Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монополистическая конкуренция




 

Монополистическая конкуренция представляет собой такую форму строения рынка, при которой большое количество фирм предлагает разнородную (дифференцированную) продукцию.

Она возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми невозможен. В этих условиях отдельной фирме очень трудно предсказать и учесть реакцию всех остальных фирм на изменение цены. Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления.

Допущения модели монополистической конкуренции: сравнительно свободный вход на рынок и уход с него, так как эффект масштаба не имеет большого значения; большое количество покупателей и продавцов и их информированность о характеристиках рынка.

Вспомним, что таким же характеристикам отвечает и рынок совершенной конкуренции. Тогда возникает вопрос: что отличает рынок монополистической конкуренции от рынка совершенной конкуренции. Причина кроется в наличии продуктов, являющихся близкими заменителями друг друга. В этом случае говорят, что продукт на рынке дифференцирован. Различают действительную и искусственную дифференциацию продукта. Действительная дифференциация предполагает различия в физических свойствах товара (например, вкусовые качества хлеба, быстрота действия лекарства и т.п.). Искусственная дифференциация предполагает различия в упаковке, торговой марке, имидже, месторасположении и времени работы магазина и т.д.

Еще одно отличие конкурирующей монополии от конкурентной фирмы состоит в расположении кривой спроса на продукт. Спрос на продукт конкурентной фирмы абсолютно эластичен, и кривая спроса, как известно, параллельна оси абсцисс. При монополистической конкуренции спрос менее эластичен, чем у конкурентной фирмы, но более эластичен, чем при монополии. Следовательно, кривая спроса на продукцию конкурирующей монополии должна располагаться между кривыми спроса этих типов рынка (рис. 6.14). Здесь через DC обозначен спрос на товар фирмы, работающей в условиях совершенной конкуренции, DKM – спрос на продукт конкурирующей монополии и DM – спрос на продукт монополии.

Чем больше наклон кривой DKM, тем сильнее дифференцирован продукт, тем большее воздействие может оказывать эта фирма на цену продукта, значит, тем меньше эластичность спроса.

В краткосрочном периоде при монополистической конкуренции фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Убытки в итоге заставляют уйти с рынка, а получение экономической прибыли привлекает новые компании на рынок. Поэтому наиболее отчетливо специфика монополистической конкуренции как особого типа рынка проявляется в длительном периоде.

Рис. 6.14. Спрос на продукт конкурирующей монополии

Для простоты изложения примем, что кривая средних долгосрочных затрат LATC не меняет своего положения. Допустим также, что кривая спроса на продукт некоторой фирмы d1 располагается выше минимума средних долгосрочных затрат (рис. 6.15). Значит, фирма имеет положительную экономическую прибыль.

Рис. 6.15. Долгосрочное равновесие конкурирующей монополии

В условиях чистой монополии такая ситуация имела бы тенденцию к закреплению на длительное время, так как господствующая фирма не допустила бы на рынок новых производителей. Напротив, при монополистической конкуренции вход на рынок относительно свободен, поэтому в длительном периоде на него неизбежно проникнут привлеченные экономической прибылью компании. Новички станут производить товары, по своим характеристикам близкие к продукции рассматриваемой нами фирмы. В результате кривая спроса d1 начнет смещаться влево, в сторону уменьшения. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не исчезнет экономическая прибыль, и кривая спроса не займет положение касательной к кривой затрат LATC – положение d2 (на рис. 6.15). Точка долгосрочного равновесия обозначена через Е, равновесная цена ре, равновесный объем продаж Qe, а минимум долгосрочных средних затрат – р0.

Такой же результат будет наблюдаться, когда в начальный момент фирма несла экономические убытки. Только в этом случае компании будут уменьшать производство убыточных товаров, и кривая спроса для той фирмы, которая не покинет рынок, будет повышаться, пока тоже не займет положение касательной. Следовательно, фирма также достигнет долгосрочного равновесия.

Важное отличие монополистической конкуренции от совершенной конкуренции заключается в том, что равновесная цена в первом случае не совпадает с точкой минимума средних долгосрочных затрат, как это наблюдается во втором случае. Отсюда вытекает два важных следствия.

1. Равновесная цена при монополистической конкуренции в длительном периоде превышает равновесную цену, которая установилась бы при совершенной конкуренции. Другими словами, структура рынка монополистической конкуренции заставляет потребителя переплачивать за товар. Это связано, прежде всего, с дифференциацией продукта, так как увеличиваются издержки производителя на интересный дизайн, красочную упаковку и рекламу товара. В результате потребитель вынужден оплачивать все эти издержки, поскольку они включаются в цену.

2. При монополистической конкуренции устанавливается несколько меньший, чем наиболее эффективный, объем производства. С точки зрения покупателей, отрасль недоиспользует ресурсы для производства нужного им товара. Но увеличение выпуска не в интересах фирм, так как при этом сократилась бы их прибыль. Заметим, что чем выше степень дифференциации продукта, тем более несовершенной является конкуренция на рынке и тем значительнее отклонение используемых мощностей, объемов производства и цен от наиболее эффективных.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.