая защищенность больных неблагоприятно влияет на прогноз заболевания и ухудшает качество жизни излеченных больных. Поэтому медико-социальная работа с такими больными предполагает взимодействие и координацию усилий специалистов смежных профессий – врачей, психологов, специалистов социальной работы.

В) в планировании семьи

Основные проблемы, которые являются не только медицинскими, но социальными, это

- прерывание беременности с помощью искусственного аборта;

- рост числа заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП);

- омоложение добрачной половой жизни;

- бесплодие каждой 10-й супружеской пары.

Все это обуславливает высокую социальную значимость планирования семьи. Для решения этой проблемы создана федеральная целевая программа «Планирование семьи», которая предусматривает создание одноименной службы в Российской Федерации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблемы социальной защиты инвалидов, пожилых и одиноких людей | Особенности, формы и методы социальной работы в системе образования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.