Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные модели организации местного самоуправления




В соответствии с новой редакцией Федерального закона от 06.10.2003г. Л2131-ФЗ определено 5 основных моделей структуры органов местного самоуправления. Различие в моделях связано:

во-первых, с разделением муниципальных образований на разные типы (поселение, муниципальный район, городской округ);

во-вторых, с установлением различного порядка формирования и статуса органов и должностных лиц, т.е. с различным распределением их полномочий внутри муниципального образования.

 

Первая модель структуры, предусмотренная частью 3 статьи 36 Федерального закона для сельских поселений, отличается тем, что лицо, имеющее статус главы поселения, возглавляет одновременно представительный и исполнительный органы поселения, исполняя полномочия:

- главы муниципального образования (поселения),

-руководителя представительного органа,

- главы местной администрации (исполнительно-распорядительного органа).

Достоинство модели состоит в экономии бюджетных средств на заработной плате двух должностных лиц местного самоуправления, в сглаживании возможных конфликтов и противоречий между исполнительной и представительной властью в поселении, а также в учете дефицита квалифицированных кадров.

 

1 Кутафий О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Юристь, 1997.

 

Модель реализуется следующим образом: жители поселения на муниципальных выборах избирают представительный орган поселения» а глава поселения избирается:

а) либо всеми жителями поселения на муниципальных выборах.

б) либо депутатами из своего состава.

Не все сельские поселения обязаны иметь такую структуру органов. Но если жители и (или) представительный орган поселения посчитают ей приемлемой для своего поселения, в уставе сельского поселения должны появиться нормы, реализующую описанную модель, а значит предусматривающие тройное совмещение полномочий одним должностным лицом.

Такая модель организации муниципальной власти очевидно предпочтительна для небольших поселений.

Для крупных сельских поселений может быть выбрана любая другая из основных моделей, за исключением пятой.

Вторая модель структуры органов местного самоуправления, названа традиционной, т.к. она была достаточно распространенной до недавнего времени. Её суть стоит в том, что жители избирают на муниципальных выборах:

- представительный орган поселения (или муниципального образования другого типа);

- главу поселения.

Лицо, получившее полномочия главы поселения, становится и главой местного администрации, совмещая, таким образом, статус высшего должностного лица (политическая должность) и статус руководителя исполнительно-распорядительного органа (хозяйственная должность).

Третья модель структуры органов местного самоуправления не запрещалась прежним законодательством, но была мало распространена. Особенность этой модели состоит в том, что избранный всем населением глава муниципального образования занимается в основном политическими задачами, исполняя полномочия председателя представительного органа, в то время как хозяйственными задачами поселения занимается лицо, назначенное по контракту. Реализация этой модели состоит в том, что на муниципальных выборах жителями избирается:

- представительный орган;

- глава муниципального образования, который затем возглавляет ^~ представительный орган.

При этом руководитель местной администрацией будет профессиональный управляющий - менеджер, нанятый по контракту, который заключается по результатам конкурса. Согласно части 5 статьи 37 ФЗ № 131, в муниципальных образованиях любого типа число членов конкурсной комиссии и порядок проведения конкурса устанавливает представительный орган местного самоуправления. При этом в поселениях все члены конкурсной комиссии назначаются представительным органом местного самоуправления этого поселения, а в муниципальных районах и городских округах при формировании конкурсной комиссии участвуют органы государственной власти субъектов РФ.

Четвертая модель структуры органов местного самоуправления является новшеством Федерального закона № 131-ФЗ. Представительный орган, как обычно, избирается жителями на муниципальных выборах, но статус главы муниципального образования получает избранный из состава депутатов председатель этого органа. Всё, что связано с исполнительной властью в системе муниципального управления, не отличается от предыдущего варианта, т.е. главой местной администрацией является

профессиональный управляющий-менеджер, нанятый по контракту, который заключается по результатам конкурса.

Пятая модель структуры органов местного самоуправления предлагается Федеральным законом № 131-ФЗ только для муниципальных районов. Для того чтобы она была принята и зафиксирована в уставе муниципального района, её должны поддержать представительные органы двух третей поселений, входящих в состав муниципального района в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы.

Для реализации этой модели представительный орган района не избирается непосредственно жителями района на муниципальных выборах, а формируется путем делегирования глав поселений и депутатов представительных органов поселений, входящих в состав этого района.

Глава муниципального района избирается из состава сформированного представительного органа и исполняет полномочия председателя представительного органа. Главой местной администрации является профессиональный управляющий менеджер, нанятый по контракту, который заключается по результатам конкурса. Анализ представленных моделей структуры органов местного самоуправления позволяет сделать следующие выводы:

Формирование представительного органа традиционным способом путем избрания всеми жителями может осуществляться в муниципальном образовании любого типа. Но для муниципальных районов допустим теперь и иной способ - путем делегирования представителей поселений, входящих в состав муниципального района (глав и депутатов представительных органов указанных поселений).

2. Избрание высшего должностного лица - главы муниципального образования для муниципального образования любого типа - возможно двумя способами:

1) населением на муниципальных выборах;

2) представительным органом местного самоуправления из своего состава. В первом случае глава муниципального образования может наделяться полномочиями:

- главы местной администрации, а значит возглавлять исполнительный орган и заниматься конкретными проблемами муниципального хозяйства;

- председателя представительного органа местного самоуправления, т.е. возглавлять орган, решающий в основном политические задачи;

Если избранный населением глава муниципального образования получит полномочия главы местной администрации, это автоматически приведет к тому, что председателем представительного органа будет избираться один из депутатов. Если же избранный населением глава муниципального образования получит полномочия председателя представительного органа местного самоуправления, то назначение главы администрации должно происходить по контракту с участием конкурсной комиссии -вариант «сити-менеджера».

При втором способе избрания главы муниципального образования из состава депутатов, когда жители избирают на муниципальных выборах только представительный орган местного самоуправления.

Федеральный закон № 131 допускает только один вариант полномочий, функций и, статуса такого лица - возглавлять представительный орган. А это, в свою очередь, приводит к назначению главы администрации по контракту. Однако такое ограничение не распространяется на сельские поселения.

Та же конкурсная процедура назначения главы местной администрации менеджера используется в тех муниципальных районах, где представительный орган формируется из представителей поселений. Глава муниципального района в этом случае автоматически наделяется полномочиями председателя представительного органа.

3. Глава местной администрации по Федеральному закону № 131-ФЗ может приобретать свои полномочия двумя способами.

1) Избранием всем населением на муниципальных выборах. В этом случае глава местной администрации будет одновременно иметь статус высшего должностного лица главы муниципального образования.

2) Назначением по контракту, который заключается по результатам конкурса. В этом случае статус высшего должностного лица - главы всего муниципального образования получит лицо, избранное представительным органом из своего состава и являющееся его председателем.

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) не является по закону обязательным элементом в системе местного самоуправления и относится к категории иных органов. В принципе, контроль за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения находится в исключительной компетенции представительного органа (часть 10 статьи 35 ФЗ № 131).

Кроме такого общего контрольного полномочия федеральный закон предлагает теперь создать специальный орган с целью контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, включая контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (статья 38 ФЗ №131).

Федеральным законом № 131-ФЗ предлагается два способа формирования контрольного органа:

1) на муниципальных выборах:

2) представительным органом муниципального образования.

Один из этих способов должен быть выбран и, конечно, зафиксирован в уставе муниципального образования. Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 3569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.