Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекции по оказанию психологической помощи




Практические задания для самостоятельной работы над материалом курса

Задание 1.

Опираясь на приведенные ниже характеристики, определите свой темперамент. Возможно, это будет сочетание нескольких типов.

Люди сангвинического типа общительны, открыты, активны, их эмоции проявляются ярко, они активно начинают деятельность, но невсегда доводят начатое до конца, могут быть непостоянными в привязанностях.

Для флегматиков характерно спокойствие, медленное включение в деятельность, малообщительность, трудности приспособления к новой обстановке и людям, устойчивость к длительным воздействиям, но необходимо помнить, что при длительном неблагоприятном воздействии отрицательные эмоции накопятся, и произойдет «взрыв» в виде агрессии, направленной на человека- источник этих эмоций.

Люди холерического типа вспыльчивы, нетерпеливы, крикливы, конфликтны, открыты, энергичны, активно берутся за дело и доводят его до конца, для них характерны резкие перепады настроения.

Меланхолики очень чувствительны к мнению и оценкам окружающих, ранимы, малообщительны, с трудом приспосабливаются к новой обстановке и людям, имеют очень ограниченный круг общения, склонны к самоанализу.

Обычно у конкретного человека наблюдается сочетание черт нескольких типов. Но есть противоположные типы темперамента, их черты невозможно обнаружить у одного человека: холерический и флегматический, сангвинический и меланхолический. Крайне редко встречаются люди с преобладанием черт только одного типа темперамента или всех сразу.

 

Задание 2.

Основываясь на типологии К. Леонгарда, приведенной ниже, определите свой тип личности.

Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Он часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У такого человека возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Привлекательные черты: энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Отталкивающие черты: легкомыслие, склонность к аморальным поступкам, повышенная раздражительность, прожектерство, недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Такие люди трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться. Привлекательные черты: серьезность, добросовестность, обостренное чувство справедливости. Отталкивающие черты: пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.

Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения они являются общительными, а в период подавленного — замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада — с дистимной.

Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко они занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной; неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.

Застревающий тип. Его характеризуют умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе. Особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.

Педантичный тип. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На работе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований, вместе с тем с охотой уступает лидерство другим людям. Иногда изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах. Отталкивающие черты: формализм, занудливость, брюзжание.

Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Привлекательные черты: дружелюбие, самокритичность, исполнительность. Вследствие своей беззащитности также нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.

Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль, обиды носят в себе, не «выплескивают» наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Привлекательные черты: обходительность, артистичность, способность увлечь других, неординарность мышления и поступков. Отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной, вместе с тем привязаны и внимательны к друзьям и близким. Привлекательные черты: альтруизм, чувство сострадания, хороший вкус, яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

Экстравертированный тип. Для данного типа характерна высокая контактность, у таких людей масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации, редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. В общении с друзьями, на работе и в семье часто уступают лидерство другим, предпочитают подчиняться и находиться в тени. Привлекательные черты: готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чем просят, исполнительность. Отталкивающие черты: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.

Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего, характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество; редко вступают в конфликты с окружающими, только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь; часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям. Привлекательные черты: сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Отталкивающие черты: упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих убеждений.

 

Задание 3.

Определите, какому типу людей (визуальному, аудиальному, кинестетическому) могут принадлежать эти высказывания.

 

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко постучит.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес в дали чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

 

Я посадила пойманную бабочку на ладонь и накрыла другой. Сначала бабочка затаилась, замерла, но потом я ощутила ее беспокойство, ее непреодолимое желание выбраться в открытое пространство. Ее прохладные шелковистые крылья задевали мою ладонь, и от этих легких касаний становилось мучительно стыдно… Я попыталась представить чувства этой бедной бабочки. Должно быть ей страшно и одиноко. Я распахнула свои ладони и выпустила ее, трепещущую и обескураженную, в мир, наполненный радостью бытия.

 

Задание 4.

Проанализируйте ниже приведенный материал и сделайте выводы о своих способностях.

Можно выделить уровни развития способностей:

1.задатки- есть предпосылки к развитию способностей, но они могут быть не реализованы;

2.способности среднего уровня- показатели эффективности деятельности несколько выше среднестатистического уровня;

3.одаренность- сочетание нескольких способностей, приводящее к показателям деятельности значительно выше среднего уровня;

4.талант- сочетание способностей, приводящее к оригинальности и новизне в деятельности;

5.гениальность- творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры.

 

Задание 5.

Используя тест, определите свой уровень эмпатии.

Инструкция испытуемому: «Тест содержит 33 утверждения. Если Ваши переживания, мысли, реакции соответствуют тем, что предложены в утверждении, то в бланке ответов против соответствующего номера, совпадающего с номером утверждения, подчеркните ответ «Да», а если они иные, то подчеркните ответ «Нет».

тест-опросник

1. Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди людей одиноко.

2. Люди преувеличивают способность животных понимать и переживать.

3. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.

4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.

5. Когда кто-либо рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.

6. Я считаю, что глупо плакать от счастья.

7. Я принимаю близко к сердцу проблемы моих друзей.

8. Порой песни о любви вызывают у меня сильные переживания.

9. Я сильно волнуюсь, если приходится сообщать людям неприятные для них известия.

10. На мое настроение сильно влияют окружающие меня люди.

11. Я считаю иностранцев «холодными» и бесчувственными.

12. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.

13. Я не расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.

14. Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.

15. По моему мнению, одинокие пожилые люди недоброжелательны.

16. Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь.

17. Слушая некоторые песни, я чувствую порой себя счастливым человеком.

18. Когда я читаю книгу (роман, повесть и т. п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.

19. Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь или переживаю, негодую.

20. Я могу не волноваться, даже если все вокруг волнуются.

21. Если мой друг или подруга начинают обсуждать свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

22. Мне неприятно, если люди вздыхают и плачут, когда смотрят кинофильмы.

23. Чужой смех меня не заражает.

24. Когда я принимаю решение, чувства других людей на меня, как правило, не влияют.

25. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.

26. Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяка.

27. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.

28. Глупо переживать то, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.

29. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.

30. Чужие слезы вызывают у меня раздражение, а не сочувствие.

31. Я очень переживаю, когда смотрю фильм.

32. Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг.

33. Маленькие дети плачут без причин.

обработка результатов

Чтобы получить индекс эмпатийности, нужно подсчитать количество ответов, совпадающих с «ключом». При совпадение ставьте балл.

Да 1, 5, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31
Нет 2, 3, 4, б, 11, 13, 15, 2ft, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33

 

Таким образом, индекс эмпатийности (Иэ) является суммой совпадений ответов по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «Да», и ответ «Нет». Для определения уровня эмпатических тенденций предлагается таблица 8 интерпретации индекса Иэ с учетом возраста и пола респондентов,

Таблица 8

Пол Уровни эмпатических тенденций
  высокий средний низкий
юноши 33 — 25 24 — 17 16 — 8
девушки 33 — 29 28 — 22 21 — 22

 

Задание 6.

Протестируйте себя, используя данный тест, и сделайте выводы о своем состоянии.

Риск депрессии

Постарайтесь искренне ответить на 20 вопросов о своем состоянии и самочувствии за последние 2-3 месяца. Варианты а - редко, б – иногда, в - часто, г - почти всегда.

1. Я чувствую себя уныло, тоскливо грустно.

2. По утрам я чувствую себя лучше.

3. Временами я ощущаю желание заплакать.

4. У меня плохой сон.

5. Я ем столько же, как обычно.

6. Мне нравится смотреть, разговаривать и общаться привлекательными женщинами (мужчинами).

7. Я теряю в весе.

8. У меня запоры.

9. Мое сердце бьется быстрее, чем обычно.

10. Я устаю без видимых причин.

11. Моя голова свежа, как обычно.

12. Мне легко делать привычные дела,

13. Я беспокоен(на), не могу долго оставаться на одном месте,

14. Я с надеждой смотрю в будущее.

15. Я более раздражителен, чем обычно.

16. Мне легко принимать решения.

17. Я ощущаю, что полезен, что во мне нуждаются. IS. Я ощущаю полноту жизни.

19. Мне кажется, что другим будет легче, если я умру.

20. Мне по-прежнему доставляет удовольствие то же, что и ]

 

Обработка результатов:

Суммируйте ответы на вопросы № 1, 3, 4, 7, 8, 9,10,13, 19

из расчета: а - 1 балл; б - 2; в - 3; г-4

и ответы на вопросы № 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20

из расчета: а - 4 балла; 6- 3, в - 2; г - 1.

Общая сумма до 50 баллов означает низкий риск деп 50—60 баллов — повышенный риск; 61 и выше — высокий риск i наличие депрессии.

 

Условия эффективного запоминания

Выявлено, что ярко эмоционально окрашенный материал запоминается лучше, чем тот, к которому человек относится безразлично. С этой особенностью связано такое свойство памяти- если при воспоминании информации у человека будут эмоции, близкие к тем, что были в момент запоминания, то процесс будет продуктивнее.

Интересным является открытый Б.В. Зейгарник эффект «прерванных действий», суть его в следующем: информация о не доведенных до конца действиях сохраняется лучше, чем о завершенных.

Считается, что при большом количестве повторений материал запоминается лучше. Однако необходимо обратить внимание на то, что более эффективным является повторение распределенное во времени, т.е. лучше повторить материал по четыре раза в течение трех дней, чем - двенадцать за один.

Обнаружено, что при запоминании больших рядов однородных объектов с включением в них разнородных, последние запоминаются лучше (например, если в ряду из тридцати слогов встретятся три числа, то числа запомнятся лучше).

Запоминание более эффективно, если оно целенаправленно, т.е. если человек ставит перед собой цель запомнить, и это связано с практической необходимостью.

Качество запоминания зависит от способа предъявления материала. Необходимо помнить, что в зависимости от ведущей системы приема информации, существуют различия в восприятии людьми информации: кто-то лучше запоминает зрительную информацию, кто-то слуховую, и это нужно учитывать при организации запоминания (использовать наглядность или проговаривать информацию вслух).

При запоминании текста большого объема, его необходимо логически структурировать: разделить на небольшие фрагменты, составить план, маркером подчеркнуть ключевые моменты, можно использовать иллюстрации. Сначала необходимо постараться запомнить общий смысл текста и попытаться его пересказать, затем заучивать его по частям, периодически возвращаясь к предыдущим, их пересказывая, в конце необходимо повторить весь текст целиком. Нужно обратить внимание на то, что похожий материал, заучиваемый подряд, смешивается, поэтому не рекомендуется школьникам и студентам учить друг за другом, например, историю России и обществознание.

Исследователями обнаружено, что продуктивность памяти напрямую зависит от максимального задействования её видовых компонентов. Чтение вслух, конспектирование, проговаривание (вслух или про себя) повышают качество запоминания.

Эффективным является использование так называемых мнемотехнических приемов для запоминания не связанных логически элементов. В качестве примера таких приемов можно вспомнить всем известный способ заучивания последовательности цветов радуги (каждый охотник желает знать, где сидит фазан).

 

Некоторые конкретные приемы улучшения памяти

Прием, основанный на использовании образного мышления и воображения, направленный на быстрое и долговременное запоминание информации включает следующую последовательность действий:

мысленно связать запоминаемое с каким-либо хорошо известным и легко представимым в воображении предметом, этот предмет далее связать с каким-нибудь другим, который окажется под рукой именно тогда, когда нужно будет вспомнить запоминаемое;

оба предмета в воображении соединить каким-либо причудливым образом друг с другом в единый, фантастический предмет;

мысленно представить себе, как будет выглядеть этот предмет.

Прием, основаный на использовании ассоциаций в процессе запоминания применяется, если требуется запомнить текст, иностранные слова, доказательство теоремы и т.п. Изначально необходимо обозначить круг вопросов, вызывающих ассоциации («На что похоже это слово?», «Какое событие жизни напоминает этот текст?» и т.п.). Появление наибольшего количества связанных ассоциаций способствует эффективному запоминанию информации.

При необходимости запомнить не связанные между собой слова можно сделать следующее: представьте себе путь, по которому Вы постоянно ходите (на работу, на учебу), затем нужно мысленно на этом пути разместить предметы, связанные с запоминаемыми словами; в дальнейшем при мысленном прохождении по этому пути легко можно вспомнить все необходимое. Также полезно помнить, что материал, требующий запоминания, нужно повторять перед сном либо утром сразу после пробуждения.

Прием использования рисунков. При запоминании текста нужно постараться информацию представить в виде картинки, затем при повторении стараться не заглядывать в текст, а пользоваться этими изображениями.

Довольно широко распространенными в этом случае являются метод сходства-отличия, где в рисунках с большим или меньшим количеством деталей необходимо найти сходства и отличия; а также методика «разрезные картинки», направленная на поиск подходящих элементов для составления целостной картины.

 

 

 

Стресс – это те эффекты, которые вызваны воздействием стрессоров на организм человека.

 

Стрессор – некие требования приспособления (адаптации), предъявляемые средой.

 

В зависимости от размера негативной значимости и времени, требующемуся на адаптацию, различают следующие виды стрессов:

· Критические жизненные события;

· Травматические стрессы;

· Повседневные и хронические стрессы;

 

Стрессоры могут нарушать физическую, психическую или социальную целостность человека. Выделяют следующие стрессовые реакции:

· Эмоциональные;

· Поведенческие;

· Физиологически (гормональные, гемодермальные и т.д.);

 

Экстремальные ситуации являются мощным психотравмирующим фактором, способными вызвать у человека реакции, препятствующие эффективному приспособлению в создавшихся условиях, более того, эти реакции могут привести к ухудшению состояния человека. При этом все эти реакции являются адаптивными и в той или иной мере присутствуют у каждого человека, не прошедшего специальную тренировку.

 

 

Главными принципами оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате влияния чрезвычайных ситуаций являются:

1. Безотлагательность – помощь должна быть оказана в кратчайшие сроки, как можно быстрее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.