Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русское зарубежье




Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте пролетарский тип культуры.

2. В чем заключался практический смысл культурной революции?

3. Как отразились процессы национализации на судьбе культурного наследия «старой» России?

4. Каковы последствия огосударствливания образования?

5. Каким сферам культуры были отданы приоритеты?

6. Чем характеризуется состояние внутренней эмиграции, эскапизма?

7. Почему, на ваш взгляд, советская действительность породила творчество, «искажавшее социалистическую действительность»?

8. Какие произведения А.П.Платонова Вы знаете? Составьте отзыв на одно из прочитанных Вами произведений А.П. Платонова?

9. Какие произведения М.А.Булгакова Вам известны? Составьте отзыв на одно из известных вам произведений этого автора.

10. Объясните общий смысл понятий: «абстракционизм», «супрематизм», «конструктивизм», «аналитическое искусство», «авангардизм», «социалистический реализм».

 

 

Постоянное вмешательство партии в дела искусства, запрет на свобо­ду слова и печати, преследование старой интеллигенции привели к мас­совой эмиграции деятелей культуры. Родину покинули более двух миллионов россиян.

После Великой Октябрьской революции русская литература разделилась на три лагеря. Первый составили писатели, отказавшиеся принять революцию и продолжавшие трудиться за границей. Второй состоял из тех, кто принял социализм, прославлял революцию, выступив таким об­разом «певцами» новой власти. В третий вошли колеблющиеся: они то эмигрировали, то возвращались на родину. Их судьба была различной: одни смогли приспособиться и выжить в условиях Советской власти; другие, как А.Куприн (1870—1938), проживший в эмиграции с 1919 по 1937 г., вернулись, чтобы умереть на родине; третьи покончили жизнь самоубийством; наконец, четвертые были репрессированы. В первом лагере оказались деятели культуры, составившие ядро первой волны эмиграции.

Первая волна русской эмиграции — самая массовая и значительная по вкладу в мировую культуру XX в. В 1918-1922 гг. Россию покинули выходцы из всех классов и сословий: родовая знать, государственные и другие служилые люди, мелкая и крупная буржуазия, духовенство, интеллигенция, — представители всех художе­ственных школ и направлений (символисты и акмеисты, кубисты и фу­туристы). В Чехии, Германии, Франции они устраивались шоферами, официантами, мойщиками посуды, музыкантами в маленьких ресторан­чиках, продолжая считать себя носителями великой русской культуры. Постепенно выделилась специализация культурных центров русской эмиграции: Берлин был издательским центром, Прага - научным, Па­риж - литературной, духовной столицей русского зарубежья.

В 1921 -1952 гг. за границей выпускалось более 170 периодических изданий на русском языке, в основном по истории, праву, философии и культуре. В Париже Общество русских инженеров насчитывало 3 тыс. членов, Общество химиков - более 200 человек. За границей оказалось примерно 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления (С.Н.Виноградский, В.К.Агафонов, К.Н.Давыдов, П.А.Сорокин и др.). Внушителен список уехавших деятелей литературы и искус­ства (Ф.И.Шаляпин, СВ.Рахманинов, К.А.Коровин, Ю.П.Анненков, И.Л.Бунин и т. д.). Такая «утечка умов» не могла не привести к серьезно­му понижению духовного потенциала отечественной культуры.

В литературном зарубежье специалисты выделяют две группы литераторов: сформировавшиеся как творческие личности до эмиграции, в России и получившие известность уже за рубежом. В первую входят виднейшие русские писатели и поэты: Л.Андреев, К.Бальмонт, И.Бунин, 3.Гиппиус, Б.Зайцев, А.Куприн, Д.Мережковский, А.Ремизов, И.Шмелев, В.Ходасевич, М.Цветаева, Саша Черный. Наиболее известным среди них был, пожалуй, И.А.Бунин (1870-1953) - почетный академик Петер­бургской академии наук (1909), лауреат Нобелевской премии (1933).

Вторую группу составили литераторы, которые ничего или почти ничего не напечатали до эмиграции в России. Это В.Набоков, В.Варшавский, Г.Газданов, А.Гингер, Б.Поплавский. Самым выдающимся среди них был В.В.Набоков (1898-1977), в 1919 г. эмигрировавший из России сначала в Европу, а затем (1940) в США. Набоков великолепно владел как русским литературным, так и английским языками.

В эмиграции оказались не только писатели, но и выдающиеся русские философы: Н.Бердяев, С.Булгаков, С.Франк, А.Изгоев, П.Струве, Н.Лосский и др. Мировым признанием пользовался один из последних русских философов серебряного века Н.О.Лосский (1870-1965), крупнейший представитель интуитивизма и персонализма. Одним из центров русского философского зарубежья, где продолжались традиции филосо­фии серебряного века, была Прага. В 1922 г. здесь был организован Рус­ский юридический факультет при Карловом университете. Среди русских преподавателей числились П.Струве, П.Новгородцев, С.Булгаков, В.Вернадский, И.Лапшин, Н.Лосский, Г.Флоровский, В.Зеньковский.

Самым продуктивным и популярным мыслителем в Европе был Н.А.Бердяев (1874-1948), оказавший огромное влияние на развитие европейской философии. Широкая европейская известность позволила Бердяеву выполнить весьма специфическую роль - служить посредни­ком между русской и западной культурами. Он знакомится с ведущими западными мыслителями (М.Шелер, Ж.Маритен, Г.О.Марсель, Л.Лавель и др.), устраивает межконфессиональные встречи католиков, про­тестантов и православных (1926-1928), регулярные собеседования с ка­толическими философами (30-е годы), участвует в культурфилософских собраниях и конгрессах. Бердяев - автор около 40 книг, в том числе «Смысл творчества» (1916), «Русская идея» (1948), «Самопознание» (1949) и других, переведенных на многие языки мира.

Теоретическим результатом пребывания русских мыслителей на За­паде явилось самобытное учение - евразийство. Среди его сторонников и авторов — лингвисты Я.Трубецкой и Р.Якобсон, философы Л.Карсавин, С.Франк, историки Г.Вернадский и Г.Флоровский, правовед Я.Алексеев, религиозный писатель В.Ильин, ученые и публицисты - П.Сувчинский, Д.Святополк-Мирский, П.Савицкий. В 1921 г. появился первый коллективный сборник евразийцев «Исход к Востоку». Идеи евразийства, пер­воначально достаточно разнородные (1921-1924), постепенно, к 30-м го­дам, приобретали законченный вид. Во Франции, Германии, Англии, Че­хословакии, Китае сложились евразийские центры, выпускавшие сборники, хроники, монографии и статьи. Концепция евразийства тесно связана с идеями славянофилов и уходит своими корнями в сложившую­ся в XVI в. теорию «Москва — Третий Рим».

Историко-философская и геополитическая док­трина евразийства, следуя идеям поздних славянофилов (Я.Я.Данилев­ский, Я.Я.Страхов, К.Н.Леонтьев), во всем противопоставляла истори­ческие судьбы, задачи и интересы России и Запада и трактовала Россию как «Евразию», особый срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры. На первом этапе движения евразийцы осущест­вили ряд плодотворных историко-культурных разработок, однако затем евразийство все более приобретало политическую окраску, наследуя «сменовеховство» в признании закономерности русской революции и оправдании большевизма.

Первая волна русской эмиграции, пережив свой пик на рубеже 20-30-х годов, сошла на нет в 40-х. Ее представители доказали, что рус­ская культура может существовать и вне России. Русская эмиграция со­вершила настоящий подвиг — сохранила и обогатила традиции русской культуры в чрезвычайно трудных условиях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.