КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планирование нового бизнеса и сокращение неперспективных производств
Стратегическое планирование в корпорации и подразделениях Штаб-квартира корпорации несет ответственность за организацию процесса стратегического планирования и устанавливает рамки планирования подразделений и бизнес-единиц, определяя миссию компании, ее политику, стратегию и задачи. В некоторых корпорациях бизнес-единицам предоставляется большая степень свободы, с тем, чтобы они сами устанавливали стратегии и задачи по сбыту и прибылям, в других для них намечаются только основные цели. Наибольшее распространение получила практика, когда штаб-квартира компании определяет задачи и сама активно участвует в разработке стратегии каждой бизнес-единицы. Корпоративный штаб обычно осуществляет следующие мероприятия: ♦ определяет миссию корпорации; ♦ организует стратегические бизнес-единицы (СБЕ); ♦ выделяет ресурсы для каждой СБЕ; ♦ планирует новые виды деятельности, сокращает или ликвидирует старые. Определение миссии корпорации Каждая организация осуществляет некую деятельность, выполняет особую миссию: производит автомобили, предоставляет кредиты, оказывает услуги и т. д. Со временем некоторые управляющие могут потерять интерес к исполнению миссии компании либо она (миссия) в изменившихся условиях рынка утрачивает актуальность. Миссия компании может утратить четкость, по мере того как корпорация добавляет в свой бизнес-портфель новые виды продукции или выходит на новые рынки. Так изменилась миссия Amazon.com: вначале компания стремилась быть крупнейшим в мире книжным магазином, а затем расширила миссию, отказавшись от слова «книжный». Если раньше миссия eBay предполагала проведение онлайновых аукционов для коллекционеров, то теперь она охватывает все без исключения виды товаров. Если менеджеры осознают, что организация начинает отклоняться от когда-то принятой миссии, необходимо попытаться определить ее новые задачи, а значит, как говорит Питер Друкер, наступило время задуматься над некоторыми классическими вопросами: что представляет собой ваш бизнес? Кто ваш клиент? Что является ценным для ваших потребителей? Каким будет ваш бизнес? Каким должен быть ваш бизнес? Поиск ответов на эти, казалось бы, простые вопросы — одна из самых сложных задач, когда-либо встававших перед компанией. Преуспевающие корпорации постоянно ставят перед собой эти вопросы и старательно ищут ответы на них. Организация разрабатывает декларациюо своем предназначении, а затем доводит ее до сведения менеджеров, служащих и (во многих случаях) клиентов. Хорошо продуманное заявление о миссии предоставляет служащим компании возможность сознательно идти к намеченной цели, определять приоритеты деятельности и соизмерять возможности. Декларация о миссии компании - «невидимая рука», которая направляет и организует коллективную работу служащих ее отделений в разных географических регионах. Наиболее удачным можно назвать такое заявление о миссии компании, в основе которого лежит идеальное представление, «неосуществимая мечта», задающая направление развития на ближайшие 10-20 лет. Бывший президент компании Sony Акио Морита стремился к тому, чтобы у каждого жителя Земли был «свой персональный портативный звук», и под его руководством были созданы компактные аудиоплейер и проигрыватель для компакт-дисков. Фред Смит задался целью обеспечить доставку почты адресату из любого пункта США к половине одиннадцатого следующего дня, в результате чего родилась компания FedEx. Rubbermaid Commercial Products Inc. «В будущем мы видим себя лидерами в сегменте рынка, которому предназначены наши товары. Мы завоюем лидирующие позиции, обеспечивая наших торговых агентов и конечных пользователей новейшими, высококачественными, дружественными по отношению к окружающей среде товарами по приемлемым ценам. Мы обеспечим потребителю сказочные условия обслуживания». Motorola. «Цель компании Motorola — достойное служение интересам общества, предоставление нашим клиентам продукции и сервиса высочайшего качества по доступным ценам, что позволяет зарабатывать прибыль, необходимую для роста предприятия, и предоставлять нашим служащим и акционерам возможности для достижения разумных личных целей». eBay. «Мы помогаем людям торговать практически всем, что существует на свете. Мы предлагаем онлайновую торговлю для всех желающих: коллекционеров, дилеров, малых предприятий, любителей распродаж, потенциальных продавцов, простых наблюдателей». Достойное заявление о миссии компании отличается тремя основными чертами. Во-первых, внимание концентрируется на ограниченном количестве целей. Декларация «Мы хотим производить продукцию высочайшего качества, обеспечить ее широчайшее распространение по самым низким ценам» — пример явно завышенной цели. Вряд ли ею смогут руководствоваться менеджеры, столкнувшиеся с необходимостью принятия ответственных решений. Во-вторых, в заявлении о миссии подчеркиваются основные направления политики и приоритеты компании. Политикаопределяет отношения компании с заинтересованными группами, служащими, клиентами, поставщиками, дистрибьюторами. Политика компании ограничивает возможности индивидуального принятия ответственных решений, так что поиск ответов на важные вопросы ведется ее служащими коллективно. И, в-третьих, миссия определяет основные поля конкуренции, на которых действует компания: ♦ Промышленное поле. Диапазон отраслей, в которых оперирует компания. Некоторые фирмы работают только в одной отрасли; другие — в ряде связанных между собою отраслей; третьи производят только промышленную продукцию; четвертые — только потребительские товары или услуги, а кое-кто умеет вести дела с представителями любой отрасли. Например, DuPont предпочитает работать на деловом рынке, в то время как компанию Dow привлекают и промышленный, и потребительский рынки. А для компании ЗМ специфика отрасли безразлична, лишь бы товары приносили доход. ♦ Поле продукции и направлений деятельности. Диапазон выпускаемой компанией продукции и направления ее деятельности. Так, компания St.Jude Medical считает своим призванием «обеспечение врачей всего мира высококачественными препаратами и приборами для лечения сердечно-сосудистых заболеваний». ♦ Поле компетенций. Диапазон постоянно совершенствуемых технологических и других навыков и способностей компании. Так, к стержневым компетенциям японской компании NEC относятся, в частности, компьютерное обеспечение и создание коммуникационных систем и узлов связи, что позволяет ей успешно производить портативные компьютеры, телевизоры, мобильные телефоны и т. д. ♦ Поле рыночного сегмента. Тип рынка или клиентов, которые пользуются услугами компании. Некоторые фирмы обслуживают только рынки элитных товаров. Например, компания Porsche специализируется на производстве престижных дорогих автомобилей, солнцезащитных очков и других аксессуаров. Компания же Gerber производит в основном товары для новорожденных. ♦ Поле вертикальной интеграции. Количество звеньев цепочки создания ценности, начиная с добычи сырья до производства конечного продукта и его распределения, в которых задействована компания. Пример одной крайности — высокоинтегрированные компании; в истории компании Ford был период, когда она занималась выращиванием каучуконосных растений (каучук использовался для производства автомобильных покрышек), разведением овец (производство тканей для обивки салонов), производством стекла и стали. Другая крайность — компания с низким уровнем интеграции или вообще не имеющая собственного производства. Подобные «оболочечные корпорации» или «чисто рыночные фирмы» состоят из менеджера, располагающего телефоном, факсимильным аппаратом, компьютером и письменным столом. Его основная функция — заключение договоров на поставки услуг, включая дизайн, производство, маркетинг и распределение продукции. ♦ Географическое поле. Диапазон регионов, стран или групп стран, в которых работает компания. Географическим полем может быть определенный город или государство, континент. Деятельность многонациональных корпораций, таких как Unilever и Caterpillar, распространяется практически на все страны мира. Совсем не обязательно, пытаясь угнаться за каждым изменением в бизнес-среде, каждые несколько лет пересматривать формулировки заявления о миссии компании. Однако организация обязательно должна переопределить свое кредо в случаях, если поставленные перед нею когда-то задачи утратили актуальность или уже не соответствуют оптимальному курсу ее развития. Стратегические бизнес-единицы Деятельность большинства компаний осуществляется в рамках нескольких отраслей. Нередко фирмы определяют свой бизнес в терминах продукции: они заняты «производством автомобилей» или «изготовлением логарифмических линеек». В то же время Т. Левитт настаивает на необходимости рыночного определения сферы деятельности компании. Бизнес есть процесс, направленный на удовлетворение клиента, а не просто на производство продукции. Товары «приходят и уходят», но основные потребности покупателей и группы потребителей остаются неизменными. Например, потребность в транспорте: сначала ее удовлетворяли телеги и кареты, потом автомобили, железные дороги и авиакомпании. Т. Левитт предлагает каждой компании переопределить направления деятельности в терминах потребностей, а не в терминах продукции. Так, компания Kodak переопределила свою миссию, включив в нее работу с оцифрованными изображениями; IBM переориентировалась с производства компьютеров и программного обеспечения на сетевые проекты. Компания же Sara Lee сфокусировала свою деятельность в основном на развитии торговых марок, что было сопряжено с переносом производства в другие страны. Таблица 2.1.
В таблице 2.1. приводятся примеры некоторых компаний, переключившихся с товарного на рыночное определение своей деятельности. Здесь мы можем продемонстрировать разницу между определениями целевого и стратегического рынка. Определение целевого рынка ориентировано главным образом на реализацию товара или услуги. Так, целевой рынок «Pepsi» составляют веете, кто может пить колу, однако такое определение ограничивает круг конкурентов Pepsi одними компаниями — производителями напитков кола. Стратегическое определение рынка включает в себя всех, кто может пить что-либо для утоления жажды. Неожиданно у Pepsi появляются новые конкуренты: другие прохладительные напитки, воды в бутылках, соки, чай, кофе. Соответственно, расширяются взгляды руководства Pepsi на конкуренцию. Более того, компания может даже начать выпуск других, перспективных напитков. Бизнес может быть определен в терминах групп потребителей, потребностей потребителей и технологий. Рассмотрим, например, небольшую компанию, которая определяет свой бизнес как конструирование осветительных систем для телевизионных студий. Потребители ее продукции — телестудии; нужды потребителей — освещение; технология — лампы накаливания. Компания может расширить сферу деятельности и заняться, например, разработкой освещения для других групп потребителей: частных домовладельцев, заводов и офисов. Она имеет возможность предоставлять телестудиям другие виды услуг: отопление, вентиляцию или кондиционирование воздуха. А почему бы ей не попробовать разработать другие осветительные технологии — с использованием инфракрасных или ультрафиолетовых лучей? Крупные компании, как правило, управляют разнообразными направлениями бизнеса, развитие которого предполагает реализацию особой стратегии. В компании General Electric, например, 49 стратегических бизнес-единиц (СБЕ). К признакам СБЕ относятся: 1. Единство сферы деятельности (возможно несколько взаимосвязанных направлений), планирование которых осуществляется независимо от деятельности компании в целом. 2. Наличие конкурентов на определенных сегментах рынка. 3. Менеджер СБЕ несет ответственность за осуществление стратегического планирования и получение прибыли; он контролирует большинство факторов, влияющих на уровень прибыли. Цель организации стратегических бизнес-единиц — разработка и реализация самостоятельных стратегий и выделение соответствующего финансирования. Менеджерам высшего звена компании прекрасно известно, что ее бизнес-портфель включает определенное количество «вчера это было актуально» и «очередь этого придет завтра». Но руководство компании не может полагаться исключительно на свои впечатления и интуицию; необходима классификация различных направлений деятельности по потенциалу прибыльности. Две лучшие модели оценки бизнес-портфеля компании разработаны Бостонской консультационной группой и General Electric. Модель бостонской консалтинговой группы Сотрудники ведущей консалтинговой компании США Бостонской консультационной группы (БКГ) разработали и всемерно популяризировали матрицу «Рост/Доля рынка» (рис. 4.2). На рисунке восемь окружностей представляют размеры и рыночные позиции восьми подразделений гипотетической компании. Объем продаж каждого бизнеса пропорционален площади круга. Таким образом, цифры 5 и 6 обозначают самые крупные направления деятельности компании. Место каждой СБЕ в матрице определяется в соответствии с темпами роста рынка, на котором она оперирует, и принадлежащей ей относительной долей рынка. Рисунок 2.1. Модель бостонской консалтинговой группы.
Матрица «Рост/Доля рынка». На вертикальной оси матрицы отражены темпы роста рынка СБЕ. На рис. 2.1 они варьируются от 0 до 20%, но диапазон колебаний может быть различным. Высокими считаются темпы роста рынка свыше 10%. Относительная доля рынка (горизонтальная ось) показывает соотношение доли рынка СБЕ и доли рынка ее наиболее крупного конкурента. Она отражает степень влияния компании на соответствующем рынке. Относительная доля рынка (ОДР), обозначаемая как ОДР, означает, что объем продаж СБЕ компании составляет только 10% от объема продаж лидера; ОДР, равная 10х, означает, что СБЕ компании — лидер рынка, объем продаж которого в 10 раз превышает продажи второго по значению конкурента. ОДР делится на высокие и низкие при 1х, взятом за разделительную линию. Матрица «Рост/Доля рынка» разделена на четыре квадранта, в каждом из которых представлены различные направления деятельности компании: 1. «Вопросительные знаки». СБЕ, оперирующие на рынках с высокими темпами роста, но обладающие низкими ОДР. «Вопросительный знак» требует значительных денежных средств, поскольку компании необходимо строить заводы, закупать оборудование и нанимать персонал, чтобы не отстать от конкурентов на быстро растущем рынке и попытаться обойти лидера. Термин «вопросительный знак» полностью адекватен ситуации, поскольку руководство компании напряженно размышляет о целесообразности инвестиций в этот бизнес. Компания, представленная на рис. 2.1, управляет тремя СБЕ-«вопросительными знаками»; пожалуй, их слишком много, возможно, разумно было бы сократить их количество до одного-двух и не распылять ресурсы. 2. «Звезды». Лидеры на быстро растущем рынке. Но «звезды» далеко не всегда обеспечивают компании существенный приток денежных средств, поскольку требуют значительных ресурсов на поддержание высоких темпов роста СБЕ и отражение атак конкурентов. У компании на рис. 2.1 — две «звезды». 3. «Денежные дойные коровы». Если темпы роста рынка снижаются, «звезда», продолжающая удерживать лидирующие позиции на рынке, превращается в «денежную дойную корову». Необходимость подбрасывать «корове» лишние порции «сена» исчезает, так как темпы роста рынка снижаются. А поскольку СБЕ лидирует на рынке, компания реализует экономию на масштабах и получает высокие доходы. Компания использует «золотое молоко» «дойных коров» для «оплаты счетов» и поддержки других видов бизнеса. У компании на рис. 2.1 есть только одна «корова», следовательно, ее положение чрезвычайно уязвимо. Если ОДР «дойной коровы» будет сокращаться, компании придется вкладывать в нее деньги, чтобы сохранить лидерство. 4. «Собаки». Направления бизнеса, характеризующиеся низкими ОДР на медленно растущих рынках. Как правило, они не приносят особой прибыли (нередко просто убыточны). У компании на рис. 2.1 — две «собаки»; пожалуй, их слишком много. Фирма должна решить, сохраняет ли она этот бизнес по каким-то веским причинам (например, ожидается резкое ускорение темпов роста рынка либо появились шансы на завоевание лидерских позиций). После того как компания определила место каждой СБЕ в матрице «Рост/Доля рынка», она должна проанализировать содержимое своего бизнес-портфеля. В несбалансированном портфеле слишком много «собак» и/или мало «звезд» и «дойных коров». Стратегии СБЕ.Следующая задача компании – определение целей, стратегии и бюджета каждой СБЕ. Менеджмент организации может избрать одну из четырех стратегий: расширение производства, сохранение, «уборку урожая» или ликвидацию. Стратегия расширения обычно применяется к «вопросительным знакам», которые имеют шансы «вспыхнуть» сверхновыми «звездами». Цель стратегии сохранения — удержание доли рынка СБЕ. Наиболее целесообразно использование данной стратегии по отношению к сильным «дойным коровам», которые приносят значительные объемы денежных средств. Цель «уборки урожая» — увеличение краткосрочных денежных поступлений, невзирая на долгосрочные последствия. Стратегия включает в себя возможность решения об отказе от бизнеса и применения программы постоянного сокращения расходов. Стратегия «уборки урожая» подразумевает прекращение научно-исследовательских работ, отказ от замены оборудования, снижение расходов на рекламу и т. д. Ставка делается на то, что снижение расходов произойдет быстрее, чем сократится объем продаж СБЕ, что приведет к увеличению положительного притока денежных средств. Подобное снижение расходов необходимо производить осторожно и незаметно, чтобы не вызвать тревогу у служащих компании, ее клиентов и оптовых торговцев. Данная стратегия обычно применяется к слабым «дойным коровам» с неопределенным будущим, когда требуется увеличить «надои», и к «вопросительным знакам» и «собакам». Ликвидация — продажа или закрытие бизнеса; возможно, покупатель сможет использовать имеющиеся ресурсы более эффективно. Применяется она по преимуществу к «собакам» и «вопросительным знакам», которые снижают прибыль компании. Компания должна выбрать оптимальную для своего слабого бизнеса стратегию — «уборку урожая» или ликвидацию. Если компания решит заняться «уборкой», ценность ее бизнеса снижается, следовательно, его вряд ли удастся продать по приемлемой цене. Распространение информации о ликвидации, напротив, может принести выгодные предложения о покупке, особенно если бизнес сохраняет неплохую форму и представляет ценность для другой компании. Жизненный цикл СБЕ.Со временем позиции СБЕ в матрице «Рост/Доля рынка» изменяются в соответствии с жизненным циклом успешного бизнеса, который начинается как «вопросительный знак», превращается в «звезду», затем становится «дойной коровой» и, наконец, «собакой». Исходя из этого компания должна проанализировать не только позицию СБЕ в матрице «Рост/ Доля рынка» (по принципу фотографии), но и перспективы ее развития (по принципу кинематографа). Если траектория движения СБЕ неудовлетворительна, руководство компании должно предложить менеджеру приступить к разработке новой стратегии. Худшая ошибка, которую может допустить компания, — требование одинаковых показателей эффективности работы различных СБЕ. У каждого бизнеса свой потенциал и свои цели. Кроме того, распространены следующие ошибки: недоинвестирование «дойных коров» (которые слабеют) или, наоборот, формирование ими значительных собственных фондов (в этом случае компания теряет возможность вкладывать средства в развитие нового перспективного бизнеса); крупные, всякий раз неудачные вложения в «собак», а также чрезмерное количество «вопросительных знаков», что, как правило, приводит к недофинансированию каждого из них. «Вопросительные знаки» должны либо получать необходимую поддержку, достаточную для выхода на лидирующие позиции, либо ликвидироваться. Модель General Electric Однако анализ позиции СБЕ в матрице «Рост/ Доля рынка» не позволяет четко определить стратегические цели компании. В то же время эта матрица — частный случай мультифакторной матрицы бизнес-портфеля, предложенной компанией General Electric (рис. 2.2, а). Рассмотрим гипотетическую компанию, в состав которой входят семь СБЕ, специализирующихся на производстве приборов и арматуры. В данном случае площадь каждой окружности соответствует размерам некоего рынка; доля рынка СБЕ показана темным сектором. Так, компании принадлежит примерно 30% рынка (среднего размера) зажимных устройств. Рисунок 2.2. Модель General Electric
Каждый бизнес оценивается в терминах двух основных категорий — рыночной привлекательности и эффективности бизнеса (рис. 2.2, б), которые с точки зрения маркетинга идеально подходят для оценки бизнеса. Преуспевающая компания работает на привлекательных рынках, а ее бизнес достаточно эффективен для достижения успеха. Если отсутствует хотя бы один из этих факторов, вы можете распрощаться с надеждой на положительные результаты. И сильная компания на непривлекательном рынке, и слабая фирма на притягательном рынке одинаково бесперспективны. Чтобы определить эти две категории, разработчики стратегического плана должны проанализировать лежащие в их основе факторы, найти способ их оценки и определить основные показатели привлекательности рынка. Каждая компания должна самостоятельно определить значимые для нее факторы. Привлекательность рынка гидравлических насосов зависит от объемов неудовлетворенного спроса, ежегодных темпов роста продаж, показателей доходности и т. д. Следует обратить внимание на тот факт, что два фактора матрицы БКГ — темпы роста рынка и ОДР СБЕ — поглощаются двумя основными переменными модели GE. Матрица GE разделена на девять ячеек, которые, в свою очередь, составляют три уровня (рис. 2.2, б). Три ячейки в верхнем левом углу занимают сильные СБЕ, которые компания должна развивать. Диагональные ячейки, идущие из нижнего левого угла в верхний правый, принадлежат СБЕ со средней привлекательностью. По отношению к ним рекомендуется проведение избирательной политики, ориентированной на получение доходов. Три ячейки в нижнем правом углу «оккупировали» непривлекательные СБЕ; компания должна серьезно задуматься, не пора ли начинать «уборку урожая» и готовиться к их ликвидации. Например, производство предохранительных клапанов осуществляет неконкурентноспособная СБЕ на малопривлекательном рынке среднего размера — первый кандидат для начала уборки «урожая» и ликвидации.6 Учитывая стратегию компании, менеджеры должны прогнозировать ожидаемую позицию каждой СБЕ на срок от 3 до 5 лет. Такой прогноз включает в себя анализ жизненного цикла каждого продукта, оценки предполагаемых стратегий конкурентов, новых технологий, общеэкономической ситуации и т. д. В нашей матрице полученные результаты представлены стрелками определенной длины и направления (рис. 4.3, а). Ожидается, что привлекательность производства гидравлических насосов снизится незначительно, а эффективность производства зажимов уменьшится очень сильно. Организация службы сбыта в каждой СБЕ отнюдь не обязательна. Цель компании скорее заключается в поддержании существующего уровня спроса и минимизации расходов на маркетинг или в ориентации на получение доходов при снижающемся спросе. Таким образом, задача маркетинг менеджмента — воздействие на уровень спроса или доходов, с тем чтобы привести их к уровню, определенному менеджерами корпорации. На этапе разработки стратегии главная задача маркетинга — оценка уровня продаж и потенциала доходности СБЕ. Но как только штаб-квартира компании установила цели и бюджет каждой из них, функция маркетинга заключается в обеспечении эффективного выполнения плана. Критика моделей бизнес-портфеля компании Наряду с моделями БКГ и GE известны и другие модели бизнес-портфеля компании, среди которых особенно популярны модель компании Arthur D. Little и модель направленной политики компании Shell. Модели бизнес-портфеля обладают несомненными достоинствами. Они помогают менеджерам развивать стратегическое мышление, глубже осознать экономику бизнеса, улучшать качество планов и взаимодействие руководства подразделений и корпорации, заполнять информационные пробелы и выделять важные вопросы, принимать решения о ликвидации «безнадежных» направлений деятельности и о дополнительном финансировании перспективных. Однако использование моделей бизнес-портфеля требует повышенной осторожности. Компании, применяющие их, уделяют чрезмерное внимание доле рынка и вхождению в новые перспективные отрасли, забывая о настоящем. Результаты моделирования определяются прежде всего избранной системой показателей и их весом, что создает возможность манипулирования ими. Более того, поскольку в моделях используются усредненные показатели, в одной ячейке матрицы могут оказаться два и более направления бизнеса. Наиболее вероятно, что большинство СБЕ в результате компромиссного выведения показателей окажутся в середине матрицы, что затруднит выбор оптимальной стратегии. И наконец, модели не отражают взаимодействия различных направлении деятельности организации, а значит, принятие решения о судьбе какого-то одного из них может негативно сказаться на остальных. Возможно, что вы примете решение о ликвидации, казалось бы, безнадежного бизнеса, который на самом деле обеспечивает устойчивое функционирование других СБЕ. Планы компании относительно существующего бизнеса позволяют оценить будущие показатели объемов продаж и доходов, которые зачастую абсолютно не удовлетворяют менеджеров корпорации. Допустим, что в процессе стратегического планирования возникло несоответствие между контрольными показателями деятельности компании и прогнозируемыми. Устранить разрыв позволяет приобретение нового бизнеса либо организация новой СБЕ. Стратегический разрыв, возникший у крупного производителя аудиокассет Musicale (название компании изменено), представлен на рис. 2.3. Нижняя кривая показывает прогноз уровня продаж на ближайшие десять лет. Он основывается на текущем бизнес-портфеле компании. Верхняя кривая — запланированный на тот же период уровень продаж. Очевидно, что нынешнее состояние бизнеса не позволяет компании развиваться запланированными темпами. Возможно ли устранение разрыва? Мы можем предложить три варианта его ликвидации. Первый — определить возможности будущего роста существующего бизнес-портфеля компании (возможности интенсивного роста). Второй — начать поиск вариантов создания или приобретения бизнеса, связанного с актуальными направлениями деятельности компании (возможности интеграционного роста). Третий — поглощение перспективного производства, направление деятельности которого не связано с текущим бизнесом компании (возможности диверсификационного роста). Интенсивный рост.Прежде всего менеджмент корпорации должен рассмотреть возможности развития ее существующего бизнес-портфеля. Действенная схема определения новых возможностей интенсивного роста компании — матрица «Продукт/Расширение рынка» (рис. 2.4) — была предложена И. Ансоффом. Компания решает, способна ли она расширить принадлежащий ей сегмент рынка (стратегия проникновения на рынок). Затем рассматривается вопрос о поиске или формировании новых рынков выпускаемой продукции (стратегия формирования рынка). И наконец, компания оценивает возможность разработки новой, потенциально интересной продукции для имеющихся рынков (стратегия новых товаров). Впоследствии появляется возможность разработки и выпуска новой продукции для новых рынков (стратегия диверсификации.) В качестве хорошего примера можно привести компанию Starbucks. Starbucks. Первое кафе Starbucks, где ценители напитка могли отведать лучшие сорта кофе, открылось в 1970-х гг. в Сиэтле. В 1982 г. компанию возглавил Говард Шульц (он оставался на своем посту вплоть до 2000 г.). Это его идея заполнить нишу изысканных кафе легла в основу стратегии Starbucks по проникновению на рынок и помогла компании найти первых лояльных покупателей. Следующим этапом развития Starbucks стало формирование рынка. Та же формула, что сотворила чудеса в Сиэтле, была применена сначала в городах северо-запада США, затем и на всей остальной территории Северной Америки, а потом и по всему земному шару. После открытия тысяч кафе по всему миру Starbucks перешла к увеличению объема покупок своих почитателей. Была применена стратегия новых товаров: в кафе появились новые товары, включая тематические компакт-диски и стильный журнал «Joe». И наконец, Starbucks приняла стратегию диверсификации: в продовольственных магазинах появились ее фирменное мороженое и напитки «Frappuccino». Кроме того, в состав Starbucks вошла чайная компания Tazo® Tea. Рисунок 2.3. Стратегический разрыв
Каким образом компания Musicale может использовать эти основные стратегии интенсивного роста для увеличения объема продаж? Известны три основных метода расширения рыночного сегмента компании. Во-первых, потребители продукции Musicale под влиянием рекламы могут увеличить объемы покупок (прежде всего те из них, кто приобретал аудиокассеты от случая к случаю). Возможно, эффективным окажется разъяснение потребителям преимуществ кассет при записи музыки или речи. Во-вторых, компания имеет возможность «перехватить» клиентуру конкурентов, если обнаружит серьезные недостатки в выпускаемой ими продукции или маркетинговых программах. И в-третьих, Musicale могла бы привлечь новых потребителей, которые пока не пользуются магнитофонами или аудиоплейерами. Данный ход особенно эффективен, если число таких людей значительно.
Рисунок 2.4. Стратегии интенсивного роста: матрица И. Ансоффа
Как осуществляется стратегия новых товаров? Во-первых, Musicale может попробовать определить группы потенциальных потребителей в регионах, в которых продаются ее аудиокассеты. Если ее основной потребитель — население, компании следует попытаться выйти на рынок предприятий. Во-вторых, почему бы Musicale не создать дополнительные каналы распределения? Если компания продавала кассеты только через дистрибьюторов, она могла бы перейти на прямые связи с розничной торговлей. В-третьих, если Musicale реализовывала продукцию исключительно в США, она может начать поставки кассет на европейский рынок. В дополнение к стратегиям поиска и проникновения на рынки менеджеры должны рассмотреть перспективы разработки новой продукции. Конструкторы Musicale могли бы разработать кассеты новых типов (долгоиграющие или подающие звуковые сигналы при остановке) или начать выпуск кассет разного уровня качества (например, повышенного для любителей изысканной музыки и более низкого — для массового рынка). Стоило бы поразмыслить над развитием альтернативных технологий звукозаписи, таких как производство компакт-дисков или аудиокассет для цифровой записи. Анализ перспективных стратегий интенсивного роста позволяет выбрать несколько путей развития компании. Если же возможности интенсивного роста ограниченны, менеджмент компании переключается на исследование потенциала интеграционного роста. Интеграционный рост. Нередко положение дел в компании изменяется при обращении к обратной, прогрессивной или горизонтальной интеграции. Если компания Musicale приобретет предприятия одного или нескольких поставщиков (например, производителей пластмассы), она получит возможность контролировать их деятельность или получать более высокие доходы (обратная интеграция). Почему бы ей не «проглотить» несколько оптовых или розничных, желательно высокодоходных, фирм (прогрессивная интеграция)? Наконец, Musicale может «захватить» предприятия одного или нескольких конкурентов при условии, что ее маневры не противоречат национальному законодательству (горизонтальная интеграция). Исследуя варианты интеграции, компания может обнаружить дополнительные источники увеличения объема продаж на период в ближайшие 10 лет. Однако если и они не обеспечивают планируемого объема продаж, придется обратиться к возможностям диверсификации. Диверсификационный рост.Диверсификация имеет смысл в тех случаях, когда менеджмент, уверен в прекрасных перспективах роста бизнеса, который пока отсутствует в производственном портфеле компании. Имеются в виду высокопривлекательные отрасли, для достижения успеха в которых необходимы компетенции, которыми как раз и обладает компания. Известны три основных типа диверсификации. Во-первых, компания может принять решение о начале выпуска новой продукции, которая соответствует технологическим и/или маркетинговым ресурсам существующих производственных линий, даже если она ориентирована на другие группы потребителей (стратегия концентрической диверсификации). Например, Musicale может начать производство дискет для компьютеров, так как используемая технология имеет много общего с технологией изготовления аудиокассет. Во-вторых, возможен поиск новой продукции, предназначенной для клиентов компании, даже если она технологически не связана с существующими производственными линиями (стратегия горизонтальной диверсификации). Musicale, в частности, могла бы производить подставки для кассет (несмотря на то, что их выпуск основан на использовании других технологических процессов). В-третьих, компания может остановиться на новой сфере деятельности, которая не связана ни с существующей технологией, ни с продукцией компании, и не относится к ее рынку (стратегия конгломератной диверсификации). Возможно, компанию Musicale заинтересует производство программного обеспечения или портативных органайзеров. Сокращение неперспективных производств.Реализация стратегического плана предполагает не только развитие новых сфер деятельности, но и осторожную ликвидацию неперспективных производств, с тем чтобы высвободить необходимые ресурсы и снизить расходы компании. Тем более что хронически «хромающий» бизнес требует непропорционально большого внимания со стороны менеджеров. Необходимость концентрации менеджмента на возможностях роста предприятий привела к возникновению настоящей волны, захватившей самые разные компании, одновременно приступившие к сокращению неперспективных производств.
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 1628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |