КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стратегическое планирование бизнеса
Мы рассмотрели проблемы стратегического планирования на уровне корпорации и переходим к анализу задач менеджеров СБЕ. Процесс стратегического планирования СБЕ включает в себя восемь этапов (рис. 2.5), которые мы исследуем в последующих разделах. Рисунок 2.5. Процесс стратегического планирования бизнес-единицы
Бизнес-миссия Каждая СБЕ должна определить свою особую бизнес-миссию, отличную от более широких задач компании. Так, описанная выше компания — производитель осветительных приборов для телестудий, определяет бизнес-миссию следующим образом: «Компания стремится к сотрудничеству с наиболее известными телестудиями, рассчитывая в перспективе превратиться в привилегированного поставщика наиболее совершенного и надежного осветительного оборудования». Обратите внимание, что достижение данной цели отнюдь не подразумевает участия в ценовой конкуренции с другими производителями или планов по диверсификации производства. SWOT-анализ Оценка сильных и слабых сторон компании, возможностей и угроз называется SWOT -анализом (SWOT — Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats). Анализ внешней бизнес-среды (анализ возможностей и угроз). СБЕ должна постоянно отслеживать основные факторы макросреды (демографические, экономические, технологические, политические, правовые, социальные, культурные), а также значимые элементы микросреды (клиентура, конкуренты, каналы распределения, поставщики), которые влияют на возможности получения прибыли. Обнаружить новые тенденции макро- и микросреды и происходящие в них изменения позволяет создание маркетинговой информационной системы. Основная цель исследования внешней бизнес-среды заключается в осознании новых маркетинговых возможностей. Маркетинговая возможность — область покупательских потребностей, удовлетворение которых есть основа прибыли компании. Возможности могут быть самыми разнообразными, поэтому маркетологи должны уметь их распознавать. ♦ Компания может упростить или рационализировать процесс закупок. Пример: современные потребители могут искать и покупать книги через Интернет. Действий требуется меньше, а выбор намного больше, чем в любом обычном магазине. ♦ Компания может восполнять потребность в информации и консультациях. Пример: Guru.com помогает находить профессиональных экспертов по самым разным направлениям деятельности. ♦ Компания может кастомизировать товары или услуги, ранее предлагавшиеся исключительно в стандартном виде. Пример: на сайте Reflect.com компании Procter & Gamble можно составить свой собственный шампунь или лосьон для тела. ♦ Компания может предоставить новую возможность своим покупателям. Пример: пользователи компьютеров «iMac» могут создавать и редактировать «i -фильмы», а затем обмениваться ими через web-сервер Apple с друзьями со всего света. ♦ Компания может доставлять товар или предоставлять услугу быстрее. Пример: основатель FedEx придумал, как доставлять корреспонденцию быстрее Почтовой службы США. ♦ Компания может предложить товар по цене, намного более низкой. Пример: фармацевтические фирмы создают типовые версии («дженерики») известных фирменных препаратов. Далее проводится анализ маркетинговых возможностей: для каждой выявленной возможности оцениваются привлекательность и вероятность успеха. Для этого задаются пять вопросов: 1. Можно ли убедительно представить целевому рынку(ам) выгоды новой возможности? 2. Можно ли определить и охватить целевой рынок(и) с помощью экономически эффективных средств информации и торговых каналов? 3. Обладает ли компания критическими способностями и ресурсами для обеспечения предлагаемых выгод или доступом к ним? 4. Способна ли компания обеспечить новые выгоды лучше существующих или потенциальных конкурентов? 5. Соответствует ли прогнозируемая норма прибыли установленному в компании пороговому уровню рентабельности инвестиций? В матрице возможностей (рис. 2.6, а), в верхнем левом квадранте (1), представлены наиболее перспективные рыночные возможности компании, производящей осветительное оборудование для телестудий. Возможности, представленные в нижнем правом квадранте (4), незначительны и даже не рассматриваются. Возможности, представленные в верхнем правом (2) и нижнем левом квадрантах (3), должны быть тщательно проанализированы на случай, если через какое-то время их привлекательность и вероятность успеха увеличатся. Некоторые факторы внешней среды представляют собой угрозы. Угрозы внешней бизнес-среды — отрицательное влияние неких тенденций или неблагоприятное развитие событий, которые в отсутствие защитных маркетинговых мероприятий приводят к сокращению объемов продаж и снижению доходов компании. Опасности классифицируются в соответствии с их серьезностью и вероятностью возникновения. На рис. 4.7, б представлена матрица угроз той же производящей осветительное оборудование для телестудий компании. В верхнем левом квадранте — основные угрозы, которые могут серьезно повредить компании, и их возникновение весьма вероятно. Чтобы избежать угроз, фирма должна подготовить план действий на случай непредвиденных обстоятельств, в котором будет предусмотрена ее ответная реакция. В нижнем правом квадранте — незначительные опасности, которые можно игнорировать. Угрозы, представленные в верхнем правом и нижнем левом квадрантах, требуют постоянного наблюдения за их развитием.
Рисунок 2.6. Матрицы возможностей и угроз Менеджеры, которым известны основные возможности и угрозы СБЕ, располагают необходимой информацией, позволяющей охарактеризовать общую привлекательность бизнеса. Возможны четыре результата. ♦ Идеальный бизнес — значительные основные возможности и практически полное отсутствие внешних угроз. ♦ Рискованный бизнес — равновелики и перспективы, и опасности. ♦ Зрелый бизнес — одинаково низкие возможности и угрозы. ♦ Проблемный бизнес — плохие перспективы и неизбежные трудности. Анализ внутренней среды (анализ сильных и слабых сторон).Осознание привлекательных возможностей внешней среды — одно, понимание сильных и слабых деловых сторон компании, необходимых условий реализации подвернувшегося шанса — другое. Отсюда следует необходимость периодической оценки внутренних сильных и слабых сторон компании. Для этого вы можете использовать карту, приведенную во вставке «Контрольная карта анализа сильных и слабых сторон компании». Менеджер или внешний консультант анализирует маркетинг, финансовое состояние, производственную и организационную деятельность компании, давая оценку каждому фактору (основная сильная сторона, менее значительная сильная сторона, нейтральный фактор, незначительная слабая сторона, основная слабая сторона). Очевидно, что нет необходимости бросаться исправлять все выявленные слабости, так же как и особенно радоваться сильным сторонам. Вопрос в следующем: «Синица в руках или журавль в небе?» Что предпочтительнее: реализация возможностей имеющимися средствами или поиск более привлекательных перспектив, для достижения которых потребуются особые способности? Например, не так давно перед подобной дилеммой оказались менеджеры компании Texas Instruments (ТI). Часть из них выступали за то, чтобы TI перешла на производство промышленной электроники (в чем была очевидная сила компании), другие отстаивали необходимость продолжения выпуска бытовой техники (хотя компания испытывала очевидные проблемы с маркетингом). Иногда причина неудач кроется не в отсутствии сильных сторон, а в недостаточной координации работы отделов компании. В одной крупной электронной фирме инженеры относились к торговым представителям как к «инженерам, которые не умеют работать по специальности», а торговые представители, в свою очередь, смотрели на обслуживающий персонал как на «торговых представителей, которые ничего не умеют». Поэтому очень важен взгляд на деловые отношения между отделами как на весьма существенный фактор внутренней среды. Honeywell. В компании практикуется ежегодная оценка всеми отделами своих сильных и слабых сторон, а также характеристика подразделений, с которыми они взаимодействуют. Отправной точкой служит представление о том, что каждый отдел является либо «поставщиком» для своих коллег, либо «клиентом». Так, если инженеры Honeywell недооценивают издержки разработки новой продукции и занижают сроки, они непременно войдут в конфликт с «внутренними клиентами» (отделами производства, финансов и сбыта). Джордж Сток, ведущий консультант БКГ, предложил следующее определение: компанией-победительницей становится организация, которой удалось реализовать не только актуальные, но и потенциальные компетенции. Каждая компания должна уделять особое внимание управлению несколькими базовыми процессами (разработка новой продукции, организация сбыта и исполнение заказов), которые вносят весомый вклад в создание ценности, а потому требуют согласованной работы всех отделов. Хотя каждый отдел может обладать особыми компетенциями, основная задача компании заключается в попытке реализации потенциальных возможностей в управлении основными процессами, что обеспечит превосходство над конкурентами. Дж. Сток называет это конкуренцией, основанной на использовании потенциальных возможностей. Формулирование целей Общая оценка сильных и слабых сторон компании, ее возможностей и угроз называется стратегическим SWOT-анализом, окончание которого позволяет приступить к определению специфических целей СБЕ на планируемый период. Данный этап процесса стратегического планирования называется формулированием целей. В менеджменте термин цели используется для описания специфических задач в смысле их значения и сроков исполнения. Как правило в большинстве СБЕ менеджмент ставит несколько целей: достижение определенных показателей рентабельности, увеличение объемов сбыта, ресегментирование рынка, минимизация рисков, инновационная деятельность, формирование имиджа и т.д. Метод решения поставленных задач – управление по целям (УЦ). Для эффективного УЦ цели СБЕ должны отвечать следующим критериям: 1. Во-первых, цели должны быть организованы в иерархическую структуру — от приоритетных до вторичных. Например, ключевой целью подразделения на определенный период может быть ускорение оборота капитала (увеличение рентабельности и/или сокращение инвестиций). В свою очередь, рентабельность может быть увеличена путем повышения доходов и/или сокращения расходов. Доходы могут быть увеличены посредством расширения сегмента рынка и (или) повышения цен. Таким образом, менеджер проходит путь от основных целей к специфическим, вторичным, которые он поставит перед отделами и конкретными сотрудниками. 2. Во-вторых, в формулировке цели, где это только возможно, должны присутствовать цифры (количественно выраженные цели). Цель «ускорить оборот капитала» лучше сформулировать как «ускорить оборот капитала на 15%», а еще лучше — «в течение двух лет добиться увеличения скорости оборота капитала на 15%». 3. В-третьих, цели должны быть реальными, вытекать из анализа возможностей подразделения и его сильных сторон, а не из пожеланий и предположений высшего менеджмента. 4. И наконец, цели компании должны быть последовательными. При прочих равных условиях одновременное увеличение и объема сбыта, и рентабельности невозможно. Менеджеру приходится постоянно выбирать одну из альтернатив: краткосрочное повышение прибыли или ее рост в долгосрочной перспективе, проникновение на существующие рынки или поиск и развитие новых, высокие темпы роста или минимизация рисков. Каждая из этих компромиссных альтернатив требует специфической маркетинговой стратегии. Принято считать, что цель резкого расширения доли рынка может автоматически означать отказ от краткосрочных прибылей. Compaq много лет придерживалась агрессивной ценовой политики и все ради расширения своей доли на компьютерном рынке. С недавнего времени компания перестала расширять долю, переключившись на получение прибыли. Однако Р. Чаран и Н. Тичи придерживаются иного мнения: большинство компаний могут и расти, и получать прибыль одновременно. В качестве примера они приводят такие добившиеся прибыльного роста компании, как GE Medical, Alleied Signal, Citibank и GE Capital. Некоторые так называемые компромиссы могут на деле оказаться вовсе не компромиссами. Формулирование стратегии Цели — ориентиры развития СБЕ; стратегия — план их достижения. Каждый бизнес должен моделировать стратегию достижения поставленных целей. Трикласса стратегий по М. Портеру. При всем многообразии стратегий Майкл Портер сгруппировал их в три класса: стратегии лидирующих позиций по издержкам, дифференцирования и концентрации. ♦ Стратегия лидирующих позиций по издержкам. СБЕ стремится к минимальным приемлемым расходам на производство и распределение продукции, чтобы установить более низкие (в сравнении с конкурентами) цены и расширить свою долю рынка. Фирмы, следующие этой стратегии, должны уделять основное внимание в первую очередь разработке новой продукции, закупкам комплектующих, производству и распределению. Маркетинговые навыки необходимы им в меньшей степени. Практика компании Texas Instruments — образец реализации такого рода стратегии. Проблемы, которые возникают при ее исполнении, заключаются в том, что конкуренты могут установить еще более низкие цены. ♦ Стратегия дифференцирования. СБЕ стремится к достижению превосходства над конкурентами в существенно важных для потребителя областях, охватывающих существенную часть рынка. Чаще всего фирма культивирует те сильные стороны, которые дадут ей преимущество над конкурентами в одной или более областях. Так, компания, стремящаяся к лидерству по показателям качества, должна производить или закупать лучшие комплектующие, тщательно их подбирать, проверять и т. д. Данную стратегию успешно реализует компания Intel, технологический лидер по скорости разработки новых микропроцессоров. ♦ Стратегия концентрации. Внимание СБЕ фокусируется на одном или нескольких узких сегментах рынка. Фирма прекрасно осведомлена о нуждах потребителей и в своей деятельности следует стратегии лидирующих позиций по издержкам или дифференцированию. Компания Airwalk прославилась своей обувью после того, как сконцентрировалась на очень узком сегменте экстремальных видов спорта. Примеры всех трех стратегий можно найти среди онлайновых туристических агентств. Travelocity.com, Lowestfare.com, Lasttninute.com. Travelocity преследует стратегию дифференцирования: предлагает туристам самый широкий набор услуг. Lowest/are придерживается стратегии минимизации издержек, a Lastminute — пишевой стратегии (компания предлагает в основном «горящие» авиабилеты и путевки). Операционная эффективность и стратегия М. Портер считает, что компании, придерживающиеся одной и той же стратегии, направленной на один и тот же целевой рынок или сегмент, составляют стратегическую группу. Той компании из группы, которой удастся оптимально реализовать стратегию, гарантирована высокая прибыль. Поставщики, не выработавшие четкой стратегии, старающиеся преуспеть на всех стратегических направлениях, чаще всего проигрывают в конкурентной борьбе. Например, компании International Harvester пришлось пережить тяжелые времена, потому что она не смогла выделиться среди других фирм отрасли ни низкими ценами, ни осознанием нужд потребителей, ни лучшим обслуживанием какого-либо сегмента рынка. М. Портер проводит разделительную черту между понятиями операционной эффективности и стратегии. Многие фирмы считают, что для достижения долгосрочных преимуществ в конкурентной борьбе достаточно просто делать то же самое, что и компании-конкуренты, но делать это лучше. Однако сегодня любая организация может запросто скопировать тип деятельности операционно-эффективного предприятия, что сводит на нет его преимущества. Поэтому М. Портер определяет стратегию как «создание уникальной и поддающейся оценке позиции, включающей целый спектр различных видов деятельности». Фирма, определившая свою стратегическую позицию, «ведет деятельность, отличную от конкурентов, или ту же самую, но иным образом». М. Портер приводит в пример компании IKEA, Southwest Airlines, Dell Computer, Saturn и Йоте Depot: они придерживаются своей особой стратегии, развивая несколько совместимых, обладающих высокой степенью синергизма видов деятельности; понятно, что скопировать такой стратегически дифференцированный комплекс практически невозможно. Стратегическое партнерство.Нередко эффективная деятельность компании возможна только в рамках стратегического партнерства. Даже такие компании-гиганты, как AT&T, IBM, Philips, Siemens, для того чтобы выйти на лидирующие позиции, вынуждены вступать в стратегические альянсы с национальными и/или транснациональными корпорациями, которые дополняют их возможности или позволяют достичь более высокого уровня ресурсного обеспечения. Например, Star Alliance объединяет 15 авиаперевозчиков: Lufthansa, United Airlines, Mexicana, Air Canada, ANA, Austrian Airlines, British Midland, Singapore Airlines, Tyrolean, Lauda, SAS, Thai Airways, Varig, Air New Zealand и Ansett Australia в огромный, глобального типа союз, что позволяет пассажирам без особых хлопот попасть в любой из 700 городов мира. Компании, планирующей выход на новый национальный рынок, может понадобиться помощь партнера, который обеспечит лицензирование продукции, будет координировать закупки у местных поставщиков и т. д. С подобными проблемами сталкиваются крупные производители на национальных рынках, что способствовало стремительному развитию глобальных стратегических сетей. А побеждает тот, чья стратегическая сеть окажется лучше. Более подробно этот вопрос рассматривается во вставке «Сетевая экономика». Маркетинговые альянсы. Многие стратегические союзы заключаются в форме маркетинговых альянсов, которые подразделяются на четыре основные категории. 1. Альянс на основе продукта и/или услуг, когда компания заключает с партнером соглашение о выпуске последним ее товара или две компании совместно выпускают на рынок взаимодополняющие или новые продукты. Например, H&R Block и Hyatt Legal Services — компании, специализирующиеся на предоставлении профессиональных услуг, также объединились в маркетинговый союз. 2. Союз по продвижению, когда компания продвигает на рынок продукцию или услуги партнера. Например, компания McDonald's заключила соглашение с Disney и использует в рекламе гамбургеров известных персонажей диснеевских мультфильмов. 3. Материально-технический союз, когда компания предлагает партнеру услуги но материально-техническому обеспечению. Например, компания Abbott Laboratories предоставляет американским больницам свои складские помещения и снабжает их медицинским оборудованием компании ЗМ. 4. Ценовой альянс. Координация политики цен с партнером (партнерами). В частности, гостиницы и компании по прокату автомобилей практикуют взаимное предоставление скидок. Обязательное условие подбора партнеров — творческий подход к их поиску, так как создание прочного союза, в котором каждый участник способствовал бы укреплению сильных сторон и преодолению слабостей остальных членов альянса, — задача весьма непростая. Квалифицированное управление союзом позволяет увеличить объемы продаж компаний-участниц и сократить их расходы. Для поддержки стратегических альянсов корпорации создают новые структуры и находят множество вариантов (как внутри своих структур, так и вовне) возможной организации и управления союзами (это и есть менеджмент партнерских отношений, МПО).Компании могут создать централизованную группу, может быть даже и неформальную, для управления и регулирования совместной деятельности. Формулирование и реализация программы Как только для СБЕ принимается основная стратегия, наступает время детальной разработки программ поддержки. Так, если предприятие решило добиться лидерства в технологиях, оно планирует программы усиления научно-исследовательского отдела, привлечения специалистов, разработки новой продукции, развития сбытовой инфраструктуры и т. д. Когда такого рода программы подготовлены, маркетологи должны оценить связанные с ними расходы. Возникают следующие вопросы: «Стоит ли участвовать в специализированной выставке? Окупится ли специальная программа расширения продаж? Оправданно ли привлечение дополнительных торговых представителей?» Каждое маркетинговое мероприятие должно сопровождаться специальными расчетами его предполагаемой эффективности. Плохая реализация может погубить самую хорошую стратегию. Copernicus, ведущая исследовательская и консультационная фирма, изучила 82 маркетинговые программы и обнаружила множество случаев неправильного внедрения. Как считает консультационная компания McKinsey, стратегия — один из семи элементов оптимальной организации управления компанией. Первые три — стратегия, структура и системы — «железо», «несущие стены» организации. Оставшиеся — стиль, сотрудники, способности и навыки и совместные ценности — ее «программное обеспечение». Первый из «мягких» элементов — стиль — означает, что сотрудники компании принимают и разделяют принятые в ней стиль поведения и образ мышления. Так, в компании McDonald's принято улыбнуться каждому клиенту, каждый сотрудник IBM отличается высоким профессионализмом. Второй элемент — сотрудники — подразумевает, что компания наняла способных работников, которые прошли хорошее обучение, и предоставила им соответствующие рабочие места. Третий — способности и навыки — говорит о том, что сотрудники обладают необходимым для реализации стратегии компании профессионализмом. Четвертый — совместные ценности — означает наличие ценностных ориентиров работников компании. При наличии всех четырех элементов компании, как правило, удается успешно реализовать принятую стратегию. Обратная связь и контроль По мере того как компания движется к намеченным целям, она должна постоянно отслеживать промежуточные результаты и контролировать изменения в микро- и макросреде. Иногда бизнес-среда остается достаточно стабильной в течение длительного периода, в некоторых случаях ее развитие соответствует прогнозам. Но бывает и так, что обстановка непредсказуемо и стремительно изменяется. Менеджер может быть твердо уверен только в одном: периодически в окружающей компанию бизнес-среде происходят перемены. Как только это происходит, компания вынуждена пересмотреть очередность действий, программы, стратегии и даже цели. В качестве примера рассмотрим компанию Compaq. Compaq. В 1997 г. Compaq носила почетное звание мирового лидера по объемам продаж компьютеров. Поспорить с ней могла только Dell, добившаяся невероятного успеха со своей стратегией прямых продаж. Боясь остаться в тени растущего конкурента, Compaq решила внедрить собственную прямую стратегию. К февралю 1999 г. новая «прямая» линейка компьютеров «Compaq» уже приносила компании $1 млн. в день. И хотя в том же 1999 г. Dell опередила-таки Compaq по объемам продаж на рынке США, Compaq сохранила за собой глобальное лидерство, а на следующий год вернула себе утраченную позицию и на внутреннем рынке. Стратегия компании неизбежно вступает в противоречие с условиями рыночной среды, которые изменяются быстрее, чем элементы оптимальной организации управления. Производительность компании может оставаться по-прежнему высокой, но внешняя эффективность ее деятельности в условиях изменяющейся бизнес-среды снижается. Питер Друкер указывает, что важнее «делать правильные вещи» (внешняя эффективность), чем «делать вещи правильно» (внутренняя производительность). Наиболее преуспевающие компании владеют искусством одновременного решения обеих задач. Если реакция организации на изменения внешней среды замедляется, ее возвращение на утраченные позиции становится весьма проблематичным. Так произошло с компанией Motorola, которая игнорировала появление новых цифровых технологий и продолжала выпускать аналоговые аппараты. Подобное случилось и с Lotus Development Corporation. Когда-то программа «Lotus 1-2-3» лидировала на рынке программных продуктов, а теперь ее доля на рынке столь мала, что в аналитических обзорах она просто не упоминается. Lotus. Первоначально увеличение объемов продаж IВМ-совместимых персональных компьютеров было в значительной степени связано с программным продуктом «Lotus 1-2-3» (табличный процессор для работы с данными, позволяющий представлять ряды в виде диаграмм и графиков). Но на какое-то время Lotus «притормозила», сосредоточившись на разработке «1-2-3» для «Apple Macintosh», а рынок «стандартных персоналок» захватила программа «Excel» корпорации Microsoft. Lotus вновь «прозевала» момент появления «Microsoft Windows», а затем и появление комплексов совместимых приложений. После того как в 1995 г. компания «перешла в руки» IBM, она с успехом воспользовалась растущей популярностью корпоративных почтовых систем, воплотив соответствующие возможности в своей «Notes». Но и по сей день Microsoft обладает явными преимуществами, имея возможность интегрировать программные приложения в операционную систему. Сегодня компания работает в тесном сотрудничестве с Microsoft; предполагается, что ее новая программа «Smart Suite» будет полностью использовать все возможности «Windows98» и «Windows NT» (как бы ни назывались новые их версии). Организации, особенно крупные, обладают высокой инерцией. Их четко налаженная работа напоминает функционирование сложного часового механизма, изъять из которого какую-либо деталь, так чтобы это не отразилось на всей системе, практически невозможно. Одно из непременных условий успеха реформ — наличие в компании менеджера-лидера. Ключ к здоровью организации — в ее готовности к исследованиям окружающей бизнес-среды, восприятию новых задач и стилей поведения. Высокоэффективные компании непрерывно следят за состоянием бизнес-среды и посредством гибкого стратегического планирования стараются поддержать свое соответствие новому окружению.
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 1009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |