Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовое право в системе прав. Наука финансового права распределяет объективно возникаю­щие группы финансово-правовых норм в Общую и Особенную части финансового права




 

Наука финансового права распределяет объективно возникаю­щие группы финансово-правовых норм в Общую и Особенную части финансового права.

Особенно в последние годы в Общей части фи­нансового права стал настойчиво выделяться финансово-правовой институт государственного и муниципального финансового контроля. Этот институт включает в себя нормы, устанавливаю­щие систему, виды государственного и муниципального финансового контроля, методы его проведения и т.д. Кроме того, в инсти­тут государственного и муниципального финансового контроля включаются нормы, регулирующие условия и порядок его прове­дения в отдельных сферах финансово-правового регулирования: в сфере бюджета, налогообложения, валютных операций и т.д.

В Особенной части финансового права особое место занимает группа финансово-правовых норм, объединенная в подотрасль бюджетное право. Бюджетное право является подотраслью финансового права, во-первых, потому, что включает в себя огромный массив финан­сово-правовых норм, во-вторых, бюджетное право регулирует раз­нообразные общественные отношения, которые объединяются в различные правовые институты, в-третьих, бюджетное право включает в себя нормы, устанавливающие общие положения бюд­жетной деятельности государства и муниципальных образовании.

К бюджетному праву очень тесно примыкает финансово-право­вой институт государственных внебюджетных фондов. Этот институт появился в системе финансового права сравнительно не­давно в связи с образованием в финансовой системе РФ государст­венных внебюджетных фондов и их правовым регулированием. К их числу сегодня, главным образом, относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и террито­риальные фонды обязательного медицинского страхования.

Финансовое право регулирует отноше­ния, определяющие не только централизованные, но и децентра­лизованные фонды денежных средств (государственные и муни­ципальные), одним из институтов этой отрасли права является институт финансов государственных и муниципальных уни­тарных предприятий. Этот финансово-правовой институт явля­ется комплексным. Он включает нормы, которые одновременно входят в иные финансово-правовые институты (подотрасли) (на­пример, в налоговое право).

Налоговое право является подотраслью финансового права.Экономически это было обусловлено переходом России к рыночной экономике и, соответственно, акцентированием налогового метода в государственном регулиро­вании экономики.

Финансовая система РФ тесно связана с банковской системой РФ. В связи с этим многие отношения в сфере банковской деятель­ности, расчетов, денежного обращения так или иначе связаны с от­ношениями, составляющими предмет финансового права и регули­руются финансовым правом. Благодаря этому в финансовом праве традиционно выделяются: финансово-правовой институт банков­ской деятельности (банковского кредитования), финансово-пра­вовой институт денежного обращения и расчетов, финансово-пра­вовой институт валютного регулирования и валютного контроля.

7. Понятие и виды финансово – правовых норм.

Финансово-правовая норма - это установленное государст­вом и обеспеченное мерами государственного принуждения пра­вило поведения в отношениях, возникающих в процессе образова­ния, распределенияи использования денежных фондов государст­ва и муниципальных образований.

Особенность финансово-правовых норм заключается и в том, что они являются средством реализации общественных, т.е. пуб­личных, а не частных интересов.

Финансово-правовые нормы отличаются от других норм в системе права своей нестабильностью, что обусловлено двумя причинами.

Во-первых, отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, явля­ется в своей основе экономическими, следовательно, подвержены различным экономическим колебаниям, которые определяются влиянием политики на экономику, структурными перестройками в системе управления, миграционными процессами в различных регионах и проч.

Во-вторых, бюджетно-правовые отношения, охватываемые сферой финансовой деятельности государства и муниципальных образований, нестабильны изначально. Они существуют в рамках правовых актов о бюджете, которые действуют только в течение финансового года. Таким образом, бюджетно-правовые нормы как часть финансово-правовых периодически вступают в силу с принятием соответствующих законов о бюджете и утрачивают свою силу с окончанием финансового года.

В структуре финансово-правовой нормы выделяются:

Гипотеза - это первая часть финансово-правовой нормы. В ней указывается на те условия, при наличии которых субъекту следует руководствоваться данной нормой.

Диспозиция - финансово-правовых норм чаще всего объективируются через обязанности, которые должны исполнять соответствующие субъекты при наличии соот­ветствующих условий, и гораздо реже - через права.

Санкция финансово-правовой нормы - та ее часть, которая указывает на меры государственного принуждения, которые могут быть применены к субъектам, нарушающим диспозицию данной финансово-правовой нормы.

В зависимости от функций, выполняемых финансовым пра­вом, финансово-правовые нормы подразделяются на:.

1. регулятивные финансово-правовые нормы относятся те, которые непосредственно направлены на регулирование общест­венных отношений путем предоставления участникам прав и воз­ложения на них обязанностей. В зависимости от их юридического содержания регулятивные нормы классифицируются на:

А) Обязывающие финансово-правовые нормы — это те, которые устанавливают обязанность лица совершать определенные поло­жительные действия. Большинство финансово-правовых норм –обязывающие.

Б) Запрещающие финансово-правовые нормы устанавливают обязанность лица воздерживаться от определенных действий, указанных в финансово-правовой норме.

В) Управомочивающие финансово-правовые нормы — это такие, которые предусматривают возможность субъекта финансового права действовать в рамках требований финансово-правовой нормы, но по своему усмотрению.

2. охранительные финансово-правовые нормы относятся те,
которые предусматривают применение мер государственного принуждения за финансовые правонарушения.

 


Тема 2 «Финансовая система Российской Федерации»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.