КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инфляция: сущность, причины и формы. Кривая Филлипса
Инфляцию можно определить как непрерывный общий рост цен, т.е. рост цен происходит постоянно и общий, т.е. повышение цен охватывает вес рынки и это характерно для экономики в целом. Деньги обесцениваются, падает их покупательная способность. Виды инфляции: 1. С точки зрения проявления различают «открытую» и «подавленную» инфляцию. Открытая инфляция характерна для стран рыночной экономики, где взаимодействие спроса и предложения инфляция способствует открытому неограниченному росту цен. Подавленная инфляция выражается в росте дефицита товаров. 2. В зависимости от темпа роста цен выделяют три вида инфляции: — умеренная, когда цены растут менее, чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. На Западе ее рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства. — галопирующая инфляция — рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер. — гиперинфляция — цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия; она парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену. 3. По степени сбалансированности роста цен выделяют два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную. При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной — цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. 4. С точки зрения четвертого критерия различают ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее, неожидаемая — наоборот. Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит особого вреда экономике, а несбалансированная и неожидаемая особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана. Повышение цен и появление излишнего количества денег — это лишь внешние проявленияинфляции; ее глубинной причиной является нарушение пропорций национального хозяйства, т.е. нарушение общего равновесия. В мировой экономической литературе выделяют три основные силы, приводящие к дисбалансу национального хозяйства и инфляции: — государственная монополия на эмиссию бумажных денег, на внешнюю торговлю, на непроизводственные, прежде всего военные, и прочие расходы, связанные с функциями современного государства; — профсоюзная монополия, задающая размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы; — монополизм крупнейших фирм на определение цен и собственных издержек. Для рассмотрения механизма инфляции обратимся к ее двум типам: во-первых, инфляции спроса, при которой равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса, и, во-вторых, инфляции предложения, при которой дисбаланс спроса и предложения происходит из-за роста издержек производства. Инфляция спроса возможна, если растет совокупный спрос при постоянном совокупном предложении, или же рост совокупного спроса превышает расширение предложения. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «Слишком большое количество денег охотятся за слишком малым количеством товаров». Условия инфляции спроса: рост спроса со стороны населения (факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости); увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема; рост государственных расходов (рост военных и социальных заказов). Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, которое предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличиваются пены. Следовательно, по этой схеме не спрос, а издержки взвинчивают цены. Основными источниками инфляции предложения являются рост заработной платы и цен за счет удорожания сырья и энергоносителей. Последствия инфляции: 1. Экономические (спад производства промышленного и сельскохозяйственного, неплатежи, рост государственного долга, дефицит бюджета и т.д.). 2. Социальные (рост цен на предметы первой необходимости, безработица, рост преступности, расслоение населения). Непредвиденная инфляция препятствует реализации планов экономических субъектов и нарушает факториальное распределение доходов, обеспечивающее оптимальное по Парето использование производственных ресурсов общества. Но и при предвиденной инфляции индивиды не могут полностью защитить свое благосостояние от отрицательных последствий обесценения денег: перераспределение дохода между частным сектором и государством; перераспределение национального дохода между участниками производства и получателями трансфертных выплат; перераспределение имущества. Итак, инфляция деформирует механизм распределения национального дохода и имущества, основанный на оплате производительных услуг факторов производства, и тем самым снижает эффективность их использования. Продолжительно развивающаяся инфляция таит в себе механизм самоускорения, приводящий к гиперинфляции и краху валютной системы страны. Поэтому проблема предотвращения инфляции наряду с проблемами занятости и неустойчивости экономической конъюнктуры относится к числу наиболее важных в рыночном хозяйстве.
Рис. 1. Кривая Филиппса Тема 13: «Экономический рост: сущность, типы, факторы». Экономический рост – количественное увеличение и качественное совершенствование общественного продукта и факторов его производства. Экономический рост может измеряться в натуральных и стоимостных показателях. В основном применяется стоимостное измерение, очищенное от влияния цен. Основными показателями служат: 1. Увеличение годового объема реального ВНП. 2. Рост реального выпуска в расчете на душу населения. Главным вопросом теории экономического роста является определение источников, обеспечивающих его устойчивость в долгосрочном периоде. Качество и темп экономического роста зависят от его типа. Различают: экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. При экстенсивном типе экономический рост достигается за счет использования большего количества факторов производства: труда, капитала и земли при сохранении его прежней технической основы. При этом типе экономического роста прирост продукции достигается за счет количественного роста численности и квалификационного состава работников и за счет увеличения мощности предприятия, т.е. увеличения установленного оборудования. В результате выпуск продукции в расчете на одного работника остается прежним. Интенсивный тип экономического роста характеризуется увеличением масштабов выпуска продукции, который основывается на широком использовании более эффективных и качественно совершенных факторов производства. Рост масштабов производства, как правило, обеспечивается за счет применения более совершенной техники, передовых технологий, достижений науки, более экономичных ресурсов, повышения квалификации работников. За счет этих факторов достигается повышение качества продукции, рост производительности труда, ресурсосбережения и т.п. Факторы, определяющие экономический рост, делятся на: факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия. К факторам прямого воздействия относятся: 1. Факторы предложения, включающие в себя наличие природных ресурсов и трудовых ресурсов. 2. Факторы спроса, включающие в себя уровень цен и совокупных расходов. 3. Факторы распределения, включающие в себя рациональность и полноту вовлечения ресурсов в экономический оборот, эффективность утилизации вовлекаемых в экономический оборот ресурсов. Факторы косвенного воздействия связаны с организационными условиями производства экономической политики государства (демографические, политические и др.). Решающая роль принадлежит факторам предложения.
Тема 15. Спрос и предложение денег. Равновесие на денежном рынке.
15.1. Сущность и функции денег. Денежное обращение.
Деньги – это специфический вид товара, в котором проявляются и при участии которого строятся общественные отношения. Деньги выступают в качестве самостоятельной формы меновой стоимости, средства обращения, платежа и накопления. Бывают бумажные и кредитные деньги. Сущность денег: - служат специфическим товарным видом, с натуральной формой которого срастается общественная функция всеобщего эквивалента. - характеризуется также: осуществлением различных видов общественных отношений; распределение ВНП, приобретение недвижимости, земли; определение цен, выражающих стоимость товара; служат средством обмена на товары, недвижимость и т.д.(нет бартера); улучшают условия сохранения стоимости. Функции денег: 1. Мера стоимости. Заключается в оценке стоимости товаров путем установления цен. 2. Средство обращения. Т.е. деньги могут использоваться как инструмент взаимного контроля участников сделки по реализации товара. 3. Средство платежа. Выполняется при предоставлении и погашении денежных ссуд, выплат по заработной плате, при продаже товаров в кредит. 4. Функция накопления. Капитализация денежных средств в банках на депозитах (вкладах), в ценных бумагах (% или дивиденд). 5. Функция мировых денег. Доллар США, английских фунт стерлингов, Евро. Денежная масса – это совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащий частным лицам, предприятиям и государству. В качестве измерителей денежной массы используют денежные агрегаты. Самыми распространенными денежными агрегатами являются: М0 –наличные деньги в обращении, включая денежные средства в банках. М1 – М0 + средства юридических и физических лиц на текущих счетах в КБ + вклады до востребования. М2 – М1 + срочные и сберегательные вклады в КБ. М3 – М2 + сберегательные вклады в специализированных кредитно-банковских институтах. М4 – М3 + акции, облигации, депозитные сертификаты КБ и векселя физических и юридических лиц. М5 – М4 + средства в иностранной валюте физических и юридических лиц. Во всех странах используется различное кол-во агрегатов, но вышеуказанная схема утверждена МВФ. В России – 4 агрегата: 1. М0 –наличные деньги в обращении. Кроме данной категории существует также понятие денежной базы. К денежной базе относится сумма: - наличных денег в обращении, в т.ч. в нефинансовом секторе и в кассах коммерческих банков; - обязательных резервов коммерческих банков в Банке России; - средств коммерческих банков на корреспондентских счетах в Банке России. 2. М1 = М0 + остатки средств юридических и физических лиц на счетах в банках + вклады и депозиты в коммерческих банках + депозиты до востребования. 3. М2 = М1 + срочные вклады. 4. М3 = М2 + депозитные сертификаты и облигации государственного займа. Понятие денежного оборота трактуется в современной экономической науке по-разному, а во многих учебниках оно вообще не упоминается. Кроме того, употребляются понятия платежного оборота, наличного обращения, денежно-платежного оборота, расчетного оборота. Вместе с тем представляется наиболее логичным следующее определение понятия. Денежный оборот - это процесс движения (кругооборот) денежных знаков в наличной и безналичной форме. При этом деньги выполняют в денежном обороте функции обращения, платежа. Функцию накопления деньги выполняют, если они временно прекращают свое движение. Функцию меры стоимости деньги выполняют до их вхождения в денежный оборот при установлении цены товара. Платежный оборот может быть рассмотрен как в узком, так и широком смысле. Под платежным оборотом в узком смысле понимается часть денежного оборота, в котором деньги в наличной и безналичной форме функционируют в качестве средства платежа. Платежный оборот в широком смысле - это движение денег и денежных суррогатов, в процессе которого деньги выступают в качестве средства платежа. Денежный оборот в целом классифицируется по форме функционирования денег: налично-денежное обращение и безналичный денежный оборот. Налично-денежное обращение включает в себя следующие виды денежных отношений: - отношения государства, предприятии и организации с населением; - отношения межу группами населения; - отношения между предприятиями по платежам; - создание и использование внебюджетных фондов; Безналичный денежный оборот это: - отношения между предприятиями и организациями по купле-продаже; - отношения между хозяйствующими субъектами и государством по нетоварным платежам; - отношения населения с государством и сферой обслуживания, реализуемые с помощью безналичных расчетов; - международные кредитные и валютные отношения. Между налично-денежным и безналичным обращением существует взаимосвязь: деньги постоянно переходят из одной сферы денежного обращения в другую.
15.2. Спрос на деньги. Предложение денег.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |