Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, назначение, повышение роли и принципы государственных региональных финансов




В совокупности финансовых отношений, характерных для любой страны есть сфера обусловленная функционированием органов государственной власти и местного самоуправления. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 12) органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление – одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельную деятельность (непосредственно или через органы местного самоуправления) по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций.

Заметим, что объективная потребность в указанной сфере связана с тем, что органы государственной власти и местного самоуправления требуются финансовые ресурсы, необходимые для осуществления их деятельности, для выполнения возложенных на них экономических, социальных и других функций. Поэтому государственные и муниципальные финансы являются важной сферой финансовой системы государства. Наполнение их бюджетов происходит за счет денежных доходов и отчислений, поступающих в их распоряжение. В составе финансовых субъектов и муниципальных образований следует выделить бюджеты и внебюджетные фонды.

Бюджеты являются финансовой базой деятельности региональных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления. С их помощью в распоряжение властных структур поступает значительная часть национального дохода.

Главное назначение внебюджетных фондов – финансирование отдельных мероприятий социального, экономического, экологического и иного характера за счет специальных целевых отчислений и других источников. Образуемые в форме бюджетов и внебюджетных фондов, финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления – это доходы, поступления и денежные накопления, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и предназначенные для решения органами государственной власти и местного самоуправления вопросов, относящихся к их компетенции.

Таким образом, государственные (региональные) финансы и финансы органов местного самоуправления являются важными элементами финансов и составной частью финансовой системы государства. Государственные и муниципальные финансы – это и денежные отношения, возникающие в связи с формированием денежных средств у органов государственной власти и местного самоуправления и их использованием на удовлетворение социальных потребностей граждан, регулирование экономики, финансирование национальной обороны и правоохранительной деятельности, управления и других расходов государства и муниципальных образований. Эти отношения складываются между:

· органами государственной власти субъектов и населением, живущим на территории данного субъекта;

· а также между хозяйствующими субъектами и органами власти.

На организацию государственных и муниципальных финансов оказывает влияние ряд факторов:

· форма государственного устройства: для унитарных государств в целом характерна более высокая степень концентрации финансовых ресурсов в распоряжении центральных органов государственной власти; по сравнению с федеративными государствами, где регионам (субъектам) и органам местного самоуправления должны предоставляться значительно большие права, а основными источниками финансирования должны стать собственные средства;

· особенности административно-территориального устройства государства. Что проявляется в функционировании одних субъектов Федерации, либо в формировании муниципальных образований различного территориального уровня. Известно, что в состав краев (областей) входят автономные округа, в этом случае действует разграничение полномочий между ними, определяемы соответствующими соглашениями. Аналогично распределяются и доходы бюджета. Указанное обстоятельство может регулироваться и федеральными законами, а не только соглашениями (договорами). Согласно федеральному закону №131 от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (введен в действие с 01.01.2006 г.) сохраняется право на осуществление местного самоуправления одновременно на территории 2-х муниципальных образований: муниципальных районов и находящихся на их территории поселений. Полномочия органов местного самоуправления по мобилизации и использованию собственных финансовых ресурсов реализуются в условиях межмуниципального разграничения вопросов местного значения и источников их финансового обеспечения. Федеральное законодательство фиксирует состав и уровень доходов, закрепляемых за бюджетами каждого из видов муниципальных образований;

· особый статус отдельных территориальных образований, что позволяет учитывать различия геополитического, этнографического, демографического и иные характеристики такого образования. Они, как правило, имеют более широкие полномочия и дополнительные финансовые ресурсы. Такие автономии создаются как в унитарных государствах (Италия, Испания), так и в федеративных государствах (США – федеративные округа или ассоциированные территории; Индия – союзные территории; Россия – это не касается субъектов (регионов)), но для муниципальных образований в случае концентрации в границах муниципального образования объектов государственной безопасности (статус закрытого административно-территориального образования), специализации градообразующих организаций на научной, научно-технической и инновационной деятельности (статус наукограда) может предусматриваться, как отмечалось, особый статус.

В России в последние годы в субъектах наблюдалась регионализация экономических и социальных процессов: ряд региональных функций переходили от центральных уровней государственной власти к территориальным, поэтому значение территориальных финансов усиливалось, а сфера их применения расширялась. Однако, характеризуя роль региональных и местных финансов, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике страны не позволяют местному и региональному бюджетам выполнять в полной мере свое предназначение. К указанным негативным явлениям можно отнести:

· бюджетный дефицит;

· субъективные моменты при определении нормативов отчислений и распределения средств между бюджетами разных уровней;

· несвоевременное утверждение бюджетов в ряде регионов и местных органов власти.

Возвращаясь к повышению роли региональных финансов, отметим, что:

· сосредоточение финансовых ресурсов в региональных и местных бюджетах позволяет органам представительной и исполнительной власти регионов и местным органам власти иметь финансовую базу для реализации ими своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ. это основная роль региональных и местных бюджетов;

· полноценное формирование региональных и местных бюджетов дает им возможность проявить финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие, обеспечение планомерного развития образовательных и медицинских учреждений, учреждений культуры, муниципально-жилищного фонда и коммуникаций местного значения;

· с помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических памятников и учреждений культуры;

· имея в распоряжении бюджетные финансовые средства, органы власти региона могут уменьшить нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг учреждениям непроизводственной сферы, что актуально для населения;

· концентрируя часть финансовых ресурсов в региональных и местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей промышленности, с/х и социальной сферы;

· региональные и местные бюджеты с помощью финансовых ресурсов оказывают воздействие на оптимизацию пропорций финансирования капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, а также создание новых местных производств и промыслов, что позволяет создавать новые рабочие места, решая тем самым проблему сокращения безработицы в регионе.

Финансы субъектов РФ основываются на принципах:

· самостоятельности;

· бюджетного федерализма;

· государственной финансовой поддержки;

· прозрачности;

· гласности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.