Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобальные проблемы современной культуры




Судьба культуры на рубеже веков (XX-XXI вв.)

Лекция 15

Вопросы для самоконтроля

1.Объясните основное содержание понятий: тоталитаризм, диссидентство, массовая культура, ритуал.

2.В каком типе культуры заинтересовано тоталитарное государство?

3.Как влияет тоталитарное государство на культуру, формированию каких стилей способствует?

4.Противоречивы ли отношения культуры и демократического государства?

5.Возможен ли союз культуры и тоталитаризма (власти)? Каковы нравственные потери или приобретения от подобного союза?

6.Существуют ли в окружающей Вас культурной реальности прообразы тоталитаризма?

7.Почему против государственной власти нередко выступает интеллигенция?

8.Как и когда появился тоталитаризм и в чем его сущность? В чем заключаются наиболее характерные проявления тоталитаризма в области культуры?

 

Характерной чертой всей постин­дустриальной культуры второй половины XX века стал постмодер­низм. Настоящее как модерновое соотносилось в Новое время с прошлой культурой. Постмодернизм стал утверждать новое понимание (или толкование) бытия, человека, его души и совести, боже­ственного, многих других признаков культуры общества и культурности человека - вне связи с прошлым историческим развитием.

Постмодернизм сегодня определяется как характеристика современной культуры, связанная с фундаментальными сдвигами в формах мышления и направлении исследовательских интересов. Такие проблемы, как интимная жизнь человека, безумие, критическое отношение к Просвещению и рациональности, отказ от онтологии и обращение к чувственности, ко всей психике человека, описание действительности «в на­туральности», без каких-либо интерпретаций и замалчивания, стали центральными в постмодернистском осмыслении природы, человека и общества, культурности людей. Произошло размывание граней между дозволенным и недозволенным, эстетическим и неэстетическим, моральным и аморальным, искусством и неискусством.

Постмодернистские позиции в мировоззрении людей, в искусстве, во всей духовной культуре приводят, с одной стороны, к переосмыслению всей современной культуры общества, к утверждению критического отношения к действительности как основной доминанты. А с другой - постмодернизм размывает границы культуры и культурности.

Подобная ситуация может стать опасной для дальнейшего существования планетарной цивилизации. Общество не может долго существовать в условиях интеллектуальной и чувственной разобщенности, культура при вседозволенности суждений и оценок, поступков и дейст­вий рано или поздно погибнет. Уже сегодня постмодернистский подход к культуре многими не поддерживается, так как он не согласуется с преемственностью, гуманизмом и миротворчеством, с неотложностью решения глобальных и других проблем, поддержанием в обществе порядка, с нравственной и правовой регуляцией жизни людей.

В искусстве постмодернизм проявляется в деконструкции форм и стилей творчества художников, скульпторов, музыкантов прошлого. Широко применяется произвольная трактовка сюжетов, обезображива­ние или примитивизация произведений, на неестественные элементы разъединяется целое - портрет, пейзаж, скульптура и т.п. На картине С.Дали «Венера Милосская с ящиками» богиня любви предстает перед зрителями с непонятными чуждыми сюжету ящиками в области лба, гру­ди, живота. Современные компьютерные «трактовки» произведений В.Сурикова, В.Перова и других отечественных художников представля­ют персонажей картин на роликовых коньках, в спортивной современ­ной атрибутике, с государственной символикой царской России, совет­ского времени или настоящей России. Вольное обращение с классическими образцами искусства прошлых эпох - особенность пост­модернизма. Еще одна особенность - не ограниченная ничем свобода творчества. Искусство и его признаки, критерии приобретают ярко выраженную субъективную, индивидуально-личностную трактовку. Еди­ное, традиционное, типичное, общепринятое в искусстве постмодернизм отвергает.

Дух индивидуального выражения в искусстве и индивидуаль­ного потребления становится в нем главным и единственным.

Особенностью функционирования современного искусства в мировом сообществе является более тесное его взаимодействие с народным художественным творчеством. Эпос, прикладное народное художествен­ное творчество, магия и гадания, народная музыка и другие формы по­лучили теоретическое осмысление в работах специалистов, само профес­сиональное творчество часто обращается к «истокам» - фольклору, мифологии, древним верованиям. Данная особенность часто проявляет­ся в трудно объяснимом синтезе научных исследований, творчества современных представителей искусства и мистики, экстрасенсорики, ворожбы, медитации, виртуальности, заговоров, парапсихологии и полтергейста. Она также подчеркивает многообразие современного искусства и всей духовной культуры.

Явлением XX века стала массовая (популярная) культура. Это вид специализированного и коммерциализованного художественного творчества с широким использованием современных записывающих и воспроизводящих технических средств. Массовая культура представляет собой потребление музыкально-художественной, в основном, культуры большими массами людей, прежде всего — молодежью. Движущей силой ее является «спрос-предложение» на рынке художественно-эстетических услуг. Продукция массовой культуры создается, как правило, высококлассными специалистами, хотя не исключены массовые подделки и низкопробные «шедевры». Это высокодоходная сфера художественного творчества. Она способна производить сильное воздействие на потребителей, подчинять их психику массовым влечениям, модным формам и стилям, удерживать в духовном мире важные для заказчиков массовой культуры ценности и устремления.

В ряде случаев массовая культура используется для психологической обработки сознания молодежи, других слоев общества. Но она может и отвлекать потребителей от острых проблем и трагизма жизни, помогать лег­че переносить неудачи, удовлетворять художественно-эстетические потребности.

Массовая культура соотносится с элитарной духовной культурой, которая возникла значительно раньше. Сегодня элитарная культура во многом взаимодействует и интегрируется с корпоративной или узко-профессиональной культурой. В связи с глубоким социальным и имущественным расслоением современного российского общества, элитарная культура получила существенное развитие.

Еще одной чертой и особенностью культуры мирового сообщества является формирование информационной культуры. Важно подчеркнуть, что информационный компонент функционирования планетарного общества, который получил название «информационное об­щество», в основных элементах и признаках уже создан. Культурность проявления информационной жизни современного общества еще пред­стоит утвердить.

Информационная жизнь общества существовала всегда. Но самостоятельный статус и определяющую роль она приобрела с созданием техни­ческих систем получения, обработки, хранения и использования информа­ции. Первую передающую телевизионную трубку создал В.Зворыкин в 1933 г., компьютер был создан в 1947 году, транзистор - в 1948 г. Автоматизация в компьютерных системах утвердилась с конца пятидеся­тых годов. Экспертно-контрольные системы появились в 1976 г. Компьютер­ная техника развивается чрезвычайно быстрыми темпами. Поэтому XXI век называют не только гуманистическим, но и информационным.

Существует и другая точка зрения, согласно которой информационное сообщество возникло на рубеже XIX-XX веков. Индустриализация XVII-XIX веков потребовала новых форм управления и контроля. Такой новой формой стала информация и ее использование. Информационные взаимодействия в индустриальном производстве и самом обществе опре­делили новый механизм материального и духовного производства, новый облик культуры. С применением информации одновременность и единст­во мирового социокультурного процесса дополнились синхронизацией развития локальных культур. Ее использование в телефонной связи и ком­пьютерах, телевидении, аудио и видеотехнологиях расширяет коммуни­кационные сети человечества от межличностных до международных, от традиционных до интернета, от земных до космических.

В информацион­ном обществе мировая культура реализует как свое единство, так и много­образие. Единое информационное пространство позволяет гармонично соотносить общечеловеческое и национально-особенное в культуре.

Главная тенденция современной культуры связана с глубокой деформацией чувства гармонии, с дальнейшим расщеплением целостного сознания. Абсолютизация роли науки погрузила человека в состояние полной неопределенности относительно смысла жизни. Расширение техносферы не привело к гармонизации общества.

Таким образом, культура XIX-XX столетий чрезвычайно многообразна и многолика. Она имеет кризисные процессы и прорывы в буду­щее. Она гуманистична и непримиримо воинственна, традиционна и но­ва. Материальная и духовная культура мирового сообщества представляет собой сегодня результат гигантского созидательно-творческого труда многих поколений, народов и государств. Создана грандиоз­ная «вторая природа», которая сегодня составляет главную среду, содер­жание и способ жизнедеятельности человечества. Несмотря на многие нерешенные проблемы и жизнь людей, характеризующуюся выживанием, она имеет перспективы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.