Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие изокванта и изокосты. Правило минимизации издержек производства. Максимизация прибыли




 

Учитывая различия в производительности и ценах факторов производства, фундаментальной пробле­мой для производителя является выбор такого сочетания факторов, которое обес­печит необходимый объем выпуска с минимальными издержками. В графическом плане оптимальная комбинация ресурсов, обеспечивающая максимальный выпуск при данном объеме издержек, представляет точку касание изокванты и изокосты.

Изокванта – это кривая равного выпуска. Она показывает сочетания двух любых ресурсов, обеспечивающих одинаковый выпуск продукции. Изокванта является графиком двухфакторной производственной функции. Ряд изоквант называется картой изоквант (см. рис. 6.6).

 
 

 

 


Рис.6.6. Карта изоквант Рис. 6.7. Изокосты различных уровней издержек

Подобно тому как один и тот же объем выпуска может быть получен при раз­ных комбинациях факторов, разные их сочетания могут дать одинаковый уровень издержек. Линия, отражающая разные комбинации факторов производства, даю­щих равные суммарные издержки, называется изокостой.Принимая цены факто­ров неизменными, а совокупные издержки — равными сумме постоянных и пере­менных издержек ТС= РКК+ PLL, мы можем дать графическое описание изокост для различных уровней издержек С1, С2, С3, (рисунок 6.7).

Каждая из изокост описывает все возможные комбинации факторов, кото­рые дадут один и тот же уровень совокупных издержек, при этом более высоко расположенная изокоста отражает более высокий уровень издержек.

Задача производителя состоит в том, чтобы выбрать такую комбинацию факторов, которая обеспечила бы производство необходимого объема выпуска с наименьшими издержками. Поскольку наклон изо­косты показывает соотношение цен факторов при данном уровне издержек, а на­клон изокванты указывает на соотношение предельных продуктов факторов, минимальные издержки для данного объема производства достигаются при равенстве наклона изокосты и изокванты, т.е. в точке их касания (рисунок 6.8).

Изокоста с издержками С1, не позволяет достичь требуемого выпус­ка. Пересечение изокванты с изокостой в точках В и D указывает на чрез­мерно высокие издержки С3 для объе­ма выпуска, который может быть достигнут при более низких издержках С2.

 

 
 

 


Рисунок 6.8 - Точка касания изокосты и изокванты

Для данного объема выпуска (Q) мини­мальные издержки производства достигаются в точке А при комбинации факто­ров (k, l). Следовательно, условие оптимизации выполняется, если комбинация ре­сурсов лежит на изокосте, а наклон изокосты равен наклону изокванты. Данное условие выполняется в случае

МР l Pl

=

MPk Pk

Это говорит о том, что минимальные издержки достигаются тогда, когда зат­раты на дополнительную единицу продукции не изменяются от использования любых дополнительных факторов.

 


Тема 7. Типы рыночных структур.

 

7.1. Понятие рыночной структуры. Основные признаки совершенной конкуренции.

 

Для анализа экономических процессов на уровне отрасли необходимо представлять, как фир­мы взаимодействуют друг с другом на рынке. Характер такого взаимодействия определятся ры­ночной структурой.

Рыночная структура - это условия, в которых происходит конкуренция между фирмами. Рыночная структура зависит от таких параметров, как количество и размеры фирм, характер про­дукции, барьеры входа на рынок и выхода с рынка, доступность информации, государственное регулирование и другие.

В зависимости от особенностей структуры рынка выделяются рынки совершенной и несо­вершенной конкуренции.

Рынок совершенной конкуренции - это такой, на котором продавцы и покупатели не могут влиять на цену продукта, они приспосабливаются к равновесному состоянию рыночной среды.

Рывок несовершенной конкуренции - это такой, на котором либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность влиять на рыночную цену.

Основными моделями несовершенного рынка являются рынок чистой монополии, олигополистический рынок и рынок монополистической конкуренции.

Рынок совершенной конкуренции и рынок чистой монополии представляют собой край­ние рыночные структуры. В значительной степени оба эти понятия являются абстракциями.

Чтобы существовал рынок совершенной конкуренции, должны выполняться следующие условия:

- большое количество продавцов и покупателей, каждый из которых производит или покупает малую долю общего рыночного объема;

- продукт однородный, иначе, стандартизированный. У потребителей нет объективных предпочтений, им безразлично, у какого продавца покупать;

- продавцы действуют независимо друг от друга, между ними невозможно соглашение о цене или совокупном объеме продаж. И поскольку доля каждой фирмы в общем объеме выпуска невелика, то снижение цены одним продавцом не повлияет на спрос на продукцию других про­давцов;

- свободный доступ к информации, продавцы и покупатели могут без промедления реаги­ровать на все изменения на рынке;

- свободный вход на рынок и выход с рынка, то есть не существует ограничений, не по­зволяющих фирме продавать товар на рынке, и нет трудностей прекращения деятельности на рынке.

Фирма совершенный конкурент принимает цену на свою продукцию как заданную вели­чину. Это означает, что она является ценополучателем. Хотя цена и формируется в процессе конкуренции среди всех участников рынка, но отдельно взятый продавец не оказывает никакого прямого влияния на рыночную цену. Поэтому кривая спроса для отдельной совершенно конку­рентной фирмы имеет вид горизонтальной прямой, а цена равна среднему и предельным дохо­дам (рис. 7.1). Фирма может продавать любое количество продукции, которое она может произвести по существующей рыночной цене Рl или по более низкой цене, но при любой цене выше Р1 объем спроса будет нулевым.

 


Рис. 7.1. Спрос на продукцию совершенного конкурента

Фирма приспосабливается к рынку, определяя количество, которое она намерена продать по этой цене. Фирма, стремящаяся максимизировать прибыль, должна следовать правилу пре­дельного выпуска, которое применимо вне зависимости от типа рынка, на котором действует фирма: MR=MC, где MR – предельный доход; MC – предельные издержки. Предельный доход – это прирост совокупного дохода при продаже дополнительной единицы изделия. Совокупный доход (ТR), (выручка) – доход от продажи всего объема продукции. ТR = P*Q, где Р – цена единицы изделия, Q – объем продукции. Средний доход (АR) – доход в расчете на единицу продукции. АR = ТR/ Q.

Для фирмы совершенного конкурента предельный доход равен цене МR=P, поэтому равновесный выпуск, при котором фирма максимизирует прибыль - это выпуск, при котором цена равна предельным издержкам: Р=МС.

Если при данном объеме выпуска цена больше средних общих издержек Р>АТС, то фир­ма получает экономическую прибыль (рис. 2). Если же при этом объеме выпуска цена равна средним общим издержкам Р=АТС, то экономическая прибыль равна нулю (рис. 3).

       
   
 

 


Рис. 7.2. Экономическая прибыль Рис. 7.3. Нулевая экономическая прибыль

Когда цена падает ниже минимально возможных средних издержек, фирма несет потери. Считается, что поскольку постоянные затраты уже сделаны и их нельзя снизить даже в случае немедленного закрытия производства, то для минимизации потерь в краткосрочном периоде фирма продолжает производство пока при объеме выпуска, при котором Р=МС, цена выше минимально возможных средних переменных издержек Р>АVС. Если при этом объеме выпуска Р< АVС, фирма должна закрыться немедленно.

В долгосрочном периоде ни одна фирма не может получать больше, чем нормальную прибыль. Получение в отрасли экономической прибыли приводит в действие механизм перерас­пределения ресурсов, который сводит экономическую прибыль в конечном счете до нуля.

 

7.2. Монополия.

Чистая монополии - это тип рыночной структуры, при которой существует единственный продавец товара, у которого нет близких заменителей, но имеются многочисленные покупа­тели. Монополия является полной, если в отрасли функционирует одна фирма. При неполной (частичной) монополии одна фирма абсолютно доминирует при наличии в отрасли других, зна­чительно меньших фирм.

Поддержание чистой монополии требует существования условий, предотвращающих конкуренцию новых продавцов с монополией, то есть существование барьеров для входа на рынок. Барьеры входа на рынок возникают по различным причинам.

Во-первых, в связи с получением исключительных прав от правительства, когда пра­вительство предоставляет фирмам статус единственного продавца. Так, во многих странах монополия предоставляется на обеспечение газом, водоснабжением.

Во-вторых, при наличии патентов и авторских прав. Владельцы патентов и авторских прав имеют исключительное право на выдачу лицензий, разрешающих использовать их изо­бретения. В случае незаконного использования авторских прав другой фирмой она может быть принуждена в судебном порядке прекратить продажи выпускаемой продукции.

В-третьих, в связи с обладанием уникальными природными ресурсами. Это могут быть ресурсы в виде сырья; специфической по климату территории, на которой растут осо­бые сорта винограда, кофе; человеческого таланта и т.д.

В-четвертых, из-за необходимости осуществления крупных капитальных инвестиций, обеспечивающих низкие издержки. Низкие издержки производства крупной фирмы могут стать барьером для входа на рынок других фирм, размеры которых изначально слишком ма­лы для достижения тех средних издержек, которые имеет доминирующая фирма. В этих ус­ловиях как основной производитель утверждается одна фирма.

В-пятых, при больших транспортных расходах, ведущих к формированию изолиро­ванных местных рынков.

Монополист в состоянии сам определять цену товара, контролируя его количество. Иначе говоря, монополист является «ценопроизводителем». Кривая спроса, с которой сталкивается монополист (как и любой другой несовершенный конкурент), является наклоненной вниз. Монополист может устанавливать более высокую цену на свой товар без потери всех своих клиентов. Однако по мере роста выпуска он должен снижать цену для то­го, чтобы продать весь товар. Соответственно, предельный доход от продаж всех единиц продукта, кроме первой, будет всегда меньше, чем цена.

Чтобы правильно определить ценовую стратегию, монополист должен учесть взаи­мосвязь спроса по цене и выручки. Если спрос эластичен, снижение цены приведет к росту общего дохода. Если спрос неэластичен, снижение цены приведет к уменьшению общего до­хода.

Монополист максимизирует прибыль при объеме производства, при котором MR=МС<Р. Спрос в данной точке всегда эластичен по цене. Если при данном объеме выпуска Р>АТС, монополия получает экономическую прибыль (рис. 7.4). Если при данном объеме выпуска Р<АVС, фирма-монополист покидает отрасль.

 

 

Рис. 7.4. Максимизация прибыли чистой монополией

Если монопольная фирма прибыльна в краткосрочном периоде, то скорее всего она будет прибыльна и в долгосрочном периоде. отсутствие свободного входа на рынок предот­вращает падение монопольных экономических прибылей до нуля. В долгосрочном плане мо­нополия расширяет выпуск, пока не будет равенства: МR = LMC.

С целью увеличения прибыли в некоторых ситуациях монополия прибегает к ценовой дискриминации. Ценовая дискриминации возникает тогда, когда одинаковые товары про­даются фирмой различным покупателям по разным ценам. В данном случае различия в цене не определяются различиями в издержках или качестве товара.

 

4.3. Монополистическая конкуренция и ее основные черты. Олигополия и ее характерные признаки.

 

Совершенная конкуренция и чистая монополия являются противоположными край­ними случаями рыночной структуры. Промежуточными рыночными структурами и в целом более реалистичными моделями рынка являются олигополия и монополистическая конку­ренция.

Олигополия - это рыночная структура, при которой отраслевой спрос большого числа покупателей удовлетворяется небольшим количеством производителей. Олигополия характеризуется следующими чертами:

- немногочисленность фирм в отрасли. Обычно при олигополии от двух до десяти крупных фирм осуществляют половину и более всех продаж данного продукта;

- продукт может быть как стандартизированным, так и дифференцированным. Приме­ром олигополии со стандартизированным продуктом являются рынки алюминия, свинца. Олигополистические рынки с дифференцированными товарами - это рынок автомобилей, сигарет, пива, жевательной резинки;

- вход на рынок для новых фирм затруднен или невозможен. Во многих случаях оли­гополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с барьерами для входа на рынке чистой монополии: контроль над ключевыми видами сырья, обладание патентами, эффект масштаба и др.

- большая взаимозависимость фирм-олигополистов друг с другом, что делает их пове­дение стратегическим. Стратегическое поведение фирмы означает, что, изменяя свои цены, количество и (или) качество товара, она должна учитывать возможные ответные действия конкурентов. Так как ответные действия конкурентов могут быть многовариантными, то единой теории олигополии не существует. При анализе олигополистической конкуренции полезна теория игр.

В целом стратегическое поведение фирмы в условиях олигополии реализуется в двух основных формах:

1) некооперативное взаимодействие фирм - фирмы, конкурируя друг с другом, в зна­чительной мере осуществляют самостоятельную политику на рынке. Основные варианты не­кооперативной стратегии поведения нашли отражение в моделях Бертрана, Курно, Штакель­берга и Форхаймера;

2) кооперативное поведение - фирмы заранее договариваются о совместных действи­ях.

Кооперативное поведение наиболее часто находит выражение в сговоре. Сговор - это соглашение между фирмами о такой деятельности, которая исключала бы приносящее взаимный вред соперничество. Официальное соглашение между фирмами по поводу цен и объ­емов производства, или о разделе рынков сбыта называется картель. Соглашения могут быть явными, если они не запрещены законодательно, или тайными.

Скрытой координацией ценового поведения продавцов является также ценовое ли­дерство. Оно характеризует ситуацию, когда доминирующая в олигополии фирма выступает цеповым лидером. Повышение или понижение цен, осуществленное данной фирмой­ лидером, поддерживается всеми или преобладающей частью фирм на рынке. При ценовом лидерстве в отличие от картеля сохраняется полная свобода фирм. Для объяснения поведе­ния фирм-олиroполистов существуют и другие модели: ломаная кривая спроса; ценообразо­вание, ограничивающее вход в отрасль.

Олигополист, как и другие несовершенные конкуренты, максимизирует прибыль при объеме производства, когда МR = МС< Р.

Монополистичекая конкуренция - это рыночная структура, при которой много фирм предлагают дифференцированные продукты. Монополистическая конкуренция характеризу­ется следующими чертами:

- товар каждой фирмы является несовершенным заменителем товара других фирм, то есть каждая фирма производит продукцию, которую покупатели рассматривают как отлич­ную от продукции всех других фирм. При этом дифференциация товаров может быть обу­словлена как действительными качественными отличиями между ними, так и предполагае­мыми, например, отличиями в рекламе, торговых марках, по территории расположения и т.д. На практике дифференциацию продукта можно измерить по количеству торговых марок; объему расходов фирм на рекламу; на основе анализа приверженности к торговым маркам по опросам покупателей и т.п. Дифференциация продукта дает каждому монополистическому конкуренту некоторую власть над рынком;

- относительно большое число продавцов, их доля небольшая, но и не такая малая, как на рынке соверщенной конкуренции. При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм в общем превосходят 1%. В типичном случае на фирму приходится от 1% до 10% продаж на рынке в течение года. При этом спрос на продукт отдельной фирмы сильно, но не совершенно эластичный. Чем больше конкурентов и слабее дифференциация, тем больше эластичность спроса и тем ближе рынок монополистической конкуренции к ситуа­ции чистой конкуренции;

- вход на рынок свободный. При монополистической конкуренции легко основать новую фирму или покинуть рынок;

- монополистические фирмы не учитывают возможной реакции конкурентов, когда вы­бирают цену. Фирм много, поэтому при снижении цены отдельным монополистическим кон­курентом рост объема его продаж будет происходить за счет многих, а не за счет нескольких продавцов. Вместе с тем на рынке монополистической конкуренции ценовая конкуренция отходит на второй план, а на первое место выдвигается неценовая конкуренция.

В краткосрочном периоде монополистический конкурент может получать экономиче­скую прибыль. Это привлекает на рынок новых продавцов. Фирмы продолжают входить на рынок до тех пор, пока не исчезнет возможность получения прибыли. Равновесие установится, когда Р=АТС станет равной МС. Таким образом, в долгосрочном равновесии ни одна фирма монополистический конкурент не получает прибыль больше нормальной прибыли.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.