Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Личность в психологии




 

В психологии существует множество определений личности. По мнению Л.И. Божович, личность- это индивид, достигший такого уровня развития, который позволяет ему управлять своим поведением и деятельностью. Под личностью понимается качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе общения и совместной деятельности. Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека - существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы.

Понятие личности тесно связано с понятием позиции и соотносимыми с ним понятиями социальной роли и социального статуса. Однако понятия статуса и роли не охватывают самой сути личности - способности человека как личности действовать свободно, самостоятельно и ответственно, т.е. выходить за пределы статусно-ролевых ограничений, нормативных предписаний. Как отмечал А. Н. Леонтьев, личность есть особое человеческое образование, которое не может быть выведено из его приспособительной деятельности. Личностное поведение - это поведение по собственному, свободному выбору. Личность - это субъект свободного социального действия или, "субъект поступания".

 

От понятия «личность» необходимо отграничивать понятия «индивид» и «индивидуальность». В понятие индивид включаются личностные, физиологические, психологические свойства, которые присущи конкретному человеку и всем людям (темперамент). Индивидуальность- совокупность признаков, которые отличают одного человека от других

Существуют разные подходы к определению структуры личности. В зарубежной психологии наблюдаются два преобладающих подхода к изучению личности: направленный на типологию личности (выявление и классификация типов личности, понимание личности как целостного образования, описание всей совокупности физических, физиологических, психологических, социальных особенностей людей) и на выявление и описание черт личности и их взаимовлияния.

В отечественной науке в личности выделяют три взаимосвязанных подструктуры: 1) внутрипсихическая подсистема - особенности психических познавательных процессов, нервной системы, эмоционально-волевой сферы, характер, темперамент, способности; 2) межпсихическая подсистема - особенности взаимодействия человека с окружающими, поведения; 3) надпсихическая подсистема - вклад, который человек своей деятельностью вносит в развитие других людей

Темперамент- устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности; те индивидуальные свойства, что в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. Свойства темперамента определяют: индивидуальный темп и ритм психических процессов; степень устойчивости чувств; степень волевого усилия.

Характер- индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях,; совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения, деятельности, общения и эмоционального реагирования. Необходимо разводить понятия темперамент и характер. Темперамент является природной и динамической основой характера, но формирование характера в большей мере зависит от социальных условий жизни человека, от особенностей его воспитания и обучения. Характер является относительно устойчивым образованием, под влиянием различных факторов он может изменяться: воспитание, самовоспитание, социальные условия и т.д.

Под способностями понимаются такие особенности человека, которые обеспечивают эффективное приобретение знаний, умений и навыков, также выполнение деятельности. Б.М. Тепловым были выявлены три характеристики способностей: 1. Способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2. они обеспечивают успешное выполнение деятельности; 3. способности не сводимы к сумме знаний, умений и навыков человека. Способности - это нестатичное образование, они изменяются и совершенствуются. В основе любых способностей лежат задатки- анатомо-морфологические и функциональные особенности организма человека, а также психофизиологические особенности. Например, человек с длинными пальцами может быть музыкантом, хирургом, вором-карманником и т.д. Следовательно, развитие тех или иных способностей зависит от условий жизни, воспитания и обучения. Важное значение для развития способностей играет мотивация. Человек с меньшими задатками и высокой мотивацией может достичь гораздо лучших результатов, чем- с низкой мотивацией и значительными задатками. Также в качестве показателей наличия способностей выступают: 1. темп продвижения в овладении деятельностью; 2. широта переноса формирующихся психических качеств; 3. соотношение нервно-психических затрат и конечного результата деятельности.

При системном анализе человеческого Я выделяют его уровни: конституциональный (физические, физиологические, психофизиологические особенности), ролевой (система ролей человека, специфика поведения и деятельности, установки, мировоззрение, социальная активность и т.д.), личностный (индивидуально-личностные черты).

Личность характеризуется направленностью и активностью. Направленность- это система преобладающих мотивов, целей, интересов, ценностных ориентаций человека. Она может быть различной: эгоистическая, деловая, общественная. У каждого человека должны присутствовать элементы различных направленностей, в этом случае можно говорить о гармоничной личности. Активность характеризует специфику отношения человека к миру, деятельности, общению.

В настоящее время разработано большое количество психодиагностических методик, направленных на изучение черт личности, особенностей отдельных личностных составляющих (темперамент, характер, способности), типологию личности. Одни из методик представляют собой тесты-опросники, включающие набор вопросов или утверждений с несколькими вариантами ответов; другие- проективные методики, они сложны для интерпретации исследователем, требуют специальной его квалификации.

Формирование личности и проявление ее качеств происходит преимущественно в малых группах. Малая группа это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием и находящихся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы находится в пределах 5 12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи принято выделять группы первичные, то есть наименьшие по размеру и далее не делимые общности, и вторичные группы, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп.

Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных, предложенное Э.Мэйо. Формальные группы - группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Неформальные группы - объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании.

В качестве одного из ведущих параметров развития малых групп большинство психологов выделяют групповую сплоченность, которую одни исследователи связывают с эмоциональной привлекательностью группы для ее членов, другие – с групповым согласием, общностью ценностной ориентации ее членов.

Предметом исследования психологии межгруппового взаимодействия являются психологические закономерности поведения и взаимодействия между людьми, обусловленные их принадлежностью к тем или иным социальным группам. Отличительной особенностью межгрупповых отношений является субъективность, пристрастность межгруппового восприятия и оценивания, которая проявляется в таких феноменах, как стереотипы и предрассудки. Примером этого может служить Внутригрупповой фаворитизм - тенденция оказывать предпочтение своей группе в противовес интересам другой или Внешнегрупповая дискриминация - тенденция к установлению различий в оценках "своей" и "чужой" группы в пользу "своей", которые являются заключительным звеном в серии когнитивных процессов, их неизбежность диктуется потребностью личности в позитивной социальной идентичности, необходимой для поддержания позитивного образа "Я".

Контрольные тесты:

1. Совокупность признаков, которая отличает одного человека от других, это:

а) индивид,

б) индивидуальность,

в) личность,

г) характер

2. Какая подструктура личности не выделяется отечественными психологами:

а) внутрипсихическая,

б) подпсихическая,

в) межпсихическая,

г) надпсихическая

3. Оособенности человека, которые обеспечивают эффективное приобретение знаний, умений и навыков, Называется:

а) мышление,

б) характер,

в) способности,

г) память

4. 4. Оптимальное количество человек в малой группе:

а) 3 – 30 человек.

б) 15 – 20 человек.

в) меньше 5 человек,

г) 5 – 12 человек

5. 5. К формальным малым группам нельзя отнести:

а) школьный класс,

б) студенческую группу,

в) приятельскую компанию,

г) сотрудников кафедры реабилитологии

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.