Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Предпринимательство. Фирма. Виды организаций. Банкротство




Вопросы к лекции 3.

Табл. 3.1. Взаимосвязь издержек и объема производства

Объем производства Абсолютные величины издержек Средние величины издержек    
  (кол-во услуг) постоянных переменных валовых предельных постоянных переменных валовых  
            - - -  
                 
     
                 
     
                 
     
          33,3   43,3  
     
                 
     
                 
            16,7   26,7  
                         

 

Выделяют также средние или удельные издержки, т.е. издержки на производство одной единицы продукции. Средние издержки также бывают постоянными, переменными и валовыми. На первом этапе производства они могут уменьшаться, т.к. может действовать так называемый «эффект масштаба». Например, больному назначается внутривенные инъекции препарата по 0,5 мл 1 раз в день. В ампуле содержится 1 мл препарата. Если такую процедуру делать дома, то 0,5 мл препарата будет выброшено. В стационаре эта ампула с успехом может быть использована для проведения инъекций двум больным с аналогичными назначениями. Следовательно, на двух больных в день экономится 1 мл препарата – средние переменные (удельные) издержки снижаются. Далее удельные переменные издержки могут возрасти – действует так называемый «эффект убывающей отдачи». Нарастание количества пациентов может привести к необходимости увеличить затраты на хранение материалов, нанять дополнительный персонал, а работа по непрерывному графику может привести к снижению отдачи оборудования, т.к. во время работы не проводятся профилактические работы и техобслуживание, что может вызвать поломку оборудования.

Практическое применение понятий постоянных и переменных издержек используется при анализе безубыточности работы, когда определяется тот объем продаж, при котором фирма способна покрыть все свои расходы без получения прибыли. Допустим, что имеется медицинский кабинет, в котором выполняются только внутривенные инъекции. Постоянные расходы на содержание этого кабинета составляют 5000 р. в месяц (аренда, охрана, отопление и пр.). Цена за одну внутривенную инъекцию составляет 30 р. Переменные издержки на производство одной инъекции (стоимость шприца, зарплата медсестры и пр.) составляют 10 р. Из графика (Рис. 3.2) видно, что здесь нужно производить, как минимум 250 инъекций в месяц, только тогда фирма будет работать без убытка, т.е. хотя бы окупать свои затраты.

 
 

Рис. 3.2. Анализ безубыточности производства

 

Отнесение издержек к тому или иному виду зависит от временного интервала, в котором они рассматриваются. В мгновенном периоде все издержки постоянны, т.к. продукт уже изготовлен и выпущен на рынок – понесенные издержки уже в прошлом и их изменить невозможно. В коротком периоде наблюдается условное деление издержек на постоянные и переменные. В длительном периоде фирма имеет возможность не только закупить большее количество сырья и материалов, нанять дополнительное количество сотрудников, но может и увеличить размеры основного капитала – осуществить капиталовложения. Поэтому в длительном периоде все издержки являются переменными.

При работе фирмы в рыночных условиях одним из главных мотивов деятельности является получение прибыли и ее максимизация. Иногда фирма может работать и без прибыли или даже себе в убыток, но такое функционирование на протяжении длительного времени может ее разорить и она будет вынуждена уйти с рынка.

Экономическая наука различает следующие виды прибыли:

· бухгалтерскую – разность между общей выручкой и внешними издержками;

· экономическую – общая выручка за вычетом всех внешних и внутренних издержек, включая и нормальную прибыль.

На практике прибыль условно делится на валовую (балансовую), образующуюся до уплаты налогов и чистую (расчетную) прибыль, остающуюся после уплаты из валовой прибыли налогов и отчислений.

Одним из близких к прибыли показателей считается рентабельность (прибыльность, доходность) – соотношение полученной прибыли к полной себестоимости продукции. Под себестоимостью продукции подразумевают текущие затраты на производство и реализацию продукции, исчисленные в денежном выражении, которые включают в себя материальные затраты, амортизацию основных средств, заработную плату основного и вспомогательного персонала, начисления на нее и накладные расходы. Иначе говоря, себестоимость – это то, что «себе стоит». Но не все затраты согласно положениям по налогообложению могут включаться в себестоимость продукции, ряд расходов организация обязана покрывать только за счет своей прибыли.

Любая продукция создается в определенном измерении (шт., кг., пациенты) и за единицу времени (мин, час, год). На создание любого вида продукции используются различные комбинации средств производства, т.е. земли, труда, капитала и информации. Средства производства часто именуются средствами труда, т.к. без участия человека невозможно никакое производство и именно человек перерабатывает редкие экономические ресурсы в готовый продукт. Соотношение затрат экономических ресурсов по отношению к готовому продукту, в единицу времени, называется производительностью труда, которая может определяться не только в натуральных показателях, но и в деньгах, например:

· объем произведенной продукции/кол-во работников;

· объем произведенной продукции/затраченное время;

· стоимость произведенной продукции/затраченное время;

· стоимость произведенной продукции/кол-во работников.

Производительность труда можно рассчитать и как частное от деления стоимости произведенного продукта на стоимость использованных ресурсов.

Каждый производитель, выпуская определенный продукт, выбирает тот способ производства, при котором затраты экономических ресурсов будут наименьшими. Чем меньше затрат, тем выше производительность труда. Если, если опытная медсестра делает в день 60 инъекций, а начинающая медсестра делает всего 20 – это означает, что производительность труда у опытной медсестры будет в 3 раз выше. А так как опытная медсестра сможет принять больше пациентов, то она принесет больше денег своему работодателю.

Иногда будет полезным знать и производительность капитала, которая может определяться ее мощностью, выражаемой в кВт/ч, условных единицах, которые могут быть сделаны в смену, а так же расчетным временем работы. С ростом мощности оборудования увеличивается и производительность труда. Если, врач-стоматолог раньше лечил 20 кариесов в смену, а впоследствии у него появилась современная стоматологическая установка и новейшие расходные материалы, то с их помощью он может вылечить уже 30 кариесов за свой рабочий день, т.е. у него повысилась производительность труда (Рис. 3.1.б).

Все ресурсы ограничены относительно, т.е. в какой-либо момент времени они недостаточны по сравнению с имеющимися потребностями, которые люди стремятся удовлетворить. Ограниченность ресурсов может быть относительно преодолена путем увеличения выпуска потребительских благ в единицу времени из имеющихся ограниченных ресурсов, т.е. при условии роста производительности труда.

Производительность труда возможна, во-первых, благодаря разделению труда и специализации ресурсов, а во-вторых, на основе расширения эквивалентного и взаимовыгодного обмена продуктами труда.

Разделение и специализация труда это относительное обособление людей, выполняющих конкретные виды работ в узкой деятельности, для более производительного использования специфических различий, свойственных всем видам ограниченных ресурсов.

Поясним это на примере. Допустим, что врач-терапевт принимает больных, затрачивая на это 6 ч в день,. Продолжительность приема 1 больного составляет (условно) 20 мин. Установив диагноз, врач назначает в качестве одного из видов лечения внутримышечные инъекции, которые будет делать сам, затрачивая на постановку инъекции 10 мин. Т.о., врач в течение 6-ти часового рабочего дня может принять 12 чел., за 4 ч и поставить 12 инъекций за 2 ч. Стоимость одного приема врача составляет 100 р., а одной внутримышечной инъекции – 30 р. Следовательно, доход врача за один рабочий день составит: 12 чел. х 100 р. = 1200 р. и 12 чел. х 30 р. = 360 р. т.е.. 1200 р. + 360 р = 1560 р.

Если врач примет 12 пациентов (выполняя обязанности врача) и затратит на это 4 ч рабочего времени, то он затратит 2 ч на выполнение своих же назначений (выполняя обязанности медсестры), поэтому он не сможет принять еще 6 человек, которые бы ему заплатили за прием 600 р., т.к. время его работы ограничено 6 ч (альтернативные издержки). Если же врач наймет к себе на работу медсестру, то общий доход медицинской практики составит: у врача 18 чел. х 100 р. = 1800 р. (ранее 1200 р.), а у медсестры 18 чел. х 30 р. = 540 р.

Всего доход врачебной практики составит 1800 р. + 540 р. = 2340 р. Т.о, доход врачебной практики увеличился на 50% (2340 р.: 1560 р. = 1,5). Помимо увеличения собственного дохода, врач создает рабочее место для медицинской сестры и дает ей возможность заработка.

Разделение труда, вызывает соответствующее увеличение производительности труда, что экономически выгодно, так как каждый работник, специализируясь на какой-либо операции, совершенствует технические приемы работы, благодаря чему, возрастает производительность труда и развивается технический прогресс. Человек удовлетворяет собственные потребности, обменивая производимые им продукты на продукты труда других людей. Это разделение труда и стало одной из объективных причин возникновения рыночных отношений. Получить многообразие продуктов узкоспециализированного труда, возможно лишь путем обмена. Ведь если бы не было возможности обмена, то человеку приходилось бы выполнять множество работ для удовлетворения лишь самых насущных и минимальных потребностей.

Увеличение объема выпускаемой продукции является одним из важнейших приемов конкурентной борьбы. Этого можно добиться двумя способами:

· более эффективно использовать имеющиеся производственные мощности. Например, организовать работу медицинского кабинета в 3 смены, что может привести к повышению количества обслуженных пациентов (при прочих равных условиях).

· осуществить инвестиции, т.е. приобрести новое (дополнительное оборудование) и нанять дополнительно новый персонал.

При добавлении дополнительных единиц факторов производства растет объем выпускаемой продукции и производительность труда, однако с расширением производства может возникнуть закон убывающей отдачи. Например, расширение врачебной практики может привести к необходимости приобретения сейфа для хранения медикаментов, установки сигнализации, найма старшей медсестры, отвечающей за хранение медикаментов и т.п. п. На все это необходимо затрачивать деньги, поэтому производительность труда медперсонала, выраженная в деньгах, уменьшится.

Сделав первый выбор и решив, ЧТО производить, нужно сделать второй – решить, как производить. Существует большое количество способов производства одного и того же продукта. Например, поставить внутримышечную инъекцию может и медсестра, и врач-терапевт, и кардиохирург, и главный врач больницы. Нужно выбрать наиболее эффективный способ ее производства.

Эффективность производства проявляется в увеличении полезной работы, выполняемой субъектом к ресурсам, им потребляемым. Из этого вытекает, что экономически неэффективно будет использовать труд главного врача на постановку внутримышечной инъекции, которую может поставить медицинская сестра, стоимость труда которой не столь высока, а навыки в данной области неизмеримо выше.

Рассмотрим следующие ситуации:

1. Для стоматологической поликлиники не закупили необходимых пломбировочных материалов, производственные мощности (стоматологические установки) загружены на 50%, работа проводится за счет старых запасов, которых не хватает, половина сотрудников отправлена в вынужденный отпуск без сохранения заработной платы. Здесь производство ведется неэффективно, рабочая сила используется не полностью, производственные мощности не загружены.

2. Произведена закупка необходимых медикаментов, что позволило отозвать из отпуска сотрудников и полностью их занять предусмотренной работой. Таким образом, стало возможным создать полный объем производства – максимально возможный объем производства при данной технологии и при полной занятости ресурсов, используемых исключительно на производимые цели. В данной ситуации производство ведется эффективно, рабочая сила используется полностью, производственные мощности загружены.

Развитие здравоохранения, рост затрат на медицинскую помощь ставят перед экономикой задачу оценить роль и эффективности этой отрасли в общественном производстве, а также требуют поиска путей достижения максимального эффекта при минимальных затратах всех видов ресурсов.

Понятие «эффект» подразумевает следствие каких-либо причин. Например, затрачивая экономические ресурсы на лечение больного врач получает эффект в виде выздоровления, либо улучшения состояния пациента.

Под понятием «эффективность» обычно понимается степень достижения конкретных результатов в соотношении с затратами. Так расчет экономической эффективности диспансеризации больных холециститом составляет (в среднем): в группе работающих – 5,49 р., а в группе неработающих – 2,49 р. Т.е. один рубль произведенных затрат на диспансеризацию предотвращает экономический ущерб в размере 5,49 р. и 2,49 р., соответственно, что указывает на достаточно высокую экономическую эффективность (Колядо В.Б., 1984).

С понятием эффективности близко соседствует результативность. Под результативностью понимается обычно степень достижения положительных итогов, вне связи с затратами на их осуществление. С этих позиций эффективность можно охарактеризовать как результативность в сопоставлении с затратами. Но высокая результативность может быть достигнута и за счет чрезмерных усилий и затрат, резко понижающих экономическую эффективность.

Эффективность и результативность медицинской помощи могут находиться в прямой и обратной взаимозависимости. Это связано с действием двух групп факторов:

1. Влиянием на исход лечения индивидуальных особенностей больного. Так при одинаковом лечении у разных больных может наблюдаться различный исход или когда для достижения одного и того же результата приходится нести разные затраты.

2. Различной оценкой эффективности на различных уровнях медицинской помощи. Назначив больному сильнодействующее и дорогостоящее лекарство, врач оценивает достигнутый положительный результат как полученный при минимальных затратах, хотя совокупные затраты больницы могут оказаться высокими, а эффективность лечения низкой.

Определение показателей эффективной деятельности здравоохранения, в условиях рыночной экономики, довольно сложная проблема, т.к. на различных уровнях оказания медицинских услуг могут превалировать свои приоритеты.

Эффективность отрасли здравоохранения выражается показателями, близкими к макроэкономическим: ее влиянием на сохранение и улучшение здоровья населения, снижением расходов на здравоохранение и социальное обеспечение, экономией затрат в других отраслях народного хозяйства, увеличением прироста национального дохода и пр.

Эффективность работы государственного медицинского учреждения будет определяться набором показателей, определяемых соответствующими органами здравоохранения.

На уровне частной медицинской организации эффективность ее работы чаще будет определяться размерами полученной прибыли (микроэкономический показатель).

Эффективность работы врача, работающего в медицинской организации, в-основном будет измеряться выздоровлением пациента или улучшением состояния его здоровья.

Расчет показателей может производится по следующим направлениям:

1. По виду эффективности (медицинская, социальная, экономическая, интегральная).

2. По уровню работы (врача, подразделений, организаций, отрасли здравоохранения, народного хозяйства).

3. По этапам или разделам работы (предупреждения, лечения заболевания, реабилитации).

4. По объему работы (лечебно-профилактические мероприятия, медико-социальные программы).

5. По затратам экономических ресурсов.

6. По способу измерения результатов через экономию ресурсов и снижение затрат, по результату (конечному или дополнительному).

7. По форме показателей (здоровья населения, трудовых затрат, стоимостные показатели и пр.).

В отечественной литературе по управлению здравоохранением принято выделять три основных вида эффективности: медицинскую социальную и экономическую


Под медицинской эффективностью понимают степень достижения медицинского результата, рассчитываемую по формуле:

Врач, проводя лечение больного, добивается его выздоровления или улучшения состояния здоровья и сравнивает имеющееся состояние здоровья с бывшим до лечения. На уровне организаций здравоохранения и отрасли в целом, медицинская эффективность может измеряться множеством специфических показателей здоровья населения (удельный вес излеченных больных, уменьшение случаев превращения острых заболеваний в хроническую форму, снижение уровня заболеваемости и пр.).


Социальная эффективность – это степень достижения социального результата, рассчитываемая по формуле:

В отношении конкретного больного – это возвращение его к труду и активной жизни в обществе, а также удовлетворенность медицинской помощью. На уровне отрасли здравоохранения - это можно рассматривать, как увеличение продолжительности предстоящей жизни населения, снижение уровня показателей смертности и инвалидности, а также удовлетворенность общества в целом системой оказания медицинской помощи.

Несмотря на то, что существуют устойчивые словосочетания «медицинской и социальной эффективности», на наш взгляд они больше относится к понятию «результативность», т.к. здесь достигнутые положительные результаты рассматриваются вне связи с затратами на их осуществление. Для того чтобы оценить эффективность работы с больными, т.е. степень достижения конкретных результатов, нужно в каждом конкретном случае планировать реально достижимый результат, т.е. разрабатывать эталоны, или стандарты для каждой организации, с учетом ее особенностей.

 
 

Экономическая эффективность – это соотношение экономической выгоды, полученной в результате внедрения каких-либо лечебно-профилактических мероприятий, с затратами на их осуществление. Она рассчитывается по формуле:

Расчет экономической эффективности связан с поиском наиболее выгодного использования имеющихся ресурсов. Этот показатель является ключевым звеном в оценке функционирования системы здравоохранения, а также экономическим обоснованием проведения мероприятий направленных на охрану здоровья населения.

Экономическую эффективность в отрасли здравоохранения можно рассматривать в двух направлениях: с точки зрения эффективности использования различных видов ресурсов и с точки зрения влияния здравоохранения на развитие общественного производства в целом.


При оценке экономической медицинской помощи часто используется показатель соотношения затрат, вычисляемый по формуле:

Для оценки качества работы врача, подразделения и лечебно-профилактического учреждения можно использовать коэффициент интегральной эффективности, вычисляемый по формуле:

Ки = Км х Кс х Кз, (5)

где Ки – коэффициент интегральной эффективности; Км – коэффициент медицинской эффективности; Кс – коэффициент социальной эффективности; Кз – коэффициент соотношения затрат.

Заболеваемость населения, а также смертность в работоспособном возрасте приносит значительный ущерб государству. Большие деньги затрачиваются на лечение заболеваний, выплату пособий по временной нетрудоспособности и пенсий по инвалидности, что можно считать прямым экономическим ущербом. Но не менее значимым (а иногда и более) является косвенный экономический ущерб – экономические потери, связанные со снижением производительности труда, невыпущенной продукцией и снижением национального дохода на уровне народного хозяйства в результате болезни, инвалидности или преждевременной смерти. Работник, утративший трудоспособность, не производит общественный продукт, а государство затрачивает на него свои ресурсы в форме пособий, пенсий, медицинского обслуживания и пр. Исследования, проведенные В.Б. Колядо (1984) показывают, что только заболеваемость холециститом приводит к тому, что в стране ежегодно теряется около 5,5 тыс. рабочих дней, в которые товары и услуги не производится, а значит, теряется национальный доход.

Одной из приоритетных задач здравоохранения является снижение ущерба, наносимого государству заболеваемостью и смертностью населения. Его уменьшение может быть вызвано применением действенного комплекса медицинских мероприятий.

Подходы к поиску экономической эффективности здравоохранения основываются, в-основном, на определении стоимости отдельных видов медицинской помощи и их сопоставлении с величиной ущерба, наносимого теми или иными заболеваниями. Экономический эффект находится как разница между экономическим ущербом наносимым заболеваемостью или смертностью до и после применения лечебно-профилактических или организационных мероприятий. Различают прямой и косвенный экономический эффект. Прямой экономический эффект обусловлен улучшением методики лечения или организации мероприятий, ведущих к их удешевлению. Так, применение более дешевых и эффективных методов диагностики и лечения позволяет снизить стоимость лечения больного, а внедрение новых форм организации труда медицинских работников и оказания медицинской помощи (отделение сестринского ухода, стационар на дому, дневной стационар) ведет к экономии коечного фонда, а, следовательно, и, затрат. Косвенный экономический эффект – это результат улучшения профилактики и лечения, ведущий к уменьшению затрат и к снижению экономического ущерба государства.

Особенность здравоохранения заключается в том, что ряд лечебно-профилактических мероприятий могут быть экономически невыгодны, однако этические принципы требуют достижения медицинского и социального эффекта. Так, при организации лечения больных с умственной отсталостью, может наблюдаться медицинский и социальный эффект, но экономический эффект будет явно отрицательным.

Несовпадение значений медицинской и экономической эффективности ставит вопрос о приоритете этих показателей (Ф.И. Кадыров, 1995). По мнению ряда авторов только экономическая эффективность не может служить критерием в таком деле как охрана здоровья, где должны быть использованы все средства для выздоровления человека, вне зависимости от их стоимости. На наш взгляд такой подход не всегда правомочен, т.к. сам набор средств, доступных для лечения конкретного больного не безграничен. Он определяется, в первую очередь, технологической оснащенностью лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ), обеспеченностью медикаментами, что зависит от его финансовых возможностей, которые, также ограничены. В реальных условиях для достижения максимальной медицинской эффективности необходимо сопоставлять затраты применяемых технологий с результатом лечения пациента (В.А. Толмачев 2001).

В связи с вышесказанным нужно понимать, что интересы лиц, участвующих в оказании медицинских услуг бывают различными, а показатели эффективности разграничены на различных уровнях. Конкретного медицинского работника часто интересует не гипотетическая народнохозяйственная эффективность и даже не эффективность работы организации, где он работает, а эффективность его собственных затрат. Поэтому он часто старается их минимизировать – заменить собственный труд материальными ресурсами ЛПУ (препаратами, оборудованием и др.). При этом его не всегда волнует насколько увеличатся затраты медицинского учреждения, где он работает. Частную медицинскую организацию интересует, прежде всего, собственная эффективность и минимизация тех затрат, которые она несет, и ее не особенно беспокоят потери, которые несет общество от снижения качества здоровья (оплата больничных листков, не выпущенная продукция и упущенная прибыль предприятий). При этом на уровне частных медицинских организаций экономическая эффективность будет являться наиболее определяющей, т.к. затраты на их функционирование покрываются, в-основном, из кармана их собственников, которые будут больше заинтересованы в достижении собственной экономической эффективности. Отрасль здравоохранения интересует своя эффективность. Общество же в целом, интересует все проблемы, связанные со здоровьем людей. Поэтому расчеты показателей эффективности нужно проводить применительно к тем или иным моментам и увязывать их в целом.

Большой интерес представляет анализ эффективности последовательных затрат труда медицинских работников. Наиболее эффективными являются затраты труда на уровне профилактики заболеваний или на уровне, обеспечивающем перелом в ходе болезни. Последующие затраты хоть и способствуют ускорению выздоровления, но уже не являются столь эффективными, как первоначально.

Представление об экономической эффективности медицинских мероприятий позволяет получить информацию о затрачиваемых средствах, что, в свою очередь, поможет более точно определить нормативы финансирования, а изучение эффективности отдельных медицинских мероприятий позволяет определить экономически наиболее выгодные программы для борьбы с болезнями.

В литературе по экономике здравоохранения указывается, что вклад здравоохранения в экономику общества особенно проявляется при ликвидации или значительном снижении заболеваемости инфекционными заболеваниями. Еще в начале 60-х г. во ВНИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко был подсчитан экономический ущерб от заболеваемости полиомиелитом и дифтерией, наносимый экономике страны (стоимость медицинского лечения, потери от инвалидности, преждевременной смерти, и т.д.). После этого был создан Институт полиомиелита и вирусных инфекций, разработаны вакцины и началась массовая вакцинация населения. Затем был подсчитан ущерб от полиомиелита и дифтерии через 5 лет (остаточная заболеваемость после проведения массовой вакцинации). Затраты на создание Института полиомиелита и вирусных инфекций, разработку и производство вакцин, массовую вакцинацию и пр. составили 92 млн.р. в ценах того времени. Экономический эффект в результате снижения заболеваемости полиомиелитом, составил 3,9 млрд. р., а дифтерией – в 1,8 млрд. р. Экономическая эффективность от снижения заболеваемости полиомиелитом составила 42 р. на 1 р. затрат, а дифтерией – 37 р. на 1 р. затрат.

Критерии экономической эффективности – наряду с медицинской и социальной эффективностью –помогают установить очередность проведения тех или иных мероприятий в условиях ограниченных ресурсов. По мнению ряда авторов, деньги необходимо вкладывать в первую очередь в борьбу не с теми болезнями, которые в данное время приносят наибольший ущерб, а с теми, где вложенные деньги приводят к наиболее быстрому экономическому эффекту. Так, в США экономические потери в связи с новообразованиями в несколько раз превышают ущерб, вызванный туберкулезом, однако считается, что в настоящее время все-таки более целесообразно расходовать больше средств на борьбу с туберкулезом.

Большое значение имеет повышение эффективности медицинских мероприятий, которые направлены на снижение или предупреждение случаев заболеваемости с временной и стойкой утратой трудоспособности, а также смерть в работоспособном возрасте или до его наступления. Такие потери значительны и представляют собой серьезный экономический ущерб для общества.

Существуют методики оценки экономического эффекта сохранения жизни ребенка, снижения частоты абортов, сокращения сроков пребывания в стационаре, внедрения новых медицинских технологий и пр. Часто оценка экономической эффективности проводимых медицинских мероприятий определяется следующими основными моментами:

· соизмерением объемов финансирования и объема медицинских мероприятий.

· выявлением сравнительной эффективности различных методик лечения.

· окупаемостью затрат.

Существует ряд методик, позволяющих определить эффективность того или иного мероприятия. Их, укрупнено, можно разделить на две группы:

1. Сопоставляющие экономические результаты с затратами.

2. Сопоставляющие различные медицинские мероприятия между собой.

Анализ экономической эффективности проводятся с целью облегчения выбора между альтернативами использования ресурсов. Необходимо понимать, что ценой оказания той или иной медицинской помощи являются не деньги, потраченные на нее, а та медицинская помощь, которую можно было бы оказать, используя эти деньги другим образом (альтернативные издержки).

Существует три основных типа экономического анализа: «затраты-эффективность» (в т.ч. и его частный случай – анализ минимизации затрат), «затраты-полезность» и «затраты-выгода».

Главная цель анализа «затраты-эффективность» – сравнение затрат на единицу эффекта, получаемого в результате реализации программы. При этом эффект может быть выражен в любых единицах (но одинаковых для сравниваемых альтернатив) – например, в сохраненных годах жизни пациента, снижении артериального давления (в мм. рт. ст.), сокращении числа дней нетрудоспособности и т.п. Возможно сравнение как близких программ (разных методов лечения одного заболевания), так и очень разных (используя в качестве меры результата число сохраненных лет жизни, так, можно сравнивать, например, пересадку почек и сердечную хирургию, так как оба вмешательства приводят к продлению жизни пациента). Метод применим в тех случаях, если все сравниваемые программы приводят к одной четко выделенной цели (например, сокращению срока нетрудоспособности), либо все альтернативные программы имеют несколько одинаковых целей. При этом количественно как затраты, так и результаты программ могут различаться. В частном случае, когда результаты программ совершенно идентичны, анализ «затраты-эффективность» сводится лишь к сравнению затрат. Такой анализ называют «анализом минимизации затрат» и он выполняется как для окончательных результатов лечения (улучшение состояния здоровья), так и для промежуточных результатов (повышение точности диагностики).

Анализ «затраты-полезность» затрагивает только окончательные результаты. Здесь для оценки результата используется единая для всех программ мера – годы жизни с учетом качества (Quality Adjusted Life Years – QALY). Значение QALY получают умножением выигранных лет жизни на коэффициент, называемый полезностью (utility) и изменяющийся в пределах от 0 (смерть) до 1 (полное здоровье) в зависимости от состояния больного. Данный анализ имеет направленность на качественную сторону медицинского эффекта. Затраты сопоставляются с увеличением QALY – показателя, учитывающего как количества продленных лет жизни, так и ее качественных характеристик. Учет полезности состояния может существенно изменить результат анализа. Например, в отношении выживания и продолжительности лечения химиотерапия при меньших затратах столь же эффективна, как радиотерапия, и потому, казалось бы, должна иметь предпочтение. Однако измерение полезности показало, что химиотерапия вызывает большее количество неблагоприятных побочных явлений, и с учетом качества жизни является менее предпочтительной, чем радиотерапия.

При таком подходе наиболее важным становится вопрос измерения показателей полезности. Получение значений полезности для каждого состояния здоровья в анализе «затраты-полезность», может осуществляться через экспертные оценки, оценки на основании литературных данных и оценки по мнениям пациентов. Данный анализ сопряжен со сложностями, обусловленными трудностью введения коэффициентов полезности и их измерения (так как полезность у различных людей может быть различной).

Анализ «затраты-выгода». В некоторых случаях, когда результат можно выразить в денежном измерении (например, при сокращении дней нетрудоспособности), разнородные программы удобнее оценивать при помощи анализа «затраты-выгода». В таком анализе результаты измеряются при помощи денежной выгоды, которая сравнивается с затратами на реализацию программы. Для этого необходимо перевести такие эффекты, как число дней нетрудоспособности, которых удалось избежать, обретенные годы жизни, отсутствие осложнений и т.п. в их денежный эквивалент. Это не всегда легко, но для некоторых типов эффектов часто бывает не только приемлемо, но и возможно.

Результаты такого анализа можно выразить либо в форме отношения денежных затрат к денежной выгоде, либо в виде простой суммы (возможно, отрицательной), выражающей прибыльность (или убыточность) одной программы относительно другой.


1. Что такое «производство»?

2. Охарактеризуйте понятие «издержки»?

3. Дайте понятие «альтернативных издержек».

4. Объясните закон возрастающих вмененных издержек.

5. Дайте характеристику внешним или явным издержкам.

6. Дайте характеристику внутренним или скрытым издержкам.

7. Дайте характеристику экономическим издержкам.

8. Дайте понятие амортизации.

9. Охарактеризуйте понятие «постоянные издержки».

10. Охарактеризуйте понятие «переменные издержки».

11. Охарактеризуйте понятие «валовые издержки».

12. Охарактеризуйте понятие «предельные издержки».

13. Охарактеризуйте «эффект масштаба».

14. Охарактеризуйте «эффект убывающей отдачи».

15. Что такое точка безубыточности?

16. В чем различие валовой и чистой прибыли.

17. Чем определяется производительность труда?

18. В чем проявляется эффективность разделения труда и специализации ресурсов?

19. Охарактеризуйте основные виды эффективность здравоохранения.

20. В чем состоит проблема сочетаемости эффективности работы врача, организации, в которой он работает и отрасли здравоохранения, в целом?

21. Охарактеризуйте тип экономического анализа «затраты-эффективность».

22. Охарактеризуйте тип экономического анализа «затраты-полезность».

23. Охарактеризуйте тип экономического анализа «затраты-выгода».

 

 


 

Помимо основных вопросов экономики (Что? Как? Для кого?) существует еще один немаловажный экономический вопрос: кто обладает экономической властью, т.е. кто собственник? Иначе говоря, за чей счет будет осуществляться производство, и кому будут принадлежать его результаты.

С проблемами собственности мы сталкиваемся ежедневно, и в основе множества конфликтов лежит неумение или нежелание провести границу между понятиями «мое» и «чужое». Результатом неопределенного понятия «наше», которое было одним из ключевых в политэкономии социализма, чаще всего является бесхозяйственность.

Важно различать право собственности и отношения собственности, позволяющие контролировать использование ресурсов и распределять возникающие из этого затраты и выгоды. Право собственности выражает отношение человека к вещи как к своей или как чужой. Отношения собственности – это возможность присвоения и отчуждения различных благ. Вещью можно владеть на праве полной или частичной собственности, а можно пользоваться, не будучи ее собственником и получать от этого какие-либо блага. Отношения собственности становятся эффективными, когда она приносит доход. Их можно представить как два полюса, на одном из которых – частная собственность, а на другом – общественная собственность. Отношения частной собственности строятся на обособленном присвоении факторов и результатов производства, а общественной – на совместном присвоении

 
 

В рыночной экономике существует предпринимательство (бизнес) – производство товаров и услуг за счет ресурсов принадлежащих обособленным экономическим единицам в целях получения прибыли. Оно может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. Различают государственное, частное и смешанное предпринимательство (Рис.4.1).

Рис. 4.1. Три способа предпринимательства

Государственное предпринимательство – это форма экономической деятельности от имени предприятия, учрежденного государственными органами управления, уполномоченными управлять государственным имуществом (государственное предприятие) или органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).

Частное предпринимательство – форма экономической деятельности от имени предпринимателя или предприятия, учрежденного физическим или юридическим лицом (лицами).

Смешанное предпринимательство – это форма экономической деятельности от имени предприятия, совместно учрежденного государственными органами управления и физическими или юридическими лицами.

Государственное предпринимательство, как правило, не может осуществляться также эффективно, как и частное. Это убедительно доказывает 70-ти летний опыт существования СССР. Основная причина – та, что предпринимательские функции всегда осуществляет конкретный человек. В частном секторе экономики предпринимательские функции реализовывают люди, имеющие личную заинтересованность и вложившие свои ресурсы в развитие дела. В государственном секторе экономики предпринимательские функции выполняют люди назначаемые, формально выполняющие свои обязанности и зачастую не имеющие качеств лиц, занятых в частном секторе. Мы (С.А. Столяров, 2002) считаем, что эффективному управлению государственными организациями мешает ряд существенных моментов: во-первых, их руководители не вкладывают собственных денег в развитие возглавляемых ими структур, а поэтому не боятся их потерять; во-вторых, руководители ЛПУ, имея возможность перераспределять финансовые потоки, иногда делают это в свою пользу; в-третьих, т.к. «кресло» руководителя не вечно и он легко может быть заменен другим, что мотивирует сегодняшнего руководителя ЛПУ выкачивать из подведомственного ему учреждения максимально возможное количество денег и не вкладывать их в его развитие

Отсутствие эффективного собственника, готового вкладывать свои деньги, в развитие медицинского учреждения резко снижает результативность его работы. Поэтому, государству лучше не браться за осуществление непосредственных предпринимательских функций, а создавать условия для эффективной работы частного предпринимательства. Часто государство вынуждено осуществлять предпринимательские функции (строительство больниц, дорог и пр.), но эти функции чаще всего связаны с созданием требуемой инфраструктуры, а не производства.

Предпринимательство предполагает осуществление непосредственных производительных функций (производство товара или услуги) и посреднических функций (продвижение товара на рынок, в т.ч. продажа медикаментов, путевок в санаторий, и пр.).

Предприниматель – собственник создаваемых им структур, он может владеть как полностью всем предприятием или его частью. Он несет ответственность за дела фирмы и в случае неудачи может потерять вложенные деньги, а в случае успеха – преумножит свои богатства. Предприниматель может сам управлять деятельностью своей фирмы или нанять менеджера – профессионального наемного управляющего, имеющего специальную подготовку и обычно свободного от собственности на средства производства. Поэтому руководитель государственного ЛПУ хотя и реализует предпринимательские функции, но не является предпринимателем, т.к. он управляет ресурсами, лично ему не принадлежащими, и, по своей воле, не может осуществлять производство медицинских услуг, а выполняет указания собственника имущества. Здесь больше подходит определение «менеджер» – наемный профессиональный управляющий, обычно свободный от собственности на средства производства.

Слово «предприниматель» является производным от слова предпринять (что-либо сделать, организовать, заключить договор и т.д.) в соответствии с намеченной целью – получение прибыли. В словаре русского языка С.И. Ожегова предприниматель это капиталист, владеющий предприятием или крупный предприимчивый человек, делец.

Зарождение современного предпринимательства относят к концу XVIII – началу XIX вв. Предпринимателями называли лиц, вложивших свои средства в создание какого-либо предприятия. Возможности первых предпринимателей были ограничены суммой, вкладываемой в развитие предприятия, а первоначальный капитал, по своему происхождению, часто связывался с разбоем и грабежом. Здесь можно провести аналогию с капиталом сегодняшних российских предпринимателей. В начале 90-х годов в период «перестройки» появились первые кооперативы в СССР, которые могли приобретать в собственность производственные ресурсы и использовать их для выпуска товаров и услуг, а также для своего обогащения. Но для дальнейшего развития своего предприятия требовались денежные средства, а после 70 лет Советской власти у граждан они имелись в недостаточном количестве, поэтому началось перекачивание государственных денег в частные карманы. Некоторые предприниматели, пользуясь своими связями и прямым подкупом, брали кредиты в банках, а затем их не возвращали и такие банки становились банкротами.

На смену ограблению банков пришла криминальная схема выкачивания денежных средств у населения. Пользуясь отсутствием экономических знаний у россиян, стали создаваться так называемые «финансовые пирамиды» типа «МММ», которые предлагали гражданам огромные проценты на их вклады в эти структуры. Выплаты первых дивидендов по этим вкладам действительно осуществлялись, но за счет денег других вкладчиков. Потом критическая масса накапливалась, выплачивать было нечего, и предприятие закрывалась, а деньги оседали в карманах учредителей. Ряд фирм, таких, как «АВВА» («Автомобильный Всероссийский Альянс») собирали ваучеры и денежные средства в обмен на свои акции, сулившие большие доходы, но которые не выплачивались, акции оказывались ничем не обеспеченными, продать их было невозможно, в результате чего люди оказывались обманутыми.

Чтобы предприниматель мог осуществлять свои функции, ему нужен инструмент – фирма – это организация, использующая ресурсы для осуществления своей деятельности, с целью получения прибыли, в ее состав входят: земля, здания, сооружения, оборудование, сырье, материалы, фирменные и торговые знаки и т.д. Фирма – основной агент рыночной системы любого современного государства. Часто понятия «фирма» и «предприятие» отождествляются (хотя в состав фирмы может входить несколько предприятий). В российской юридической практике оперируют термином «предприятие». Согласно Ст. 132 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ), предприятие – это имущественный комплекс, используемый его собственником для осуществления предпринимательской деятельности.

Предприятие является, юридическим лицом, в отличие от граждан – физических лиц. Юридическое лицо – это организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, могущая от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо обязательно имеет учредителя (участника), который и создает его. Юридическое лицо имеет свой устав, в котором оговорены его основные цели и задачи; учредительный договор (если количество учредителей больше одного), в котором оговариваются основные моменты, связанные с владением организацией; счет в банке; печати, штампы и прочие атрибуты, оговоренные в ГК РФ.

Все формы ведения финансово-хозяйственной деятельности можно разделить по нескольким признакам представляющим совокупность организационных признаков, особенностей взаимодействия учредителей, собственников имущества и их ответственности:

1. По организационно-правовым формам:

1. Предприниматель без образования юридического лица.

2. Хозяйственные товарищества и общества.

3. Производственные кооперативы.

4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

5. Некоммерческие организации:

2. По правам учредителя (участника) в отношении имущества либо обязательственным правам.

Так как учредители (участники) наделяют имуществом юридическое лицо, то они имеют определенные права в его отношении.

1. Вещные права на имущество имеет учредитель (участник), передавший юридическому лицу имущество (во владение, пользование и распоряжение), но продолжающий оставаться его собственником. Он также признается собственником всего того, что юридическое лицо приобретет в дальнейшем, в процессе своей деятельности. При ликвидации юридического лица его учредитель (участник) получает все, что останется после расчетов с кредиторами. Такая модель используется в государственных и муниципальных унитарных предприятиях, а также в учреждениях финансируемых собственником.

2. Учредители (участники) хозяйственных товариществ и обществ, а также производственных кооперативов передавая юридическому лицу, соответствующее имущество утрачивают на него вещные права. Не имеют они вещных прав и на имущество, приобретенное самим юридическим лицом, которое – собственность последнего. Но, утрачивая вещные права, учредитель (участник) приобретает обязательственные права – права требования к юридическому лицу (право получать дивиденды, а также определенную долю стоимости имущества при выходе из бизнеса и пр.). В случае ликвидации юридического лица его имущество распределяется между учредителями (участниками) соответственно их долям.

3. Учредители (участники) общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов) не имеют ни имущественных, ни обязательственных прав в отношении этих юридических лиц. Передавая в собственность юридического лица имущество, они, как правило, лишаются возможности вернуть его себе в дальнейшем. После ликвидации такого юридического лица их учредители (за некоторым исключением), никаких прав на имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, не получают.

3. По отношению к основной цели своей деятельности:

Если основной целью деятельности организации является извлечение прибыли, то такая организация своей является – коммерческой (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия).

Если организация не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между учредителями, она признается – некоммерческой (общественные и религиозные организации, ассоциации, союзы, фонды, потребительские кооперативы, учреждения и пр.).

4. По степени ответственности за результаты деятельности (ограниченной и неограниченной). Ограниченная ответственности подразумевает, что лица, вложившие средства в организацию, несут ответственность по ее обязательствам только в пределах своих вкладов. Неограниченная ответственность подразумевает, что лица, вложившие средства в организацию, несут ответственность по ее обязательствам всем своим имуществом.

Наиболее распространенной формой ведения бизнеса является единоличное владение фирмой (так в США действует около 70% таких фирм), но по суммам полученной прибыли в экономке страны (около 70%) лидируют фирмы-корпорации.

Основные формы предпринимательства в РФ приведены на Рис. 4.2.

I. Предприниматель без образования юридического лица.

Согласно ст.23 ГК РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Это самый дешевый способ ведения бизнеса, к нему могут относиться мелкие массажные и стоматологические кабинеты, врачебная практика,
аптеки, принадлежащие одному хозяину, управляющиеся им и приносящие ему всю прибыль.

Рис. 4.2. Организационно- правовые формы предпринимательства в РФ

Преимущества: не требует больших капитальных вложений; самостоятельно определяются цели и задачи бизнеса, его организационная структура и порядок использования прибыли; имеется возможность применения упрощенной формы налогообложения, учета и отчетности; в некоторых случаях – применение налоговых льгот (например, для фермерских хозяйств).

Недостатки: успех полностью зависит от решений, принимаемых одним человеком и в случае их неадекватности возможен крах бизнеса; финансовые вложения в фирму ограниченны денежными возможностями одного человека, что вызывает сложность в получении банковского кредита; владелец предприятия отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом в случае неплатежеспособности (ст. 24 ГК РФ). При этом если гражданин, осуществляет предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, он не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем.

II. Хозяйственные товарищества и общества.

Это юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с уставным (складочным) капиталом, вносимым их учредителями (участниками), который разделен на доли (вклады). Уставный капитал предприятия определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

2.1. Хозяйственные товарищества создаются в форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества).

2.1.1. Полное товарищество состоит из т.н. полных товарищей, вносящих свой пай и участвующих в управлении предприятием. Как правило, каждый участник полного товарищества имеет один голос. Прибыль и убытки полного товарищества обычно распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам фирмы.

2.1.2. В товариществе на вере (коммандитном товариществе), наряду с полными товарищами, имеется один или несколько вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, только в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности (не участвуют в управлении предприятием).

Преимущества: образование фирмы, в которой все участники, обычно давно знают друг друга по деловым качествам; прибыль и убытки распределяются между участниками пропорционально их долям в складском капитале; большая эффективность производственной деятельности и невозможность избежать личной ответственности владельцев фирмы; больший контроль над управлением предприятием со стороны собственников; меньший риск (по сравнению с хозяйственными обществами) потери вкладчиками денежных средств.

Недостатки: т.к. полные товарищи солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества (ст. 75 ГК РФ) может наступить такой момент, когда один полный товарищ будет вынужден оплатить все долги фирмы, если у других полных товарищей не окажется личного имущества; полные товарищи к моменту регистрации должен внести не менее ½ части своего вклада, а остальную часть – в сроки, установленные учредительным договором (при невыполнении этого участник обязан уплатить товариществу 10% годовых с невнесенной части вклада и возместить причиненные убытки).

Такие организационно-правовые формы, как товарищества распространены довольно мало. На наш взгляд это объясняется тем, что имеется повышенный риск потери имущества собственников таких предприятий, который никак не уравнивается действующим в настоящее время порядком налогообложения.

2.2. Хозяйственные общества.

2.2.1. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) учреждается одним или несколькими лицами. Уставный капитал фирмы разделен на доли, определенные учредительными документами. Размер уставного капитала – не менее 100-кратной величины минимального размера оплаты труда. Вклад участника ООО составляет его долю, согласно которой определяется размер прибыли. Участники общества пользуются, как правило, преимущественным правом покупки доли участника (ее части) пропорционально размерам своих долей. Если участники общества не воспользуются своим преимущественным правом, то доля участника может быть отчуждена (продана или передана) третьему лицу.

Это одна из наиболее распространенных форм создания предприятий в России. В области медицины в форме ООО обычно регистрируются небольшие предприятия, чаще принадлежащие одному владельцу или нескольким совладельцам (аптеки, стоматологические и массажные кабинеты, общие врачебные практики и пр.).

Преимущества: участники ООО несут ответственность в пределах стоимости внесенных ими вкладов и не отвечают своим личным имуществом по долгам ООО, а ООО не отвечает своим имуществом по долгам участника; возможно привлечение денежных средств членов ООО, а также других лиц через эмиссию облигаций;

Недостатки: возможная несовместимость интересов членов ООО; необходимость оплаченного уставного капитала до регистрации фирмы; возможность избежать личной ответственности владельцев фирмы при неэффективности производственной деятельности; возможное проведение сомнительной экономической политики наемными управляющими в личных интересах; ограничение числа участников до 50 чел.

2.2.2. Общество с дополнительной ответственностью учреждается одним или несколькими лицами. Оно похоже на ООО, но его уставный капитал разделен на доли определенные учредительными документами; участники общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. При несостоятельности одного из участников его ответственность по обязательствам общества обычно распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам.

Не очень распространенная форма регистрации предприятий, т.к. существует повышенный риск потери собственного имущества.

2.3. Акционерные общества (АО) обычно учреждаются несколькими лицами с целью привлечения денежных средств для реализации дорогостоящих проектов. В них уставный капитал разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Высший орган управления в АО – собрание акционеров, голосующих своими акциями, по принципу: одна акция – один голос.

Такая форма, как АО (в области медицины), свойственна крупным предприятиям, обычно принадлежащим нескольким совладельцам (фармацевтические фабрики, заводы по производству медицинской техники, оптовые фармацевтические фирмы, санатории, медицинские страховые организации и пр.).

Акции – ценные бумаги, выпускаемые АО без установленного срока обращения и удостоверяющие внесение ее владельцем доли в акционерный капитал (уставный фонд) общества. Акции могут давать их владельцу ряд прав: продавать их на рынке ценных бумаг; получать часть прибыли в виде дивидендов; участвовать в управлении АО.

Различают акции обыкновенные и привилегированные. Обыкновенные (простые) акции позволяют получить дивиденды (доходы на акцию), определяемые по итогам хозяйственной деятельности года; дают право голоса на собрании акционеров; в случае ликвидации общества дают право на получение части имущества АО, в соответствии с их долей. Привилегированные акции дают право на получение заранее установленных дивидендов, но, как правило, не имеют права участвовать в управлении АО; в случае ликвидации общества – получают заранее определенный дивиденд и (или) стоимость, выплачиваемую при ликвидации общества. Номинальная стоимость привилегированных акций не должна превышать 25% от уставного капитала общества.

АО делятся на открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО).

2.3.1. ОАО может проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и свободно их продавать, его участники могут распоряжаться принадлежащими им акциями без согласия других акционеров. Количество акционеров – не ограничено. Минимальный уставный капитал – не менее 1000-кратной суммы минимального размера оплаты труда.

2.3.2. ЗАО не может проводить открытую подписку на выпускаемые им акции, эти акции не могут обращаться на открытом фондовом рынке. Число акционеров в ЗАО не более 50 чел. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами ЗАО по цене предложения. Размер уставного капитала – не менее 100-кратной величины минимального размера оплаты труда.

Преимущества АО: эффективность в привлечении денежных средств (выпуск и продажа акций и облигаций); ответственность держателей акций (совладельцев АО) в пределах суммы, которую они заплатили за их приобретение; АО не отвечает своим имуществом по личным долгам участника; продажа акций не подрывает целостности АО, что дает возможность перспективного планирования; котировка акций на фондовом рынке позволяет их владельцу продать по цене выше, чем она была на момент приобретения.

Недостатки АО: расходы на эмиссию акций – выпуск их в обращение; двойное налогообложение – часть доходов АО, выплачиваемая в виде дивидендов держателям акций облагается налогом; в первый раз как часть прибыли АО (24%), а во второй раз как часть личного дохода владельца акций (6% от размера полученных доходов в виде дивидендов); вероятность конфликтов держателей крупных пактов акций при несовместимости их интересов; невозможность мелких акционеров влиять на политику и управление предприятием в целом; в случае принятия решения о невыплате дивидендов владельцам акций (или выплате их небольшого количества) их владельцы не получают должной отдачи от вложенных ими денежных средств; возможность избежать личной ответственности владельцев фирмы при неэффективности производственной деятельности; возможное проведение сомнительной экономической политики наемными управляющими или держателями большого пакета акций в личных интересах.

III. Производственные кооперативы (ПК) (артели).

Их члены (которых не должно быть меньше пяти) объединяются для производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка и сбыт какой-либо продукции, выполнение работ и услуг), основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении их имущественных паевых взносов.

Член ПК имеет право: участвовать в производственной и иной хозяйственной деятельности кооператива, а также в работе общего собрания членов кооператива (являющимся высшим органом управления) с правом одного голоса; получать долю прибыли ПК, подлежащую распределению между его членами, а также ликвидационную квоту; свободный выход из кооператива с получением своего пая; передавать свой пай другим лицам (как правило, с согласия членов кооператива).

Прибыль ПК распределяется между его членами, как правило, в соответствии с их трудовым участием, а между членами кооператива, не принимающими личного трудового участия в деятельности ПК, соответственно размеру их паевого взноса.

ПК является единственным собственником своего имущества и отвечает им по своим обязательствам. Деление его имущества на паи не приводит к созданию общей долевой собственности, а является лишь способом установления размера возможных требований члена ПК к самому кооперативу. Члены кооператива при утверждении его устава сами определяют принцип деления имущества на паи – поровну, в соответствии с трудовым участием, в их сочетании и т.п.

Члены ПК несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива. Кооператив не отвечает по обязательствам его членов. Обращение взыскания на пай члена кооператива по его личным долгам допускается лишь при недостатке иного имущества для покрытия таких долгов в порядке, предусмотренном уставом кооператива. При этом взыскание по личным долгам члена кооператива не может быть обращено на неделимый фонд кооператива.

Во многом образование ПК и их функционирование похоже на таковые в ООО и АО, хотя имеются и существенные отличия:

· член кооператива к моменту регистрации последнего обязан внести не менее 10% паевого взноса, а остальную часть в течение года с момента регистрации;

· кооператив не вправе выпускать акции.

В области медицины в форме кооперативов чаще регистрировались предприятия до 1995 г. (до введения в действие нового ГК РФ). В настоящее время кооператив, как организационно-правовая форма в медицине не достаточно удобна, и она регистрируется не очень часто.

IV. Государственные и муниципаль




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.227 сек.