Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постановка задачи. Раздел 3. Численное решение нелинейных уравнений




Раздел 3. Численное решение нелинейных уравнений

Одной из важных практических задач при исследовании различных свойств математической модели в виде функциональной зависимости y = f (x) является нахождение значений x, при которых эта функция обращается в ноль, т.е. решение уравнения

f (x) = 0. (1)

Как правило, точное решение его можно получить только в исключительных случаях, так как оно в большинстве случаев носит нелинейный характер. Нелинейные уравнения делятся на два класса:

1) алгебраические, содержащие только алгебраические выражения;

2) трансцендентные, содержащие и другие функции (тригонометрические, показательные, логарифмические и др.).

Методы решения нелинейных уравнений делятся на прямые и итерационные методы.

Прямые методы позволяют записать корни в виде некоторых конечных соотношений (формул) для простых тригонометрических, логарифмических, показательных и простейших алгебраических уравнений.

Однако подавляющее число практически значимых уравнений могут быть решено только итерационными методами, т.е. методами последовательных приближений (численными методами).

Решение уравнений (1) при этом осуществляется в два этапа:

1) определение местоположения, характера интересующего нас корня и выбор его начального значения;

2) вычисление корня с заданной точностью e, посредством выбранного какого-либо вычислительного алгоритма.

На первом этапе вначале определяют, какие корни требуется найти, например, только действительные или только положительные или наименьший корень и т.д. Затем находят отрезки из области определения функции y = f (x), взятой из (1), содержащие по одному корню.

Имеются различные подходы к решению данной задачи для обоих видов нелинейных уравнений.

На втором этапе используются итерационные методы, позволяющие с помощью некоторого рекуррентного соотношения

(2)

при выбранном начальном приближении к x * построить последовательность (xn).

Как правило, всегда стоит задача обеспечения сходимости последовательности (2) к истинному значению корня x *. Сходимость достигается посредством выбора различными способами функций j в (2), которая зависит от f (x) и в общем случае от номера последовательности решений (n). При этом если при нахождении значения xn» xk » x *, используется одно предыдущее значение m =1, то такой метод называется одношаговым. Если используется m предыдущих значений, то метод называется m -шаговым и, как правило, с увеличением m вычислительные алгоритмы усложняются.

Расчет по рекуррентной последовательности продолжается до тех пор, пока | xnxn –1| < e. Тогда последнее xn выбирается в качестве приближенного значения корня (x * » xn).

На практике имеется большой выбор законов j, что обеспечивает многообразие численных итерационных методов решения нелинейных уравнений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.