Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

V. Осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления




Конституция Российской федерации (ст. 15) устанавливает обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления соблюдать Конституцию и законы РФ. Кроме того, муниципальная власть, будучи самостоятельным уровнем публичной власти, тем не менее, не обладает суверенитетом: она самостоятельна лишь в рамках закона и в пределах заданной законом компетенции. Именно это и обуславливает существование функции государственного контроля в отношении органов местного самоуправления.

Основной целью государственного контроля в отношении органов местного самоуправления является недопущение государственными органами отклонений поведения объекта контроля (органов местного самоуправления) от заданных правовыми нормами правил, стандартов, нормативов, обеспечение стабильности государственного управления, реализации единой государственной политики.

Контроль реализуется как прямым вмешательством в сферу местного самоуправления, так и опосредованным путем. Различают также надзор, понимаемый как "суженный вид контроля", проявляющийся в формах судебного, административного, финансового надзора.

Осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, включает в себя:

контроль реализации переданных органам местного самоуправления государственных полномочий;

финансовый контроль, контроль межбюджетных отношений;

• прокурорский надзор;

государственную регистрацию устава муниципального образования;

• другие виды государственного контроля, включая контроль со стороны различных государственных ведомств и служб.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" федеральные службы осуществляют функции по контролю и надзору за исполнением органами местного самоуправления, их должностными лицами установленных (Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами) общеобязательных правил поведения, в установленных для этих служб сферах деятельности. К числу государственных органов, контролирующих соблюдение законности в системе местного самоуправления, следует также отнести Полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, Уполномоченного по правам человека.

Согласно ст. 21 Федерального Закона «О прокуратуре РФ, соблюдение Конституции РФ, исполнение законов органами местного самоуправления и их должностными лицами, а также соответствие издаваемых ими правовых актов законам - составная часть предмета прокурорского надзора.

Важнейшая гарантия обеспечения законности - надлежащая организация прокурорского надзора. Предметом прокурорского надзора в системе местного самоуправления является:

-исполнение законов органами местного самоуправления и их должностными лицами;

- соответствие законам их правовых актов;

-соблюдение прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Прокурор в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами местного самоуправления вправе применить следующие меры прокурорского надзора:

- Протест, который приноситься на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, издавшему этот акт, либо в вышестоящий орган, либо обращается в суд. При этом в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона.

- Представление об устранении нарушений закона направляется должностному лицу в целях предупреждения нарушения при наличии сведений о готовящихся противоправных действиях.

Одним из правовых инструментов контроля за законностью правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления является административный контроль. Однако необходимо отметить, что органы государственной власти и органы местного самоуправления не находятся в отношениях субординации, поэтому административный контроль может устанавливаться здесь только в определенных пределах.

Среди рычагов административного контроля органов государственной власти за законностью актов Муниципального образования, закрепленных в действующем законодательстве, можно выделить:

· Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. в ст. 21 (п.2) наделяет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации правом предлагать органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации, изданные ими правовые акты в случае, если они противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, а также правом обращаться по этому делу в суд. Указанное положение Федерального закона имеет несомненную практическую ценность: оно предоставляет возможность субъекту РФ наладить работу по проверке законности местного правотворчества. Этот контроль исполнительного органа государственной власти может быть более профессиональным, прагматичным и процедурно менее формальным, чем прокурорский надзор.

· Закрепление в действующем законодательстве необходимости регистрации устава муниципального образования. Федеральный закон относит установление порядка регистрации устава муниципального образования к полномочиям органов государственной власти субъекта Федерации.

Государственная регистрация придает официальному документу, самостоятельно принятого в муниципальном образовании обеспечивает меры его правовой защиты. Государственная регистрация призвана гарантировать соответствие устава конституции РФ федеральному и региональному, законодательству.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2173; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.