Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Олигополия




 

Олигополией называют тип рынка, где имеется незначительное количество производителей, способных повлиять на цену.

Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Выпускаемые олигополиями товары могут быть как однородными (алюминий, цемент), так и дифференцированными (автомобили, сигареты и т.д.).

Важной особенностью рыночного поведения олигополий является взаимозависимость решений фирм по объему производства и ценам, поэтому ни одно решение не может быть принято без учета ответных действий конкурентов.

Несмотря на то, что пока не выработана общая теория олигополии, экономисты предлагают различные формальные теории, которые способствуют более глубокому пониманию проблем олигополии. Существует три принципиальные модели, описывающие поведение олигополий на рынке.

1. Модель «ломаной кривой спроса» (нескоординированная олигополия) описывает поведение фирмы, не вступающей в контакты с другими производителями в отрасли. Эта модель предложена независимо П. Суизи, Р. Хитчем и К. Холлом в 1939 г. для объяснения относительной стабильности цен на продукты олигополистических отраслей по сравнению с товарами конкурентных отраслей.

При отсутствии сговора между фирмами типичное поведение олигополии – понижение цены вслед за понижением цены у конкурента и не реагировать на увеличение цен последним.

Объясним сущность ломаной кривой спроса. Если фирма Х в отрасли поднимет цену выше существующей рыночной цены P0, то остальные фирмы с целью сохранения покупателей скорее всего не станут следом поднимать цены. В результате фирма Х потеряет часть своих потребителей. Спрос на ее продукт выше точки P0 очень эластичен. Если фирма Х установит цену ниже P0, то понизят цену и конкуренты, при этом спрос становится менее эластичным. А при неэластичном спросе объем прибыли после снижения цены падает. Таким образом, на олигополистическом рынке любое изменение цен становится невыгодным (рис. 6.13).

Рис. 6.13. Ломаная кривая спроса на олигополистическом рынке

2. Модель тайного соглашения по поводу контроля над ценами (картель) описывает поведение олигополий, ориентирующихся на долгосрочное монополистическое равновесие с последующим разделом монополистической прибыли между участниками. Это означает, что в результате тайных согласований выбирается оптимальный для олигополии объем производства и цена, а рынок олигополий перерастает в рынок чистого монополиста.

Ярким примером ценового сговора служит нефтяной кризис 1973 г., когда международный картель ОПЕК втрое поднял цену на нефть. Так как спрос на нефть неэластичен, картель смог добиться значительного увеличения цены и незначительного снижения объемов продаж.

В настоящее время в большинстве стран картели законодательно запрещены.

3. Модель лидерства в ценах описывает ситуацию, когда какая-либо фирма, доминирующая на рынке, устанавливает рыночную цену, а другие фирмы-олигополисты подстраиваются под нее. Такое поведение олигополии облегчает установление равновесия в отрасли. Ценовой лидер фактически единолично определяет цены, а значит, и объем производства, для всей отрасли. Но делает это с таким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных. Такая политика, с одной стороны, позволяет избежать юридической ответственности, вытекающей из антикартельного законодательства, а с
другой – уменьшить риск непредсказуемой реакции конкурентов, т.е. оградить себя от главной опасности, свойственной нескоординированной олигополии.

Кроме того, имеется модель для дуополии, предложенная французским математиком и экономистом Огюстеном Курно в 1838 году; существуют также модели, основанные на теории игр. В этих моделях учтен тот факт, что фирмы в условиях олигополии взаимосвязаны и ведут себя как игроки, когда действия одного игрока зависят от поведения другого. Модели описывают ситуации расчета объема производства и цены одного из участников в зависимости от рыночного поведения другого.

Анализ всех моделей поведения олигополий показывает, что ценообразование на олигополистическом рынке носит рискованный характер, поэтому предприятия, как правило, стремятся поддерживать стабильные цены, используя в конкурентной борьбе неценовые факторы конкуренции, а именно: реклама, улучшение качества и внешнего вида продукции и т.п. А ценовые войны оказывают разрушительное воздействие на отрасль.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.