Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Территориальные основы местного самоуправления,

Одним из наиболее важных достижений Закона было введение понятия «муниципальное образование», которое определялось как населенная территория, в пределах которой осуществлялось местное самоуправление. Основными признаками муниципального образования были названы:

- осуществление на территории местного самоуправления,

- наличие муниципальной собственности, - местный бюджет и выборные органы.

Введение понятия «муниципальное образование» позволило отделить территориальную организацию местного самоуправления от административно-территориального устройства государства.

Таким образом, Закон 1995 года позволил создать различные типы муниципальных образований: сельские поселения, сельсоветы, волости, и др. При этом, субъектам РФ было дано право самостоятельно определять территории, на которых могут формироваться муниципальные образования.

В результате в субъектах РФ сложилось множество форм и моделей организации местного самоуправления.

2. в соответствие с территориальными основами определилась, Компетенция муниципальных образований и полномочия органов местного самоуправления

3. соответствие расходных полномочий муниципальных образований их доходным источникам экономическую базу местного самоуправления.

4. правовые основы для структуры органов местного самоуправления и их взаимодействия между собой, чтобы она давала оптимальные возможности для осуществления гражданином и населением муниципального образования своих прав на местное самоуправление.

5. гарантии участия граждан в осуществлении местного самоуправления, в том числе через развитие территориального общественного самоуправления, прямых форм участия граждан в осуществлении местного самоуправления.

6. механизмы контроля за деятельностью органов местного

самоуправления и должностных лиц местного самоуправления как со стороны населения, так и со стороны государства.

7.реальные механизмы ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления как перед гражданами, так и перед хозяйствующими субъектами, иными юридическими лицами, а также перед государством.

8.гарантии самостоятельности деятельности органов местного самоуправления по осуществлению своих полномочий.

Концепция Федерального закона 1995 года строилась исходя из буквального толкования нормы статьи 72 Конституции РФ о том, что установление общих принципов организации местного/самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъекты. Отсюда следовало, что федеральный закон устанавливал рамки для этих принципов, а более подробное регулирование системы местного самоуправления должен осуществить субъект РФ своими законами.

К сожалению, большинство субъектов РФ не выполнило задачу по развитию правового регулирования системы местного самоуправления, хотя формально, правовая база местного самоуправления на уровне большинства субъектов Федерации в основном была сформирована. Законы по вопросам организации местного самоуправления были приняты в 86 субъектах РФ, по вопросам муниципальной службы - в 64 субъектах РФ, по вопросам регистрации уставов муниципальных образований - в 73.

Однако законы субъектов РФ, изданные в большинстве своем через несколько лет после вступления в силу Федерального закона 1995 года, либо просто повторяли нормы данного закона, либо предлагали схемы организации местного самоуправления, не способствующие реализации конституционных целей.

Исходя и этого, основными причинами недостаточной эффективности Федерального закона 1995 года можно отметить следующие:

• Финансово-экономические основы местного самоуправления были сформулированы в законе в самом общем виде. Предполагалось, что они будут урегулированы другими федеральными законами, принятыми в развитие базового Федерального закона. Однако, Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» был принят только в 1997 году.

• Не были приняты федеральные законы, регулирующие порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, порядок передачи федеральной собственности в муниципальную собственность, основы формирования муниципального заказа.

• Территориальные основы местного самоуправления, предложенные Федеральным законом 1995 года, практика по их установлению, как и сама деятельность на их основе муниципальных образований, породили целую группу проблем в развитии местного самоуправления.

Таким образом, с одной стороны, Федерального закона от 28 августа 1995года №154ФЗ способствовал активному развитию местного самоуправления в России, с другой стороны, он породил множество проблем, приведших к дальнейшему совершенствованию правового поля в сфере местного самоуправления.

 

5.13. Финансовые основы местного самоуправления. Роль Федерального закона от 26 сентября 1997 года №126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ»

Вопрос об экономических и финансовых основах местного самоуправления в 1990-х гг.был одним из наиболее сложных и недостаточно урегулированных.

Несмотря на то, что общий принцип самостоятельности местных бюджетов неоднократно прописывался в Федеральном законе от 28 августа 1995 года и другом законодательстве, на практике не находил своего воплощения.

Основными недостатками сложившейся системы регулирования местных бюджетов на протяжении всего периода существования местного самоуправления в России было определение государством доходных источников местных бюджетов. Ежегодно предусматривались нормативы отчислений, что приводило к иждивенчеству местных властей и субъективизму со стороны органов власти субъектов РФ.

Очередной этап в усовершенствовании правового регулирования начался с принятия в 1997г. Закона №12б-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ»,

Законом устанавливались минимальные доли федеральных налогов, (подоходного налога, налога на прибыль, НДС, акцизов), которые должны были закрепляться за местными бюджетами. Однако эти доли закреплялись в среднем по субъекту РФ, что оставляло региональным властям значительную степень свободы при установлении нормативов отчислений для конкретных муниципалитетов.

Нормативы отчислений от федеральных налогов предусмотренные законом для местных бюджетов должны были закрепляться на постоянной основе. Дополнительные отчисления должны были устанавливаться на срок не менее 3-х лет.

Законом детально регулировались принципы и механизмы межбюджетных, отношений между регионами и муниципальными образованиями, в частности, предоставления финансовой помощи из специально созданного в региональном бюджете фонда финансовой поддержки муниципальных образований. Законом был определен порядок формирования и расходования средств. В соответствии с Законом местные финансы включают:

- средства местного бюджета,

- государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органом местного самоуправления,

- другие финансовые средства.

Формирование и исполнение местных финансов основывалось на принципах самостоятельной, государственной финансовой поддержки и гласности. Права собственника в отношении местных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Органы государственной власти РФ и органы власти субъектов РФ в соответствии с законом, содействуют развитию местных финансов в порядке, предусмотренном законодательством.

Собственными доходами местных бюджетов являлись:

местные налоги и сборы;

· другие собственные доходы местных бюджетов

· доли федеральных налогов и доли налогов субъектов федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе.

Межбюджетные отношения органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ основываются на принципах:

• взаимной ответственности;

• применения единой для всех муниципальных образований методологии, учитывающей их индивидуальные особенности;

• выравнивания доходов муниципальных образований;

• максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков;

• компенсации местным бюджетам в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти;

• повышения заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов местных бюджетов,

• гласности межбюджетных отношений. К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов закон относил:

- нормативные отчисления от регулирующих доходов;

- дотации и субвенции местным бюджетам;

- средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;

- средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджета субъектов федерации.

Бюджетное законодательство РФ включало Бюджетный кодекс РФ, федеральные законы на соответствующий год, законы субъектов федерации, нормативно правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах.

К компетенции органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений закон относил:

• установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, осуществление контроля за их выполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;

• составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;

• определение порядка направления в местные бюджеты доходов об использовании муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;

• определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

• предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

• определение порядка осуществления муниципальных заимствований;

• осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом (ст.9).

Однако, Закон 1997г. «О финансовых основах местного самоуправления в РФ»» не оправдал возлагавшихся на него надежд и после его вступления в силу, сохранилась практика ежегодного пересмотра нормативов отчислений от регулирующих налогов, а выделение финансовой помощи из фонда финансовой поддержки муниципальных образований часто не соответствовало законодательно установленным принципам.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Й этап (1993-1995 гг.) | Необходимость реформы местного самоуправления в России в начале XXI века
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.