Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятия и категории групповой психотерапии




Изменения личности как эффект обучения и развития.

Терапевтические факторы групповой работы.

Понятия и категории групповой психотерапии.

ТЕМА 1.2. НАУЧНЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ.

 

Цель и задачи: изучение основных понятий и категорий групповой психотерапии, закономерностей личностных изменений в групповой психотерапии.

Групповая психотерапия как вполне самостоятельное направ­ление имеет и свой понятийный аппарат. В него входят в первую очередь такие понятия, как: роли, нормы, типы поведения, лидерст­во, групповой процесс.

Роль

Каждый человек в жизни невольно играет определенную роль, а точнее, даже несколько ролей: он и начальник и подчиненный, и муж и отец и т.п. Так как в психокоррекционную группу он при­ходит к еще незнакомым людям, то, как правило, из него «проглядывает» одна из его официальных ролей, например роль служащего того или иного общественного статуса. Однако в психокоррекционной группе ему придется «примерить» на себя дру­гую роль, что далеко не всегда и не всем легко удается.

Например, человеку, не привыкшему руководить, группа (именно сама группа!) может поручить роль лидера, а сложивше­муся начальнику, напротив, роль подчиненного. При этом нельзя сказать, что группа предлагает вам роль наобум - значит, что-то проглядывает в вас от того персонажа, который ей нужен в опре­деленном качестве: Вожака, Скептика, Нытика и др.

Чаще всего в группе выделяются роли-антиподы. Одни специа­листы (Лири, 1957) выделяют полярные профили соответственно противоположным чувствам, в некоторых случаях это делается исходя из противоположных эмоций: любовь - ненависть, сила -слабость, мягкость - жесткость и т.п. Другие рекомендуют боль­шее количество действующих лиц. Так, Келлерман (1979) выделя­ет четыре пары противоположностей: Романтик - Скептик («Фома неверующий»), Невиновный (никогда, ни в чем) - Козел отпущения; Философ (умудренный жизнью) - Наивный ребенок; Пуританин (подчеркнуто сдержанный в контактах и эмоциях) - Кооператор (объединяющий).

Считается, что психокоррекционная группа может нормально функционировать, лишь опираясь на противоположности. Слиш­ком мягкая, дружеская группа, в которой никто честно не скажет другому не всегда приятную правду, окажется искусственно изо­лированным коллективом с мнимым благополучием, через приз­му которого нельзя будет увидеть и тем более преодолеть реаль­ные проблемы. Напротив, слишком критичная группа, не соз­дающая атмосферу психологической защищенности, не позволит раскрыться ее членам и, значит, также не даст увидеть истинные причины внутренних и внешних конфликтов.

Необходимо, чтобы в группе сложилось оптимальное сочета­ние доброжелательности и критичности, то есть, с одной стороны, участники группы могут чувствовать рядом плечо товарища, но, с другой стороны, не должны рассчитывать, что их любое поведе­ние или высказывание получит поддержку, а не критику.

Норма

Понятие нормы в психокоррекционной группе не имеет прин­ципиального отличия от понятия любой групповой или общест­венной нормы. Каждое общество, сообщество и даже отдельная устоявшаяся группа имеет свои официально или неформально принятые нормы поведения, нарушение которых не одобряется группой, а к нарушителям применяются различного вида санкции. В свою очередь поведение в соответствии с групповыми нормами получает официальную или неформальную поддержку группы, а данный участник группы в различной мере закрепляет или повы­шает свой статус. То же самое относится и к психокоррекционным группам, в которых устанавливаются определенные нормы пове­дения с целью максимально эффективного выполнения данной группой стоящих перед ней задач.

Несмотря на отсутствие жесткой регламентации норм психо­коррекционных групп, они в большинстве своем имеют много общего и направлены главным образом на эффективное функцио­нирование группы в плане решения индивидуальных проблем вступивших в нее членов. Достаточно четко эти нормы изложены Б.Д.Карвасарским (1985).

«Каждый член психокоррекционной группы обязан:

- выполнять распорядок групповых занятий;

- говорить в группе обо всем открыто и искренне;

- не выносить за пределы группы того, что происходит во вре­мя групповых занятий;

- помогать товарищам по группе осознавать и изменять свой способ поведения, если он противоречит общепринятым нормам;

- отказаться от общих фраз, говорить о конкретных проблемах и переживаниях, как своих собственных, так и товарищей по группе, конкретно и по принципу «здесь и теперь».

-выслушивать мнения и советы членов группы, обдумывать их, но принимать решение самостоятельно». (Цит. по: Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. - 1997. - С. 321-322).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.