КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Межбюджетные отношения
Содержание муниципальных финансов Сущность и роль региональных финансов Контрольные вопросы В чем сущность отношений связанных с государственным кредитом? Почему возникает необходимость государственного кредита, почему он целесообразен? В чем заключается отличие государственного кредита от банковского? Каковы особенности государственного кредита как специфической формы финансовых отношений? По каким признакам классифицируются государственные займы? Какие факторы необходимо учитывать при выпуске новых займов? В каких формах осуществляется отношение, связанное с государственным кредитом? Каковы экономическая природа государственного долга и его причины? Каковы структура и динамика государственного долга РФ? В чем заключается механизм управления государственным долгом? какое влияние оказывает государственный долг на развитие экономики страны? Охарактеризуйте ситуацию на российском рынке ГКО, ОФЗ и ОГСЗ до событий августа 1998 года и после. В чем заключается сущность международного кредита? В каких формах осуществляются экономические отношения, связанные с международным кредитованием? Тема 12. Территориальные финансы 2. Региональные бюджеты: содержание, источники формирования и направления использования 4. Местные бюджеты: методы формирования и направления расходования средств
1. Процесс децентрализации хозяйствования и управления, начавшийся еще в 90х годах, привел к перераспределению полномочий между центром и субъектами Федерации и муниципальными образованиями и усилил значение территориального уровня в социально - экономическом развитии страны. Региональныйуровень (регион) - это уровень субъекта РФ (республика, область, край, автономная область или округ) с входящими в его состав муниципальными образованиями (районами, городами и т.д.). Финансырегиона - это денежные ресурсы и потоки в их наличной и безналичной форме, которые обеспечивают нормальный, с точки зрения потребностей хозяйства территории, уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйствования и социально приемлемый жизненный уровень населения. Финансы региона являются инструментом проведения социально - экономической политики, способствуют развитию производства, росту занятости населения, привлечению инвестиций, в том числе в те отрасли, которые являются приоритетными с точки зрения текущих и долговременных задач функционирования регионального хозяйственного комплекса. Кроме того, выполняя свою социальную функцию финансы регионов должны обеспечивать необходимыми жизненными ресурсами ре группы населения, которые наиболее незащищены. В настоящее время наблюдается к усилению социальной функции региональных финансов в связи с тем, что в последние годы основное бремя финансирования затрат социального характера все более перемещается именно на систему региональных и местных финансов. Особенность финансов региона заключается в том, что здесь действуют три самостоятельные финансовые подсистемы: - государственная, в том числе самого субъекта Федерации; - муниципальных образований, которые конституционно независимы от государства; - отдельных юридических и физических лиц. Первая и вторая подсистемы относятся к категории централизованных финансов, включающих в себя бюджет и внебюджетные фонды; а третья подсистема - к категории децентрализованных финансов, которые не находятся в прямой юрисдикции региональных или местных органов власти, однако также являются субъектами управления, объектом региональной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финансирования и т.д.. Наиболее важной составляющей региональных финансов являются б юджеты субъектов РФ и входящих в их состав муниципальных образований. При единстве всех звеньев бюджетной системы, проявляющемся в их общей правовой базе и подходах к разработке, рассмотрению и принятию, а также контролю за исполнением каждый из бюджетов имеет свои особенности и, прежде всего, свои "зоны" действия, источники наполнения и направления расходования бюджетных средств. За каждым уровнем бюджетной системы закрепляются собственные источники формирования доходов, свои целевые направления финансирования с правом самостоятельно определять конкретные направления расходования средств, а также специфические источники финансирования бюджетных дефицитов. При этом распределение доходов между звеньями бюджетной системы осуществляется на следующих принципах: 1). обеспечение сбалансированности доходов и расходов каждого бюджета; 2). заинтересованность субъектов РФ и местных органов власти в выполнении и перевыполнении планов поступления доходов в бюджеты; 3). равномерность поступления доходов в течение года в целях недопущения кассовых разрывов, которые возникают между временем получения доходов и необходимостью осуществления расходов. Закрепление доходов и расходов за отдельными звеньями бюджетной системы осуществляется в соответствии с Бюджетным и Налоговым Кодексами. Так за Федеральным бюджетом закреплены следующие виды налогов: 1. НДС; 2. Акцизы; 3. Таможенные пошлины; 4. Налог на прибыль корпораций; 5. Налог на доходы физических лиц; 6. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; 7. Платежи за природные ресурсы; 8. Гербовый сбор. Рассмотрим подробнее структуры региональных и местных бюджетов.
2. Региональныебюджеты (или бюджеты субъектов РФ) по своему статусу занимают двойственное положение: с одной стороны, у них свои самостоятельные источники формирования доходов и направления расходования средств; с другой стороны, они занимают промежуточное место в финансового - бюджетной системе, получая финансовую помощь из Федерального бюджета и сами оказывая финансовое содействие нижестоящим муниципальным образованиям (местным бюджетам). Доходырегиональныхбюджетов: 1. Закрепленные (собственные) налоговые поступления: 1.1. налог на имущество предприятий; 1.2. налог на недвижимость; 1.3. дорожный налог; 1.4. транспортный налог; 1.5. налог с продаж; 1.6. налог на игорный бизнес; 1.7. региональные лицензионные сборы. Следует иметь в виду, что в соответствии с Налоговым Кодексом, при введении в действие налога на недвижимость на данной территории прекращают свое действие налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц и земельный налог. 2. Регулирующие налоговые поступления, представляющие собой часть поступлений от федеральных налогов. 3. Неналоговые поступления: 3.1. доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной собственности (доходы от сдачи имущества в аренду, поступления от его приватизации и др.); 3.2. доходы от хозяйственной деятельности (дивиденды по акциям, принадлежащим органам власти и управления региона, проценты, получаемые от размещения в банках временно свободных денежных средств бюджета и др.); 3.3. доходы от внешнеэкономической деятельности; 3.4. суммы штрафов; пени; неустойки. В соответствии с постановлением Правительства РФ "О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999 - 2001 гг." и согласно Бюджетному Кодексу РФ исключительно за счет средств региональных бюджетов финансируются следующие виды расходов: 1. обеспечение деятельности органов государственной власти и управления соответствующих субъектов РФ; 2. проведение выборов и референдумов регионального значения; 3. обеспечение деятельности СМИ РФ; 4. формирование государственной собственности, содержание и развитие государственных предприятий, учреждений и организаций, включая социальную сферу; 5. поддержание и развитие дорожной сети регионального значения; 6. реализация региональных целевых экономических и социальных программ; 7. обслуживание и погашение государственного долга субъекта Федерации; 8. оказание финансовой помощи местным бюджетам; 9. научно - исследовательские работы, обеспечивающие НТП в регионе; 10. обеспечение правоохранительной деятельности; 11. обеспечение противопожарной безопасности; 12. социальная защита населения; 13. обеспечение охраны окружающей среды и воспроизводства природных ресурсов. В случае превышения расходов над доходами в пределах одного бюджетного года говорят о дефиците бюджета. Источники его финансирования на уровне субъектов РФ делятся на: внутренние: - государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ; - бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; - кредиты, полученные от кредитных организаций; - поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ. внешние, которые реализуются путем обращения капиталов на внешнем рынке и получения внешних банковских кредитов.
3. Местныйбюджет - это бюджет соответствующего муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления. Так как согласно Конституции РФ местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти и управления, местные бюджеты также не относятся к системе государственных финансов, однако они являются элементом единой финансового - бюджетной системы страны. К местным бюджетам РФ относятся районные, городские,, сельские, поселковые бюджеты и районные бюджеты в городах. Функционирование системы местных бюджетов в РФ регулируется тремя основными законодательными актами: Конституцией РФ; ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995г.; ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" от 25.09.1997г.. В соответствии же с Бюджетным и Налоговым Кодексами доходная часть местных бюджетов состоит из: 1. собственные (закрепленные) доходы: 1.1. К местным налогам и сборам относятся: а). земельный налог; б). налог на имущество физических лиц; в). налог на рекламу; г). налог на наследование или дарение; д). местные лицензионные сборы; е). сбор за право торговли; ж). сборы на уборку территории; з). сбор на содержание милиции и пожарной охраны. 1.2. неналоговые собственные доходы: а). не менее 10% доходов от приватизации муниципального имущества и земель; б). доходы от сдачи в аренду муниципального имущества и земель; в). доходы от проведения муниципальных денежно - вещевых лотерей; г). суммы штрафов, пени неустойки. 2. Регулирующими доходами выступает определенная доля отчислений от федеральных и региональных налогов, которую субъекты Федерации должны передать на уровень местного самоуправления. Исключительно за счет средств местных бюджетов осуществляются следующие расходы: 1. содержание органов местного самоуправления; 2. формирование и управление муниципальной собственностью; 3. организация, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, СМИ, находящихся в муниципальной собственности; 4. содержание муниципальных органов общественного порядка; 5. организация, содержание и развитие муниципального ЖКХ; 6. муниципальное дорожное строительство и содержание дорого местного значения; 7. охрана окружающей среды, благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований; 8. организация транспортного обслуживания населения; 9. реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления; 10. обслуживание и погашение муниципального долга; 11. целевое дотирование населения; 12. проведение муниципальных выборов и референдумов; 13. содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов. Осуществляются и некоторые другие виды расходов, определенные уставом данного муниципального образования. При этом на практике, как правило, отмечается нехватка средств местных бюджетов и возникает дефицит, финансирование которого осуществляется за счет: - муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг; - кредитов, полученных от кредитных организаций; - бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; - поступлений от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности.
4. Межбюджетныеотношения - это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по обеспечению бюджетного процесса. Бюджетный Кодекс РФ регламентирует следующие принципы межбюджетных отношений: Распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ; Закрепление на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ; Равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав муниципальных образований; Выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований; Равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ. Эти принципы определяют основу бюджетногофедерализма, в соответствии с которым построена бюджетная система РФ и, что предполагает высокую степень самостоятельности территориальных бюджетов при соблюдении единства общегосударственных интересов. Бюджетноерегулирование - это процесс, осуществляемый органами государственной власти вышестоящего уровня с целью выравнивания доходов бюджетов нижестоящего уровня и социально - экономического развития территорий путем предоставления финансовой помощи при недостатке доходного потенциала на соответствующих территориях. При этом на практике используется принципиальное деление регионов на нуждающиеся - если доходный потенциал региона ниже, чем в среднем по России (доходный потенциал определяется как отношение å доходов бюджета / численность населения территории); особо нуждающиеся - те регионы, в которых расходы бюджета на душу населения, как показатель, ниже, чем по сравнению с другими регионами. Финансовая помощь в межбюджетных отношениях имеет следующие формы: Дотации - бюджетные средства, предоставляемы бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов; Нормативно - долеваядотация (трансферт) - сумма, выделяемая без указания конкретной цели на безвозмездной и безвозвратной основах в порядке бюджетного регулирования из фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР) или из фонда финансовой поддержки муниципальных образований (ФФПМО), создаваемых в соответствующих бюджетах; Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов; Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов; Бюджетнаяссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на безвозмездной или возмездной, но возвратной основах на срок не более шести месяцев в пределах одного финансового года; Бюджетныйкредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах; Взаимныерасчеты - метод бюджетного регулирования, который применяется в ходе исполнения бюджетов в случае возникновения незапланированных вопросов межбюджетных отношений. Если в течение финансового года вышестоящие органы власти принимают какие-либо решения (например, повышение заработной платы работникам бюджетной сферы или снижение ставок налогов), что не было учтено при формировании бюджетов на текущий год, то такие решения должны быть подкреплены передачей отдельных видов налогов или других платежей или путем предоставления Бюджетнойкомпенсации - суммы, утверждаемые и передаваемые из бюджета одного уровня в бюджет другого уровня бюджетной системы для возмещения выпадающих доходов или покрытия дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти вышестоящего уровня.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |