Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Экономическая наука, ее основные характеристики




Содержание

НП «Институт социальных проблем», 2005

В.Б. Колядо, 2005

С.А. Столяров, 2005


Лекция 1. Экономическая наука, ее основные характеристики 4

Лекция 2. Экономические институты и системы 16

лекция 3. Производство продукта и его издержки. ЭФФЕКТИВНОСТЬ производства 29

лекция 4. Предпринимательство. Фирма. Виды организаций. Банкротство 46

лекция 5. цена экономического продукта 63

лекция 6. спрос. предложение. рыночное равновесие. рыночный механизм. структура рынка. типы конкурентных рынков 78

лекция 7. основные виды рынков. Рынки ресурсов. Рынки потребительских товаров и услуг 98

лекция 8. рынок здравоохранения 117

8.1. Рынок медицинских услуг 118

8.2. Фармацевтический рынок 131

8.3. Рынок медицинской техники 141

лекция 9. деньги. доходы. расходы 146

лекция 10. заработная плата 160

ЛЕКЦИЯ 11. Налоги. Налоговая система 179

ЛЕКЦИЯ 12. ФИНАНСИРОВАНИЕ здравоохранения 190

заключение 212

литература 213

 

Чтобы разбираться в современной жизни нужно знать основы экономики, которая затрагивает как отдельные категории (спрос, предложение, рынок, прибыль, и т.п.), так и основы функционирования самого государства. Отсутствие экономических знаний часто способствует тому, что человек может принять неверное решение и понести ущерб. Достаточно вспомнить людей, пострадавших от деятельности таких структур, как МММ, Тибет и пр.

Название «экономика» произошло от греческих слов: oikos – дом и nomos – закон, иначе управление домашним хозяйством. Домашнее хозяйство является моделью функционирования, как многих организаций (потому, что они перерабатывают редкие экономические ресурсы и производят товары и услуги нужные людям), так и экономики страны в целом.

Все люди, потребляя товары и услуги, участвуют в экономической жизни общества, «голосуя рублем». Покупая товар, человек подсказывает его производителю и торговцу, что такой экономический продукт нужен и его следует изготавливать и продавать. Если товар не покупается, то его выпуск и продажа снижается или прекращается совсем.

Для жизнедеятельности человека необходимы блага – продукты деятельности природы и людей. Большинство благ редки и мы не можем свободно получать их в том количестве, в котором хотим. Ограниченные блага имеют название экономических благ, и они всегда платные. Другие блага, например воздух, которым мы дышим, неограниченны или свободны и называются неэкономическими благами. Однако неэкономические блага могут иногда переходить в категорию экономических. Так, если чистой питьевой воды становится недостаточно, то ее приходится покупать.

Для человека медицинские товары и услуги являются экономическими благами, помогающими сохранить или восстановить здоровье. Несмотря на то, что часть таких благ может предоставляться бесплатно для потребителей (гарантированный государством объем оказания бесплатной медицинской помощи), однако они оплачивается через посредство взимания налогов, которые выплачивает население страны. Нет ничего бесплатного!

Однако ряд товаров и услуг человек производит для себя и своей семьи, они не предназначены для продажи, не поступают в сферу обмена, не удовлетворяют потребности других людей и, по сути, не являются экономическими продуктами. Другие товары и услуги, напротив, предназначены для продажи, т.е. являются экономическими продуктами.

Экономические продукты (как товар, так и услуга) обладают потребительской полезностью, меновой стоимостью и предназначены для продажи. Однако товар имеет материальное воплощениеуслуга – нематериальна. Услуга – это действие или его результат, она, обычно, не приводит к владению чем-либо и не создает новых материальных предметов.

Все товары и услуги можно разделить на две большие группы – товары индивидуального потребления и общественные товары.

1. Товары индивидуального потребления состоят из достаточно мелких единиц и могут быть приобретены отдельными покупателями (хлеб, обувь, телевизор и пр.) – здесь товаром пользуется тот, который его купил, а тот, кто его не захотел или не смог приобрести не получит выгод от этого товара. Это так называемые частные блага.

2. Общественные товары состоят из крупных единиц и не могут быть проданы индивидуальному покупателю, а люди могут пользоваться выгодами от таких товаров, не неся издержек по их приобретению (армия, милиция, санэпиднадзор, охрана окружающей среды и пр.). Такие товары трудно выразить в ценах, и продать конкретному человеку (который, в силу естественных причин постарается уклониться от их оплаты). Соответственно, трудно найти предпринимателя, который по своей инициативе станет их производить. Однако в таких товарах есть общественная необходимость. Поэтому часто государство берет на себя производство таких товаров и услуг, организуя их принудительную покупку населением через систему обязательных платежей (налогов).

Необходимо отметить, что при получении благ могут наблюдаться внешние эффекты, которые можно подразделить на положительные и отрицательные. Положительный внешний эффект возникает тогда, когда выгоду от сделки двух сторон, получает третья сторона, непосредственно в этой сделке не участвующая. Отрицательный внешний эффект возникает тогда, когда часть затрат связанных с совершением сделки между двумя сторонами несет третья сторона, непосредственно в этой сделке не участвующая.

Необходимость в благах вызывается потребностями – желаниями потребителей приобрести и использовать товары и услуги, доставляющие им удовлетворение. Потребности присущи частным лицам, организациям, а также государству. Человек отличается от всех остальных живых существ, тем, что его потребности безграничны. Сытый зверь не пойдет на охоту, а, живя в норе, удовлетворит свои потребности в жилье. С ростом благосостояния людей, их потребности становятся все больше.

Рост потребностей во многом объясняется повышением материального благосостояния, ростом объема знаний, научно-техническим прогрессом, рекламой и пр.

В основе определения экономики лежат два неоспоримых фундаментальных факта, которые в основном охватывают все ее проблемы:

1. Потребности общества в экономических благах безграничны.

2.

 
 

Экономические ресурсы, т.е. средства для производства товаров и услуг редки (Рис. 1.1).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.