Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инфляция: сущность, причины и формы. Кривая Филлипса




Инфляцию можно определить как непрерывный общий рост цен, т.е. рост цен происходит посто­янно и общий, т.е. повышение цен охватывает вес рынки и это характерно для экономики в целом. Деньги обесцениваются, падает их покупательная способность.

Виды инфляции:

1. С точки зрения проявления различают «открытую» и «подав­ленную» инфляцию. Открытая инфляция характерна для стран рыночной экономики, где взаимодействие спроса и предложения инфляция способствует открытому неограниченному рос­ту цен. Подавленная инфляция выражается в росте дефицита товаров.

2. В зависимости от темпа роста цен выделяют три вида инфляции:

— умеренная, когда цены растут менее, чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контр­актов в номинальных ценах. На Западе ее рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызыва­ет особого беспокойства.

— галопирующая инфляция — рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Считается, что она опас­на для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер.

— гиперинфляция — цены растут астрономическими темпа­ми, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспе­ченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными стано­вятся крупнейшие предприятия; она парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену.

3. По степени сбалансированности роста цен вы­деляют два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную. При сбалансированной инфляции цены различ­ных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансиро­ванной — цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

4. С точки зрения четвертого критерия различают ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется за­ранее, неожидаемая — наоборот. Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не на­носит особого вреда экономике, а несбалансированная и неожи­даемая особо опасна, чревата большими издержками адаптаци­онного плана.

Повышение цен и появление излишнего количества денег — это лишь внешние проявленияинфляции; ее глубинной причиной является на­рушение пропорций национального хозяйства, т.е. нарушение общего равновесия.

В мировой экономической литературе выделяют три основ­ные силы, приводящие к дисбалансу национального хозяйства и инфляции:

— государственная монополия на эмиссию бумажных денег, на внешнюю торговлю, на непроизводственные, прежде всего военные, и прочие расходы, связанные с функциями современ­ного государства;

— профсоюзная монополия, задающая размер и продолжи­тельность того или иного уровня заработной платы;

— монополизм крупнейших фирм на определение цен и соб­ственных издержек.

Для рассмотрения механизма инфляции обратимся к ее двум типам: во-первых, инфляции спроса, при которой равновесие спроса и пред­ложения нарушается со стороны спроса, и, во-вторых, инфляции предложения, при которой дисбаланс спроса и предложения происходит из-за роста издержек производства. Инфляция спроса возможна, если растет совокупный спрос при постоянном совокупном предложении, или же рост совокупного спроса превышает расширение предложения. Суть ин­фляции спроса иногда объясняют одной фразой: «Слишком боль­шое количество денег охотятся за слишком малым количеством товаров». Условия инфляции спроса: рост спроса со стороны населения (факторами которо­го выступают рост заработной платы и рост занятости); увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные то­вары во время экономического подъема; рост государственных расходов (рост военных и социаль­ных заказов).

Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясня­ет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на еди­ницу продукции сокращает прибыль и объем продукции, кото­рое предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличиваются пены. Следовательно, по этой схеме не спрос, а издержки взвинчивают цены. Основными источниками инфляции предложения являются рост заработной платы и цен за счет удорожания сырья и энергоносите­лей.

Последствия инфляции:

1. Экономические (спад производства промышленного и сельскохозяйственного, неплатежи, рост государственного долга, дефицит бюджета и т.д.).

2. Социальные (рост цен на предметы первой необходимости, безработица, рост преступности, расслоение населения).

Непредвиденная инфляция препятствует реализации планов эко­номических субъектов и нарушает факториальное распределение до­ходов, обеспечивающее оптимальное по Парето использование произ­водственных ресурсов общества. Но и при предвиденной инфляции ин­дивиды не могут полностью защитить свое благосостояние от отрица­тельных последствий обесценения денег: перераспределение дохода между частным сектором и государст­вом; перераспределение национального дохода между участниками производства и получателями трансфертных выплат; перераспределение имущества.

Итак, инфляция деформирует механизм распределения нацио­нального дохода и имущества, основанный на оплате производитель­ных услуг факторов производства, и тем самым снижает эффектив­ность их использования. Продолжительно развивающаяся инфляция таит в себе механизм самоускорения, приводящий к гиперинфляции и краху валютной системы страны. Поэтому пробле­ма предотвращения инфляции наряду с проблемами занятости и неу­стойчивости экономической конъюнктуры относится к числу наибо­лее важных в рыночном хозяйстве.

 

Рис. 1. Кривая Филиппса


Тема 13: «Экономический рост: сущность, типы, факторы».

Экономический рост – количественное увеличение и качественное совершенствование общественного продукта и факторов его производства. Экономический рост может измеряться в натуральных и стоимостных показателях. В основном применяется стоимостное измерение, очищенное от влияния цен. Основными показателями служат:

1. Увеличение годового объема реального ВНП.

2. Рост реального выпуска в расчете на душу населения.

Главным вопросом теории экономического роста является определение источников, обеспечивающих его устойчивость в долгосрочном периоде. Качество и темп экономического роста зависят от его типа. Различают: экстенсивный и интенсивный типы экономического роста.

При экстенсивном типе экономический рост достигается за счет использования большего количества факторов производства: труда, капитала и земли при сохранении его прежней технической основы. При этом типе экономиче­ского роста прирост продукции достигается за счет коли­чественного роста численности и квалификационного со­става работников и за счет увеличения мощности предпри­ятия, т.е. увеличения установленного оборудования. В результате выпуск продукции в расчете на одного работника остается прежним.

Интенсивный тип экономического роста характеризует­ся увеличением масштабов выпуска продукции, который основывается на широком использовании более эффектив­ных и качественно совершенных факторов производства. Рост масштабов производства, как правило, обеспечивает­ся за счет применения более совершенной техники, пере­довых технологий, достижений науки, более экономичных ресурсов, повышения квалификации работников. За счет этих факторов достигается повышение качества продук­ции, рост производительности труда, ресурсосбережения и т.п.

Факторы, определяющие экономический рост, делятся на: факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия.

К факторам прямого воздействия относятся:

1. Факторы предложения, включающие в себя наличие природных ресурсов и трудовых ресурсов.

2. Факторы спроса, включающие в себя уровень цен и совокупных расходов.

3. Факторы распределения, включающие в себя рациональность и полноту вовлечения ресурсов в экономический оборот, эффективность утилизации вовлекаемых в экономический оборот ресурсов.

Факторы косвенного воздействия связаны с организационными условиями производства экономической политики государства (демографические, политические и др.).

Решающая роль принадлежит факторам предложения.

 

 


Тема 15. Спрос и предложение денег. Равновесие на денежном рынке.

 

15.1. Сущность и функции денег. Денежное обращение.

 

Деньги – это специфический вид товара, в котором проявляются и при участии которого строятся общественные отношения.

Деньги выступают в качестве самостоятельной формы меновой стоимости, средства обращения, платежа и накопления. Бывают бумажные и кредитные деньги.

Сущность денег:

- служат специфическим товарным видом, с натуральной формой которого срастается общественная функция всеобщего эквивалента.

- характеризуется также: осуществлением различных видов общественных отношений; распределение ВНП, приобретение недвижимости, земли; определение цен, выражающих стоимость товара; служат средством обмена на товары, недвижимость и т.д.(нет бартера); улучшают условия сохранения стоимости.

Функции денег:

1. Мера стоимости. Заключается в оценке стоимости товаров путем установления цен.

2. Средство обращения. Т.е. деньги могут использоваться как инструмент взаимного контроля участников сделки по реализации товара.

3. Средство платежа. Выполняется при предоставлении и погашении денежных ссуд, выплат по заработной плате, при продаже товаров в кредит.

4. Функция накопления. Капитализация денежных средств в банках на депозитах (вкладах), в ценных бумагах (% или дивиденд).

5. Функция мировых денег. Доллар США, английских фунт стерлингов, Евро.

Денежная масса – это совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащий частным лицам, предприятиям и государству.

В качестве измерителей денежной массы используют денежные агрегаты. Самыми распространенными денежными агрегатами являются:

М0 –наличные деньги в обращении, включая денежные средства в банках.

М1 – М0 + средства юридических и физических лиц на текущих счетах в КБ + вклады до востребования.

М2 – М1 + срочные и сберегательные вклады в КБ.

М3 – М2 + сберегательные вклады в специализированных кредитно-банковских институтах.

М4 – М3 + акции, облигации, депозитные сертификаты КБ и векселя физических и юридических лиц.

М5 – М4 + средства в иностранной валюте физических и юридических лиц.

Во всех странах используется различное кол-во агрегатов, но вышеуказанная схема утверждена МВФ.

В России – 4 агрегата:

1. М0 –наличные деньги в обращении.

Кроме данной категории существует также понятие денежной базы. К денежной базе относится сумма:

- наличных денег в обращении, в т.ч. в нефинансовом секторе и в кассах коммерческих банков;

- обязательных резервов коммерческих банков в Банке России;

- средств коммерческих банков на корреспондентских счетах в Банке России.

2. М1 = М0 + остатки средств юридических и физических лиц на счетах в банках + вклады и депозиты в коммерческих банках + депозиты до востребования.

3. М2 = М1 + срочные вклады.

4. М3 = М2 + депозитные сертификаты и облигации государственного займа.

Понятие денежного оборота трактуется в современной экономи­ческой науке по-разному, а во многих учебниках оно вообще не упоминается. Кроме того, употребляются понятия платежного обо­рота, наличного обращения, денежно-платежного оборота, расчет­ного оборота.

Вместе с тем представляется наиболее логичным следующее определение понятия.

Денежный оборот - это процесс движения (кругооборот) денеж­ных знаков в наличной и безналичной форме. При этом деньги вы­полняют в денежном обороте функции обращения, платежа. Функ­цию накопления деньги выполняют, если они временно прекращают свое движение. Функцию меры стоимости деньги выполняют до их вхождения в денежный оборот при установлении цены товара.

Платежный оборот может быть рассмотрен как в узком, так и широком смысле. Под платежным оборотом в узком смысле пони­мается часть денежного оборота, в котором деньги в наличной и без­наличной форме функционируют в качестве средства платежа. Платежный оборот в широком смысле - это движение денег и де­нежных суррогатов, в процессе которого деньги выступают в каче­стве средства платежа.

Денежный оборот в целом классифицируется по форме функ­ционирования денег: налично-денежное обращение и безналичный денежный оборот.

Налично-денежное обращение включает в себя следующие виды денежных отношений:

- отношения государства, предприятии и организации с населением;

- отношения межу группами населения;

- отношения между предприятиями по платежам;

- создание и использование внебюджетных фондов;

Безналичный денежный оборот это:

- отношения между предприятиями и организациями по купле­-продаже;

- отношения между хозяйствующими субъектами и государством по нетоварным платежам;

- отношения населения с государством и сферой обслуживания, реализуемые с помощью безналичных расчетов;

- международные кредитные и валютные отношения.

Между налично-денежным и безналичным обращением суще­ствует взаимосвязь: деньги постоянно переходят из одной сферы денежного обращения в другую.

 

15.2. Спрос на деньги. Предложение денег.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.