КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Расчет ВНП (ВВП) по расходам и доходам
1. По расходам ВНП может быть рассчитан как сумма потребительских, расходов на товары и услуги (С), валовых инвестиций (I), государственных закупок товаров и услуг (G) и чистого экспорта (Х): ВНП = С + I + G + Х. Личные потребительские расходы включают расходы домашних хозяйств на предметы потребления длительного пользования, на товары текущего потребления, а также потребительские расходы на услуги. Валовые инвестиции компаний включают три основных компонента: все конечные покупки предпринимателями, все строительство, изменение запасов. Валовые инвестиции подразделяются на инвестиции на замещение выбытия капитала и чистые инвестиции. Положительные чистые инвестиции характерны для растущей экономики, в то время как отрицательные чистые инвестиции - для экономики со снижающейся деловой активностью. Государственные закупки товаров и услуг включают расходы на ресурсы, закупаемые государством, в том числе и рабочую силу, используемую на предприятиях и общественных работах. Однако сюда не входят трансфертные платежи пенсионерам и другим лицам, так как эти расходы не связаны с производством текущей продукции. Чистый экспорт (экспорт минус импорт) представляет собой расходы на приобретение импортных товаров и услуг, экспорт собственных товаров и услуг иностранным государствам. Чистый экспорт показывает насколько расходы на собственные товары превышают затраты на импортные товары. Иногда чистый экспорт может представлять и отрицательную величину, когда расходы на импорт оказываются больше выручки, полученной за экспорт. 2. ВНП по доходу, или по распределению, рассчитывается как сумма пофакторных доходов, полученных в стране домохозяйствами. ВНП = заработная плата наемных работников + рентные платежи + проценты + валовая прибыли корпораций + доходы от собственности + амортизация + чистые косвенные налоги. Показатель валового национального продукта не дает точного представления об объеме продукции, произведенной за год, так как в нем наравне с конечными товарами и услугами фигурируют амортизационные отчисления, необходимые для возмещения потребленного капитала (изношенных машин и оборудования). Поэтому в экономике используется показатель чистого национального продукта (ЧНП), который определяется путем вычитания из общего ВНП амортизации. В системе национальных счетов используется показатель национального дохода (НД). Он может быть получен путем вычитания из ЧНП чистых косвенных налогов. Уменьшив национальный доход на величину налогов на корпорации, нераспределенной прибыли корпораций, отчислений на социальное страхование и добавив трансфертные платежи мы получим величину личных доходов в обществе, а вычитая из них налоги на физических лиц - располагаемые доходы. Поскольку ВНПвыражается в деньгах, то его величина может возрасти исключительно за счет повышения цен без изменения физического объема продукции. Поэтому для сравнения ВНП за различные промежутки времени вводится понятие номинального и реального ВНП. Если рассчитывать ВНП в фактических или текущих ценах, то мы получим номинальный ВНП. Реальный ВНП - это ВНП с учетом роста цен, т.е. с учетом инфляции. Отношение номинального ВНП к реальному ВНП показывает увеличение ВНП за счет роста цен и называется дефлятором ВНП. Кроме того, следует различать фактический и потенциальный ВНП. Фактический ВНП - это произведенный ВНП за год. Потенциальный ВНП - максимально возможный ВНП при полной занятости и стабильных ценах. Потенциальный ВНПне может быть превышен, т.к. существует проблема ограниченности ресурсов.
Тема 10. Совокупный спрос. Совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
10.1. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые детерминанты совокупного спроса. Совокупный спрос характеризует желания и возможности покупателей. В масштабе всей экономики страны покупателями (субъектами рынка) являются домашние хозяйства (потребительские расходы), предприятия (инвестиции), государство (государственные закупки товаров и услуг), а также иностранные покупатели (чистый экспорт). Совокупный спрос - это тот реальный объем общественного производства, который домашние хозяйства, предприятия, государство готовы купить при каждом возможном уровне цен. Зависимость между общим уровнем цен и реальным объемом ВНП, на который предъявляется спрос, обратная: чем ниже общий уровень цен, тем больше объем вил, который может быть куплен. Совокупный спрос складывается из потребительских расходов домашних хозяйств, инвестиционных расходов предприятий, государственных закупок товаров и услуг, чистого экспорта. Модель совокупного спроса представлена в виде кривой, которая характеризует зависимость между объемом покупаемого реального ВНП и уровнем цен (рис. 1). Кривая совокупного спроса АD показывает совокупный выпуск продукции, на который есть спрос при каждом уровне цен. На уровень и динамику совокупного спроса влияет уровень цен, который отражается движением вдоль кривой AD совокупного спроса.
Рис. 1. Кривая совокупного спроса Отрицательный наклон кривой совокупного спроса объясняется действием следующих эффектов (ценовые факторы): 1. Эффект процентной ставки. 2. Эффект богатства. 3. Эффект импортных закупок. Кроме общего уровня цен, на совокупный спрос влияют неценовые факторы (детерминанты). К неценовым факторам относятся: 1) изменения в потребительских расходах, которые могут быть вызваны изменениями в уровне благосостояния потребителей, в их ожиданиях, в размерах потребительской задолженности и уровне налогообложения; 2) изменения в инвестиционных расходах, на которые влияют динамика процентной ставки, перспективы получения прибыли на вложенный капитал, уровень налогов на предпринимательство, развитие технологии и степень использования производственных мощностей; 3) изменения в государственных расходах, как правило, вызываемые соответствующими решениями в рамках экономической политики государства; 4) величина чистого экспорта, зависящая от динамики и уровня дохода страны в сравнении с другими странами и от валютного курса национальной денежной единицы. Под действием неценовых факторов кривая совокупного спроса смещается: при увеличении спроса сдвигается вправо, при уменьшении - влево.
10.2. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы влияющие на предложение. Совокупное предложение - это реальный объем национального производства при каждом возможном уровне цен; общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено на рынок в соответствии со сложившимся уровнем цен. Более высокий уровень цен стимулирует увеличение объема производства, более низкий - сокращает его, т.е. между уровнем цен и ВНП существует временная зависимость (рис. 2).
Рис. 2. График совокупного предложения Современная экономическая наука полагает, что на различных стадиях воспроизводственного процесса могут иметь место три формы кривой совокупного предложения, которые можно объединить в одну, состоящую из трех отрезков - горизонтального, вертикального и промежуточного. Кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков: 1) горизонтального (АВ). ВНП может изменяться (увеличиваться или сокращаться) при неизменном уровне цен; 2) промежуточного (ВС). Увеличение объема производства ВНП сопровождается ростом цен; 3) вертикального (CD). Экономика достигает границ своих производственных возможностей, ресурсы полностью задействованы, объем производства постоянный. Модель совокупного предложения может быть представлена кривой, которая обладает способностью смещаться под воздействием неценовых факторов. Неценовые факторы совокупного предложения: 1) изменение цен на ресурсы. Открытие новых месторождений, появление импортных ресурсов отразятся на цене ресурсов, издержках и на объеме производства; 2) изменение в производительности ресурсов. Повышение производительности ресурсов сопровождается снижением издержек производства и расширением предложения, и наоборот; 3) изменение в налогообложении (рост налогов сокращает производство, уменьшение налогов расширяет производство). Неценовые факторы вызывают изменения в совокупном предложении, сдвигая кривую влево и вверх или вправо и вниз. При неизменном совокупном спросе сдвиг кривой совокупного предложения влево и вверх будет способствовать росту цен (инфляции, вызванной ростом издержек производства). Если кривая совокупного предложения сдвигается вправо и вниз при неизменном совокупном спросе, то реальный объем производства увеличивается, что свидетельствует о росте производственных возможностей экономики.
10.3. Макроэкономическое равновесие. Процесс общественного воспроизводства предполагает экономическое равновесие как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровнях. Формы равновесия разнообразны - соответствие между ресурсами и потребностями, производством и потреблением, спросом и предложением и т.д. При анализе макроэкономического равновесия необходимо соблюдать такие требования, как: 1) соответствие общественных целей и реальных экономических возможностей; 7) полное использование всех экономических ресурсов общества (труда, земли, капитала); 3) общая структура производства приведена в соответствие со структурой потребления; 4) наличие свободной конкуренции, равенства всех покупателей на рынке, неизменность экономической ситуации, замкнутость экономической системы; 5) идеальное равновесие на всех рынках микроэкономического уровня. При анализе макроэкономического равновесия широко используются совокупные показатели - ВНП, ВВП, НД. В связи с этим макроэкономическое равновесие можно рассматривать с помощью совокупного спроса и совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие совокупного спроса и совокупного предложения достигается, когда желание покупателей приобрести определенный объем товаров и услуг при данном уровне цен совпадает с желанием продавцов продать такое же количество товаров и услуг при том же уровне цеп. Графическое пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения отображает равновесный реальный объем национального производства и равный уровень цен (рис. 1).
Рис. 1. Модель макроэкономического равновесия
Если кривая совокупного спроса смещается на горизонтальном отрезке кривой совокупного предложения, изменяется реальный объем ВНП. Уровень цен остается неизменным. Если совокупный спрос увеличивается, цены остаются неизменными. Реальный объем производства возрастает. На промежуточном отрезке кривой совокупного предложения изменение совокупного спроса приводит к изменению цени объема производства, т.е. к изменению и номинального, и реального ВНП. На вертикальном отрезке сдвиг кривой совокупного спроса сопровождается только ростом цен (инфляцией спроса), реальный ВНП не изменяется. Если совокупный спрос увеличится, цены возрастут, а реальный объем производства останется неизменным. Проблема макроэкономического равновесия - одна из самых острых и дискуссионных в экономической науке. Существуют две основные точки зрения по данному вопросу - классическая и кейнсианская. Тема 11. Экономические функции государства в рыночной экономике.
Экономических функций государства много, и они разнообразны. Фактически экономическая роль правительства осуществляется в таких широких масштабах, что на деле невозможно составить исчерпывающий перечень его экономических функций. Во-первых, некоторые экономические задачи государства имеют целью поддерживать и облегчать функционирование рыночной системы. В этой сфере отметим следующие два важнейших вида деятельности государства: 1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы. 2. Защита конкуренции. Путем выполнения второй группы задач правительство усиливает и модифицирует функционирование рыночной системы. Здесь важное значение имеют следующие три функции: 3. Перераспределение дохода и богатства. 4. Корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национального продукта. 5. Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста. Объективная возможность государственного регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально - экономической системы к изменяющимся условиям. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. Для уяснения механизма государственного регулирования экономики целесообразно охарактеризовать его субъекты, объекты, цели, инструменты. Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности. Исполнителями хозяйственных интересов - субъектами государственного регулирования экономики - являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности. Основные объекты государственного регулирования экономики - это: экономический цикл; секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; платежный баланс; цены; НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей); условия конкуренции; социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи. Генеральной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация к его изменяющимся условиям. От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых опосредующих конкретных целей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики. Цель - выравнивание экономического цикла - направлена на объект, то есть на экономический цикл; улучшение окружающей среды - на окружающую среду и т.п. Очевидно, что цели, во-первых, неодинаковы по значению и масштабам и, во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические. Административные средстване связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения. Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Основными инструментами воздействия государства на динамику результатов развития национальной экономики являются: денежно-кредитная политика, фискальная и финансовая политика, антиинфляционные мероприятия, социальная политика, внешнеэкономическая политика. Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в различных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в конкретный период.
Тема 12. Макроэкономическая нестабильность.
12.1. Цикличность экономического развития. Циклический характер развития экономики обусловлен следующими причинами: 1. Несовершенство рыночного саморегулирования. 2. Развитие диспропорций в структуре народного хозяйства. Связано с естественным старением одних отраслей, развитием других, особенностями размещения производительных сил по регионам. 3. Характер движения основного капитала. НТП приводит к совершенствованию оборудования. Необходимость замены основного капитала вызывает цикличность производства в отраслях, производящих средства производства. Это вызывает цикличность осуществления инвестиций в отраслях, производящих предметы потребления. 4. Храктер движения стоимости основного капитала. Рост производительности труда приводит к снижению издержек производства и, соответственно, цен на продукцию. В результате возникают диспропорции между производителями, оснащенными одним оборудованием, имеющим различные цены. Экономический цикл – промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями экономической конъюнктуры. Включает в себя следующие фазы: подъем, кризис, депрессия, оживление. Основное значение имеет фаза кризиса, начинающая и заканчивающая цикл.
Рис.1 Экономический цикл Выделяют следующие виды циклов: 1. Большие циклы, или длинные волны Кондратьева (40-60 лет). Главной движущей силой выступает изменение в технологической базе экономического производства. 2. Циклы Кузнеца (20 лет). Движущими силами являются сдвиги в воспроизводственной структуре. 3. Среднесрочные циклы, или циклы Жуглара (7-11 лет). Связаны с особенностями воспроизводства активной части основного капитала и взаимодействия денежно-кредитных факторов. 4. Краткосрочные циклы Китчина (3-5 лет). Связаны с наличием лага между выделением инвестиций и вводом новых средств труда. Для характеристики цикла применяются следующие параметры: 1. Проциклические. 2. Контрциклические. 3. Ациклические. Проциклические – параметры, значение которых в фазе подъема увеличивается, а в фазе спада уменьшается. Контрциклические - параметры, значение которых в фазе подъема уменьшается, а в фазе спада увеличивается. Ациклические – показатели, динамика которых не обнаруживает связи с фазами экономического цикла.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |