Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельности хозорганов разных форм собственности

Вопрос № 3. Организационно-правовые аспекты

Вопрос № 2. Классификация хозяйствующих субъектов, признаки

Вопрос № 1. Финансы хозяйствующих субъектов как ведущее звено финансовой системы, их роль в воспроизводственном процессе

Классификация финансового контроля.

Вопрос № 6. Финансовое право, его составляющие. Финансовая деятельность государства

Вопрос № 5. Финансовое планирование и прогнозирование в рыночной среде и направления совершенствования

Вопрос № 4.Финансовый аппарат, его структура

Вопрос № 3. Взаимосвязь финансовой политики и финансового механизма

Вопрос № 2. Финансовый механизм, его содержание и структура

Вопрос № 1. Понятие финансовой политики, ее место в экономической и социальной политике государства

Вопрос № 3. Финансовая система Республики Казахстан

Вопрос № 2. Структура финансовой системы и принципы ее построения

Его характеристика классификация

Вопрос № 4. Участники финансовых отношений и развитие новых финансовых отношений в условиях рынка

Вопрос № 3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями (ценой, оплатой труда, кредитом). Финансовые ресурсы и их источники.

Вопрос № 2. Функции финансов

Вопрос № 1. Понятие финансов как стоимостной экономической категории и их необходимость

ТЕМА 1. «СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ ФИНАНСОВ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ТЕМАМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

В ОБЩЕСТВЕННОМ ВОСПРОИЗВОДСТВЕ»

 

Цель лекции – раскрыть экономическую сущность финансов, теоретические концепции о сущности финансов, их функциях и роли в общественном воспроизводстве.

План лекции:

Вопрос № 1. Понятие финансов: как стоимостная экономическая категория; необходимость финансов; сущность финансов; развитие учения о финансах.

Вопрос № 2. Функции финансов.

Вопрос № 3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями (ценой, оплатой труда, кредитом). Финансовые ресурсы и их источники.

Вопрос № 4. Участники финансовых отношений и развитие новых финансовых отношений в условиях рынка.

Основные понятия: стоимостные категории, совокупный общественный продукт, национальный доход, централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, экономический строй государства, производственные отношения, распределение, перераспределение, объективная необходимость финансов, функции финансов, источники финансовых ресурсов.

 

Финансы - это исторически сложившаяся экономическая категория, которая охватывает значительную часть денежных отношений в обществе через распределительные и перераспределительные процессы. Внешнее проявление финансов в экономической жизни происходит в виде движения денег у разных участников общественного производства, и представляет передачу денежных сумм от одного владельца к другому в виде безналичных или наличных расчетов и платежей. Стоимость как категория, первична по отношению к финансам. Последние раскрывают движение стоимости в товарно-денежных отношениях.

Интерес представляет термин "финансы", от латинского "finis" - конец (финиш), окончание платежа, расчет между субъектами экономических отношений (первоначально в Древнем Риме между населением и государством). Позже термин трансформировался в "financia", применявшийся в широком смысле как денежный платеж, а затем - как совокупность доходов и расходов государства и любых хозяйственных единиц, их комплексов.

Важным признаком финансов является денежный характер финансовых отношений. Деньги выступают обязательным условием и основой существования финансов.

Финансы, как стоимостная категория, имеет свои признаки, которые выражены:

• как подсистема производственных отношений экономического базиса;

• как часть отношений при распределении и перераспределении стоимости совокупного общественного продукта в денежной форме;

• как вторичное явление по отношению к денежным отношениям;

• как совокупность денежных отношений, возникающих между государством и субъектами общества, следовательно, материальное производство первично, так как создается стоимость.

Финансы - экономическая категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств, возникающая в условиях регулярного товарно-денежного обмена в связи с развитием государства и его потребностей в денежных ресурсах. В теории финансов сущность их тесно связана с процессом производственных отношений.

Процесс воспроизводства осуществляется как взаимосвязанное и взаимозависимое сочетание непрерывно продолжающихся стадий: производства, распределения, обмена и потребления.

По сущности финансов в экономической литературе имеются множество глубоких определений, подходов. В целом сущность финансов определяется как форма производственных отношений, особые экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением части стоимости совокупного общественного продукта (СОП) и национального дохода (НД), образованием и использованием на этой основе централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Другим важным признаком финансов является распределительный характер финансовых отношений. Но разнообразие распределительных отношений приводит на второй стадии воспроизводственного процесса к образованию и других экономических категорий: прибыль, кредит, заработная плата, цена. Финансы же существенно отличаются от других указанных категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения.

Пройдя все стадии воспроизводственного процесса, общественный продукт преобразуется и, воплощается в три самостоятельных фонда; фонд возмещения, фонд потребления и фонд накопления. В результате часть стоимости продукта вступает в новый кругооборот, а. часть - потребляется и выпадает из дальнейшего движения. Сущность финансов глубоко содержательна и охватывает стадии производства товаров, весь процесс продвижения товаров к потребителю, создание денежных фондов на основе признания стоимости и дальнейшее распределение и перераспределение денежных фондов. Сущность финансов проявляется достаточно полно, если в государстве объективно признаны все экономические и общественные законы в отношениях. Следует знать понятие "необходимость" финансов. Это начало, основа появления базисной категории - финансов.

Объективная необходимость финансов обосновывается рядом основополагающих факторов: существованием товарного производства, развитием товарно-денежных отношений, существованием закона стоимости и распределения благ. Необходимость финансов вызывается объективными обстоятельствами - потребностями общественного развития.

Финансы - экономическая категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств, возникающая в условиях регулярного товарно-денежного обмена в связи с развитием государства и его потребностей в денежных ресурсах. Исторически доказано, что финансы проявляют себя во взаимосвязи с экономическим строем государства. Государство через финансовую систему концентрирует в своих руках крупные денежные ресурсы, а это оправдано потребностями общества. Для того, чтобы выделить финансы из ряда экономических категорий, важно перейти от рассмотрения явления финансов к познанию их внутреннего содержания. В теории финансов сущность их тесно связана с процессом производственных отношений.

В иерархии общественных отношений денежные отношения относятся к экономическим категориям, которые, в свою очередь, включаются в производственные отношения. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределения стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте.

Отсюда, важным признаком финансов является распределительный характер финансовых отношений. Но разнообразие распределительных отношений приводит на второй стадии воспроизводственного процесса к образованию и других экономических категорий: прибыль, кредит, заработная плата, цена. Финансы же существенно отличаются от других указанных категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения.

 

 

Функция - это внешнее проявление свойства, какого - либо объекта в данной системе отношений. Без функции нельзя представить сущность. Применительно к финансам функция означает круг деятельности, присущей данной экономической категории.

Финансы традиционно выполняют в основном две функции, которые признаны экономистами и отражены в учебной литературе: распределительная и контрольная функции.

Контрольная функция финансов достигает своей цели в том случае, если финансовые органы на различном уровне четко выполняют свои функции, обладают достоверной финансовой информацией.

Распределительная функция финансов первична, постоянна в действии. В своем проявлении данная функция затрагивает интересы и возможности различных субъектов на стадии формирования денежных фондов.

В связи с тем, что финансы являются сложной, специфической экономической категорией, производной от другой, более общей категории - денег, и в связи с невозможностью четко очертить границы действия данной экономической категории, ее глубоким проникновением во все сферы общественно - политической и экономической жизни, вопросы о сущности и функциях финансов рассматривается на дискуссионном уровне.

В экономической литературе наибольшее признание получили две концепции финансов: распределительная и воспроизводственная. Сторонники первой концепции считают, что финансы возникают на второй стадии общественного воспроизводства - в процессе распределения стоимости общественного продукта в ее денежной форме, что распределительный характер финансов отражает специфику их функционирования.

Считается, что через распределительную функцию финансы удовлетворяют прежде всего общественные потребности, которые отражают экономические интересы государства, коллективов, предприятий, отдельных граждан путем формирования денежных доходов и их расходования. Сторонники доказывают, что через распределительную функцию раскрывается сущность финансов как категории распределения.

Распределительная концепция базируется на первичность количественного соизмерения в экономических отношениях, связанные с движением совокупного общественного продукта, с созданием условий для реализации общественного продукта посредством купли - продажи.

Последователи распределительной концепции финансов полагают, что именно через распределение финансы активно воздействуют на процесс воспроизводства. В данном случае на второй план отводится стадия производства, которая через другие стадии выступают источником экономического роста.

Обобщая можно сказать, что финансы - категория производства, так как они обслуживают кругооборот производственных фондов в процессе производства. Из стадии производства финансы переходят в сферу обмена, где продолжается процесс распределения общественного продукта. Финансы здесь выступают инструментом распределения. Финансы далее как категория потребления участвуют в формировании фондов общественного и личного потребления. Отсюда финансы категория не одной стадии, а всех трех, выражают движения стоимости.

 

Финансы, участвуя в стоимостном распределении, тесно связаны с такими категориями, как цена, заработная плата, прибыль, кредит, страхование.

Степень участия отдельных экономических категорий на разных стадиях воспроизводственного процесса неодинакова, а взаимосвязь экономических категорий, действующих на стадии стоимостного распределения, вызывает необходимость их комплексного использования в практике хозяйствования. При этом должны учитываться как сама специфика функционирования финансов, цены, заработной платы, прибыли, кредита, страхования, так и сферы их действия. Все названные категории занимают свое особое место в системе распределительных и других воспроизводственных отношений, проявляют свои функции в едином процессе распределения общественного продукта и национального дохода.

Функционирование цены и финансов в их взаимосвязи подтверждает, что цены являются основой финансового метода распределения стоимости. В перераспределительный процесс финансы вступают методами, с помощью которых изымается часть стоимости (акцизы, налоги на экспорт или импорт, таможенные пошлины) или передается недополученная часть стоимости путем субвенций (дотаций), бюджетного или отраслевого финансирования. Сами цены не вызывают непосредственного образования денежных фондов, они выступают инструментом товарно-денежных отношений, денежным выражением стоимости.

Взаимосвязь финансов с заработной платой проявляется в том, что финансы через заработную плату формируют фонд оплаты труда работников. Также взаимосвязь заработной платы с финансами проявляется в том, что заработная плата по времени начисления не совпадает с выплатой, следовательно, накапливаемый фонд заработной платы выступает источником формирования части финансовых ресурсов предприятий, фирм и т. д.

Взаимосвязь прибыли и финансов проявляется в том, что прибыль одновременно выступает инструментом распределения стоимости, источником образования фондов денежных средств, необходимых для возобновления процесса воспроизводства, расширения производства, увеличения возможностей в формировании централизованного фонда денежных средств. Прибыль образуется в результате финансового распределения валового дохода предприятия, любого хозяйствующего субъекта. Из прибыли уплачивается часть стоимости в общегосударственный централизованный денежный фонд (государственный бюджет). Нераспределенная прибыль на предприятии выступает новым источником финансовых ресурсов. Таким образом, прибыль как инструмент финансов выполняет обширную функцию, а финансы проявляют себя через активное использование прибыли.

Взаимосвязь финансов и кредита проявляется в том, что обе эти категории являются категориями отношений, базируются на движении денег, выступают источниками для кругооборота фондов. И финансы, и кредит выступают как «ресурсы», формируемые на обнове перераспределения вновь созданной стоимости, денежных накоплений всех участников общественного развития.

 

Финансовые отношения включают сложные процессы образования, распределения и перераспределения фондов денежных средств и их использования. Участники финансовых отношений обычно противопоставлены, их интересы сталкиваются при передаче части стоимости, формирования денежных фондов, когда уплачиваются налоги и т.д. Финансовые отношения управляются объективными законами общества и законами государства. Государство, как субъект и участник финансовых отношений имеет экономический интерес, выдвигает, цель в интересах общества.

Каждая сфера экономической жизни общества накладывает свой отпечаток на финансовые отношения, они изменяются и совершенствуются. Однако финансы в любом подразделении общественного воспроизводства функционируют как распределительная категория, хотя они имеют воспроизводственную основу. При этом финансы отражают специфику той сферы деятельности, где используются. Финансовые отношения характеризуются своей многогранностью, что обуславливает, выделение их различных видов и разновидностей и на этой основе возникают сферы финансовых отношений, которые подразделяются на звенья. Каждое звено финансовых отношений имеет присущие только ему формы проявления, виды фондов денежных средств, свои органы управления

Финансовой системой называется совокупность взаимосвязанных сфер финансовых отношений, присущих им форм правления, фондов денежных средств и аппарата управления.

Место и роль отдельных составляющих финансовой системы неодинаковы. Первичный (главный) элемент занимает ведущее место среди других элементов системы, поскольку его роль во взаимосвязях элементов и звеньев системы является определяющей. Таким элементом в финансовой системе выступают общегосударственные финансы, представленные в первую очередь государственным бюджетом.

Финансы предприятий сферы материального производства составляют основу финансов. Они являются исходным звеном финансовой системы, поскольку в материальном производстве создается национальный доход - основной источник финансовых ресурсов общества.

Финансы населения (домашних хозяйств) представляют собой своеобразную часть финансовой системы. Население (граждане) вступает в отношения своими денежными средствами с общегосударственной финансовой системой и предприятиями производственной и непроизводственной сфер - государственными и других форм собственности. Специфика финансов населения состоит в своеобразии двух характерных частей финансовой системы: фондовой формы и внешнего управления. Здесь также проявляется многообразие денежных отношений, как чисто финансовый их характер - при уплате налогов и других обязательных платежей государству, выплатах из общегосударственных фондов населения и др.

Государственный кредит включается в финансовую систему, хотя кредитные отношения отличаются от финансовых отношений. Но в силу того, что этот вид кредита направлен на цели покрытия дефицита государственного бюджета, обеспечения устойчивости государственных финансов, расчеты по нему осуществляются за счет бюджетных средств - это звено можно считать принадлежащим как финансовой, так и кредитной системам.

 

Список литературы:

1. Грязнова А.Г., Финансы, М., Финансы и статистика, 2007

2. Зейнельгабдин А.Б. Финансовая система: экономическое содержание и механизм использования Алматы, 2003

3. Искакова З.Д., Танашева А.Б. Учебно-методический комплекс дистанционного обучения по дисциплине «Финансы», Астана – 2008 г.

4. Мельников В.Д., Ильясов К.К. «Финансы». Алматы. 2009

5. Мельников В.Д. Основы финансов. Учебник. – Алматы: ТОО «Издательство LEM»,.2009

6. Сембиева Л.М. Финансы: Учебное пособие. – Астана, 2001

7. Финансы. Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд.– М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004

8. Финансы. Учебник для вузов. Под ред. М. В. Романовского и др. – М.: Перспектива, «Юнити», 2005

На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы:

1. Финансы – совокупность особых экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта, в результате чего образуются и используются денежные доходы, накопления и фонды у участников воспроизводства для удовлетворения их разнообразных потребностей;

2. Функции применительно к финансам проявление сущности в действии. Наибольшее признание получили две основные концепции финансов: распределительная и воспроизводственная;

3. Основные положения о взаимодействии экономических категорий (финансов, ценой, оплатой труда, страхованием) требуют согласованного, взаимосвязанного подхода к их использованию в практике управления расширенным воспроизводством, в контроле за ходом его осуществления и с стимулировании его эффективности;

4. Финансовые ресурсы – денежные накопления и денежные фонды, образуемые государством, другими экономическими агентами при распределении и перераспределении валового общественного продукта и национального дохода.

Методические рекомендации к теме №1:

Особое внимание следует обратить на усвоение данной темы лекций, так как она является основой изучения не только данного предмета, но и всех последующих финансовых дисциплин. Последовательность изучение данной темы такова: первоначально студент должен уяснить понятие экономической категории, в чем заключается ее сущность и содержание. Для этого студенту необходимо вспомнить фундаментальные категорийные понятия из курса философии. Затем следует приступать к разбору специфических проявлений понятия «финансы». Также следует осознанно разобрать категории «валовый общественный продукт», «валовый национальный продукт», «национальный доход», понять специфику их образования и распределения (перераспределения). Для этого студенту понадобятся знания из курса «Экономическая теория». Взаимосвязь финансов с другими стоимостными категориями лучше воспринимается при использовании блок-схем, которые студент выполняет самостоятельно. Для гармоничного уяснения такой многогранной категории как финансы полезно будет внимательно ознакомиться с эволюцией теоретических взглядов на сущность финансов. Можно оформить данный материал в виде таблицы (краткая характеристика каждой концепции).

ТЕМА 2. «ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ»

Цель лекции – раскрыть основы организации финансовой системы, принципов её построения и направлений развития в Казахстане.

 

План лекции:

Вопрос № 1. Содержание понятия «финансовая система», его характеристика классификация

Вопрос № 2. Структура финансовой системы и принципы ее построения

Вопрос № 3. Финансовая система Республики Казахстан

 

Основные понятия: финансовая система, финансовые фонды, управляющий аппарат, финансовая работа на предприятиях, автоматизированная система управления финансами, структура финансовой системы,

 

Вопрос № 1. Содержание понятия «финансовая система»,

 

Понятие «финансовая система» охватывает совокупность отношений, на основе которых образуются и используются соответствующие фонды денежных средств, а также органов, организующих эти отношения. Термин «система» означает действие взаимосвязанных элементов - подсистем, которые классифицируются по разным критериям. Финансовая система состоит из трех частей:

• совокупность финансовых отношений;

• совокупность фондов денежных средств;

• финансовый аппарат управления.

Финансовая система является системой интеграционного типа, характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно: финансы, с одной стороны выражают часть производственных отношений и поэтому выступают элементом системы этих отношений, с другой стороны - представляют систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои функциональные свойства. В финансах можно назвать, в качестве функциональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, финансовых планов (прогнозов), сметного финансирования финансовых показателей и др.

Помимо функционального критерия классификации финансовой системы применяется классификация по признаку субъектов финансов (участвующих в финансовых отношениях), что позволяет разграничить финансовую систему по звеньям:

• общегосударственные финансы;

• финансы предприятий, организаций и учреждений;

• финансы населения (домашних хозяйств).

Звенья как соподчиненный ряд классификации содержат элементы высшего разряда: финансовые отношения, финансовые фонды, управляющий аппарат. Первичный (главный) элемент занимает ведущее место среди других элементов системы, поскольку его роль во взаимосвязях элементов и звеньев системы является определяющей. Таким элементом в финансовой системе выступает общегосударственные финансы, представленные в первую очередь государственным бюджетом.

Финансы предприятий сферы материального производства составляют основу финансов, поскольку в материальном производстве создается национальный доход - основной источник финансовых ресурсов общества.

Финансы населения (домашних хозяйств) представляют собой своеобразную часть финансовой системы. Население (граждане) вступают в отношения своими денежными средствами с общегосударственной финансовой системой и предприятиями производственной и непроизводственной сфер - государственными и других форм собственности.

Управление финансами отраслей народного хозяйства осуществляется финансовыми управлениями и отделами министерств, ведомств, концернов, ассоциаций, обществ, товариществ, финансовыми отделениями и финансовыми службами объединений, предприятий, организаций. Финансами общественных организаций управляют финансовые отделы или группы этих организаций.

Аппарат финансовых управлений министерств и других вышестоящих органов осуществляет работу по сводному финансовому прогнозированию, кредитному планированию системы, контролю за выполнением сводного баланса доходов и расходов, координирует работу финансовых отделов подведомственных предприятий. В некоторых министерствах и ведомствах схема управления финансами совмещена с выполнением других функций управления: планирования (прогнозирования), учета; В таких случаях действуют планово-финансовые или финансово-бухгалтерские управления. Эти органы анализируют хозяйственно-финансовую деятельность системы, подготавливают предложения, направленные на повышение ее эффективности с использованием финансов. Они также разрабатывают указания, инструкции, методические материалы, регулирующие финансовую работу подведомственных предприятий, организаций, учреждений.

Финансовая работа на предприятиях, объединениях осуществляется финансовым отделом, являющимся самостоятельным структурным подразделением. На небольших предприятиях финансовые отделы могут быть совмещены с отделом сбыта или бухгалтерией (финансово-сбытовой или бухгалтерско-финансовый отделы).

В оперативном управлении финансами принимают участие учреждения банков. Банки второго уровня осуществляют расчетно-кассовое обслуживание предприятий и организаций, кредитуют временные потребности в денежных средствах. В настоящее время совершенствование управления финансами происходит на основе увязки этого процесса с разработкой и внедрением в управление финансами автоматизированных систем.

Под АСУ финансами понимается совокупность административных, экономических, математических методов, вычислительной и организационной техники, средств связи, позволяющая эффективно управлять финансами, финансовой системой. В управлении финансами применяется автоматизированная система финансовых расчетов - АСФР. Она состоит из взаимосвязанных, совместно действующих подсистем: функциональных, обеспечивающих, технологических.

В условиях АСФР существенно меняется содержание аппарата финансового управления. Информация, полученная финансовыми работниками от АСУ, позволяет им повышать качество принимаемых управленческих решений на основе учета многих вариантов и выбора оптимального.

 

 

Общегосударственные финансы выступают первичным (главным) элементом в финансовой системе. Общегосударственные финансы включают финансовые отношения, выраженные в государственном бюджете как экономической форме образования централизованного фонда финансовых ресурсов и основном финансовом плане государства, во внебюджетных специальных фондах, как дополнительных формах целевого финансирования общественных нужд, в государственном кредите.

Второе звено - финансы хозяйствующих субъектов имеет два относительно самостоятельных подзвена:

- финансы хозяйствующих субъектов сферы материального производства (реальный сектор);

- финансы организаций и учреждений отраслей непроизводственной сферы.

В первом подзвене — финансах производственной сферы решаются задачи формирования и эффективного использования децентрализованных фондов денежных средств в производственных компаниях, фирмах, корпорациях, других формах организаций хозяйственной деятельности, а также централизации средств в целевых и резервных фондах вышестоящих органов названных хозяйствующих субъектов.

Место и роль второго подзвена - финансов непроизводственной сферы в финансовой системе определяется ее связью с распределением и использованием национального дохода. Финансовые отношения в этом подзвене возникают в его первичных структурах и между ними, с другими звеньями финансовой системы, со звеньями иных экономических систем: цен, кредита и др.

Финансы населения (домашних хозяйств) представляют собой своеобразную часть финансовой системы. Население (граждане) вступает в отношения своими денежными средствами с общегосударственной финансовой системой и хозяйствующими субъектами производственной и непроизводственной сфер всех форм собственности. Эти многообразные отношения связаны с оплатой труда населению, выплат из накопительной пенсионной системы денежных средств, получения материальных и нематериальных благ; с другой стороны, население своими денежными средствами выплачивает налоги, оплачивает услуги государственных и других учреждений и организаций производственной и непроизводственной сферы.

Государственный кредит включается в финансовую систему, хотя кредитные отношения отличаются от финансовых. Но в силу того, что этот вид кредита направлен на цели покрытия Дефицита государственного бюджета, обеспечения устойчивости государственных финансов, расчеты по нему осуществляются за счет бюджетных средств - это подзвено можно считать принадлежащим как финансовой, так и кредитной системам.

Формы финансовых отношений и фонды денежных средств образуют управляемый материальный объект. Управляющим субъектом выступают финансовый аппарат, который представляет собой систему государственного и общественного аппарата управления финансами и является третьей частью финансовой системы. Финансовый аппарат, занимающийся экономической и контрольной работой в процессе организации и планирования финансовой деятельности, совершенствованием связей звеньев финансовых отношений совместим с другими частями финансовой системы и органически входит в - нее. Это означает переплетение в финансовой системе как базисных, так и надстроечных отношений и управляемость ее.

 

Основные вопросы современного состояния финансовой системы Республики Казахстан необходимо изучать в периодической печати, научных изданиях. Важно глубоко знать направления развития финансовой системы страны в свете посланий Президента РК народу Казахстана, изучать правительственные материалы по бюджету, финансовым институтам, налогам, проблемам эффективного использования финансовых ресурсов. Изучение следует увязывать с принципами рыночных отношений, а также с ситуациями в экономической жизни.

Финансовую систему Республики Казахстан следует представлять через:

- бюджетную систему;

- налоговую систему;

- институты развития;

- страховой сектор;

- пенсионный сектор.

 

 
 

 


Финансы воспроизводят финансовые отношения. Финансовые отношения получают выражение через финансовую систему. Финансы рассматриваются в системе, а это совокупность взаимосвязанных составляющих элементов конструкции.

 

 
 

 

 

 


Структура системы финансов подтверждает полноту финансов как понятия целостного и ёмкого, включая в себя следующие составляющие:

1. Базисно-целевые:

- финансовые отношения;

- финансовые ресурсы;

- финансовая стратегия;

- финансовое планирование;

- финансовый механизм;

2. Надстроечно-регулирующие:

- финансовое право;

- финансовая политика;

- финансовый аппарат;

- финансовый контроль.

Финансовая система по функциональному критерию:

1. Базовые подсистемы:

- Налоговая

- Бюджетная

- Внешнеэкономические отношения

2. Обеспечивающие подсистемы:

- финансовые планы

- учёт и отчётность

- нормы и законы

- кадровый потенциал

- АСУ.

Финансовая система по звеньям, имеющим интеграционный характер:

- финансовые отношения

- финансовые фонды

- управляющий аппарат

Финансовая система по составу элементов:

1. Общегосударственные финансы:

-госбюджет

-госкредит

-спец. внебюджетные фонды

2. Финансы хозяйствующих субъектов

-финансы сферы материальных производств

-финансы непроизводственных сфер.

Финансовая система и её принципы:

1. Сочетание централизма и демократизма

2. Соблюдение национальных и не региональных интересов.

3. Единство финансовой системы

4. Функциональное назначение составных элементов.

Финансовая система по видам финансовых фондов:

- финансовые фонды хозяйственных субъектов.

- бюджетные фонды

- внебюджетные

-по формам собственности

-по целевому признаку

-по уровню управления по способу образование.

На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы:

1. Финансовая система – совокупность отношений, на основе которых образуются и используются соответствующие фонды денежных средств, а также органов организующих эти отношения;

2. Финансовая система является системой интеграционного типа, характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно;

3. Структура системы финансов подтверждает полноту финансов как понятия целостного и ёмкого, включая в себя следующие составляющие: базисно-целевые, надстроечно-регулирующие.

Список литературы:

1. Зейнельгабдин А.Б. Финансовая система: экономическое содержание и механизм использования Алматы, 2003

2. Брайчева Т. В. Государственные финансы. Учебное пособие. – СПб: Питер, 2001

3. Вавилов Ю. Я. Государственный кредит. Учебн. пособие для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2004

4. Рудый К. В. Международные валютные, кредитные и финансовые отношения. Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2007

5. Нурмуханова Г.Ж. «Государственный бюджет»: Учебное пособие Караганда. 2001

6. Утибаев Б. С., Жунусова Р. М., Саткалиева В. А. Государственный бюджет: Учебник / Под общ. Ред. Б. С. Утибаева – Алматы: Экономика, 2006

7. Утибаев Б.С., Жунусова Р.М., Саткалиева В.А. Государственный бюджет. Учебник/ Под общ. Ред. К.э.н., доцента Б.С. Утибаева. – Алматы, Экономика, 2006, 412c.

8. Статистический бюллетень МФ РК www.minfin.kz

Методические указания к теме №2:

В целях успешного изучения данной темы необходимо изучить материалы сайта Министерства Финансов РК /www.minfin.kz, а именно:Государственный бюджет и Национальный Фонд, а также изучить положения о Комитетах Министерства Финансов РК:

1. Комитет Казначейства

2. Налоговый комитет

3. Комитет финансового контроля

4. Комитет по работе с несостоятельными должниками

5. Комитет государственного имущества и приватизации

6. Комитет таможенного контроля

7. Комитет по финансовому мониторингу

Для анализа современного состояния финансовой системы необходимо привлекать научные статьи в периодической печати.

 

ТЕМА 3: «ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ»

 

Цель лекции – раскрыть особенности организации финансовой политики и её реализации через финансовый механизм, структуры финансового аппарата, основ финансового планирования, финансового права и финансового контроля.

 

План лекции:

Вопрос № 1. Понятие финансовой политики, ее место в экономической и социальной политике государства.

Вопрос № 2. Финансовый механизм, его содержание и структура.

Вопрос № 3. Взаимосвязь финансовой политики и финансового механизма.

Вопрос № 4. Финансовый аппарат, его структура. Понятие финансового менеджмента.

Вопрос № 5. Финансовое планирование и прогнозирование в рыночной среде и направления совершенствования.

Вопрос № 6. Финансовое право, его составляющие. Финансовая деятельность государства. Финансово — правовые акты, их виды.

Вопрос № 7. Понятие финансового контроля, принципы, задачи, классификация финансового контроля. Органы финансового контроля.

 

Основные понятия: финансовая политика, финансовый механизм, финансовый аппарат, финансовое планирование и прогнозирование, финансовое право, финансового контроля

 

 

Финансовая политика - это совокупность целенаправленных мероприятий, проводимых государством в области финансов для осуществления своих функций и задач. Финансовая политика - самостоятельная сфера деятельности, но при этом она является составной частью экономической политики.

Содержанием финансовой политики выражается в последовательном осуществлении таких стадий, как разработка научно обоснованной концепции развития финансов в стране на основе действия экономических законов, изучения состояния экономики, перспектив социально-экономического развития общества; формулировке стратегических и тактических мероприятий финансовой политики исходя из соответствующих целей и задач экономической политики, практическое воплощение намеченных действий через финансовый механизм с его реконструкцией или корректировкой в зависимости от радикальности экономических преобразований.

Задачи, решаемые финансовой политикой:

- обеспечение условий для создания наиболее возможного объема финансовых ресурсов на основе особенностей каждого конкретного этапа развития страны;

- радикальное распределение и использование финансовых ресурсов между сферами общественного производства, секторами народного хозяйства, направление ресурсов на определенные цели;

- выработка соответствующего финансового механизма для выполнения намеченных направлений экономического развития, его постоянное совершенствование.

Финансовая политика государства подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Первая представляет собой курс, рассчитанный на долговременную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач экономики и социального развития (экономики) общества. Финансовая стратегия разрабатывается государством применительно к крупным историческим этапам развития общества. Финансовая тактика конкретизирует стратегические установки, концентрируя внимание на решение неотложных задач, преодоление возникающих диспропорции и отклонений в финансах и экономике страны, региона, отрасли.

Целью финансовой политики является достижение сбалансированности государственного бюджета, решение проблемы финансового оздоровления народного хозяйства на основе стабилизации экономики.

Принципы финансовой политики требуют соблюдения интересов всех участников общественного производства, включая социальные слои общества, обеспечения рациональной организации финансовых отношений, сбалансированности доходов и расходов государственных финансов, в том числе бюджета государства, создания резервов государства и социальных фондов для членов общества, и главное - оптимального распределения финансовых ресурсов между государством и предприятиями всех отраслей.

Финансовая политика реализуется через активность финансового механизма, полноты использования всех рычагов воздействия. Здесь проявляется в значительной степени роль фискальной политики государства, которая может быть стимулирующей и сдерживающей в сфере централизации финансовых ресурсов.

 

 

Финансовый механизм представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемые обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.

Чтобы охарактеризовать внутреннюю структуру финансового механизма целесообразно использовать такие понятия системного анализа, как подсистема, блок, элемент.

Подсистема (часть) финансового механизма представляет собой наиболее существенные движущие силы финансового механизма - финансовое планирование, финансовые рычаги и стимулы, организационную структуру, правовой режим финансовой системы, финансовый контроль.

Блок (звено) финансового механизма - это совокупность однородных взаимосвязанных элементов, объединенных по признаку общей долевой направленности. В блок включаются: финансовые прогнозы, планы и балансы, финансовые показатели, фонды финансового обеспечения воспроизводства и стимулирования, законодательные и нормативные акты, регулирующие финансовые отношения.

Элемент финансового механизма - это хозяйственная простейшая форма, через которую специфическим образом проявляются интересы участников общественного производства. Интересы государства направлены на формирование государственных финансов, на финансовое обеспечение государственных программ в сфере экономики и социальной сфере, а интересы хозяйствующих субъектов - на сохранение финансовой устойчивости и экономической стабильности. Обоюдные встречные интересы участников удовлетворяются с помощью финансового механизма.

Характерными особенностями финансового механизма являются его динамичность, постоянное совершенствование, тесное взаимодействие со звеньями хозяйственного механизма.

Задачи совершенствования финансового механизма связаны с широкой демократизацией производства, развитием коммерческих начал, рыночного регулирования, усиления экономической заинтересованности в результатах хозяйствования. Через рациональное использование денежных доходов, накоплений и фондов происходит воздействие финансового механизма на конечные результаты производства, на формирование финансовых ресурсов, функционирование финансового рынка.

Финансовый механизм пронизывает все стороны производственных отношений общества. Финансовая политика выступает проводником финансового механизма, а финансовое право - основой для выработки действий финансового механизма.

 

 

Финансовая политика реализуется в реальной хозяйственной жизни через финансовый механизм. Посредством финансового механизма происходит управление финансовыми отношениями по формированию и использованию целевых фондов денежных средств и денежных накоплений для выполнения государственных программ экономического и социального развития на разных уровнях хозяйствования и сферах действительности.

Содержанием финансовой политики государства является планомерная организация финансов с учетом действия экономических законов и в соответствии с задачами развития общества. Финансовая политика каждого этапа общественного развития имеет свои характерные черты, решает различные задачи с учетом состояния экономики, назревших потребностей материальной и социальной жизни общества и других факторов.

При всем разнообразии финансовой политики ее содержание выражается в последовательном осуществлении таких стадий:

1) разработка научно-обоснованной концепции развития финансов в стране на основе действия экономических законов, изучения состояния экономики, перспектив социально-экономического развития общества;

2) формулировка стратегических и тактических мероприятий финансовой политики исходя • из соответствующих целей и задач экономической политики;

3) практическое воплощение, намеченных действий через, финансовый механизм с его реконструкцией или корректировкой в зависимости от радикальности экономических преобразований.

 

 

Управление финансами — это один из сложных элементов в системе финансов, который охватывает план и прогноз, тактику и стратегию, действие и правовую основу, поступки и контроль в сфере финансовых отношений. Управление финансами - процесс воздействия на финансовую и смежные экономические и социальные системы с целью их совершенствования и развития. При этом используются приемы и методы целенаправленного влияния на объект достижения необходимого результата. В финансовой системе управление осуществляется через финансовый механизм с помощью его методов, стимулов и санкций.

В основе управления финансами лежат следующие принципы: демократизм в управлении, политический подход к финансовым вопросам, научность управления, общественность в управлении и т.д. В управлении финансами различают следующие взаимосвязанные элементы: информация, планирование, организация, регулирование, контроль.

Финансовая информация имеет большое значение для принятия решений с целью, как научно-обоснованного планирования, так и оперативного руководства всеми финансовыми процессами. Она осуществляется в форме бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, представляемой по звеньям финансовой системы.

Планирование занимает центральное место в управлении финансами.

Организация означает слаженность, четкость всех звеньев управления, высокую результативность финансового аппарата, ответственность и дисциплинированность работников управления.

Финансовое регулирование - это маневрирование финансовыми ресурсами для выполнения плановых заданий.

Контроль за выполнением финансовых планов осуществляется как на стадии планирования, так и на стадии оперативного управления на всех уровнях хозяйствования в процессе формирования и использования денежных фондов.

Различают стратегическое и оперативное управление финансами.

Стратегическое управление финансами возложено Конституцией Республики Казахстан на высшие органы государственной власти и управления: Парламент, Аппарат Президента, Правительство, Министерство финансов. Президент Республики Казахстан обладает обширными полномочиями в управлении финансами, которые реализуются во многом через Аппарат Президента. Президент ежегодно обращается с посланием к народу о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики республики, издает указы и распоряжения по стратегическим вопросам экономического и социального развития страны и т. д.

В компетенции Парламента решения финансовых проблем осуществляется в праве законодательной инициативы по внесению на обсуждения и последующее голосование законодательных актов - законов Республики Казахстан и постановлений парламента. Рабочими органами Парламента являются постоянные комитеты Сената и Мажилиса - комитеты по экономике, финансам, бюджету, работающие на постоянной основе.

Общегосударственные финансы управляются Министерством финансов РК. Министерство финансов осуществляет стратегическое и оперативное управление финансами, методическое руководство в области финансового планирования народного хозяйства, изучает экономику и финансы отраслей.

Аппарат финансовой системы проводит свою деятельность в соответствии с Конституцией РК, с действующим законодательством, распоряжениями Правительства республики, решениями местных администраций, приказами, инструкциями и указаниями Министерства финансов, Министерства государственных доходов.

 

 

В системе финансов особое место отводится планированию, которое является подсистемой финансового механизма, а самое главное - частью экономического и социального планирования. Финансовое планирование охватывает все сферы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов в обществе, конкретных денежных фондов, как централизованных, так и децентрализованных. Финансовое планирование по содержанию весьма богато и обширно, направлено на создание реальных денежных накоплений, фондов и перераспределение их в обществе.

Цель и задачи финансового планирования направлены на определение источников формирования финансовых ресурсов, их величины, оптимальных пропорций при распределении доходов между участниками финансовых отношений, на достижение пропорциональности и сбалансированности в экономике, в разрезе отраслей, субъектов хозяйствования, в территориальном аспекте.

Финансовое планирование рассматривается как исходный элемент в системе финансов, от него зависит в дальнейшем финансовый механизм и результативность в сфере финансов.

В рыночных условиях ведения хозяйства финансовое планирование проводится в значительной мере как прогнозирование в связи с неопределенностью многих воздействующих факторов на намечаемые результаты хозяйствования.

Прогноз — вероятное суждение о состоянии, какого - либо явления в будущем на основе социального научного исследования. Прогнозирование - разработка прогноза о конкретных перспективах развития, какого - либо явления, объекта, процесса. Применительно к финансам развитие явления в прогнозировании - это возможное совершенствование финансовых отношений, движение фондов денежных средств.

Финансовое планирование опирается на следующие принципы:

- Сочетание централизованного и децентрализованного подходов при отсутствии противоречий между ними.

- Единство финансового планирования с экономическим и социальным планированием.

- Непрерывность в финансовом планировании увязывает перспективное и годовое планирование, (планы), помогает устранить неточности в прогнозировании, ликвидировать разрыв между текущими и перспективными планами.

В финансовом планировании используются различные методы, которые обогащают процесс разработки планов:

1. Метод экстраполяции (или коэффициентов). Состоит в определении финансовых показателей на основе установления их динамики. Расчеты производятся на базе достижений отчетного периода и их корректировки на относительно устойчивый темп роста или снижения.

2. Большое распространение получает нормативный метод, когда финансовые показатели рассчитываются на основе установленных норм и нормативов.

3. Балансовый метод предусматривает согласованность расходов с источниками их покрытия, увязку всех разделов финансовых планов между собой, а также производственных и финансовых показателей.

4. Программно - целевой метод получит в условиях рынка развитие как один из методов финансового прогнозирования на базе научно – технических программ, осуществляемых на разных уровнях - народнохозяйственном, отраслевом, первичном.

Основным документом финансового планирования выступает финансовый план. Финансовые планы — это планы образования и использования денежных доходов и накоплений предприятий и организаций, отраслей, регионов и государства в целом.

Система финансовых планов (балансов) включает разные виды планов, которые отличаются широтой охватываемых отношений, а, следовательно, объемом планируемых к поступлению и использованию ресурсов. По этому признаку различают первичные и сводные финансовые планы. К первичным относятся финансовые планы предприятий, объединений и организаций сферы материального производства; сметы государственных учреждений и организаций, расходы которых полностью или в основной части финансируются за счет бюджетных средств. Сводные финансовые планы включают общегосударственные, отраслевые, территориальные. Общегосударственными являются: сводный финансовый баланс государства, государственный бюджет, платежный баланс государства.

К территориальным финансовым планам относятся: сводные финансовые балансы регионов, местные бюджеты, планы общественных организаций на соответствующей территории и т.д. Различные виды финансовых планов связаны между собой: так отраслевые объединяют планы подведомственных предприятий и организаций; территориальные, как правило, являются частью общегосударственных или отраслевых.

Как правило, в зависимости от периода финансовое планирование подразделяется на годовое, пятилетнее и перспективное.

Сводный финансовый баланс представляет собой финансовую программу общегосударственного прогноза развития на среднесрочный (пятилетний) период.

Для управления финансовыми ресурсами государства, отражения основных направлений бюджетной политики и ведения государственного счета разрабатывается консолидированный финансовый баланс государства, который включает в себя свод денежных средств республиканского и местных бюджетов. Важнейшим оперативным финансовым планом является государственный бюджет, где отражается централизуемая часть доходов государства. В сводном финансовом балансе данные о доходах и расходах государства приводятся в укрупненном виде в целом по народному хозяйству, а государственный бюджет имеет высокую степень детализации.

 

 

Деятельность государства в области финансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдением установленных норм. Ф. Энгельс писал: «На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинялся общим условиям производства и обмена. Это правило, в начале выражающее в обычае, становится затем законом». Введение юридических норм в область финансов имеет большое значение для успешного проведения финансовой политики, четкого функционирования финансового механизма.

Государство, устанавливая способы организации финансовых; отношений; закрепляет их в соответствующих актах, издает законы. Введение юридических норм позволяет устанавливать единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, коллективов предприятий и отдельных граждан. Соблюдение правовых норм обеспечивает строгую финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области финансов.

В современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременно решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными последствиями.

 

Вопрос № 7. Понятие финансового контроля, принципы, задачи,

 

Финансовый контроль выступает как форма реализации контрольной функции финансов, которая создает возможность воздействия со стороны общества, и прежде всего государства, на процесс производства, обмена, распределение и потребления материальных благ. Финансовый контроль представляет специфическую деятельность, направленную на проверку всех объектов, связанных с расходованием денежных средств, правильным ведением учета.

Контрольная функция создает объективные условия для использования финансов в качестве инструмента контроля, а сознательное применение осуществляется в ходе функционирования финансов в общественном производстве.

Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.) Финансовый контроль - это не область простого наблюдения, желания видеть результат, а подтверждение действия людей, профессионалов в особых условиях в целях выявления правильных финансовых отношений, соблюдения законов в сфере распределения стоимости и обеспечения социальных интересов. Специфика финансового контроля состоит в том, что он осуществляется в денежной форме.

Финансовый контроль основывается на принципах реальности и действенности, регулярности и повсеместности, гласности и беспристрастности.

Выделяются следующие виды финансового контроля, в зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль: общегосударственный, ведомственный финансовый, внутрихозяйственный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется в пределах полномочий отдельного министерства, ведомства за деятельностью входящих в их систему (подчиненных, курируемых, подведомственных) предприятий, организаций, учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений.

По формам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий. Такие формы контроля свойственны деятельности большинства контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов, и поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе совершения денежных операций.

Последующий финансовый контроль - контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций.

По методам проведения финансового контроля, т.е. приемам и способам его осуществления, различают проверки (документации, состояния учета и отчетности, счетная проверка), обследования, рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информация должностных лиц, ревизия и др.

Формы и методы финансового контроля постоянно совершенствуются, определенное воздействие окажет на них влияние новых систем информации на базе вычислительной техники.

Основной метод финансового контроля — ревизия (лат. revisio — пересмотр) - наиболее полнее обследование финансово - хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений за прошедший определенный период.

Субъектами финансового контроля являются особые органы и организации, наделенные контрольными функциями. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления: Аппарат Президента, Парламент Республики Казахстан, Правительство, местные представительные органы (собрания депутатов), органы местных администраций.

На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы:

1. Финансовая политика – это совокупность целенаправленных намерений и мероприятий, проводимых государством в области финансов для осуществления своих функций и задач;

2. Финансовый механизм – система видов, форм и методов организации, планирования и управления финансами;

3. Финансовая политика, вырабатываемая на основе объективных закономерностей определенного этапа общественного развития, предусматривает средства для ее реализации, то есть создание, совершенствование или отмену отдельных составляющих финансового механизма, в ом числе и рычагов.

Список литературы:

1. Большаков С. В. Финансовая политика государства и предприятия. Курс лекций. – М.: Книжный мир, 2002

2. Грязнова А.Г., Финансы, М., Финансы и статистика, 2007

3. Кривелевич М.Е. Долгосрочная финансовая политика: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005 г. - 136 с

4. Мельников В.Д., Ильясов К.К. «Финансы». Алматы. 2004

5. Лихачева Н. О., Щуров С. А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия. Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник,2008

6. Васильева М. В. и др. Финансовая политика. – Ростов на Дону: Феникс, 2008

7. Интыкбаева С.Ж. Фискальная политика и её роль в обеспечении устойчивого развития экономики Казахстана.– Алматы, Каржы-Каражат, 2002

Методические указания к теме №3:

При изучении данной темы студентам надлежит уяснить, какие исходные основы принимаются при разработке финансовой политики. Необходимо схематично сформулировать понятие «финансовая политика» и выделить ее роль и место в общей экономической политики государства; сформулировать понятие «финансовый механизм», раскрыть его структуру.

Лучшему пониманию данной темы также способствует раскрытие диалектики элементов финансового механизма. Для закрепления знаний полезно законспектировать (дать краткие определения) финансовых инструментов, применяемых на разных уровнях управления экономикой.

 

ТЕМА 4. «ФИНАНСЫ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ»

 

Цель лекции – рассмотреть особенности организация финансов хозяйствующих субъектов.

 

План лекции:

 

Вопрос № 1. Финансы хозяйствующих субъектов как ведущее звено финансовой системы, их роль в воспроизводственном процессе

Вопрос № 2. Классификация хозяйствующих субъектов, признаки.

Вопрос № 3. Организационно-правовые аспекты деятельности хозорганов разных форм собственности.

Вопрос № 4. Финансовые фонды коммерческих хозяйствующих субъектов.

Вопрос № 5. Характеристика некоммерческой деятельности, ее виды.

 

Основные понятия: Финансы хозяйствующих субъектов, организационно-правовые формы, фонды предприятий, финансы некоммерческих предприятий.

 

 

Финансы предприятий и организаций как составная часть единой системы финансов, представляют основную, исходную часть финансов, поскольку охватывают важнейшую сферу денежных отношений в стране. Возникновение самих финансов происходит в первичной среде при производстве материальных благ.

Финансы предприятий выражают в денежной форме основные стороны процесса расширенного воспроизводства и способствуют его осуществлению в соответствии с требованиями экономических законов, Они применяются для дальнейшего распределения и использования денежных доходов и накоплений, необходимых для дальнейшего развития народного хозяйства. Возникнув в сфере производства, финансы развивают предприятия, обеспечивая их ресурсами, от которых затем зависят общегосударственные финансы.

Развитие экономики немыслимо без прочных и хорошо налаженных финансов предприятий и хозяйственных организаций. Финансы предприятий являются важным экономическим инструментом системы управления народным хозяйством страны, выступают источником экономического роста и социальных благ членов общества.

Финансы предприятий и организаций включают в себя финансы: предприятий, фирм, обществ, концернов, ассоциаций, отраслевых министерств и других хозяйственных органов, сельскохозяйственную, строительную, транспортную, бытовое обслуживание населения, предоставление р

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Перечислите основные формы недобросовестной конкуренции | И их понятие в условиях рыночных отношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.348 сек.