КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие финансового правоотношения и его субъекты
Понятие и содержание финансовой системы Российской Федерации. Государственное кредитование. Государственные страховые фонды. Пенсионный фонд. Классификация денежных фондов финансовой системы РФ. Понятие и содержание финансовой системы Российской Федерации. 3. Внебюджетные фонды: состав и общая характеристика.
Складывающиеся в процессе финансовой деятельности общественные отношения представляют собой не простую их совокупность, а определенную систему, порядок их расположения, взаимодействия между собой. Финансы составляют волостную систему, включающую несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности. Под финансовой системой Российской Федерации понимается совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, а также система государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Совокупность финансовых институтов, их взаимодействие по созданию, перераспределению и использованию фондов денежных средств образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рыночным отношениям. Так, финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие правовые институты: - бюджетная система; - внебюджетные фонды; - финансы организаций; - фонды страхования; - государственный и банковский кредит. Состав российской финансовой системы показывает, что в ее формировании в условиях развития рыночной экономики учитывался зарубежный опыт: созданы различные внебюджетные фонды и соответствующие им правовые институты; перестали быть государственной монополией имущественное и личное страхование, банковский кредит. 2. Классификация денежных фондов финансовой системы РФ. Все фонды денежных средств в государстве подразделяются на централизованные и децентрализованные, которые взаимно увязаны и взаимно обусловлены. К централизованным фондам денежных средств, или централизованным финансам, относятся денежные средства, поступающие в распоряжение государства как властвующего субъекта. Прежде всего это все средства, аккумулируемые в бюджетной системе государства, государственные внебюджетные фонды, государственное страхование (имущественное и личное), кредит (государственный и банковский). Финансы представляют собой систему фондов, например централизованных и децентрализованных, и систему правовых институтов, регулирующих каждое из звеньев финансовой системы. Система правовых институтов обеспечивает систему фондов. К децентрализованным фондам денежных средств относятся финансы предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и за счет бюджетных ассигнований, а также отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды. Каждый институт финансовой системы, в свою очередь подразделяется на элементы в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Государственные финансы объединяют бюджеты всех уровней, в том числе государственные внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования). В отношении централизованных фондов государство выступает полноправным хозяином и может принудительно обеспечивать свои доходы через систему налогов, пошлин, сборов, эмиссии денег и т.д. 3. Внебюджетные фонды: состав и общая характеристика. Бюджетная система РФ включает в себя бюджеты государственных внебюджетных фондов (ст. 10 Бюджетный кодекс (БК)). В БК дано определение государственного внебюджетного фонда как фонда денежных средств, образуемого вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, предназначенного для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом; социальное обеспечение в случае безработицы; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Создание подобных внебюджетных фондов денежных средств позволяет аккумулировать значительные денежные ресурсы и направлять их на решение определенных социально-экономических задач. Внебюджетные фонды образуются в соответствии с законодательством РФ, которое определяет также и порядок их расходования. Средства этих фондов находятся в федеральной собственности. Одновременно средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат. Правовой основой формирования и использования внебюджетных фондов являются БК и другие нормативные акты. К государственным внебюджетным фондам РФ относятся: - Пенсионный фонд РФ; - Фонд социального страхования РФ; - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды управляются органами государственной власти. Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ составляются органами управления Указанных фондов и выполняются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов одновременное проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Бюджеты названных фондов рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных) законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Аналогичный порядок составления, представления и утверждения бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов предусмотрен ст. 145 БК Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет единого социального налога, добровольных взносов физических и юридических лиц, других доходов, предусмотренных законодательством РФ. Особенностью расходования средств государственных внебюджетных фондов является их целевое использование в соответствии с бюджетами указанных фондов. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. По окончании бюджетного года органом управления фонда составляется отчет о его исполнении и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона. Отчет об исполнении бюджета территориального вне бюджетного фонда готовится органом управления фонда, представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному (представив тельному) органу субъекта РФ в форме закона субъекта РФ. 4. Пенсионный фонд. Наиболее значимым и крупным государственным внебюджетным фондом является Пенсионный фонд, правовой режим которого определен Федеральными законами: от 15.МЩ01 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», от 17.12.2001 № 173-Ф31 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 2122-1 «Вопросы пенсионного фонда Российской Федерации (России)», утвердившим Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России). Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) выступает в роли страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Фонд и его территориальные органы представляют собой единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами. Средства этого фонда направляются на выплату пенсий и некоторых видов пособий. Пенсионный фонд РФ — это самостоятельный орган управления финансами пенсионного обеспечения, средства которого не входят в состав федерального бюджета. В настоящий момент Пенсионный фонд РФ подчиняется Правительству РФ, перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности. Пенсионный фонд РФ формируется на федеральном уровне, в республиках, входящих в состав Федерации, краях, областях, что позволяет осуществлять выплаты всем пенсионерам независимо от места их прежней работы и места жительства. К источникам образования Пенсионного фонда РФ относятся: - единый социальный налог; - страховые взносы; - средства федерального бюджета; - суммы пеней и иных финансовых санкций; - доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; - добровольные взносы; - иные источники, не запрещенные законодательством. Средства Пенсионного фонда РФ расходуются в соответствии с названными ранее целями на выплату пенсий и некоторых пособий, в том числе выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда РФ и его органов, а также на другие цели. Непосредственное руководство Пенсионным фондом РФ находится в компетенции Правления и исполнительной дирекции, которая с участием Минфина России разрабатывает проект бюджета Пенсионного фонда, утверждаемый Правлением. Затем проект бюджета обсуждается и утверждается Государственной Думой. 5. Государственные страховые фонды. В сфере страховых отношений приняты следующие страхования: 1) личное страхование; 2) имущественное страхование; 3) страхование ответственности; Страхование предпринимательских рисков; Перестрахование. Согласно Закону РФ от 28.06.1991 № 149У-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», создав федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, правовой базой функционирования которых стали соответствующие Положения, принятые постановлениями Верховного Совета РФ от 24.02.1993 № 4543-1, а так же Уставом федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением П] РФ от 29.07.1998 №857. Деятельность названных фондов направлена на государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Федеральный фонд создан Правительством РФ, а территориальные фонды — соответственно представительными и исполнительными органами субъектов федерации. Средства, поступающие в данные фонды, являются собственностью государства и не включаются в состав бюджетов. Основные источники образования федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования — это 1. - единый социальный налог (взнос), 2. - бюджетные ассигнования, 3. - доходы от использования временно свободны) финансовых средств нормированного страхового запаса, 4. - добровольные взносы 5. - иные поступления. Главными направлениями расходования средств из фонда обязательного медицинского страхования служат: 1. финансирование обязательного медицинского страхования, проводимое страховыми медицинскими организациями; 2. предоставлений кредитов страховщикам; 3. организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования. Особое место среди государственных внебюджетных фондов занимает Фонд социального страхования РФ, созданный в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.02.1994г. № 101 «О фонде социального страхования Российской Федерации» для финансирования расходов по социальному страхованию. Источниками образования фонда социального страхования являются: 1. единый социальный налог (взнос); 2. страховые взносы по установленным тарифам согласно закону на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 3. доходы от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады; 4. ассигнования из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах; 5. добровольные взносы граждан и юридических лиц; 6. прочие доходы. Аккумулированные таким образом средства направляются на: 1. выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, 2. по уходу за ребенком до полутора лет; 3. оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечение, питание; 4. частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев, профилакториев; 5. частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря; 6. частичное содержание детско-юношеских спортивных школ и иные цели социального страхования. Также предусматривается расходование средств фонда в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». 6. Государственное кредитование. Финансы организаций представляют собой совокупность общественных отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием децентрализованных фондов наличных и безналичных денежных средств хозяйствующими субъектами. Институт кредитования образуют: 1) отношения, возникающие между клиентами и кредитными организациями по поводу привлечения, размещения денежных средств; 2) отношения государственного кредита. Государственный кредит основан на добровольности платежей. Государственный кредит предполагает возможность для государства выступать как в качестве кредитора, так и в качестве заемщика. Прежде всего это деятельность государства по получению в кредит (т.е. взаймы) средств от юридических, физических лиц и других государств. Государственное кредитование осуществляется через размещение различных государственных займов, других ценных бумаг и денежно-вещевые лотереи. Государственный кредит широко применяется при дефиците бюджета. Облигации государственного займа размещаются на добровольной основе среди населения и юридических лиц. Государственный кредит — это также и внешние займы государства, когда для покрытия бюджетного дефицита, а иногда и для инвестиционных вложений государство берет кредиты у зарубежных государств по совместным соглашениям или у международных фондов, таких, как Международный валютный фонд (МВФ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др. Государство в законах о бюджете регулярно предусматривает расходы на покрытие государственного долга как внутри страны, так и за рубежом. Банковский кредит — это сложная многосторонняя деятельность, предполагающая как мобилизацию денежных средств, где вся банковская система использует как ресурс для целей кредитования добровольные вложения вкладчиков на условиях возвратности, срочности и возмездности, так и расходование средств путем выдачи кредитов на тех же условиях.
Тема 3 «ФИНАНСОВОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ».
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |